Спектр проблем одаренного ребенка. «Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом » Лета Холлингзуорт.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
П РОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ % из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться; - 75 % выдающихся.
Advertisements

Система работы с одаренными детьми – основа для индивидуализации в образовании. Подготовила: педагог-психолог Бутахина Е.А.
Психологическое сопровождение одаренных детей. 2 ОДАРЕННОСТЬ 1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения.
Проблемы одаренных детей Технологии работы с одаренными детьми.
Работа с одарёнными детьми. Автор- составитель: Захарова Н.П., учитель биологии МБОУ «Загорская СОШ», Новокузнецкий район.
Психолого – педагогическое сопровождение одаренных детей.
ЯКУНИНА О. А УЧИТЕЛЬ МОБУ СОШ 1 С. ИВАНОВКА 29 МАРТА 2012 Г.
Селидовская общеобразовательная гимназия АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ: ПУТИ РАЗВИТИЯ Методическое совещание
Одаренный ребенок в школе Тема 2.4 Работа с альтернативными детьми.
Одаренность и способности Федорук М.Г.,учитель начальных классов (гимназия 4)
Быть одаренным – непростая ноша Проявление повышенной самостоятельности Стремление к новым познавательным ситуациям Устойчиво высокая самооценка Независимость.
Работа с одаренными детьми на уроках Учитель МОУ Межозерная СОШ Ярчевская Т. Н.
Одаренные дети Особенности работы педагога с одаренными детьми.
Учитель физики МОУ СОШ 6: Гребенюк Л.И г. Сделать работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву - это одна.
Психологическое сопровождение одаренных детей Подготовила : Закружная Снежана ПС-41.
«ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК: УДАЧА ИЛИ ПРОБЛЕМА?». «Высокоодаренные дети требуют особого внимания родителей, учителей, воспитателей. «Высокоодаренные дети требуют.
Январь 2012 г Сутурина Елена Николаевна, ЗДВР МБОУ НОШ 25 с. Бада.
Психолого-педагогический мониторинг для выявления одаренных детей в начальной школе.
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. психодиагностика, психодиагностика, психопрофилактика, психопрофилактика, психокоррекция, психокоррекция,
«РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ» Презентация для педсовета подготовлена Фоминой Л.А г.
Транксрипт:

Спектр проблем одаренного ребенка

«Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом » Лета Холлингзуорт

Одаренность по-прежнему остается загадкой для многих детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует. Одаренность по-прежнему остается загадкой для многих детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует. Сегодня, огромное значение имеет понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми. Педагогам и родителям необходимо учитывать эти проблемы при составлении программ для одаренных детей. Сегодня, огромное значение имеет понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми. Педагогам и родителям необходимо учитывать эти проблемы при составлении программ для одаренных детей.

Лета Халлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед интеллектуально одаренными детьми. 1. Неприязнь к школе Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформность Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами

6. Стремление к совершенству Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

Уитмор, изучал причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы: Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано. Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка. Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающим. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трение в отношениях с другими детьми, которых Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Требования к учителю, работающему с одаренными детьми. 1. быть доброжелательным и чутким; 2. разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы; 3. иметь высокий уровень интеллектуального развития; 4. иметь широкий круг интересов и умений; 5. иметь еще какое-либо образование помимо педагогического; 6. быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

Требования к учителю, работающему с одаренными детьми. 7. иметь живой и активный характер; 8. обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму); 9. проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; 10. иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение; 11. обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью; 12. иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Программы работы с одаренными детьми. 1. Программа С.Каплан. При составлении таких программ, по мнению С.Каплан (США), необходимо выдерживать следующие требования: глобальный, основополагающий характер тем и проблем, изучаемых учащимися; междисциплинарный подход при формулировании проблематики; интеграция тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; насыщенность содержания; направленность на развитие продуктивного, критического мышления.

Программа С.Каплан 2 основных метода обучения одаренных детей Дедуктивное - предполагает движение от обзора, цель которого – помочь учащимся вспомнить то, что уже изучено, и побуждения, стимулирования интереса детей к изучению информации, к ознакомлению с общей гипотезой. проблемное исследование. На начальном этапе учитель знакомит учеников с общей идеей (проблемой), которую предстоит изучить. После этого дети выдвигают собственные гипотезы и идеи, проводят исследования, собирают информацию для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, сообщают свою информацию, систематизируют, подтверждают или отвергают свои гипотезы, подводят итоги, планируют дальнейшую работу.

Учебные программы для одаренных детей дошкольного возраста должны качественно отличаться от программ, рассчитанных на детей со средними способностями. Но эти отличия не должны сводиться к просто большому объёму осваиваемого материала или более высокими темпами учебно-познавательного процесса. Необходимость уделять большее внимание развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной адаптации, социальной ответственности и качеств бескорыстного лидерства. Учебная программ направленная исключительно на развитие мыслительных процессов может оказаться весьма ограниченной. Личность одаренного ребенка несет в себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяются, прежде всего, его личностью. Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, то есть система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. У одаренных детей существует пристрастное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов.

Подготовила студентка группы ПС-41 Стрелкова М. А.