Понимание информационных текстов: чего не измеряет PIRLS и PISA?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Читательская грамотность: оценка метапредметных результатов в рамках нового стандарта.
Advertisements

на исследованиях формирования читательской грамотности Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО (рук. Ковалева Г.С.),
Смысловое чтение. Уровни понимания текста Школа педагогического мастерства.
Семинар завучей Формирование читательской грамотности младших школьников.
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Подходы к оценке особенностей читательской грамотности учащихся 4, 6, 9-х классов (конструирование теста, проведение исследования в школах, возможные направления.
Тема: « Требования ООП НОО к предметным и метапредметным результатам обучения чтению научно - популярных текстов в начальной школе ».
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Роль письменных и тестовых заданий на уроках литературного чтения международные исследования «Изучение качества чтения и понимания текста PIRLS – 2011»
* умения, лежащие в основе читательской компетенции (чтение и понимание письменных текстов); * умения по работе с информацией (понимание информации, представленной.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого.
Электронное портфолио по теме «Читательская грамотность» Автор: Потехина Е.С. МКОУ «Сережская ООШ»
Презентация к уроку (1 класс) на тему: Презентация "Технология продуктивного чтения"
Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики Сафиуллина И.С., учитель информатики МАОУ лицей 1 имени А.С. Пушкина.
воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности; овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Апробация инструментария для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексная работа) Ковалева Г.С.
Тема проекта «Технологические приемы развития умений преобразования информации на основе использования разных форм её представления на уроках разной предметной.
Транксрипт:

Понимание информационных текстов: чего не измеряет PIRLS и PISA?

PIRLS. ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ : « способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида. На основе разнообразных текстов читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах, и для удовольствия»

«понимание, использование и осмысление письменных текстов для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а осознание его содержания и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей» PISА. ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ:

ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ PISA вычитывание информации из текста, интерпретация текста и его общее понимание, размышление о содержании, форме и особенностях текста и их оценка. PIRLS вычитывание информации из текста, формулирование прямых выводов, интерпретация и обобщение, оценка содержания, структуры и языковых особенностей текста.

ФГОС Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность научиться: делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

ТРИ ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ИЛИ СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ (П.Г. Нежнов) Знание или умение может функционировать репродуктивно как действие по образцу, правилу, алгоритму. При такой форме усвоения ученик успешен в решении типовых задач, и затрудняется при необходимости применить знакомый способ действия в измененных условиях. Знание или умение может функционировать рефлексивно – с пониманием оснований того или иного образца или правила. При такой форме усвоения ученик успешен в решении задач, требующих каждый раз заново устанавливать существенные отношения условий и способа известного действия. Знание или умение может функционировать свободно. При такой форме усвоения ученик успешен в решении задач, требующих преобразования известного способа действия.

ИЗМЕРИТЕЛЬ ПОНИМАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕКСТОВ Воссоздающее понимание – способность читателя восстанавливать в воображении те картины жизни, которые изображены в тексте. Воссоздающее понимание ориентировано на эксплицитную информацию текста, отвечающую главным образом на вопросы: что, где, когда. Рефлексивное понимание - способность читателя реконструировать авторскую логику. Рефлексивное понимание ориентировано на имплицитную информацию, отвечающую на вопросы: зачем, почему, на каком основании, что из этого следует, Творческое понимание - способность читателя переносить идеи текста на реалии, не описанные в этом тексте, т.е. отвечать на вопрос: что будет, если….

Задача творческого понимания - использовать авторскую фактологию и логику для конструирования своих собственных знаний и идей, не упомянутых в тексте, но основанных на прочитанном.

ВОПРОС 10: Доказано, что пчёлы, подлетая к цветущему лугу, ориентируются и на цвет, и на запах цветков. Биологи предположили, что пчёлы учитывают также и форму цветка. Какой опыт надо поставить, чтобы проверить это предположение?

Примеры детских ответов (2 балла): Сначала пчёл кормить в круглой коробке с запахом жасмина. Потом поставить на стол квадратную коробку с запахом жасмина и проверить полетят туда пчёлы или нет. Нужно поставить коробку одной формы с одним запахом и кормом. Когда пчёлы к ней привыкнут нужно поставить коробку другой форму с таким же запахом. Примеры детских ответов (1 балл): Нужно положить с разных сторон разные по форме, но одноцветные коробки. И посмотреть, куда полетят пчелы. Надо поставить кормушки разной формы, а запах и цвет оставить тот же. Примеры детских ответов (0 баллов): Надо поставить две синих коробки с запахом и без запаха, а потом поменять их местами. Надо вырвать с корнем цветок аккуратно положить в банку и поливать (чтобы он не завял). И они сами подлетят к нему. Они не учитывают форму, они чуют запах. Они могут отличать эти цветы не по форме, а по запаху.

ВОПРОС 4: Почему Юлий Цезарь повелел добавлять дополнительный день именно раз в четыре года, а не раз в пять лет? 1. ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ В старину во многих странах Новый год праздновался в тот весенний день, когда длина светлого и темного времени суток становилась одинаковой. Считалось, что в этот день свет побеждает тьму, зима уходит и начинается возрождение природы. В нашем современном календаре равноденствие приходится на 22 марта. Солнечный год, или время от одного весеннего равноденствия до следующего суток и примерно 6 часов. (6 часов – это одна четвертая часть суток). Сначала люди договорились, что календарный год будет равен 365 суткам, но такой календарь постоянно отставал от солнечного. Мастерство создателей календаря заключается в том, чтобы время от времени немного удлинять обычный календарный год, периодически включая в него дополнительный день. Более 2000 лет назад это сделал римский правитель Юлий Цезарь. Он повелел к каждому четвертому году добавлять по одному дню. Все годы, которые делятся на 4, стали называть високосными. В благодарность Юлию Цезарю римский Сенат постановил назвать месяц его рождения месяцем Юлия (Julius). Созданный Юлием Цезарем календарь назвали юлианским.

ВОПРОС 4: Почему Юлий Цезарь повелел добавлять дополнительный день именно раз в четыре года, а не раз в пять лет? Примеры детских ответов (1 балл): 6 часов умножить на 4 года = получится 24 часа за 4 года Солнечный год больше календарного на ¼ суток Примеры детских ответов (0 баллов): 12 месяцев делится на 4, а не на 5. потому что раз в 4 года високосный год, а не раз в 5 лет. чтобы день побеждал тьму

ВОПРОС 13: Как ты думаешь, если бы на нашей планете солнечный год стал длиться 360 дней, а число месяцев в календаре осталось бы равным 12, какие изменения бы произошли? Длина каждого месяца стала бы равна 31 дню Один год по лунному календарю стал бы равен одному солнечному году Равноденствие наступало бы один раз в год Не стало бы високосных лет

Общая успешность ответа на вопросы, требующие понимания разного типа. Сравнение трех выборок. ТЕСТ «КАЛЕНДАРЬ» Апробация в 40 школах ЦАО г. Москвы, 1468 пятиклассников.

Этот и другие вопросы, адресованные творческому пониманию, – это вопросы «на вырост».

успешность: % от максимального числа баллов ВОССОЗДАЮЩЕЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПОНИМАНИЕ ПОНИМАНИЕ Индивидуальные читательские профили

ЗАДАЧА АВТОРА ТЕКСТА ?=? ЗАДАЧА ЧИТАТЕЛЯ ТЕКСТА