Непроизносимые согласные в корне слова Русский язык, 3 класс урок 21–22 Автор: Поносова М.А. © ООО «Баласс», 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. урок русского языка, 3 класс, УМК ОС «Школа 2100» (автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) Автор:
Advertisements

Русский язык, 3 класс Буквы согласных в корне слова.
Правописание непроизносимых согласных. Интересным Активными Познавательным Думающими Развивающим Работоспособными Плодотворным Внимательными Творческими.
Урок русского языка 3 класс. Орфографическое царство Орфограммы- согласные Парные согласные Удвоенные согласные ?
Автор работы: Маркова Наталья Валижановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 45» Кемеровская область, г. Прокопьевск Урок русского языка.
Русский язык УМК «Школа России» составила: учитель начальных классов Шопина Наталья Николаевна МОБУ СОШ 3, г. Кореновск, Краснодарского края Тема: «Правописание.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне Выполнила : Путинцева Л. Н.
Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме: Презентация "Непроизносимые согласные в корне слова"
Памятки К урокам русского языка Памятки 1. Написание безударных гласных 2. Написание непроизноси- мых согласных мых согласных 3. Списывание.
Тема: «Части слова. Корень» «Орфограммы в корне слова» Раздел: «СЛОВО»
Тема: Правописание непроизносимых согласных 2 класс учитель-методист Дьячкова Г.Т. Научись слова читать, И запомни, как писать! Научись слова читать, И.
Уточнить представления учащихся о словах, которые нужно проверять и которые являются проверочными; ознакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми.
Калининградская область, Гурьевский район МБОУ Луговская СОШ Презентация к уроку русского языка 3 кл. «Правописание непроизносимых согласных» УМК «Школа.
Открытый урок в 3 классе Русский язык. солнце Катится по небу мяч Очень светел и горяч.
ОРФОГРАММА. ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ОРФОГРАММЫ. УСЛОВИЯ ВЫБОРА ОРФОГРАММЫ РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 1 урок 7 © Баласс, 2012.
Тема: Непроизносимые согласные Учитель начальных классов Шмелёва В.А.
Русский язык, 3 класс Тема : Тема : Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Прочитай слово гиган.ский. Слышишь ли ты рядом несколько согласных звуков?
Непроизносимые согласные.. Завистливый Властный Участник Костный Буревестник Устная Капустница Возрастной Адресный.
Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!
Транксрипт:

Непроизносимые согласные в корне слова Русский язык, 3 класс урок 21–22 Автор: Поносова М.А. © ООО «Баласс», 2013

Вспоминаем то, что знаем Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам буквам согласных. Одна из них следила, чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква. Как называют эту орфограмму? О чем заботилась вторая сестра-орфограмма? Орфограмма буква парного согласного в корне слова замок сказка Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова Анна ? Чем занималась третья сестра? Кто были ее подданные? Ответы на эти вопросы мы сможем получить на сегодняшнем уроке.

Определяем основной вопрос урока Прочитайте слова. Как они называются? Что обозначает каждое слово? Сравните произношение и написание слов. Какое различие вы заметили? Какой вопрос возникает? Сравните свою формулировку вопроса с авторской. весть – [в, э ́с, т, ] вестник – [в, э с, н, ик] известный – [изв, э ́сный, ] Почему звук, который не произносится обозначается буквой на письме?

Понаблюдайте за другими однокоренными словами. Есть ли в этих словах согласный звук, который не произносится? Ездить, езда, поезда, наездник. Грусть, грустит, грустно, грустный. Выпишите в один столбик слова, в которых согласный звук произносится, а в другой те, в которых не произносится. Решаем проблему, открываем новые знания Какие звуки не произносятся в словах второго столбика? Как можно назвать эти согласные? Почему звуки [т] и [д] не произносятся? Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквами т и д. ездитьнаездник ездагрустно поездагрустный грусть грустит Сделайте вывод: Какие звуки могут быть непроизносимыми и почему ?

Решаем проблему, открываем новые знания В русском языке много слов, в которых рядом находятся три согласных звука, например [стн], [здн] и другие. Один согласный звук из трех (средний) в потоке речи не произносится. Такие согласные звуки называют непроизносимыми. Непроизносимыми чаще всего являются звуки [т] и [д], но могут быть и другие звуки

Как вы думаете, почему надо писать букву непроизносимого согласного? Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимые согласные известным вам способом? Найдите, среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова. Почему они являются проверочными? Прочитайте слова каждого ряда. Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти звуки. капуста, капустный (лист) капустница Решаем проблему, открываем новые знания звезда, звезды, звездочка звездный звездолет Сформулируйте правило: как правильно записать непроизносимый согласный звук?

Чтобы не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным звуком в корне, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы этот звук оказался перед гласным и стал произносимым. Обозначение на письме непроизносимого согласного – это орфограмма. Местный – место Честный – (нет) чести Вестник – вести Сравниваем свой вывод с авторским

3. Пишу слово. 4. Проверяю написание: обозначаю орфограмму. Гигантский - гиганты Применяем новые знания. Развиваем умения 1. Произношу слово. Слушаю, есть ли рядом несколько согласных звуков. Например: лесной – звуки [сн], гигантский – звуки [нск] 2. Проверяю, есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук. Для этого изменяю слово или подбираю однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный. [сн] Лесной леса, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем лесной. [нск] Гигантский – гиганты. Появился звук [т]. Надо писать гигантский. По какому признаку будете находить орфограмму букву непроизносимого согласного в слове? Как действовать дальше? Что для этого нужно сделать? Как обозначить орфограмму.

Пользуясь инструкцией, определите, какую букву вы напишите на месте пропуска. Почему? Спишите, обозначь орфограмму. Тростинка – трос_ник Солнышко – со_нце Власти – влас_ный Прелести – прелес_ный Применяем новые знания. Развиваем умения Тростинка – тростник Солнышко – солнце Власти – властный Прелести – прелестный

Орфограмма буква парного согласного в корне слова Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова С какой новой сестрой-орфограммой вы познакомились? Посмотрите на рисунки и назовите только те слова, которые будут подданными третьей сестры-орфограммы? Какие слова будут подданными первой и второй сестер-орфограмм? Итог урока Орфограмма буква непроизносимого согласного в корне слова кот подушка мышка сердце солнце ванна