Авторская программа дополнительного образования детей от разработки до реализации. Требования к оформлению, структуре и содержанию программы дополнительного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект Содержание дополнительных образовательных программ Цели.
Advertisements

Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования (по материалам, представленным в журналах "Дополнительное образование.
Составление программ дополнительного образования.
Подготовка дополнительных образовательных программ в логике ФГТ Н.В. Селедкина, МОУ ДПОС РЦ.
Образовательные программы дополнительного образования детей.
Районный семинар «Разработка программы дополнительного образования детей»
Рабочая программа как основа создания условий для социального саморазвития личности обучающегося. Дементьева Л.Г. методист МБОУ ДОД «ЦРТДЮ Тамбовского.
Содержание и структура рабочей программы педагога (Рабочая программа учебного курса) Содержание и структура рабочей программы педагога (Рабочая программа.
- нормативный документ, определяющий цели, задачи, содержание, способы организации образовательной деятельности и предполагаемый результат - модель образовательного.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
Планирование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС – это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения.
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования ( объем, содержание, планируемые результаты ), организационно - педагогические.
Рабочие программы Теоретический семинар Подготовила Шпилевая Е.В г.
Требования к разработке образовательных программ Методические рекомендации к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования.
«Разработка образовательных программ дополнительного образования детей, в рамках реализации ФГОС» СОСТАВИТЕЛЬ: Методист МОАУ ДОД ЦДТ г. Лабинска Хаустова.
Три вида учебного плана Базисный учебный план Примерный учебный план Рабочий учебный план.
Малышкина О.В., методист ИМЦ МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» Подготовка к лицензированию программ дополнительного образования.
Методическая разработка по теме: Презентация "Образовательная программа дополнительного образования"
Транксрипт:

Авторская программа дополнительного образования детей от разработки до реализации. Требования к оформлению, структуре и содержанию программы дополнительного образования детей. Сертификация авторских образовательных программ Карта экспертной оценки программы дополнительного образования детей.

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания социальной поддержки детей Минобрнауки России от ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания социальной поддержки детей Минобрнауки России от ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект B соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. B системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. K дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образовании детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).

Содержание дополнительных образовательных программ Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; формирование y обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. B связи c чем содержание дополнительных образовательных программ должно: достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основ­ ному общему, среднему (полному) общему образованию); направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско- краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально- педагогической, социально-экономической, естественно-научной); современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении); соответствовать:

содержание дополнительных образовательных программ должно быть направлено на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур; целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья детей; взаимодействие педагога дополнительного образования c семьей.

Структура программы дополнительного образования детей Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы : 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 6. Список литературы. Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей 1. На титульном листе рекомендуется указывать; наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; название дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; срок реализации дополнительной образовательной программы; Ф.И.O., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы, название гоpодa, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа; год разработки дополнительной образовательной программы.

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи города Ростов-на-Дону Художественный отдел Одобрено методическим советом Утверждаю МОУ ДОД Дворец творчества Директор детей и молодежи г. Ростова-на-Дону МОУ ДОД Дворец творчества Протокол _____от__________ детей и молодежи г. Ростова-на-Дону /В.В. Абраухова/ Программа хорового объединения «Поющие сердца» (для детей школьного возраста – от 6 до 9 лет, срок реализации программы 3 года) Разработчик программы Гринченко Инна Викторовна педагог дополнительного образования Ростов-на-Дону 2009

2. B пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть: направленность дополнительной образовательной программы; новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; цель и задачи дополнительной образовательной программы; отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжитель­ность образовательного процесса, этапы); формы и режим занятий; ожидаемый результаты и способы определения результативности; формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать: - перечень разделов, тем; - количество часов по каждой теме c разбивкой на теоретические и практические виды занятий. I. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1год обучения п/пТема, содержание занятия Количество часов ТеорияПрактикаВсего Раздел 1. Введение в социологию Социология как наука Общество как целостная система. Социологическое понимание культуры. Личность и общество. Социализация личности. Социальный контроль и девиации. Социальные группы и общности. Социальная стратификация и мобильность. Проблемы бедности и неравенства

4. Содержание программы дополнительного образования детей, возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий). Блок 1. Введение в социологию Тема 1. Социология как наука. (10 час.) Занятие1. Как возникла и развивалась социологическая наука? (2 час) ( доклад, презентация) Занятие2. Что изучает социология, каков ее предмет? (2 час) Практическое задание: Проработать текст «Чем занимается социология?» (Э. Гидденс. Социология. М., 1999), подготовить ответы на вопросы в конце текста. Вопросы для дискуссий и обсуждений - В чем состоит отличие предмета социологии от предмета других социальных дисциплин? Занятие3. Место социологии среди других наук. (2 час) Занятие 4. Структура социологического знания. (2 час) Занятие 5. Смысл понятий макросоциология и микросоциология. Основные функции социологии.(2час) 5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей: обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.п.); рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, no постановке экспериментов или опытов и т.д.; дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д. 6. Список использованной литературы.

ТАБЛИЦА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Разработчик Малуша В.И. – методист высшей категории Инструкция по системе оценивания: каждый компонент структуры программы (второй столбец) оценивается по трехбалльной системе 3 балла - полное соответствие требованиям; 2 балла - соответствие достаточное,1 балл - соответствие недостаточное, 0 баллов - несоответствие требованиям. Примечание: оформление программы и титульный лист в баллах оцениваются в целом, как один компонент. ПараметрыНаблюдаемые компоненты, признаки, составляющиеКоличество баллов Оформление программы формат - А4, шрифт -14, поля и отступы заданной величины (Л-30мм, П-10мм, В-20мм, Н- 25мм) сквозная нумерация страниц программы, наличие оглавления, отражающего структуру программы (в соответствии с требованиями Мин обр РФ) с указанием номеров страниц Титульный лист Пояснительная записка нормативные документы, на которых основано создание программы концепция, описание новизны, актуальности, наличия социального заказа, педагогической целесообразности направленность программы (образовате6льная область) характеристика изучаемого предмета, вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская) отличительные особенности данной образовательной программы (отличие от уже существующих программ дополнительного образования данной направленности; отличие от программ общего образования, в чём «дополнительность») возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, их психологическая и социально-педагогическая характеристика

Пояснительная записка возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, их психологическая и социально-педагогическая характеристика психологическое обоснование значения конкретного направления и видов деятельности в развитии детей данной возрастной и реальной групп. цель образовательной программы воспитательные задачи образовательной программы развивающие задачи образовательной программы обучающие задачи образовательной программы единство и взаимосвязь целей и задач программы продолжительность, сроки реализации программы, этапы уровень освоения программы (ознакомительный, углублённый, профессионально-ориентированный) формы (гр., индивид.) и режим занятий формы подведения итогов реализации программ­ы (выставки, фестивали, соревнования, учебно- исследовательские конференции.) предполагаемые результаты и способы определения результативности (в обобщённом виде: наблюдение, экспертная оценка результатов деятельности, тестирование, контрольные вопросы, викторины, зачётная система) образ выпускника прогноз развития программы (разработка на её базе образовательно-методического комплекса, программы для другой возрастной группы и т.п.)

Учебно- тематический план Содержание программы Методическое обеспечение программы особенности организации учебно-воспитательного процесса обоснование использования и описание используемых педагогических технологий, форм, методов и приёмов (совокупность всех используемых средств при изучении тем содержания) особенности набора детей количество, статус, вид групп в детском объединении (научно- исследовательская, экспериментальная, разновозрастная ит.п.) наличие индивидуальных образовательных маршрутов, их описание описание системы мониторинга результативности (методики, особенности организации и частота проводимых исследований) традиции коллектива описание системы взаимодействия с детьми и родителями описание системы межинституционального взаимодействия обеспечение программы методическими видами продукции (инструкции, алгоритмы деятельности, рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, no постановке экспериментов ) перечень используемых дидактических и лекционных материалов, методик по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы, репертуарные планы и т.п. оборудование, материально-техническое оснащение

Список литературы наличие в списке нормативных документов наличие современной психолого-педагогической и литературы специальная литература по предмету список литературы для детей соответствие требованиям Госта к оформлению списка литературы Приложения Дидактические материалы (разработки занятий, игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций); методики, в том числе диагностические Результаты диагностики (технологические карты, схемы, диаграммы, результаты наблюдения, опросов, экспертной оценки) Целостность программы Единство концепции, целей, задач, содержания, средств реализации (технологий, методов, приёмов), предполагаемых результатов Адекватность критериев, показателей, диагностических средств заявленному в программе уровню и качеству дополнительного образования детей.

Рекомендации о порядке разработки и подготовки к сертификации образовательных программ ДОД В.А. Горский, Г.Н. Попова, З.З. Сулейманова, А.Х. Чупанов. Журнал «Дополнительное образование» 2/2005 стр.5-10 I этап обсуждения заявки на разработку авторской программы и утверждение ее на педагогическом совете отдела. II этап - обсуждение проекта и отдельных фрагментов на заседании методического объединения (отдела), рассмотрение готового проекта авторской программы, утверждение его в качестве экспериментального на заседании методического совета ДТДиМ и утверждение плана (содержание, сроки предоставления промежуточных результатов и полного отчета) проведения опытной апробации предложенной программы в работе c учащимися. III этап – апробация проекта программы на прак­тике, внесение корректив, уточнений в текст, подготовка его доработанного варианта. IV этап - оформление результатов апробации проекта программы в форме отчета (не более 3 страниц машинописного текста, шр.12, интервал 1,5) c приложением наработанных материалов к будущему учебно-методическому комплекту (УМК) программы. V этап - проведение научно-методической экспертизы апробированного проекта авторской программы, отчета и двух рецензий (внутренней и внешней). VI этап - публичная защита c демонстрацией наработанных материалов УМК.

Отчёт об апробации образовательной программы. Методические рекомендации по оформлению и содержанию. Разработчик Малуша В.И. – методист высшей категории. Отчёт об апробации образовательной программы содержит: Сведения о программе (название, автор, кому адресована программа, сроки освоения, где апробировалась) Как и почему возникла необходимость разработки данной программы. Актуальность программы на момент её разработки, перспективность по отношению к развитию общества и личности. Изучался ли уровень готовности детей к освоению программы? Формы проведения стартовой диагностики. Что выявила диагностика? Что и как возникла необходимость изменить, усовершенствовать? (выявление противоречий педагогической практики через сопоставление цели и результата, соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы; анализ совпадения видения содержания дополнительного образования педагогом, социального заказа (обязательных программ), потребностей обучающихся и заказа родителей. Основные идеи, новизна ( не менее 40%) программы. Последовательность действий педагога по достижению цели, обозначенной в программе, методы решения образовательных задач, задач воспитания и развития. Формы организации сотрудничества педагога, детей, родителей в процессе реализации образовательной программы. Анализ полноты реализации образовательной программы детского объединения. Все ли дети овладевают содержанием программы в полном объеме? Какие трудности в освоении программы возникают чаще всего? Выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы.

Внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения. Какие дополнения, изменения были внесены в научно-методическое обоснование программы, учебно-тематический план, содержание? Что это дало? Как это сказалось на достижениях детей в процессе освоения программы? Работа с новыми технологиями, освоения уже известных методик и технологий, преобразование и совершенствование методик, модификация уже известных технологий в процессе реализации программы от года к году. Какие методы и задания, стимулирующие развитие творческой активности личности используются в образовательном процессе? Какие результаты это даёт? Возможность использования в процессе реализации программы современных технологий, в том числе ИКТ. Соответствие содержания, методов и приёмов организации деятельности и познания, технологий реализации программы возрастным и индивидуальным особенностям детей. Как определялась эффективность реализации программы с позиций личностного роста воспитанников, развития их интеллектуальных и творческих способностей, реализация потребностей в познании и самореализации? Как отслеживались полученные знания, умения, навыки? Возможность построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в процессе освоения отдельно взятой программы, или в процессе интеграции с другими программами данной направленности, реализуемыми во Дворце творчества детей и молодежи. Формы проведения итоговой аттестации: контрольный урок, итоговое занятие, зачет, экзамен, тестирование, концертное, зачетное и экзаменационное прослушивание, защита творческих работ и проектов, конференция, тематические чтения, конкурс, собеседование, и др. Возможность использования программы в социальном и профессиональном самоопределении обучающихся. Открытость программы для уточнения и корректировки задач, содержания и средств реализации программ в изменяющемся социуме. Перспективы развития.

Нормативное обеспечение образовательного процесса Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Пр-271 от г.. Обновление образовательных стандартов. Система поддержки талантливых детей. Развитие учительского потенциала. Современная школьная инфраструктура. Здоровье школьников.

Федеральная целевая программа развития образования на годы. Постановление правительства Российской Федерации от г. 61 /Вестник образования России 7,2011., Стр. 7- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Вестник образования России 16,2011., Стр Об организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г /Вестник образования России 11,2011., Стр