Системы управления качеством образования образовательных учреждений: достижения, проблемы, перспективы развития Факторович А.А., к.п.н., доцент, ведущий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Advertisements

Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
« Формирование модели системы менеджмента качества как средство повышения качества образования в школе: задачи, перспективы развития » Директор МБОУ СОШ.
«Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области»: рекомендации регионального оператора.
Цель лекции – освоить методы анализа различных моделей менеджмента качества в вузе.
Разработка системы управления качеством Мценский филиал Госуниверситета - УНПК Мценский филиал Госуниверситета - УНПК.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
О некоторых аспектах менеджмента качества ОУ в соответствии со стандартами ISO серии 9000 Г.Ф. Рудзей - д.т.н, профессор СГУПС Аудитор по СМК «Военного.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ А.Н.Свиридов, к.п.н., профессор.
. Москва, 2016 Кафедра: «Организационно- кадровая работа в органах государственной власти» Презентацию подготовил: Студент 1 курса магистратуры заочной.
Татьяна Марковна Гозман, заместитель начальника управления, к.п.н., доцент Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Об условиях обеспечения качества реализации образовательных программ в рамках деятельности университетов-участников УШОС Федеральная служба по надзору.
Стандарты ISO в Образовании Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Строительный колледж.
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа 1" 1 Инновационный образовательный проект «Разработка, внедрение,
Основные направления реализации Болонского процесса Развитие системы высшего образования, основанной на двух основных циклах Введение системы зачетных.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Институт дополнительного профессионального образования Центр обеспечения.
КОРРЕКТИРУЮЩИЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Т.Ф. Кайгородцева, преподаватель специальных дисциплин.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Начальник отдела развития и качества образования к.т.н. Тарануха С.Н.
Цель лекции : познакомиться с методами управления проектом применения системы менеджмента качества в вузе.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА УНИВЕРСИТЕТА - ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Нина Николаевна Аниськина EOQ-аудитор по качеству.
Транксрипт:

Системы управления качеством образования образовательных учреждений: достижения, проблемы, перспективы развития Факторович А.А., к.п.н., доцент, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования ФИРО

Актуальность проблемы Приоритетность вопросов качества профессионального образования в государственной образовательной политике; Повышение ответственности ОУ за качество подготовки выпускников Усиление конкуренции ОУ на рынке образовательных услуг и труда; Интернализация образования; Развитие независимой системы оценки качества профессионального образования

Обеспечение качества образования Уровни обеспечения качества Государственный Институциональный Аккредитация ОУ; Создание и обновление государственных образовательных стандартов; Создание системы внутреннего мониторинга и оценки качества профессионального образования Государственно-общественный: Рейтингование Публичный доклад

Общеевропейские тенденции Европейские стандарты и принципы обеспечения качества (2005) От внешнего к институциональному уровню Основная ответственность за обеспечение качества лежит на ОУ Развитие внутреннего управления качеством – ключевой элемент реформы профессионального образования Развитая внутренняя культура качества, опирающаяся на традиции ОУ, при незначительном внешнем контроле Внутренние процессы в большей степени ориентированы на совершенствование качества

Мероприятия по созданию СМК в России 1999 – 2011 гг. Концептуальные: - Адаптация принципов Всеобщего менеджмента качества и стандартов ISO 9000 к условиям образования; - Разработка моделей вунтривузовских систем менеджмента качества образованияКонцептуальные: - Адаптация принципов Всеобщего менеджмента качества и стандартов ISO 9000 к условиям образования; - Разработка моделей вунтривузовских систем менеджмента качества образования Нормативные: -Приказ Минобразования РФ от «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения» -Приказ Министерства образования и науки РФ 304 от 3 декабря 2004 г. «О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях»Нормативные: -Приказ Минобразования РФ от «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения» -Приказ Министерства образования и науки РФ 304 от 3 декабря 2004 г. «О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях» Организационные: - Проведение конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»; -Создание в большинстве вузов России систем управления качеством образования; -Общественно- профессиональная экспертиза самообследования ряда вузов -Сертификация СМКОрганизационные: - Проведение конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»; -Создание в большинстве вузов России систем управления качеством образования; -Общественно- профессиональная экспертиза самообследования ряда вузов -Сертификация СМК

Система управления качеством образования ОУ может строиться по модели самооценки (бенчмаркинг, система сбалансированных показателей и др.) в соответствии принципами Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management – TQM); в соответствии с требованиям и рекомендациями международных стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО ) и др.; на основе моделей национальных и региональных премий по качеству, например, Европейской премии по качеству «Совершенство в бизнесе»; конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» На основе англо-саксонской модели

ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ TQM: идеология ISO: оргструктура Типовая модель процессный подход Модель самооценки Массовая практика: ВПО, СПО, ДПО Англо-саксонская модель Локальный опыт

Уверенное руководство Ответственность перед обществом Менеджмент процессов Постоянное обучение сотрудников, инновации Ориентация на потребителя Развитие корпоративного сотрудничества Ориентация на результат и на достижение целей Вовлечение, участие и мотивация сотрудников Совершенствование управленческой деятельности в ОУ Основные принципы Всеобщего управления качеством (TQM)

Система менеджмента качества Процессный подход Система менеджмента качества - совокупность организационной структуры, методик (документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством

Преобразу- емые ресурсы: материалы, комплектую- щие, информа- ция, знания и др. Входы Процесс Удовлетворенность потребителей Выходы продукты, услуги, информация, документы Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности (работ), преобразующих входы в выходы Определение процесса по ISO 9000:2000 Контроль и управление Долговременные ресурсы: персонал, знания и навыки, здания, оборудование, технологии, методы, среда

Управление процессом предполагает: Идентификацию входов и выходов, внутренних и внешних потребителей и поставщиков Распределение ответственности Оценку ресурсов Определение взаимосвязи процессов Измерения и оценку результатов Постоянное улучшение качества процесса

Модель самооценки (конкурс Рособрнадзора «Системы обеспечения качества подготовки специалистов»)

Преимущества процессной и оценочной моделей Перенос акцентов с внешнего контроля на внутренний аудит качества образования в ОУ; Участие руководства ОУ в решении проблем обеспечения и постоянного улучшения качества образования; Реализация системного подхода к обеспечению качества образования в ОУ; Разработка миссии, стратегии, политики, целей в области качества образования для ОУ; Обозначение и подробное документирование процессов ОУ, установление взаимозависимостей между ними; Регламентация документов по качеству;

Проблемные узлы Нерешенные проблемы: Инерция административного подхода в управлении;Инерция административного подхода в управлении; Нелокализованность объекта управления качеством образования в вузе;Нелокализованность объекта управления качеством образования в вузе; Трудоемкость процессаТрудоемкость процесса формирования СМК; Недостаточная вовлеченностьНедостаточная вовлеченность преподавателей и студентов в управление качеством образования; Недоучет особенностей социальных системНедоучет особенностей социальных систем Возникшие в последние годы проблемы: Несоответствие идеологии новых ФГОС;Несоответствие идеологии новых ФГОС; Разрыв с европейской тенденцией усиления внимания к культуре качества, качеству преподавания и учения;Разрыв с европейской тенденцией усиления внимания к культуре качества, качеству преподавания и учения; Недостаточное внимание к формирующейся методологии внешней оценки качества профессионального образованияНедостаточное внимание к формирующейся методологии внешней оценки качества профессионального образования

АНГЛО-САКСОНСКАЯ МОДЕЛЬ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Четкость требований к образовательной программе Ориентация на результат как на интегрирующий фактор при формировании образовательных программ, выстраивании образовательного процесса и обеспечении условий его реализации Постоянное совмещение процедур внутреннего и внешнего аудита Обеспечение независимых оценок на всех стадиях реализации программы Преимущественное внимание к качеству преподавания и учения ОБЛАСТЬ ЗАТРУДНЕНИЙ Более высокая затратность процедур мониторинга и оценки Несформированность необходимой экспертной базы Недостаточная психологическая готовность административного корпуса и преподавателей Несформированность системы внешней независимой оценки качества

Определяющие условия совершенствования систем управления качеством образования в ОУ Выстраивание образовательных программ и образовательного процесса «от результата» Обоснованность, доказательность, взаимозависимость всех компонентов образовательного процесса Акцент на качестве преподавания и учения Повышение роли преподавателей и студентов в управлении качеством образования в ОУ Управление мотивацией, содержанием и технологиями обучения Новые программы и технологии повышения квалификации Объективная оценка результатов (преподавания и учения, квалификации)

Изменение методологии управления качеством образования в вузе Ключевая установка: управление на основе системы ценностей и соответствующей ей системы мотиваторов Требования, единые цели-ориентиры как основа для совместной деятельности Мотиваторы как инструменты, средства, обеспечивающие интериоризацию целей, становление их как ценностей Ранжирование ценностей, расстановка приоритетов Нет ценностей формализация отношений, разобщенность, административный подход Нет мотиваторов декларативность, недоверие со стороны сотрудников

Мотиваторы деятельности ; Профессиональное развитие, карьерный рост Новые условия ПК, стажировки в лучших ОУ, на лучших предприятиях Работа в творческих группах, проектных командах, участие в проектировании ОП, создании методических материалов Объективная оценка качества труда Моральное, материальное, социальное стимулирование; Четкая корреляция между достижениями и вознаграждением Оплата по результатам Формирование идеального образа преподавателя через предоставление преференций Эффективность работы должна оцениваться не по часам учебной нагрузки, а по качеству образовательных услуг, результативности педагогической деятельности

Критерии сопоставленияПроцессный подходЦенностно-мотивационный подход Объект управленияСовокупность основных и вспомогательных процессов вуза Взаимодействие в системе «преподаватель – студент», «преподаватель-преподаватель» Субъект управленияРуководство вуза, профильные «чиновники» Кафедры, преподаватели, студенты ИнструментИнструкцияПридание личностного смысла общему приоритету ФункцииПланирование, оптимизация документооборота, контроль Управление мотивацией к качественной образовательной деятельности, содержанием, технологиями обучения МетодыИнвентаризация процессов, назначение «владельцев» процессов, ведение документации в соответствии с требованиями Оценка по результатам, независимая аттестация студентов, совершенствование ПК Критерии оценки результативности СМК Соответствие требованиям ИСОДинамика отношения к преподаванию; отношение к учению и приобретаемой профессии; Социально-педагогическая среда вуза СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ

Тенденции кадровой политики в образовании Цель – формирование педагогической элиты Инструменты (из проекта «Образование 2020»): В 2010–2020 гг. в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения: существенное повышение конкурентоспособности квалифицированного учителя, мастера производственного обучения и преподавателя на рынке труда приведет к притоку в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников; повышение заработной платы за счет селективных инструментов и нарастающее давление на неквалифицированных и непрофессиональных работников со стороны потребителей и профессионального сообщества приведут к обновлению кадрового корпуса.

Условия, обеспечивающие независимость оценки Дифференциация Субъектов учения и оценки Оценки образовательных достижений и профессиональных компетенций Расширение социального партнерства Централизованный независимый контроль – аналог ЕГЭ? Сертификация квалификаций гармонизация государственной и общественной аккредитации