Лекция 3 Динамические показатели конфликта Содержание: 1. Динамические характеристики конфликта. 2. Фазы динамики конфликта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 6 Конфликты в ходе делового общения Учебные вопросы: 1. Структура и функции конфликта. 2.Причины возникновения конфликта. 3. Динамические характеристики.
Advertisements

Презентация к теме "Конфликт и правила поведения в конфликте".
Социальные конфликты и способы их разрешения Лекция 4.
Динамика конфликтов 1.Основные периоды и этапы в развитии конфликта. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием.
Педагогический час. Конфликт -столкновении интересов, сторон, мнений и сил.
Выполнил:слушатель 832 уч.взвод Ряд.милиции Кадыржанов А.А.
Психология конфликта Лекция 15 Психология конфликта План лекции: 1.Конфликт и конфликтная ситуация 2.Виды и функции конфликтов 3.Динамика конфликта 4.Стратегии.
Динамика конфликта Динамика конфликта Тверь, 2003 Лекция 2.
Лекция 2 КОНФЛИКТ КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ.
Конфликт(от лат. conflictus - столкновение) – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно.
Феноменология конфликта. Динамика конфликта ВГУЭС Дисциплина Конфликтология Преподаватель: М.О. Левадняя, к. психол. наук.
КОНФЛИКТЫ Классификация конфликтов Классификация конфликтов Фазы и этапы конфликта. Фазы и этапы конфликта. Преодоление конфликта Преодоление конфликта.
Конфликты в органах государственной власти Осипова И.Н. 1.Типология конфликтов 2.Технологии управления конфликтами.
Социальный конфликт Работу выполнила Хмелёва Любовь Группа 4/3391.
Классный час на тему: «Конфликты. Разрешение конфликтов.» Разрешение конфликтов.»
Конфликт. Особенности. Причины. Психологический семинар Ноябрь 2007 г.
КОНФЛИКТЫ conflictus – столкновение Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов.
Модели описания конфликта: структурная и процессуальная.
Конфликты Разрешение конфликтов 70-80% деятельности руководителя проходит при скрытых или явных противоречиях и противостояниях.
Тема: «Подросток и конфликты». Цели: Раскрыть концепцию культуры мира; Развивать умения нравственного самопознания, самоанализа, самооценки; Решение проблемы.
Транксрипт:

Лекция 3 Динамические показатели конфликта Содержание: 1. Динамические характеристики конфликта. 2. Фазы динамики конфликта.

Динамические показатели конфликта

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОНФЛИКТА В рамках ситуации формируются детерминанты конфликта, провоцирующие социальную и психологическую напряженность, и складываются условия, способствующие осознанию социальными субъектами расхождения их интересов и ценностей, а также факторы, определяющие выбор ими способа их обеспечения. Конфликтная ситуация- система взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов объективного и субъективного уровня. Она включает: основные факторы макроситуации (физической, социальной среды), влияющие на конфликт; основных и второстепенных участников: объект и предмет; субъектов, характеристики и особенности участников конфликта. В рамках ситуации формируются детерминанты конфликта, провоцирующие социальную и психологическую напряженность, и складываются условия, способствующие осознанию социальными субъектами расхождения их интересов и ценностей, а также факторы, определяющие выбор ими способа их обеспечения. Конфликтная ситуация- система взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов объективного и субъективного уровня. Она включает: основные факторы макроситуации (физической, социальной среды), влияющие на конфликт; основных и второстепенных участников: объект и предмет; субъектов, характеристики и особенности участников конфликта. Конфликтная ситуация Конфликтная ситуация Здесь особое внимание привлекают процессы эскалации и деэскалации конфликта. Процесс эскалации. Возрастание лояльности и приверженности групповым целям, отказ от каких-либо уступок, стремление принудить соперника, ощущение нарастания тревоги и кризиса, - все это показатели эскалации. Процесс деэскалации. Возникновение определенных изменений внутри конфликтующих групп, в отношениях между соперниками, в оценке событий третьей стороной. Потеря желания или способности продолжать конфликт зависит от многих условий. Здесь особое внимание привлекают процессы эскалации и деэскалации конфликта. Процесс эскалации. Возрастание лояльности и приверженности групповым целям, отказ от каких-либо уступок, стремление принудить соперника, ощущение нарастания тревоги и кризиса, - все это показатели эскалации. Процесс деэскалации. Возникновение определенных изменений внутри конфликтующих групп, в отношениях между соперниками, в оценке событий третьей стороной. Потеря желания или способности продолжать конфликт зависит от многих условий. Конфликтное взаимодействие Конфликтное взаимодействие Здесь наибольшую важность приобретает учет возможных результатов и последствий как предшествующего противоборства, так и способа его урегулирования. Возможные варианты завершения конфликта можно представить в виде континуума, на одном конце которого следует поместить конфликты, завершенные в рамках модели выигрыш - выигрыш (когда сторонам удается решить проблему на взаимовыгодной основе), а на другом – конфликты, завершенные в варианте выигрыш - проигрыш (игры с нулевой суммой или ситуации, где целью взаимодействия является победа над противостоящей стороной). Здесь наибольшую важность приобретает учет возможных результатов и последствий как предшествующего противоборства, так и способа его урегулирования. Возможные варианты завершения конфликта можно представить в виде континуума, на одном конце которого следует поместить конфликты, завершенные в рамках модели выигрыш - выигрыш (когда сторонам удается решить проблему на взаимовыгодной основе), а на другом – конфликты, завершенные в варианте выигрыш - проигрыш (игры с нулевой суммой или ситуации, где целью взаимодействия является победа над противостоящей стороной). Завершение конфликта Завершение конфликта

Объективная целенаправленная Вводятся новые формы обучения Объективная нецеленаправленная Потребность обучения развивается в противоречии с возможностями Субъективная целенаправленная Человек идет на конфликт, чтобы решить проблему Субъективная нецеленаправленная Один инструмент и два претендента ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ (по Ф.М.Бородкину и Н.М.Коряк) ПРИМЕР СИТУАЦИЯ ПОРОЙ НЕЗГИБАЕМАЯ ПОЗИЦИЯ – РЕЗУЛЬТАТ ПАРАЛИЧА (С.Лец)

ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА Возникновение спорной ситуации Восприятие ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон Возникновение инцидента Наличие конфликтной ситуации Развертывание конфликта Выбор форм поведения в конфликте Уход от конфликта Отсутствие конфликта Нет Да

ПРАВИЛА ФОРМУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ Правило 1. Помните, что конфликтная ситуация - это то, что надо устранить. Следовательно, не годятся формулировки типа: "конфликтная ситуация - в этом человеке", "в социально-экономической ситуации", "в нехватке автобусов на линии" и т.п., ибо мы не имеем никакого права устранить человека вообще, социально- экономическую обстановку в одиночку ни один из нас не изменит и числа автобусов на линии не увеличит. Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта. Конфликт же возникает одновременно с инцидентом. Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту и инциденту. Правило 3. Формулировка должна подсказывать, что делать. Например, в последнем случае конфликтные ситуации показали, что нужно впредь вести себя более воспитанно; не допускать падения своего имиджа, авторитета. Правило 4. Задавайте себе вопросы "почему?" до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие. Если вспомнить аналогию с сорняком, то это означает: не вырывайте только часть корня, оставшаяся часть все равно воспроизведет сорняк. Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта. Суть в том, что при рассмотрении конфликта обычно много говорится о его видимых сторонах, то есть о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщения (объединения) разнородных составляющих. Так и появляются в ее формулировке слова, которых не было в первоначальном описании. Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов. Когда слов слишком много, мысль не конкретна, появляются побочные нюансы и т.п. Вот уж как нигде уместен афоризм "краткость - сестра таланта".

ТИПЫ ИНЦИДЕНТА (по Ф.М.Бородкину и Н.М.Коряк) 1. Инцидент как сигнал разрешить противоречие, найти компромисс. Пример: Студенты возмутились тем, что им много задали. (необходимо было найти учебные ситуации и описать их ). В ответ педагог предложил : Хорошо. Возьмите готовые ситуации и проанализируйте их. (Это задание другое. И даже более сложное.) 2. Инцидент как желание уйти от конфликта. Пример: Во время проведения занятия один из студентов постоянно нарушал порядок. Преподаватель сделал ему замечание. Студент, однако, продолжал. В аудитории появились смешки. Тогда преподаватель не обращая внимания на студента продолжал проводить занятие. Так продолжалось некоторое время. Группа работала, воцарилась тишина. Стал работать и студент. (Человек будет нарушать дисциплину до тех пор, пока его поддерживают соплеменники. Задача лишить его этой поддержки.) 3. Инцидент как сигнал к открытому противостоянию. Пример: В молодой семье оба супруга работают. Каждый после работы приходя домой занят любимым делом, при этом не всегда обращая внимание на вопросы другого супруга. Что делать?

Нарастание напряжённости Вторичный период роста конфликта (привлечение новых способов и сил для конфликта Фаза спада Конфликтное взаимодействие Эскалация конфликта Фаза подъёма Интенсивность конфликта Вторичный пик Пик конфликта Возникновение разногласий Разрешение конфликта ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА

Возникновение и развитие конфликтной ситуации, осознание конфликтной ситуации 92% Фаза спада 20% Фаза подъёма Развитие открытого конфликта 5% Этапы развития конфликта ВЗАИМОСВЯЗЬ ФАЗЫ КОНФЛИКТА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ФАЗЫ КОНФЛИКТА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ Начало открытого конфликтного взаимодействия 46% Разрешение конфликта

Фазы динамики конфликта

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТА ЛАТЕНТНЫЕ (СКРЫТЫЕ) АКТУАЛИЗИРОВАННЫЕ (ОТКРЫТЫЕ)

«РАБОТАТЬ ГОЛОВОЙ НЕ ТАК УЖ СЛОЖНО!» – СКАЗАЛ БЫК И ПОДНЯЛ НА РОГА ТОРЕАДОРА ФАЗЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД ПРОЯВЛЕНИЕ КОНФЛИКТА ПРОЯВЛЕНИЕ КОНФЛИКТА АКТИВНОЕ ТЕЧЕНИЕ КОНФЛИКТА АКТИВНОЕ ТЕЧЕНИЕ КОНФЛИКТА ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА

ФАЗЫ ЛАТЕНТНОГО ПЕРИОДА КОНФЛИКТА Осознание объективной проблемной ситуации - восприятие реальности как проблемной и понимание необходимости предпринять какие-то действия. Попытки сторон разрешить объективную ситуацию неконфликтными способами - убеждением, разъяснением, просьбами, информированием. Предконфликтная ситуация - ситуация воспринимается как наличие угрозы безопасности общественным интересам одной из сторон взаимодействия, что провоцирует конфликтное поведение. Возникновение объективной проблемной ситуации - существует противоречие между субъектами, но оно еще не осознано и нет конфликтных действий.

ФАЗЫ АКТИВНОГО ПЕРИОДА КОНФЛИКТА Начало эскалации – второй этап резкая интенсификация борьбы оппонентов. Силовое действие – третий этап Ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются путем нажима и твердости вызвать перемену позиций оппонента, но никто не готов добровольно уступить. Этот уровень психического реагирования, когда рассудочное поведение сменяется эмоциональным, соответствует возрасту 8-10 лет. Инцидент – первый этап первое столкновение сторон. Кульминация - пятый этап абсолютизация негативной оценки оппонента и позитивной - себя. На карту ставятся "священные ценности", все высшие формы убеждений и высшие моральные обязательства. Оппонент становится абсолютным врагом, обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт. Психика в этот момент соответствует возрасту 4-6 лет. Накал страстей - четвертый этап возраст 6-8 лет, когда образ "другого" еще сохраняется, но человек больше не считается с мыслями, чувствами, положением этого "другого". В эмоциональной сфере доминирует черно-белый подход. Все, что "не я" и "не мы", - плохо и отвергается. Сбалансированное противодействие – шестой этап стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются. Полная нормализация отношений – седьмой этап наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА Конфликт по вертикали Более 78% имеют продолжительность не более 3-х месяцев Конфликт по горизонтали Конфликт между государственными служащими Длительность конфликта зависит от характера его участников 55,8% из них имеют продолжительность до одного месяца 71% завершается в течение 3-х месяцев 49% из них имеют продолжительность до одного месяца 65% разрешаются в течение полугода 0 3 дня 7 дней 14 дней 6 месяце в 55%70% 13% победа подчиненного 26,6% победа подчиненного Чем справедливее требования руководителя к подчиненному, тем скоротечнее разрешение конфликта в его пользу

РЕЗЮМЕ КОНФЛИКТА