Подготовила студентка РФ-11 Дудко Екатерина Владимировна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Аистообразные. особо почитаемая птица, наделяемая в народных представлениях человеческими свойствами. В легендах и весенних обрядах Аист выступает в роли.
Advertisements

Праздник Иван Купала. дата 7 июля. Ива́н Купа́ла, также Ива́нов день летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных.
Суеверия ЛЯГУШКА, ЖАБА нечистое животное. Жабу в некоторых местах считают матерью ужа. ЛЯГУШКА, семь лет не видевшая солнца, превращается в летающего змея.
Причастие В основе обряда лежит христианский похоронный ритуал, в котором сохранились многочисленные языческие обряды и поверия, имеющие общие с христианскими.
Разгадайте кроссворд 1. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистей и нежней? Кто же это? СОЛОВЕЙ.
Ярило Покровитель влюбленных, распространяет весеннее солнечное тепло, возбуждает силу в растениях и людях, вносит в жизнь природы и жизнь людей молодую.
В этот день, согласно Евангелию, Иисус Христос на молодом осле въехал в ворота Иерусалима.
Иванов день.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009.
Жил да был во славной земле Буйской удалой молодец. Просыпался он с красным солнышком, кланялся ему в пояс и трудился, не покладая рук, до заката. Всё,
ОБРЯДЫ РОЖДЕНИЯ. ИМЯ Работу выполнила Ученица 9 а класса Никифорова Виталия.
ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ. На земле более 9000 видов различных птиц.
Птицы в жизни людей Основополагающий вопрос: «Какие народные приметы связаны с птицами?» 1 Птицы в жизни людей «Птицы в жизни людей» Исследовательский.
На весеннее равноденствие - 22 марта - приходится древний славянский праздник Жаворонки, который многие уже не помнят и мало кто вообще знает. И это очень.
Род – является главным божеством в славянском Пантеоне. Создатель всего, первичный дух, Первобог, Прабог. Рода также называют Вышним богом или Всевышним.
Обряды украинского праздника Ивана Купала: вода. Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому.
ДИКИЕ ПТИЦЫ Виктория Кузнецова Детская Электронная Книга.
Весна идет!!! Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит…
Богиня Лада.. Немного о Ладе. Богиня Лада является одной из самых главных богинь в языческом пантеоне. Она дочь Рода (иногда считается женской ипостасью.
Полотенце - древний оберег. Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции.
Транксрипт:

Подготовила студентка РФ-11 Дудко Екатерина Владимировна

В легендах и весенних обрядах Аист выступает в роли охранителя и очистителя земли от гадов и прочей нечисти змей, жаб, насекомых и нечистой силы. Легенда связывает происхождение Аиста с человеком. Бог дал человеку мешок с гадами и велел выбросить его в море, в огонь, закопать в яму или оставить на вершине горы. Человек из любопытства развязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле; в наказание Бог превратил человека в Аиста, чтобы он очищал землю от гадов. Со стыда у Аиста покраснели нос и ноги. В других легендах аистом стал косец, не ответивший на приветствие Христа; косец, у которого перед Христом спали штаны (ср. представление, что, прилетая, Аист скидывает штаны и ходит в жилетке); убийца, разбросавший части тела убитого, ставшие лягушками, и др. Аиста часто называют человеческим именем: Иван, Василь, Яша, Грицько, Адам и др. Черно-белая окраска Аиста также связывается в легендах и поверьях с его человеческим происхождением: с одеянием ксендза шляхтича, с черной жилеткой и др. Согласно польским свидетельствам для прекращения дождей, вызванных убийством Аиста, советовали похоронить его, как человека, в гробу на кладбище. Аистам приписывают ряд человеческих особенностей: они имеют человеческие пальцы, душу, понимают язык человека; плачут слезами; молятся Богу (так воспринимается их клекот); вместе справляют свадьбы; каждая семейная пара неразлучна и в случае гибели одного из супругов другой добровольно идет на смерть вслед за ним; Аист может покончить с собой из ревности, самку, заподозренную в супружеской измене, судят публично и убивают.

Летящий Аист предвещает здоровье, резвость, урожай, замужество; неподвижный боли в ногах, смерть, засуху, безбрачие; стоящий высокий лен; пара Аистов замужество или роды. Деньги в кармане при встрече с первым Аистом сулят богатство, ключи изобилие, а пустые карманы убытки. Крик первого Аиста, услышанный натощак, приносит несчастье или предвещает битье горшков в течение года. При виде первого Аиста бегут вслед за ним, приседают, кувыркаются, чтобы не болели ноги; кувыркаются по земле, прислоняются к дереву, к дубу, к плетню, чтобы не болела спина; завязывают узел на шнурке от шейного креста, чтобы летом не видеть змей; берут из-под ноги землю и бросают ее в воду, которой кропят себя и дом, чтобы не было блох. На Благовещение к прилету Аистов выпекают специальные хлебцы с изображением ноги Аиста. Дети подбрасывают их вверх, обращаясь к Аисту с просьбой об урожае. У южных славян дети приветствуют Аиста в надежде, что он принесет кошелек с деньгами.

Поверье, что Аист приносит детей, особенно распространено у западных славян. Аист вытаскивает их из болота, из моря, приносит в корзине, в лохани, в корыте, бросает в дом через дымоход. Или бросает в печную трубу лягушек, которые, проникая в дом через дымоход, приобретают человеческий облик. Детям говорили, что нужно поставить на окно тарелку с сыром, чтобы Аист принес ребенка. Дети просили Аиста принести им братика или сестричку, например: «Буську, буську, принеси менi Маруську!» В Белоруси во время празднования родин в дом приходил ряженный аистом и поздравлял родителей с новорожденным. Согласно приметам, ребенка следует ожидать там, где кружит Аист, или тому, к кому на поле часто прилетает Аист. Если он встанет на трубу во время свадьбы, у молодых будет ребенок. Аист снится женщине к беременности или рождению сына. Представления об отношении Аиста к деторождению связаны с фаллической символикой его клюва, которая проявляется, в частности, в поведении ряженного аистом в рождественской обрядности, когда он клюет своим клювом девушек.

Существует поверье о мифической земле Аистов. Болгары называют Аиста паломником, считая, что он ежегодно посещает святую землю. Верят также, что Аисты улетают на зиму в далекую землю на краю света, где, искупавшись в чудесном озере, становятся людьми, а весной, искупавшись в другом озере, вновь становятся птицами и возвращаются, так как в своей земле Господь запретил им выводить птенцов. В Польше тоже известно поверье, что Аисты улетают далеко за море, где обращаются в людей. Весной они вновь превращаются в Аистов и прилетают назад, причем человек, попав на берег того моря, тоже может таким же образом обратиться в Аиста и перелететь в их землю. Верят также, что, прилетев в теплые края, Аист мочит свой клюв в крови и становится человеком, а когда омочит себя в воде, вновь станет Аистом. По народным представлениям, совершая перелет, Аисты несут на себе ласточек или трясогузок.

Гнездо для Аиста устраивают на доме или возле жилья, используя для этого старую борону или колесо, которые, как считают в некоторых местах, должен втащить холостяк с помощью девушки. Повсеместно гнездо Аиста на крыше дома счастливая примета. Оно оберегает дом от молнии и пожара, от града, от злых чар и духов, способствует прибыли в хозяйстве и обогащению хозяина. Дом, который Аист избегает, считают проклятым. Отсутствие гнезда Аиста на доме или в селе сулит пожар, а уход Аиста с гнезда запустение дома или смерть кого-либо из домашних. В предчувствии попадания молнии или пожара Аист покидает гнездо и переносит птенцов.

Нарушение запрета разорять гнездо Аиста, уничтожать птенцов и особенно убивать Аиста считается тяжким грехом и сулит обидчику несчастье, смерть, смерть его матери или сына, телесные уродства, слепоту, глухота у детей, ущерб в хозяйстве, молоко с кровью у коров. Наиболее распространенное наказание пожар: считается, что Аист мстит обидчику, высекая огонь клювом или принося в клюве головню или уголь, которыми поджигает крышу.

Мотив вытекания огня отражен и в закличках, обращенных к Аисту: «Дядько Михаль, выкраш агню, закурым люльку!», «Барыс, дай закурыть!» Существует легенда, что в Аиста Бог обратил курильщика. Многие наказания за вред, причиненный аисту, относятся к области метеорологии: считают, что будет засуха, наводнение, продолжительный ливень (говорят, что убитый Аист три дня после смерти «плачет»), что Аист навлечет страшную тучу, ударит молния или налетит ураган. Болгары считают, что Аист предводитель градовой тучи. Поляки считают, что Аист разгоняет градовые тучи, когда кружит высоко в небе, а клекот его служит предвестьем ливня и бури. В польской легенде Аист дает человеку красный платок, усмиряющий бурю на море. В белорусском Полесье жницы просят Аиста: «Иванько, Иванько, зашли нам трохи витру, бо не здюжим жаты».

Конец