Психотерапия функциональных расстройств. Невроз и психогении Невроз (И.П. Павлов) - болезненное состояние, вызванное функциональными воздействиями, т.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психотерапия функциональных расстройств. Психосоматика и психотерапия. В.В. Шишков врач-психотерапевт высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент.
Advertisements

Лекция 6 Поведенческий подход в консультировании и психотерапии.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
презентация Здравствуй, песок
Игротерапия это метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п. В основе различных.
Спортивная деятельность в работе классного руководителя.
Подготовила студентка 1 курса СДО 13 группа Земскова Валерия Тамбов 2018.
М ЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ.
Г ЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ З ИГМУНДА Ф РЕЙДА. П СИХОАНАЛИЗ. Работу выполнила студентка 21 группы: Цаплина Дарья.
Внутриличностные конфликты ГБОУ РС (Я) «РЛЦП и МСРИ» Выполнил: Владимиров Дь. гр.«Контролер СБ»
Выполнил студент Группы 12 СЗ: Шибазиев Айдир. Алкоголи́зм заболевание, частный случай проявления токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием.
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание В.П. Критская, Т.К. Мелешко, Ю.Ф. Поляков М.; Изд-во МГУ, 1991.
Социальные статусы и роли Урок Домашнее задание § 4 читать, ответить на вопросы; Устно ответить на вопросы ; Ответить на вопросы к тексту.
Психология физической культуры. Выделяется три стадии проявления стресса: Тревога, Резистентность, Истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал.
В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой.
МЕНЕДЖМЕНТ «Управление конфликтами и стрессами». Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus столкновение) столкновение противоречивых или несовместимых.
Подготовил Голобородько Евгений.
Транксрипт:

Психотерапия функциональных расстройств

Невроз и психогении Невроз (И.П. Павлов) - болезненное состояние, вызванное функциональными воздействиями, т. е. не соматической болезнью, травмой, отравлением и т. п., а трудностью жизненных задач. (соматика = почва для невроза, а сама болезнь – невроз – вызывается психогенией)Невроз (И.П. Павлов) - болезненное состояние, вызванное функциональными воздействиями, т. е. не соматической болезнью, травмой, отравлением и т. п., а трудностью жизненных задач. (соматика = почва для невроза, а сама болезнь – невроз – вызывается психогенией) Психогении - болезненные изменения высшей нервной деятельности, вызванные перенапряжением (дисстрессом), возникающим вследствие различных обстоятельств и требований жизни.Психогении - болезненные изменения высшей нервной деятельности, вызванные перенапряжением (дисстрессом), возникающим вследствие различных обстоятельств и требований жизни. НО: Невроз - возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека, то есть тогда, когда психотравма наносит своеобразный удар по locus minoris resistencia (месту наименьшего сопротивления) данного индивида, и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии признаков психоза.НО: Невроз - возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека, то есть тогда, когда психотравма наносит своеобразный удар по locus minoris resistencia (месту наименьшего сопротивления) данного индивида, и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии признаков психоза.

Для невроза характерно: Для невроза характерно: 1. обратимость патологических нарушений, независимо от длительности существования симптома;1. обратимость патологических нарушений, независимо от длительности существования симптома; 2. психогенная природа заболевания, которая определяется существованием связи (содержательной и временной) между клинической картиной невроза, особенностями системы отношений и патогенной конфликтной ситуацией для данного конкретного больного;2. психогенная природа заболевания, которая определяется существованием связи (содержательной и временной) между клинической картиной невроза, особенностями системы отношений и патогенной конфликтной ситуацией для данного конкретного больного; 3. наличие у пациента критики к своему состоянию;3. наличие у пациента критики к своему состоянию; 4. специфичность клинических проявлений, состоящая в преобладании эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств.4. специфичность клинических проявлений, состоящая в преобладании эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств.

Типы невротических конфликтов: ИстерическийИстерический «Хочу во что бы то ни стало!» (чрезмерно завышенные претензии личности, сочетающиеся с недооценкой или полным игнорированием объективной реальности).«Хочу во что бы то ни стало!» (чрезмерно завышенные претензии личности, сочетающиеся с недооценкой или полным игнорированием объективной реальности). Обсессивно-психастеническийОбсессивно-психастенический «Хочу, но сомневаюсь» (противоречивые внутренние потребности личности, борьба между желанием и долгом, между своими же моральными принципами и личными привязанностями или желаниями).«Хочу, но сомневаюсь» (противоречивые внутренние потребности личности, борьба между желанием и долгом, между своими же моральными принципами и личными привязанностями или желаниями). НеврастеническийНеврастенический «Хочу, но не могу!» (противоречие между реальными возможностями личности с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе – с другой).«Хочу, но не могу!» (противоречие между реальными возможностями личности с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе – с другой).

Методы психотерапии (Поведенческая психотерапия) Синонимы: условно-рефлекторная психотерапия или терапия стимула и реакции.Синонимы: условно-рефлекторная психотерапия или терапия стимула и реакции. Во многих случаях (L.J. Sigel (1983)), методики поведенческой терапии, направленные на исправление болезненных вегетативных и висцеральных реакций посредством выработки условно-рефлекторных механизмов, приводят к быстрому улучшению даже при самых серьезных отклонениях. Поскольку эти методы органично сочетаются практически со всеми другими методами и методиками, то мы продолжаем их применять во время психотерапевтических сеансов и занятий, как индивидуально, так и в группе.Во многих случаях (L.J. Sigel (1983)), методики поведенческой терапии, направленные на исправление болезненных вегетативных и висцеральных реакций посредством выработки условно-рефлекторных механизмов, приводят к быстрому улучшению даже при самых серьезных отклонениях. Поскольку эти методы органично сочетаются практически со всеми другими методами и методиками, то мы продолжаем их применять во время психотерапевтических сеансов и занятий, как индивидуально, так и в группе. Одной из методик поведенческой психотерапии является методика систематической десенсибилизации страхов, например, с помощью рисунков или игр, когда пациент, собственноручно прорисовывая или проигрывая ту или иную фобию, тем самым как бы получает своеобразную прививку от этой фобии; реально столкнувшись с ее объектом в будущем, он перестанет испытывать страх.Одной из методик поведенческой психотерапии является методика систематической десенсибилизации страхов, например, с помощью рисунков или игр, когда пациент, собственноручно прорисовывая или проигрывая ту или иную фобию, тем самым как бы получает своеобразную прививку от этой фобии; реально столкнувшись с ее объектом в будущем, он перестанет испытывать страх. Фединг, наводнение, парадоксальная интенция и др.Фединг, наводнение, парадоксальная интенция и др.

Методы психотерапии (Поведенческая психотерапия) Систематическая ДесенсибилизацияСистематическая Десенсибилизация Предложенная Вольпе (Wolpe J., 1952), является исторически одним из первых методов, положившим начало широкому распространению поведенческой психотерапии. Разрабатывая свой метод, автор исходил из следующих положений. Неадаптивное поведение человека, в том числе невротическое, включающее интерперсональное поведение, в значительной своей части определяется тревогой и поддерживается снижением ее уровня. Действия, совершаемые в воображении, можно приравнять к действиям, совершаемым человеком в реальности. Воображение в состоянии релаксации не является исключением из этого положения. Страх, тревога могут быть подавлены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антагонистичные страху. Произойдет противообусловливание не вызывающий страх стимул погасит прежний рефлекс. В экспериментах на животных таким противообусловливающим стимулом является кормление. У человека одним из действенных стимулов, противоположных страху, является релаксация.Предложенная Вольпе (Wolpe J., 1952), является исторически одним из первых методов, положившим начало широкому распространению поведенческой психотерапии. Разрабатывая свой метод, автор исходил из следующих положений. Неадаптивное поведение человека, в том числе невротическое, включающее интерперсональное поведение, в значительной своей части определяется тревогой и поддерживается снижением ее уровня. Действия, совершаемые в воображении, можно приравнять к действиям, совершаемым человеком в реальности. Воображение в состоянии релаксации не является исключением из этого положения. Страх, тревога могут быть подавлены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антагонистичные страху. Произойдет противообусловливание не вызывающий страх стимул погасит прежний рефлекс. В экспериментах на животных таким противообусловливающим стимулом является кормление. У человека одним из действенных стимулов, противоположных страху, является релаксация. Поэтому, если обучить пациента глубокой релаксации и в этом состоянии побудить его вызвать в воображении стимулы, обусловливающие все большую степень тревоги, произойдет десенсибилизация пациента и к реальным стимулам или ситуациям, вызывающим страх. Такова была логика обоснования этого метода. Однако эксперименты, основанные на двухфакторной модели избегания, показали, что механизм действия С. д. включает и столкновение с ситуацией, прежде вызвавшей страх, реальное тестирование ее, помимо противообусловливания. Сама методика относительно проста: у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызываются представления о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем посредством углубления релаксации пациент снимает возникающую тревогу. В воображении представляются различные ситуации от самых легких к трудным, вызывающим наибольший страх. Процедура заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать у пациента страх.Поэтому, если обучить пациента глубокой релаксации и в этом состоянии побудить его вызвать в воображении стимулы, обусловливающие все большую степень тревоги, произойдет десенсибилизация пациента и к реальным стимулам или ситуациям, вызывающим страх. Такова была логика обоснования этого метода. Однако эксперименты, основанные на двухфакторной модели избегания, показали, что механизм действия С. д. включает и столкновение с ситуацией, прежде вызвавшей страх, реальное тестирование ее, помимо противообусловливания. Сама методика относительно проста: у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызываются представления о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем посредством углубления релаксации пациент снимает возникающую тревогу. В воображении представляются различные ситуации от самых легких к трудным, вызывающим наибольший страх. Процедура заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать у пациента страх.

Поведенческая терапия (Парадоксальное Вмешательство Парадоксальное Вмешательство - (paradoxical intervention) представляет собой тактические приемы психотерапии, внешне противоречащие целям, для достижения которых они предназначены.Парадоксальное Вмешательство - (paradoxical intervention) представляет собой тактические приемы психотерапии, внешне противоречащие целям, для достижения которых они предназначены. В соответствии с классическим определением терапевтической двойной связи или терапевтического парадокса, "предписание структурировано таким образом, чтобы оно:В соответствии с классическим определением терапевтической двойной связи или терапевтического парадокса, "предписание структурировано таким образом, чтобы оно: а) подкрепляло поведение, изменения которого ожидает больной,а) подкрепляло поведение, изменения которого ожидает больной, б) подразумевало, что это подкрепление является средством изменения, б) подразумевало, что это подкрепление является средством изменения, в) тем самым создавало парадокс, поскольку от пациента требуют измениться, оставаясь прежним". в) тем самым создавало парадокс, поскольку от пациента требуют измениться, оставаясь прежним".

Методы психотерапии (Поведенческая психотерапия) Негативное Воздействие По ДенлапуНегативное Воздействие По Денлапу Относится к приемам поведенческой психотерапии. Денлап (Dunlap K., 1928) выдвинул положение о том, что от "дурной привычки" можно избавиться, если многократно сознательно повторять то привычное действие, от которого хочешь освободиться, и предложил соответствующую этому положению методику негативного воздействия. В 1942 г. он опубликовал приемы лечения навязчивых действий, тиков, энуреза (??), эзофагоспазма, некоторых форм заикания и др.Относится к приемам поведенческой психотерапии. Денлап (Dunlap K., 1928) выдвинул положение о том, что от "дурной привычки" можно избавиться, если многократно сознательно повторять то привычное действие, от которого хочешь освободиться, и предложил соответствующую этому положению методику негативного воздействия. В 1942 г. он опубликовал приемы лечения навязчивых действий, тиков, энуреза (??), эзофагоспазма, некоторых форм заикания и др. А. М. Свядощ (1982) считает, что один из механизмов, объясняющих лечебный эффект данной методики, заключается в том, что нежелательные моторные навыки, навязчивые движения, тики, гиперкинезы совершаются автоматически, без активного контроля сознания. Если же больной сам их многократно сознательно повторяет, то они приобретают новое качество: движение протекает на другом, более высоком уровне, превращается в осмысленное действие, подчиняющееся контролю сознания, и может быть произвольно заторможено.А. М. Свядощ (1982) считает, что один из механизмов, объясняющих лечебный эффект данной методики, заключается в том, что нежелательные моторные навыки, навязчивые движения, тики, гиперкинезы совершаются автоматически, без активного контроля сознания. Если же больной сам их многократно сознательно повторяет, то они приобретают новое качество: движение протекает на другом, более высоком уровне, превращается в осмысленное действие, подчиняющееся контролю сознания, и может быть произвольно заторможено.

Выбор основного метода психотерапевтического воздействия будет зависеть от ряда факторов: степени тяжести расстройства функциистепени тяжести расстройства функции наличия или отсутствия возможности функциональной компенсации за счет усиления влияния коры головного мозганаличия или отсутствия возможности функциональной компенсации за счет усиления влияния коры головного мозга давности заболеваниядавности заболевания эго-синтонности или эго-дистонности болезниэго-синтонности или эго-дистонности болезни возраста пациентавозраста пациента уровня его интеллекта и вниманияуровня его интеллекта и внимания настроя самого пациента и (или) его родителей на тот или иной метод лечениянастроя самого пациента и (или) его родителей на тот или иной метод лечения

Так для дошкольников, как правило, базовым методом будет игровая психотерапия, проводимая как индивидуально, так и в группе, а также в рамках семейной психотерапии. Как разновидность игровой терапии у подростков применяется психодрама, во время которой можно освободиться от своих переживаний, отреагировав на них во время «импровизации».Так для дошкольников, как правило, базовым методом будет игровая психотерапия, проводимая как индивидуально, так и в группе, а также в рамках семейной психотерапии. Как разновидность игровой терапии у подростков применяется психодрама, во время которой можно освободиться от своих переживаний, отреагировав на них во время «импровизации». Психотерапевтические техники, оказывающих влияние в первую очередь на функцию того или иного органа, т.н. методы психической регуляции и саморегуляции (самовнушение, аутогенная тренировка, гетеротренинг, релаксационные техники, телесно-ориентированная терапия и др.) у дошкольников должны быть органично «вплетены» в игровую терапию.Психотерапевтические техники, оказывающих влияние в первую очередь на функцию того или иного органа, т.н. методы психической регуляции и саморегуляции (самовнушение, аутогенная тренировка, гетеротренинг, релаксационные техники, телесно-ориентированная терапия и др.) у дошкольников должны быть органично «вплетены» в игровую терапию.

Преимущества гипносуггестивной терапии Возможность симптом-центрированного воздействия, что, как правило, отвечает запросу пациента и (или) его родителейВозможность симптом-центрированного воздействия, что, как правило, отвечает запросу пациента и (или) его родителей Возможность поднять порог устойчивости пациента к стрессу, сделать его не столько внешне, сколько внутренне спокойным, невосприимчивым к целому ряду неблагоприятных психогенных факторов, добившись таким образом дезактуализации вызывающих стресс переживанийВозможность поднять порог устойчивости пациента к стрессу, сделать его не столько внешне, сколько внутренне спокойным, невосприимчивым к целому ряду неблагоприятных психогенных факторов, добившись таким образом дезактуализации вызывающих стресс переживаний

Преимущества гипносуггестивной терапии (продолжение): Сочетаемость со всеми другими методами психотерапии, прежде всего рациональной и поведенческойСочетаемость со всеми другими методами психотерапии, прежде всего рациональной и поведенческой Возможность проведения гипноанализа, гипнокатарсиса, возрастной регрессии, возрастной прогрессииВозможность проведения гипноанализа, гипнокатарсиса, возрастной регрессии, возрастной прогрессии Сочетаемость с другими видами терапии, фармакотерапиейСочетаемость с другими видами терапии, фармакотерапией Возможность (при необходимости) на фоне достижения хороших результатов мотивировать пациента и его родителей на семейную терапию с целью достижения стойкого результатаВозможность (при необходимости) на фоне достижения хороших результатов мотивировать пациента и его родителей на семейную терапию с целью достижения стойкого результата Абсолютная безопасность для здоровых людей, для пациентов неврозами (как общими, так и системными), пациентов с психосоматическими расстройствамиАбсолютная безопасность для здоровых людей, для пациентов неврозами (как общими, так и системными), пациентов с психосоматическими расстройствами Возможность (в процессе очных сеансов) обучения детей и подростков методам психической саморегуляцииВозможность (в процессе очных сеансов) обучения детей и подростков методам психической саморегуляции