Причастие Самостоятельная часть речи. Конец Выполнил: Кожевников Никита.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Причастие 7 класс Условные обозначения. - правило которое нужно запомнить. - правило которое нужно запомнить. - примеры. - примеры. - теоретический материал.
Advertisements

МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа 2» Республики Марий Эл Обобщение раздела «Причастие». Русский язык. 7 класс. Учитель русского.
Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного. В.И.Даль.
Причастие как часть речи. Цели урока Систематизация знаний по теме « Причастие ». Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. Формирование.
Причастие-это особая форма глагола, которая отвечает на вопросы какой(ая,ое,ие)? образуется от глагола, обозначает признак предмета по действию, изменяется.
Причастие особая форма глагола, которая обозначает временной ( непостоянный ) признак предмета по действию ( горящая, рисованная и т. п.), отвечает на.
Здравствуйте, я причастие !. Что такое причастие? Как мы распознаем причастия ? Какие свойства причастие позаимствовало у имени прилагательного и у глагола?
Презентация уроков русского языка по теме «Причастие» в 7 классе Выполнила: Крамарчук Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы гимназии.
На главную Причастие. Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?
Загадочная страна… Урок русского языка в 7 классе. Учителя Ковальчук Натальи Юрьевны ООШ I – II ступеней с.Молодежного.
Причастие – это Причастие – это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая самостоятельная неизменяемая часть речи, которая Образовано от глагола.
Эпиграф к уроку: Часть речи,причастная глаголу в образе прилагательного. В.Даль. Цель : - систематизация знаний о причастии; формирование умения находить.
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЧАСТИЙ Схемы, таблицы, алгоритмы.
презентация на тему "Причастие как часть речи"
Причастный оборот Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Ручей, спрятавшийся в траве, тихо журчал. Причастный оборот выделяется.
Автор : Проценко Елена Георгиевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ 30 « Физико - математический лицей 30», СПб Причастие как часть речи.
Цель: систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие в тексте и определять его грамматические признаки; формирование умения.
Повторение и закрепление изученного. (Первый урок из двух запланированных по этой теме).
Сказка про Причастие Жили-были… …в сказочной стране Морфология имя Прилагательное и Глагол.
Правописание судфиксов По системе Шаталова Prezentacii.com.
Транксрипт:

Причастие Самостоятельная часть речи. Конец Выполнил: Кожевников Никита

О О главление Тема 1. Общие понятия о причастии Тема 1. Общие понятия о причастии Тема 2. Причастный оборот Тема 2. Причастный оборот Тема 3. Словообразование действительных и страдательных причастий. Тема 3. Словообразование действительных и страдательных причастий. Тема 4. Е О – ё после шипящих Тема 4. Е О – ё после шипящих Тема 5. Правописание гласной перед Н и НН Тема 5. Правописание гласной перед Н и НН Тема 6. Правописание гласной буквы после -вш- в действительных причастиях Тема 6. Правописание гласной буквы после -вш- в действительных причастиях Тема 7. Краткие причастия Тема 7. Краткие причастия Тема 8. Правописание НН и Н в причастиях Тема 8. Правописание НН и Н в причастиях Тема 9. НЕ с причастиями Тема 9. НЕ с причастиями Самостоятельные упражнения для повторения и тесты Конец

Т Подтема1. Признаки прилагательного у причастия. Подтема2. Признаки глагола у причастия Т ема 1. Общие понятия о причастии. Подтема1. Признаки прилагательного у причастия. Подтема2. Признаки глагола у причастия Подтема1. Признаки прилагательного у причастия. Подтема2. Признаки глагола у причастия Подтема1. Признаки прилагательного у причастия. Подтема2. Признаки глагола у причастия В русском языке есть такие слова, которые объединяют признаки глагола и прилагательного. … Низенькой комнаткой, озаренной свечкой в старинном подсвечнике… (Н. Гоголь). Слово озаренной является в этом предложении и является причастием. Например можно дать и такое объяснение. Комнатка к а к а я ? – Комнатка, озаренная свечкой. Комнатка, озаренная свечой. – Комнатка, которую озарила свеча. А точнее сказать слово озарённая обозначает признаки, которые создаются действием. Такие слова в грамматике называются причастиями. Итак, из этого выходит что причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие отвечает на вопрос к а к о й ? или ч т о д е л а ю щ и й ?, ч т о с д е л у ю щ и й?

Признаки причастий Общее грамматическое значение Морфологические признаки Морфемные признаки Синтаксические признаки Признак по его действию. Сочетание в одном слове свойств прилагательных и глаголов. Морфемным признаком причастий являются суффиксы -ущ- (- ющ), -ащ- (-ящ-), - вш-, -ш-, -нн-, -т-, -ем-, -им-, -енн-. Краткие причастия вместо -нн- и -енн- имеют -н- и -ен-. В предложение причастия являются определением и сказуемым. Причастия согласуются с существительными в роде, числе, падеже. Сорванный цветок увял. – Цветок был сорван.

Подтема 1. Признаки прилагательного у причастия Признак 1Причастие и прилагательное изменяется по родам (летящее, летящий, летящее), по числам (летящий-летящие), по падежам (летящего), т.е. склоняется. 2Причастие и прилагательное согласуется в роде, числе, падеже с существительным т.е. зависят от них: прич. сущ. Летящ ий самолет 3Некоторые причастия и прилагательные имеют 2 формы - полную и краткую: Прочитанный – прочитан. Краткие причастия не склоняются. 4Полные причастия и прилагательные выполняют в предложении роль определения, а краткие – сказуемого. Прочитанная книга лежала на столе. Книга прочитана

Подтема 2. Признаки глагола у прилагательного Признак 1Причастия и глаголы могут быть невозвратными и возвратными: одевающий – одевающийся. 2Причастия и глаголы бывают совершенного и несовершенного вида: прыгавший (несов. в), прыгнувший (сов. в). Причастия сохраняют вид того глагола, от которого образовались: прыгать (несов. в) – прыгавший (несов. в). 3Причастия и глаголы имеют время – настоящее и прошлое, но причастия не имеют будущего времени: толкающий (наст. вр.), толкавший (прош. вр.) 4Причастия могут быть действительными или страдательными: Действительные – обозначают признак, сделавший сам предмет: летящий самолет Страдательные – обозначают признак, сделавший иной предмет: выученный учеником урок.

К причастию, как и к глаголу, могут относиться зависимые слова: исправлять ошибки – исправляющий ошибки. Причастие с зависимыми от него словами и называется ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ (ПО) ПО – ЭТО ПРИЧАСТИЕ С ЗАВИСИМЫМИ ОТ НЕГО СЛОВАМИ Если главное слово, от которого зависит причастие, стоит после причастного оборота, то причастный оборот запятыми не выделяется, а если перед, то выделяется. п.о. сущ. п.о 1) Мы встретили | бежавшего по дороге| человека. [ | | ] сущ. п.о п.о. 2) Человек, |бежавший по дороге|, оказался спортсменом. [,| |, ] Т Т ема 2. Причастный Оборот

Т Т ема 3.С ловообразование причастий. Словообразование действительных причастий Настоящее времяПрошедшее время Образуются с помощью: -ущ- (-ющ-),– от глаголов I спр. Н-р: решать решающий; -ащ- (-ящ-) – от глаголов II спр. Н-р: красить красящий. НО Искл.: брезжить брезжущий Образуются с помощью: -вш-, -ш-. Н-р: решавший 1 спр 2 спр

Словообразование страдательных причастий Настоящее времяПрошедшее время Образуются с помощью: -ем- (-ом-) - I спр. Н- р: читать читаемый -им- - II спр. Н-р: видеть Видимый. НО Искл.: двигать движимый Образуется с помощью: -енн-, -нн-, -т-. Н-р: накрытый 1 спр 2 спр

Т Т ема 4. Е О – ё после шипящих в суффиксах причастий В суффиксах -енн- после шипящих под ударением пишется всегда «ё», хотя произносится [о]: решённый. В суффиксах -енн- после шипящих пишется «е», когда ударение не падает на суффикс: скошенный

Т Т ема 5. Правописание гласной буквы перед суффиксом -вш- в действительных причастиях прошедшего времени В действительных причастиях перед -вш- ставиться та же буква, что и в глаголах прошедшего времени перед -л-, от которых они образованы. Н-р: видетьвидел видевший

Т Т ема 6. Правописание гласной перед Н и НН в причастиях Если причастие образовано от глагола, который оканчивается на -ать-, -ять-, то перед Н и НН пишется соответственно -а- и -я-. Н-р: вспахатьвспаханный вспахан; засеятьзасеянный засеян. Если причастие от образованно от глаголов, которые оканчиваются ни на -ять-, -ать-, то перед Н и НН пишется гласная -е-. Н-р: изучитьизученныйизучен

Т Т ема 7. Краткие страдательные причастия В кратких страдательных причастиях в отличии от полных пишется -Н-, в кратких же отглагольных прилагательных, как и в отыменных пишется -НН-. Отличие кратких страдательных причастий от кратких отглагольных прилагательных в том, что при кратком причастии имеется или подразумевается существительное в Т. П. со значением деятеля деятель Н-р: территория еще не благоустроена (человеком); территория мала и не благоустроенна. Кем?

Т Т ема 8. Правописание Н и НН в причастиях НН(причастия)Н(отглагольное прилагательное) 1) Когда причастие имеет любую приставку кроме -не-. Н-р: вспаханное 1) Если не имеется приставки или стоит приставка -не-. Н-р : непаханое поле 2) Если есть ПО. Н-р: |паханное крестьянами| поле. 2) Если нет ПО. 3) Если есть -ова- (-ева-). Н-р: маринованный. 3) Искл: жеваный, кованый. 4) Причастие образовано от бесприставочного глагола сов. вида. Н-р: решенная задача (решить). 4) Искл: раненый (сов. в. – ранить) - 5) Если это краткое причастие: вспахан - Исключения: подлинный, негаданный, нежданный, невиданный, неслыханный, желанный, смышленый, названый (брат), посаженый(отец) П.о. Сов. Вид..

Т Т ема 9. НЕ с причастиями НЕ с полными причастиями пишется р а з д е л ь н о: - если причастие имеет зависимые слова, т. е. образует причастный оборот: На столе лежало |не отправленное мною| письмо. - если в предложении есть противопоставление с союзом а: В вазе стояли не увядшие, а свежие цветы. НЕ с полными причастиями пишется с л и т н о: -если нет причастного оборота: непрекращающийся дождь. - если причастие не употребляется без НЕ: ненавидящий взгляд. С краткими причастиями НЕ пишется всегда р а з д е л ь н о: Письмо не отправлено. Книга не прочитана. П.о.

Упражнения и тесты, для самостоятельного повторения Упражнения Упражнения Упражнения Упражнения Тест 1 Тест 1 Тест 1 Тест 1 Тест 2 Тест 2 Тест 2 Тест 2 Тест 3. Повышенной сложности Тест 3. Повышенной сложности Тест 3. Повышенной сложности Тест 3. Повышенной сложности

С С амостоятельные упражнения, для повторения темы. Упражнение 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставьте запятые выделите ПО. Александр Валерьевич выгл(..)нул из окна. Там, в самом далеке, в(..)днелись опушки сияющие бирюзовым светом. Чуть правее распол(..)гались старые избушки скосившиеся от своей ветхости. Еще правее прот(..)кала речка, медленно ползущая в даль. На самом гор(..)зонте просыпался пылающий своей краснотой з(..)кат. Александр Сергеевич снова улегся в кр(..)вать, которая стояла в дальнем углу комнаты, пораженный красотой Зорьевки. Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы. Обворова(н, нн)ый, перереше(н, нн)ая, нывполне(н, нн)ое, жаре(н, нн)ый, вынесе(н,нн)ый, ране(н, нн)ый, кипяче(н, нн)ый, написа(н, нн)ое.

С С амостоятельные упражнения, для повторения темы. Упражнение 3. Напишите правильно НЕ с причастиями. (Не) рассказанное сочинение; животное, (не) спасенное детьми; (не) вычитанная из книги история; (не) зашедшие на вершину; (не) навидящие люди; (не) любящие работать; (не) возвращающиеся друзья; (не) зарытая яма; (не) прыгающий из-за дырки мячик. Упражнение 4. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите орфограммы. 1) Положение его весьма п(..)ходило на положение школьника выбежавшего из секретной комнаты куда начальник призвал его с тем чтобы дать кое-какое наставление, но вместо этого высек совершенно неожиданным образом. 2)Через час подали ужин состоявший из винегрета холодной телятины п(..)штета кондитерских пирожков и шампанского. 3) А Чичиков в д(..)вольном ра(с, сс)положении духа сидел в своей бричке катившейся давно по столбовой дороге. 4) В продолжение этого времени он имел удовольствие испытать приятные минуты извес(..)ные каждому путешестве(н,нн)ику. (Н.В. Гоголь)

Т Т есты, для самостоятельного повторения ВАРИАНТ I 1 1. Причастие особая форма глагола, которая обозначает: а) предмет и его признак; б) признак предмета по действию; в) действие предмета Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные указания на падеж соответствуют падежу данных причастий: увлеченному человеку а) Т. б) Д. в) Т. г) П. открывшимися глазами П. Т. Т. Д. исправленным текстом Т. Т. Д. П Выберите предложение с причастным оборотом. А. Изумительны эти растения, которые живут под снегом. Б. Образующие круглые цветнички растения жмутся друг к дружке. В. Большинство сохранившихся растений размножаются вегетативно Найдите предложения с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки препинания не расставлены). А. Лес оторванный ото сна эхом взвыл протяжно. Б. Запах нагретой солнцем белой гвоздики наполнял вагоны. В. Бурые сосны роняли иголки на отсыревший с рассветом песок.

Т Т есты, для самостоятельного повторения Укажите словосочетания с действительными причастиями: а) посаженный весной; г) опавшие с дерева; б) сидящая девочка; д) засыпанные аллеи; в) расколовшийся орех; е) уважаемый человек Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответ­ствуют пропущенным в данных словах буквам: а) б) в) г) бор..щийся за свободу ю ю я я стелющийся по земле ю я я ю строящий дом я ю я ю бид..щий зорко я я ю ю 7. Найдите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 6: а) б) в) г) составляемый план е и е и управляемый капитаном е е и и слыш..мый издалека и е е и освещаемый солнцем е и е и

Т Т есты, для самостоятельного повторения Укажите, в каких пунктах: а), б), в), г) или д) допущены ошибки в образовании страдательных причастий прош. вр.: а) бросить брошенный; б) обещать обещенный; в) потерять потеренный; * г) победить побежденный; д) разбить разбитый Как пишется не в данных предложениях?. Весенней ябло­ни в (не)тающем снегу без содрогания я видеть не могу. 2. Он бросил на меня (не)доумевающий взгляд. Выберите правильный ответ. А. Во всех случаях раздельно. Б. Во всех случаях слитно. В. В 1-м случае раздельно, во 2-м слитно. Г. В 1-м случае слитно, во 2-м раздельно Укажите группу причастий: а), б), в) или г), которые не упот­ребляются без не: а) ненавидевший, невидящий, недолюбливающий, нелюбящий; б) ненавидевший, недолюбливающий, недоумевающий; в) ненавидевший, невидящий, нелюбящий; г) невидящий, нелюбящий, неотвязный.

Т Т есты, для самостоятельного повторения Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 6: а) б) в) г) ) а)б)в)г) претензия е и и е поразительный а о о а с..луэт е е и и отразить о а о а Что нужно вставить: н или нн? Задание, аналогичное зада­нию 6: а) б) в) г) а) б) в)г) жаре..ые грибы нн н нн н реше..ая задача нн н н нн запута..ые веревки нн нн н нн дрессирова..ая собака н н нн нн Что нужно вставить: н или нн в предложениях? 1. На поле боя лежал ране..ый боец. 2. Раненая в крыло птица про­должала лететь. Выберите правильный ответ. А. В обоих случаях нужно вставить нн. Б. В обоих случаях нужно вставить н. В. В 1-м случае нужно вставить к, во 2-м нн. Г. В 1-м случае нужно вставить нн, во 2-м н Укажите правильный разбор слова по составу: а) находящаяся; б) находящаяся; в) находящаяся; г) находящаяся.

Т Т есты, для, самостоятельного повторения Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 6: а) б) в) г) засе..нное поле е е я я замеш..нное тесто а е е а подар..нный цветок и е е и занавеш..нное окно е а е а Найдите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 6: а) б) в) г) ) а) б) в) г) освещенный е о е о медвеж..нок е е о о стриж..т о о е е решенный е о е о крюч..чек е е о о

Т Т есты, для самостоятельного повторения Укажите правильный ответ. А. Навстречу проносились поезда, груженные рудой, углем, бревнами. Б. Навстречу проносились поезда, груженные рудой, углем, бревнами. В. Навстречу проносились поезда, груженные рудой, углем, бревнами. Г. Навстречу проносились поезда, груженные рудой, углем, бревнами Укажите словосочетание с причастием по его признакам: действит., прош. вр., сов. вид, им. п., ед. ч., ж.р.: а) прибывший поезд; г) потерянное время; б) слушающая музыку; д) сжатый воздух; в) читаемая книга; е) остывшая земля.

О О тветы на Вариант 1 1 б; 2 б; 3 Б; 4 А; 5 б, в, г; 6 а; 7 а; 8 б, в; 9 Б; 10 б; 11 г; 12 г; 13 В; 14 б; 15 в; 16 в; 17 Б; 18 е. За 2021 правильный ответ «5»; за 1618 «4»; за 1215 «3»; за 8 11 «2».

Т Т есты, для самостоятельного повторения ВАРИАНТ II Причастие имеет следующие глагольные признаки (выберите правильный ответ): а) вид; б) время; в) лицо; г) переходность Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последователь­но расположенные указания на падеж соответствуют падежу данных причастий: а) б) в) г) движущейся колонны Д. Т. Р. Р. строящимся депо Д. Р. Т. П. борющимся народам Д. Т. Д. Т Выберите предложения с причастным оборотом. А. В густом вечереющем воздухе пролетела чай­ка. Б. Из-за темневшего с левой стороны леса выплыла луна. В. Зловещий вой, пронзительный и наглый, разрезал небо надвое Найдите предложение с причастным оборотом, стоящим пос­ле определяемого слова (знаки препинания не расставлены). А. Море гладко выковано из синего металла. Б. Самолет стоял за лесом на подтаявшем у краев крепком льду. В. Из-за ворот залаяла собачонка вся обвешанная репьями.

Т Т есты, для самостоятельного повторения Укажите словосочетания со страдательными причастиями: а) расколотый пополам; б) помогавший старикам; в) растущее дерево; г) увядший цветок; д) исправленный учителем; е) несклоняемые существительные Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответ­ствуют пропущенным в данных словах буквам: а) б) в) г) та..щий на солнце я ю ю я ла..щий щенок ю я ю я бре..щийся человек я я ю ю держ..щий первенство у а а у Найдите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 6: а) б) в) г) ожидаемый поезд е и е и колеблемый ветром е е и и бид..мый утром и е е и охраняемые растения е и е и

Т Т есты, для самостоятельного повторения Укажите, в каких пунктах: а), б), в), г) или д) допущены ошибки в образовании страдательных причастий прош. вр.: а) услышать услышенный; б) застрелить застреленный; в) понять понятый; г) засеять засеятый; д) запаять запаянный Слитно или раздельно пишется не в предложениях? /. Была весна, и плыл дивный запах еще (не)распустившихся акаций. 2. Опубликованы стихи поэта, (не)дооцененного в свое время. Выберите правильный ответ. А. Во всех случаях раздельно. Б. Во всех случаях слитно. В. В 1-м случае раздельно, во 2-м слитно. Г. В 1-м случае слитно, во 2-м раздельно Укажите группу причастий, которые не употребляются без не. а) недоумевающий, недоступный, недовыполнен­ный, недооцененный; б) недовыполненный, недооцененный, неисхо­женный; в) недоступный, неисхоженный, неотвратимый, недоумевающий; г) неотвратимый, недоумевающий, недовыпол­ненный, недооцененный Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 6: а) б) в) г) претензия е е и и прекратить и е е и присутствовать е и и е акв..рель о а о а

Т Т есты, для самостоятельного повторения Что нужно вставить: н или нн? Задание, аналогичное зада­нию 6: а) б) в) г) некоше..ый луг н нн н нн обиже..ый ребенок нн н н нн кова..ый узор н нн нн н тренирова..ый спортсмен нн н н нн Что нужно вставить: н или нн в предложениях?. Девочка воспита..а в хорошей семье. 2. Дети воспита..ы и вежливы. Выберите правильный ответ. А. В обоих случаях нужно вставить нн. Б. В обоих случаях нужно вставить н. В. В 1-м случае нужно вставить н, во 2-м нн. Г. В 1-м случае нужно вставить нн, во 2-м н. 14. Укажите правильный разбор слова по составу: а) негодующий; б) негодующий; в) негодующий Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 6: а) б) в) г) выкач..нная вода е а е а выкач..нная бочка е е а е завеш..нная бельем кухня е е а а взвеш..нный товар е а а е

Т Т есты, для самостоятельного повторения Найдите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 6: а) б) в) г) увлеченный е о е о дирижерский е о о е крыж..вниковый о е о е береж..т е е о о туш..ный е о е о Укажите правильный ответ. А. Написанная специалистом книга была мне интересна. Б. Написанная специалистом книга была мне интересна. В. Написанная специалистом книга была мне интересна. Г. Написанная специалистом книга была.мне интересна Укажите словосочетание с причастием по его признакам: действит., прош. вр., сов. вид, им. п., ед. ч., ср.р.: а) освещенный солнцем; г) возводимое здание; б) заходящее солнце; д) потемневшее море; в) расколовшийся орех; е) увядшие цветы.

О О тветы на Вариант 2 1 а, б; 2 в; 3 Б; 4 В; 5 а, д, е; 6 в; 7 а; 8 а, г; 9 В; 10 г; 11 б; 12 а; 13 В; 14 а; 15 г; 16 а; 17 А; 18 д. За 2122 правильных ответа - «5»; за 1720 «4»; за 1316 «3»; за 8 12 «2».

Т Т есты, для самостоятельного повторения ВАРИАНТ III Укажите, какого из названных глагольных признаков нет у причастия: а) вид; в) время; б) наклонение; г) возвратность Определите, какой из признаков отличает причастие от при­лагательного: а) роль в предложении; б) согласование с существительным; в) изменяемость по падежам, числам, родам; г) наличие форм времени. 3. Какие окончания надо дописать? Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно помещенные окончания со­ответствуют пропущенным в данных словах окончаниям: а) б) в) г) в бушующ.. море им ем ем им к думающ.. ученику иму иму ему ему в скрывают..ся птенцов ех их их ех у неувядающ.. цветка его иго его иго 4 4. Определите падеж причастий. Выберите труппу: А, Б или В, в которой последовательно расположенные указания на падеж соответствуют падежам причастий в данном предложении. Ни­чего не заметно было оживляющего картину: ни отворяв­шихся дверей, ни входивших откуда-нибудь людей, ника­ких живых хлопот и забот дома. А) В. п., Р. п., Р. п.; Б) Р. п., В. п., Р. п.; В) Р. п., Р. п., Р. п.

Т Т есты, для самостоятельного повторения 5 5. Найдите предложение, где причастный оборот выделяется запятой (знаки препинания не расставлены). А. Дующий с яростной силой ветер мешал идти. Б. Хорошо работают умеющие самостоятельно мыслить люди. В. По утрам железо покрывалось легкой изморозью тающей под рукой Укажите предложения, где причастный оборот не выделяется запятой (знаки препинания не расставлены). А. Уральцы отрезанные от всего мира с честью выдержали осаду Б. Туча нависшая над высокими вершинами то­полей уже сыпала дождиком В. За столом рылся в книгах приехавший недав­но из станицы счетовод 7 7. Найдите предложение, где есть субстантивированное причастие, т. е. причастие, перешедшее в существительное. А. Вдали по-прежнему машет крыльями мельни­ца, и все чаще она похожа на маленького че­ ловека, размахивающего руками. Б. Между тем перед глазами ехавших расстила­лась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. В. Над поблекшей травой, от нечего делать, но­сятся грачи: все они похожи друг на друга и делают степь еще более однообразной Укажите словосочетание с действительным причастием настоящего времени: а) спасенный ребенок; б) вертевшийся вал; в) прерываемый доклад; г) вертящий волчок.

Т Т есты, для самостоятельного повторения 9 9. Найдите словосочетание со страдательным причастием насто­ящего времени: а) гонимый ветром; б) любящий путешествовать; в) стелющийся кустарник; г) спасенный в море Вставьте нужные суффиксы в действительные причастия на­стоящего времени. Укажите столбик: а), 6), в) или г), в кото­ром последовательно расположенные суффиксы соответству­ют пропущенным в данных словах суффиксам: а) б) в) г) кле..ий игрушку ющ ящ ящ ящ ро..ий траншею ащ ящ ющ ющ пряч..ийся в кустах ущ ущ ущ ащ стел..ийся по земле ющ ящ ющ ящ бор..щийся с недугом ящ ющ ющ ящ Выберите нужные суффиксы страдательных причастий насто­ящего времени. Задание, аналогичное заданию 10: а) б) в) г) уважа..ый им ем ем ем оканчива..ый ем ем им им слыш..ый им им им ем ненави д.. ый ем им ем им Вставьте нужные гласные в причастия. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные бук­вы соответствуют пропущенным в данных словах буквам: а) б) в) г) Задерж..нный е а е а Просмотр..нный и е е е Зауч..нный а а е е выеме..нный я я е я Застрел..нный е и я е

Т Т есты, для самостоятельного повторения Н или нн надо вставить на месте пропуска? 1.Дочь избалова..а матерью. 2. Дочь избалова..а и упряма. Выберите правильный ответ. А. В 1-м случае нужно вставить нн, во 2-м нн. Б. В 1-м случае нужно вставить нн, во 2-м н. В. В обоих случаях нужно вставить н. Г. В обоих случаях нужно вставить нн Определите, какая форма действительного причастия настоящего времени 1) мучащий или 2) мучающий образована правильно: а) только 1; в) и 1, и 2; б) только 2; г) 1 и доп Укажите, от какого глагола образовано причастие движимый: а) двигаться; в) двинуться; б) движити (устар.); г) двинуть Найдите, в каком пункте: а), б), в) или г) находится неправильно образованное от приставочного глагола причастие: а) завешенный завешанный; б) развешенный развешанный; в) повешенный повешанный; г) перемешенный перемешанный.

Т Т есты, для самостоятельного повторения Укажите, в каких пунктах: а), б), в), г), д) или е) находятся неправильно образованные страдательные причастия прош. вр.: а) взять взятый; б) создать создатый; в) понять понятый; г) расколоть раскаленный; д) замешать замешанный; е) потерять потерянный Найдите правильный разбор слов по составу: а) рас стила ющ ий ся по нят ый; б) рас стил а ющ ий ся, поня т ый; в) рас стил а ющ ий ся, по ня т ый ; г) расстилающийся, понят ый.

О О тветы на Вариант 3 1 б; 2 г; 3 в; 4 В; 5 В; 6 В; 7 Б; 8 г; 9 а; 10 в; 11 б; 12 г; 13 А; 14 г; 15 б; 16 в; 17 б, г; 18 б. За 19 правильных ответов «5»; за 1518 «4»; за 14 «3»; за 710 «2». Далее(конец)

Конец