О Концепции математического образования в России Лукичева Е.Ю., к.п.н., доцент, заведующий кафедрой физико-математического образования СПб АППО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Правительству Российской Федерации: а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:… разработку и утверждение в декабре 2013 г.
Advertisements

О результатах реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на годы в 2015 году и задачах.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Обновление системы дошкольного образования. Задача: воспитание «нового человека», конкурентоспособной личности. Черты конкурентоспособной личности: Исследователи.
Концепция развития математического образования в Российской Федерации.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Центр создан 1 августа 2000 г. приказом департамента общего и профессионального образования администрации Костромской области.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Кадровый потенциал ( связан с рядом проблем и мотивационного характера ) Недостаточное обеспечение реальной дифференциации и индивидуализации.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря.
Реализация Концепции развития математического образования в Магдагачинском районе.
Обеспечение устойчивого развития муниципальной системы качественного и доступного образования, в соответствии с требованиями инновационного развития экономики.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Развитие сети федеральных инновационных площадок (ФИП). Общественное обсуждение направлений деятельности сети ФИП: от дошкольного до профессионального.
Разработка и внедрение модульного обучения в рамках реализации инновационной образовательной программы Санкт-Петербург 2008 г. Российский государственный.
Транксрипт:

О Концепции математического образования в России Лукичева Е.Ю., к.п.н., доцент, заведующий кафедрой физико-математического образования СПб АППО

Указ Президента РФ В. В. Путина 599, от 7 мая 2012 г. «О разработке Концепции развития математического образования в РФ»

Ключевые вопросы Математика, как элемент национальной идеи Математика, как общекультурный компонент образования. Какие разделы математики вносят наибольший вклад? Нет детей, неспособных к математике Какой должна быть мотивация и как ее достигать? Как говорить о месте математики в жизни выпускников? «Универсальность» отметки и индивидуализация образовательного процесса Математическая машина – компьютер: основной вызов системе математического образования Можно ли повысить результаты без повышения нагрузки? Школы-лидеры и учителя-лидеры. Что и как поддержать?

ЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И В РОССИИ Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни. Изучение и преподавание математики играет системообразующую роль в образовательной системе. Качественное математическое образование граждан существенным образом улучшает как их повседневную жизнь, так и экономический потенциал страны и ее обороноспособность. И развитые страны (США, ЕС), и страны, совершающие рывок в технологическом развитии (КНР, Южная Корея, Индия), вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования.

Проблемы современного математического образования Система математического образования, сложившаяся в России, является прямым наследником советской системы, перенявшим как ее достоинства, так и серьезные недостатки. В процессе социальных изменений 1990-х годов обострились имевшиеся и накопились новые проблемы, которые можно условно разделить на следующие группы: Низкая мотивация учащихся и студентов Избыточное единство требований к результатам образования Моральное старение содержания обучения Отрыв вузовского образования от современной науки и общее падение их уровня

Стратегическая цель данной концепции – не только восстановить былые позиции, но и выйти на качественно новый уровень в математическим образовании и математической науке, что позволило бы России занять одно из лидирующих мест в мировой науке, технологии, экономике.

Для этого математическое образование должно обеспечить: – Достижение всеобщей математической грамотности, необходимой для успешной жизни в современном обществе. – Подготовку квалифицированных специалистов, способных решать прикладные задачи. – Кадровые и научно-технологические потребности отраслей, занятых решением проблем обороноспособности и безопасности страны. – Развитие математики, науки и культуры в целом. – Поддержку и развитие самой системы математического образования, воспроизводство и совершенствование учительских и преподавательских кадров.

КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ КОНЦЕПЦИИ Общие цели В области высшего и последипломного образования и математической науки В области основного общего и среднего общего образования В области дошкольного образования Математическое просвещение, популяризация и дополнительное образование

На ступенях основного и среднего образования необходимо ввести три уровня требований к результатам математической подготовки выпускников, соответствующих их личным и общественным запросам: Первый уровень – знания, необходимые для успешной жизни в современном обществе; Второй уровень – знания, необходимые для прикладного использования математики в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности; Третий уровень – знания, необходимые для подготовки к творческой работе в математике и смежных научных областях. Необходимо обеспечить каждому учащемуся, независимо от места и условий проживания, возможности достижения любого из уровней математического образования.

Совершенствование содержания математического образования должно опираться на опережающее совершенствование подготовки кадров. Содержание и методика преподавания должны учитывать и активно использовать связь познавательной деятельности учащихся с современной информационной средой.

НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ Высшее и последипломное образование, математическая наука В области поддержки институтов и факультетов. Определение минимальных требований к уровню математической подготовки абитуриентов математических специальностей, а также направлений, для которых математика является профильным предметом. Предоставление возможности увеличивать число бюджетных мест в бакалавриате и магистратуре по математическим специальностям на факультетах, осуществляющих высококачественные современные образовательные программы.

НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ Создание российских баз данных по результатам исследовательской деятельности в области математики и математического образования и на их основе разработка системы измерения эффективности исследовательской работы и преподавания. Обеспечение дополнительного федерального финансирования образовательных программ мирового уровня на основании объективных независимых критериев и экспертных оценок, включающих, в том числе, уровень научных результатов магистров и аспирантов и публикационную активность преподавателей.

НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ В области международной интеграции. Обеспечение благоприятного режима с визами и разрешениями на работу для студентов-математиков и математиков-исследователей со всего мира. Доведение максимальной продолжительности аспирантуры по математическим направлениям до четырех лет. Проектирование и строительство на конкурсной основе 3 – 5 международных математических центров

НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ В области информационных и публикационных технологий Поддержка дистанционного образования на основе современных технологий, федеральная поддержка разработки отечественных и участия в ведущих международных системах Обеспечение доступности математических знаний и математического образования любого уровня на русском языке через открытые интернет-ресурсы и печатные издания Создание общедоступной библиотеки оцифрованной математической литературы. Создание федеральной системы подписки на международные ресурсы

НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ : Дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование Выделение трех уровней математической подготовки Освоение учащимися второго и третьего уровня математической подготовки должно поддерживаться отдельным федеральным и региональным заказом. Для каждого уровня требований необходимо конкретизировать примерное содержание математического образования в виде общедоступных баз учебных и контрольных заданий. Необходимо обеспечить согласованность формулировок основных математических утверждений, определений и терминов в учебниках по математике

НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ Увеличение в структуре содержания доли таких разделов как «Геометрия», «Элементы статистики и теории вероятностей», «Логика». Создание механизмов компенсирующего математического образования в виде поддержки школьников во внеурочное время, как в виде очных занятий, так и через сеть интернет- курсов. Допускается отказ от полного дедуктивного построения общеобразовательных школьных программ по математике. Дедуктивный курс математики может лежать в основе обучения на высоком уровне.

НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ Для эффективной реализации программы уровневого обучения необходима создание системы мониторинга индивидуальных учебных траекторий обучающихся, начиная с первого года обучения. Создание государственной сертификации достижения уровней школьной математической подготовки Система итоговой аттестации по математике должна оценивать достижение выбранного уровня математической подготовки. Для учащихся, достигших выбранного уровня математической подготовки в основной школе и не претендующих на достижение следующего уровня, на ступени старшей школы должна быть предусмотрена возможность развивающего общекультурного обучения математике.

НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ Для учащихся, не достигших к окончанию основной школы, уровня математической подготовки, необходимого для успешной жизни в обществе, дальнейшее математическое образование на старшей ступени средней школы должно проводиться по компенсирующим программам, позволяющим достичь этого уровня и успешно подготовиться к выполнению сертификационных испытаний (?). Вступительные требования к математической подготовке абитуриентов вузов должны быть приведены в соответствие с уровневой системой школьного математического образования.

НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ Никакое изменение содержания математического образования не должно сопровождаться сокращением объема интеллектуальной деятельности. Необходимо усиление роли творческих заданий в образовательном процессе Необходимо сохранять лучшие традиции российского математического образования и учительства, которые предписывают найти и раскрыть потенциал каждого учащегося, никогда не оставляя попыток разбудить в учащемся любопытство и вкус к знаниям.

Подготовка и переподготовка кадров: Поддержка лидеров математического образования, осуществляющих высококачественную подготовку учащихся школ, а также ведущих активную методическую, просветительскую работу. Создание качественно новой системы непрерывного повышения квалификации и методической поддержке учителей (?). Работа по направленному поиску будущих учителей, повышение привлекательности учительской профессии для наиболее подготовленных студентов математических факультетов университетов и педагогических вузов.

Подготовка и переподготовка кадров: Стимулирование участия ведущих учёных, преподавателей вузов в методической и учебной работе средней школы Необходима федеральная и региональная поддержка среды развития учащихся, одаренных в области математики, включающую поддержку кружков, летних и зимних школ, специализированных школ и школ- интернатов, в том числе при ведущих университетах, системы математических соревнований.

Математическое просвещение, дополнительное образование и популяризация математики Необходимы следующие меры: государственная поддержка издания популярной математической и естественнонаучной литературы для детей и школьников разных возрастов, а также для взрослых; создание и внедрение массовых популярных лекций по математике и её приложениям на телевидении и в Интернете, радиопрограмм с привлечением ведущих ученых и популяризаторов науки; государственная поддержка энтузиастов популяризации математики на всех уровнях от школьных кружков до всероссийских проектов.

Комплексе индикаторов Будет фиксироваться численность выпускников, выбирающих дальнейшее образование или профессиональную деятельность с тем или иным местом математики в них. Будет измеряться динамика качества математических знаний различных категорий обучающихся. Будет анализироваться степень удовлетворенности работодателей качеством математической подготовки работников и численностью работников нужного уровня подготовки, объем соответствующих рынков труда.

Комплексе индикаторов Будут также использоваться международные оценки: результаты международных сравнительных исследований и олимпиад, показатели качества математического образования в вузах, используемые в международных рейтингах; индексы цитирования и международные премии, получаемые математиками. Будут оцениваться отношение общества и отношение учащихся к математике, ее достижениям и приложениям, к математическому образованию, к профессиональной деятельности, для которой нужна математическая квалификация.

Основные положения концепции Различные компоненты системы математического образования (от элементов воспитания дошкольников до подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации) взаимосвязаны и необходимо повысить качество их всех, конкретные мероприятия должны решать ключевые проблемы в каждом из них. Основой математического образования является активное овладение математическими идеями, решение задач, моделирование реальности.

Нет детей, «неспособных к математике». Рекомендация ЮНЕСКО и Международного бюро по образованию говорит о «способности практически каждого человека к определенному уровню математической деятельности». Необходимо предусматривать возможности как для ранней профилизации, так и для гибкого изменения образовательного пути.

Планируемые результаты реализации предлагаемой концепции Будет обеспечено право каждого гражданина России, независимо от возраста, на бесплатное математическое образование, учитывающее его индивидуальные профессиональные, интеллектуальные и культурные запросы. Вузы будут готовить достаточное количество выпускников математической квалификации, необходимой для профессиональной деятельности. В частности, программы углубленного изучения предметов математического цикла в школах будут обеспечивать потребности вузов.

Планируемые результаты реализации предлагаемой концепции Новое поколение учителей математики будет формироваться из студентов университетов, педагогических и иных вузов, которые сознательно выбрали для себя будущую профессию педагога, показали отличные результаты уже в школе и в вузе (?). Математические исследования в российских вузах и исследовательских центрах достигнут уровня, не уступающего ни одной из ведущих мировых держав. Российские математические журналы войдут в число наиболее престижных в мире.

Планируемые результаты реализации предлагаемой концепции Для каждого обучающегося будет обеспечен оптимальный индивидуальный прогресс и поддержание мотивации, отсутствие пробелов в базовых знаниях. Для педагога будет обеспечена возможность автоматизированного измерения этого прогресса по единым критериям (в ходе учебного процесса и ежегодно).

Реализация предлагаемого комплекса мероприятий выведет наше математическое образование на ведущее положение в мире, обеспечит математический компонент научно-технологического развития страны.