Семинар-тренинг «Роль РМО в решении задач нового Закона "Об образовании в Российской Федерации» Ведущая: Антонина Александровна Петрова, зав. ИАЦ Управления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изменение правового регулирования в сфере образования.
Advertisements

N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации.
Ф едеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации.
Основные задачи нового закона об образовании: Создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Изменение правового регулирования в сфере образования.
Педагогический совет «Ступени профессионального роста педагога»
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации« 273 ФЗ
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения 1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную.
Новый закон об образовании. Глава 2. Система образования.
Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности.
Об изменениях в законодательстве Российской Федерации.
Заведующий П.А. Харюшина Старший воспитатель Т.А. Григорьева.
Федеральный закон от г. 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ст. 2. Основные понятия.
Нововведения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в регулировании дошкольного образования и их внедрение в деятельности дошкольных.
Реализация Федерального закона « Об образовании в РФ » в основной общеобразовательной школе.
Законопроект «Об образовании»- школьное образование и обучение. Мифы и реальность.
Транксрипт:

Семинар-тренинг «Роль РМО в решении задач нового Закона "Об образовании в Российской Федерации» Ведущая: Антонина Александровна Петрова, зав. ИАЦ Управления образования Печорского района

Аналитическая группа: Конькова Светлана Владимировна, заместитель директора МБОУ «Печорская лингвистическая гимназия» Петрова Наталья Петровна, заместитель директора МБОУ «Новоизборская средняя общеобразовательная школа» Федорова Эльвира Анатольевна, заместитель директора МБОУ «Печорская средняя общеобразовательная школа 3» 2

«Мозговой штурм» - 5 минут Проблемный анализ работы РМО: что в работе РМО удовлетворяет; методические находки учебного года; какие проблемы не решены; предложения по решению проблем организации и содержанию работы РМО Время на выступление для каждой команды 1 минута. 3

Новое в Законе "Об образовании в Российской Федерации". Основные особенности нового закона: регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса; 4

Основные особенности нового закона: права и гарантии, которые предоставлялись гражданам старым законом, новым законом сохраняются и даже расширяются; вносит изменения в юридическую терминологию российского права: вводит четкие определения часто употребляемых терминов и понятий: "образование", "воспитание", "обучение", "уровень образования", "квалификация", "учебный план", "практика", "направленность (профиль) образования" и т. д. 5

Основные особенности нового закона: Закон меняет давно переставший быть адекватным термин "образовательное учреждение" на термин "образовательная организация»; В соответствии с новым законом образование в РФ подразделяется на: общее образование; профессиональное образование; дополнительное образование; профессиональное обучение 6

Основные особенности нового закона: При этом общее образование и профессиональное образование реализуются по нескольким уровням. В частности, общее образование включает в себя: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование. 7

Основные особенности нового закона: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" изменил систему профессионального образования. Теперь она, как и система общего образования, включает в себя четыре уровня: среднее профессиональное образование; высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации 8

Основные особенности нового закона: Меняется также и концепция высшего образования: если в Законе РФ "Об образовании" употреблялся термин "высшее профессиональное образование", то в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" – просто "высшее образование". 9

Основные особенности нового закона: Дополнительное образование в Федеральном законе Об образовании в Российской Федерации регулируется исходя из концепции образования в течение всей жизни и включает в себя три подвида: дополнительное образование детей; дополнительное образование взрослых; дополнительное профессиональное образование 10

Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических служб: Закон РФ от Об образовании Федеральный закон от ФЗ Об образовании в Российской Федерации Управление системой образования Отсутствуют положения, обязывающие Правительство РФ представлять Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования Согласно ч. 2 ст. 3 Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публикует его на своем официальном сайте в сети Интернет. 11

Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических служб: Закон РФ от Об образовании Федеральный закон от ФЗ Об образовании в Российской Федерации Управление системой образования Отсутствуют положения, регулирующие инновационную и экспериментальную деятельность в сфере образования. Ст. 20 посвящена вопросам инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования. 12

Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических служб: Последовательно проводится принцип светскости в образовании Ст. 87 посвящена особенностям изучения основ духовно-нравственной культуры народов РФ и получения теологического и религиозного образования. Организация образовательного процесса Отсутствуют положения, детально регламентирующие разработку и утверждение примерных образовательных программ Согласно ст. 12 примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов. 13

Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических служб: Отсутствуют положения, регулирующие использование сетевой формы реализации образовательных программ, технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Ст. 15 посвящена использованию сетевой формы реализации образовательных программ, ст. 16 – вопросам реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Отсутствуют положения, регулирующие проведение независимой оценки качества образования Закон регламентирует функционирование независимых институтов оценки качества образования (общественная, профессионально-общественная аккредитация, образовательные и профессиональные стандарты). Ст. 95 посвящена проведению независимой оценки качества образования 14

Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических служб: Отсутствуют положения, детально регламентирующие обеспечение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями Ст. 18 регламентирует использование в образовательном процессе печатных и электронных ресурсов, формирование библиотечных фондов, отбор организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий 15

Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических служб: Правовой статус обучающихся и их родителей (законных представителей) Правам обучающихся посвящены отдельные положения закона В ст. 34 детально прописаны права и гарантии для обучающихся, указаны меры их социальной поддержки и стимулирования Ответственности и обязанностям обучающихся посвящены отдельные положения закона В ст. 43 детально прописаны ответственность и обязанности обучающихся. В частности, согласно п. 1 ч. 1 данной статьи обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в т. ч. посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, а также выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы 16

Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических служб: Отсутствуют положения, детально регламентирующие получение образования лицами особых категорий Ст. 77. регламентирует получение образования лицами, проявившими выдающиеся способности, ст. 78. – получение образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях, ст. 79 – получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Отсутствуют положения, регулирующие оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ Ст. 42 посвящена вопросам оказания психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в т. ч. несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления 17

Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических служб: Не закреплено право родителей (законных представителей) обучающихся получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого- педагогических) обучающихся Согласно п. 6 ч. 3 ст. 44 обучающихся родители (законные представители) обучающихся имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся Не предусматривается создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Ст. 45 установлен порядок создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование 18

Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических служб: Правовой статус педагогических работников Отсутствуют положения, раскрывающие академические права, свободы, ответственность и обязанности педагогических работников В ст. 47 подробно прописаны академические права и свободы педагогических работников, а в ст. 48 – их ответственность и обязанности В законе нет положения, устанавливающего обязанность педагогических работников соблюдать этические нормы Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики Закон не устанавливает гарантии уровня заработной платы педагогических работников В закон включена фактическая гарантия уровня заработной платы педагогических работников – в привязке к средней зарплате по экономике субъекта РФ. Так, согласно ч. 3 ст. 99 расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в субъекте РФ, на территории которого расположены данные общеобразовательные организации 19

Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических служб: Отсутствуют положения, регулирующие рабочее время педагогических работников Согласно ч. 5 ст. 47 педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, а согласно ч. 6 той же статьи в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации 20

Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических служб: Особенности школьного образования Закон предусматривает наличие лицеев и гимназий В законе нет упоминания о лицеях и гимназиях, но говорится о том, что образовательные организации вправе реализовывать программы повышенного уровня, которые могут финансироваться в повышенном объеме (повышенный объем финансирования в данном случае будет связан не со статусом субъекта, а с полученным заданием) Закон не предусматривает проведение отбора обучающихся при приеме в образовательное учреждение для получения основного общего и среднего общего образования Согласно ч. 5 ст. 67 при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается индивидуальный отбор в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ 21

Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических служб: Особенности дополнительного и профессионального образования Организация дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Организация дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органов государственной власти субъектов РФ Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов не является общедоступным Согласно ч. 4 ст. 68 прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов является общедоступным. Вступительные испытания могут проводиться при приеме на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств Предусматривается проведение аккредитации программ дополнительного профессионального образования Не предусматривается проведение аккредитации программ дополнительного профессионального образования См. «Вестник Образования России», 11, 2013 год; Администратор образования, 11, 2013, стр

Проект Закона «Об образовании в Псковской области» Глава 2. Основы системы образования Псковской области Статья 8. Принципы развития системы образования в Псковской области 1. Система образования области является частью системы образования Российской Федерации. 2. Развитие системы образования в области основывается на следующих принципах: 1) обеспечение права каждого человека на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, недопустимость дискриминации в сфере образования; 2) обеспечение наилучших интересов детей в системе образования области; 3) доступность качественного образования в различных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории области; 4) обеспечение воспитания, способствующего становлению нравственных идеалов и ценностей, уважению к правам и свободам человека, направленность на развитие индивидуальности человека; 5) обеспечение единства федерального, регионального и муниципального образовательного пространства; 6) защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов, проживающих на территории области; 7) информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций. 23

Проект Закона «Об образовании в Псковской области» Статья 11. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования 1. Экспериментальная и инновационная деятельность осуществляется в Псковской области в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, указанные в абзаце первом настоящей части, реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования Псковской области. 2. Орган исполнительной государственной власти области, осуществляющий государственное управление в сфере образования, определяет порядок признания организаций региональными инновационными площадками, а также утверждает перечень региональных инновационных площадок. 3. Органы исполнительной государственной власти области оказывают в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Псковской области, финансовую, материально-техническую, информационную и иную поддержку организациям, признанным региональными инновационными площадками. 24

Проект Закона «Об образовании в Псковской области» Статья 12. Информационная открытость. Мониторинг в системе образования 1. Орган исполнительной государственной власти области, осуществляющий государственное управление в сфере образования, обеспечивает открытость и доступность информации о системе образования, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте органа исполнительной власти области, осуществляющего государственное управление в сфере образования, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет). 2. Орган исполнительной государственной власти области, осуществляющий государственное управление в сфере образования, обеспечивает осуществление мониторинга в системе образования на региональном уровне. 3. Результаты мониторинга в виде итогового (годового) отчета о состоянии и перспективах развития образования в Псковской области ежегодно публикуются на официальном сайте органа исполнительной государственной власти области, осуществляющего государственное управление в сфере образования, в сети Интернет. 25

Проект Закона «Об образовании в Псковской области» Статья 21. Особенности получения образования для лиц, проявивших выдающиеся способности 1. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, органом исполнительной власти области, осуществляющим государственное управление в сфере образования, организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия (далее - конкурсы), направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений. 2. Обучающиеся принимают участие в конкурсах на добровольной основе. Взимание платы за участие в региональных олимпиадах и иных конкурсах не допускается. 3. Для лиц, проявивших выдающиеся способности, предусматриваются специальные премии, размер и порядок присвоения которых устанавливается Администрацией области. Специальными премиями награждаются: работники образовательных организаций, достигшие высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся, воспитанников, - победители конкурсов педагогических достижений; педагогические коллективы образовательных организаций - победители конкурсов педагогических достижений; 26

Проект Закона «Об образовании в Псковской области» обучающиеся, воспитанники образовательных организаций - победители всероссийских и международных конкурсов, соревнований, научно- практических конференций, предметных олимпиад, выставок; детские коллективы - победители всероссийских и международных конкурсов. 4. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в Псковской области создаются государственные образовательные организации Псковской области, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций. Порядок комплектования указанных образовательных организаций обучающимися устанавливается органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим государственное управление в сфере образования, с учетом уровня и направленности реализуемых образовательными организациями образовательных программ, обеспечивающих развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся в образовательных организациях. 27

28 ФГОС ООО второго поколения: особенности введения

ФГОС ООО второго поколения: особенности введения. Проект закона «Об образовании в Российской Федерации»: изменения, поддерживающие ФГОС: возможность выбора учебных курсов как в ОУ, так и вне его (внешкольные ОУ, учреждения культуры, спорта); аккредитация, направленная на содержательную оценку образовательных программ, а не на присвоение статусов; нормативно-подушевое финансирование, гибкие финансовые механизмы (целевое финансирование, программы развития, образовательное кредитование и так далее); учет особенностей получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья; дистанционное образование и сетевое взаимодействие как расширение возможностей индивидуальных образовательных программ; оценка качества образования переход от распределения статусов к содержательной оценке результатов образования; общественное участие расширение полномочий, наличие компетенций 29

Какие системные задачи необходимо решить при введении ФГОС ООО? новый подход к системе повышения квалификации учителя; создания новой образовательной среды (в том числе сетевой, межбюджетной, межведомственной); создания эффективных систем оценки качества образования, в том числе оценки индивидуальных достижений учащихся; трансформация механизмов финансирования эти механизмы еще не запущены в полной мере 30

Организационное обеспечение введения ФГОС ООО координация межведомственного и межбюджетного взаимодействия ОУ; создание региональной системы электронного мониторинга введения и реализации ФГОС ООО; создание системы распространения инновационных моделей реализации стандарта; создание технологий ресурсосберегающего менеджмента в образовании; создание технологий управления реализацией ФГОС ООО на основе стимулирования саморегулирования; создание образовательных моделей для обучающихся с особыми потребностями 31

Из Примерной образовательной программы для основной школы В числе задач программы, которые предстоит решать: включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей 32

Школа должна реализовать четыре междисциплинарные учебные программы: «Формирование универсальных учебных действий» «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» «Основы смыслового чтения и работа с текстом» 33

Развитие регулятивных универсальных учебных действий: приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане; осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей; контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия; вносить соответствующие коррективы в их выполнение Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию. (Здесь все навыки проектирования и формирующего оценивания) 34

Результат междисциплинарной учебной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»: Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта 35

Коллективное обсуждение в группах: Единый государственный экзамен: уровень качества подготовки; результаты; формы работы по устранению недостатков Для выступления от РМО 1 минута 36

Коллективное обсуждение в группах: Роль РМО в работе с одаренными детьми: формы работы; результаты; перспективы развития данного направления деятельности Для выступления от РМО 1 минута 37

О работе классных руководителей в условиях введения Закона "Об образовании в Российской Федерации". Будет ли система образования, как и прежде, не только учить, но и воспитывать? Вторая статья документа гласит, что образование является единым процессом обучения и воспитания. Таким образом, все нормы законопроекта, регулирующие процесс образования, в равной мере относятся и к воспитанию. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; 38

Спасибо за работу, уважаемые коллеги!!! С новым учебным годом!!! 39