Поэзия народного костюма Исследовательская работа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящихся к IX-XII вв. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными.
Advertisements

МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
Народные промыслы и ремесла Тамбовского края Народные промыслы и ремесла Тамбовского края Выполнила : Горбачева Е. С. 31 группа 3 курс.
Костюм Тамбовской губернии Выполнила: учитель начальных классов филиала «Балыклейский» МБОУ «Красивская СОШ» Ермолаева Т. Н. Творческое название: « Костюм.
ЭКСКУРСИЮ ПРОВОДИТ УЧАЩАЯСЯ 7-ГО КЛАССА МОУ «ГЛОТОВСКАЯ СОШ» ПОЛИТОВА ОЛЕСЯ Удорский девичий костюм XVIII- XIX веков.
Женский русский народный костюм конца 18-начала 19 веков Цели и задачи : знакомство с традиционным русским костюмом, воспитание национального самосознания.
Задание для 5 класса, в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, с использованием графического планшета по теме «Древние образы в народных игрушках.
Русский народный костюм Руси IX – ХIХ вв. IX – ХIХ вв.
Орнамент, символика, цвета одежды крестьянок Воронежской губернии Учащиеся 6 А класса Учитель Толсторожих С.В.
Традиционная культура Кубани Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 5 города Курганинска Краснодарского края Черепова Марина.
Подготовила музыкальный руководитель Силка В.В.. История костюма Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками.
Женский тульский костюм Чиненова Елена Николаевна учитель технологии МОУ «Анишинская СОШ»
«Знакомство с русским народным костюмом» Педагог дополнительного образования высшей категории ГБОУ ДОД ДУМ «Магнит» Бусаева Ольга Владимировна РАЗРАБОТАЛА.
Традиционное ткачество народов Республики Коми Автор презентации ученица 8 класса Автор презентации ученица 8 класса Муниципальное общеобразовательное.
Народная праздничная одежда. Изобразительное искусство.
Выполнила Учитель технологии МОУ «СОШ ст. Екатериноградской» Прохладненского района КБР Щербакова Жанна Петровна.
. Костюм представляет собой целостный художественный ансамбль гармонично согласованных предметов одежды, украшений и дополнений, обуви, головного убора,
. Основные части традиционного русского женского наряда - рубаха и сарафан. Рубаха - древнейший элемент одежды Уже в VI веке в костюме наших предков она.
Презентацию подготовила: Коробова Елена Александровна Учитель географии.
Из истории русской вышивки ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫПОЛНЕНА учителем технологии шк. 33 г. Новороссийска Сыроежко Лидией Васильевной.
Транксрипт:

Поэзия народного костюма Исследовательская работа

Степина Ольга Войтова Елизавета Иванова Юлия

Цель исследования: Познакомиться с комплексами (видами) крестьянской одежды Смоленской губернии на рубеже XIX-XX веков Выявить точки возможного соприкосновения традиций народного искусства с современным дизайном..

Актуальность исследования Быстрые темпы развития мира все больше удаляют нас от наших истоков.Быстрые темпы развития мира все больше удаляют нас от наших истоков. Мы не знаем традиций наших предков, их быта.Мы не знаем традиций наших предков, их быта. Решив изучить историю костюма одежды жителей нашей области мы надеемся глубже узнать историю нашего края, традиции, найти связь поколений.Решив изучить историю костюма одежды жителей нашей области мы надеемся глубже узнать историю нашего края, традиции, найти связь поколений.

Этапы исследования ИзучениеотличительныхособенностейОзнакомление с коллекцией костюмаИзучениеэскизов Изготовление Украшений.

Народный костюм – это своеобразное отражение исторической памяти народа, своего рода культурный код. По традиционному наряду можно было безошибочно определить, из какой волости приехал человек. На Смоленщине в XIX – начале XX веков сложились несколько комплексов народных костюмов. Они разделялись в зависимости от территории, на которой были распространены, а также возраста, социального статуса людей, носивших их.Народный костюм – это своеобразное отражение исторической памяти народа, своего рода культурный код. По традиционному наряду можно было безошибочно определить, из какой волости приехал человек. На Смоленщине в XIX – начале XX веков сложились несколько комплексов народных костюмов. Они разделялись в зависимости от территории, на которой были распространены, а также возраста, социального статуса людей, носивших их. Значение костюма

Особенности смоленских « украс » С древнейших времен на Смоленской земле украшали разнообразной вышивкой предметы одежды. После тяжелой работы в поле и по хозяйству крестьянка находила время и на вышивку. Несомненно, художественный облик каждой вещи индивидуален, и в то же время опирается на веками сложившиеся традиции. С древнейших времен на Смоленской земле украшали разнообразной вышивкой предметы одежды. После тяжелой работы в поле и по хозяйству крестьянка находила время и на вышивку. Несомненно, художественный облик каждой вещи индивидуален, и в то же время опирается на веками сложившиеся традиции.

Смоленщина является родиной древнейших Смоленщина является родиной древнейших русских орнаментов. В основе смоленских русских орнаментов. В основе смоленских орнаментов лежали геометрические узоры. Самые распространенные ромб, кресты и полосы. У каждого орнамента было свое значение. Ромб и ромбический меандр становились символами жизненности и благоденствия. Крупный квадрат заполняют обычно квадратики-точки древний символ засеянного поля. Прямая линия обозначала землю, а волнистая воду.

В смоленской народной вышивке обычно употребляли белый холст, частично затканный красными полосами. В вышивке ведущим цветом был также красный, ему подчинялись желтый и синий. Вся вышивка строилась на контрасте цветов. Других сочетаний почти не встречалось В смоленской народной вышивке обычно употребляли белый холст, частично затканный красными полосами. В вышивке ведущим цветом был также красный, ему подчинялись желтый и синий. Вся вышивка строилась на контрасте цветов. Других сочетаний почти не встречалось.

Сколь сложны порой орнаменты наших украс, столь разнообразна техника их исполнения. Древнейшим способом шитья, насколько удалось проследить, была продержка, то есть удаление некоторых нитей и обвивка остальных другими какими - либо, преимущественно красного цвета. Действительно, вышивка перевитью, или, как еще ее называют, строчкой очень характерна для Смоленщины. Узоры из больших и малых ромбов, гребенок, крестов набирались цветными нитками. Получалась как бы мозаика. Помимо перевити, распространена была на Смоленщине и настебка. Здесь вышивка тоже двухсторонняя, но без продергивания ниток. И третий способ набор, или настил, где узор также накладывается поверх ткани.Сколь сложны порой орнаменты наших украс, столь разнообразна техника их исполнения. Древнейшим способом шитья, насколько удалось проследить, была продержка, то есть удаление некоторых нитей и обвивка остальных другими какими - либо, преимущественно красного цвета. Действительно, вышивка перевитью, или, как еще ее называют, строчкой очень характерна для Смоленщины. Узоры из больших и малых ромбов, гребенок, крестов набирались цветными нитками. Получалась как бы мозаика. Помимо перевити, распространена была на Смоленщине и настебка. Здесь вышивка тоже двухсторонняя, но без продергивания ниток. И третий способ набор, или настил, где узор также накладывается поверх ткани.

« Люди, открывающие забытые пути искусства, бесконечно ценны для нашего времени.» Николай Рерих. В конце XIX начале XX века интерес к русской старине «вошел в моду», но было несколько человек, которые относились к коллекционированию предметов старины серьезно, без корысти или тщеславия. Среди этих людей была женщина, ей мы обязаны сохранением сокровищ народного женского искусства костюма. Это княгиня М. К. Тенишева. Умная, образованная, наделенная глубокой интуицией, Мария Клавдиевна понимала, что процесс утраты народного искусства в крестьянской среде остановить невозможно, и она начинает собирать предметы быта и особенно костюм. В конце XIX начале XX века интерес к русской старине «вошел в моду», но было несколько человек, которые относились к коллекционированию предметов старины серьезно, без корысти или тщеславия. Среди этих людей была женщина, ей мы обязаны сохранением сокровищ народного женского искусства костюма. Это княгиня М. К. Тенишева. Умная, образованная, наделенная глубокой интуицией, Мария Клавдиевна понимала, что процесс утраты народного искусства в крестьянской среде остановить невозможно, и она начинает собирать предметы быта и особенно костюм. М. К. Тенишева ( )

Большое внимание уделяла Тенишева собиранию костюмов Смоленщины. Лучшие, наиболее сохранившиеся комплекты покупались Лучшие, наиболее сохранившиеся комплекты покупались у крестьянок различных уездов Смоленской губернии. у крестьянок различных уездов Смоленской губернии. Так создавалась обширная коллекция русского народного костюма. Так создавалась обширная коллекция русского народного костюма. М. К. Тенишева выстроила на свои средства и подарила Смоленску М. К. Тенишева выстроила на свои средства и подарила Смоленску музей « Русская старина » В имении Талашкино она создала художественные мастерские. В талашкинской вышивальной мастерской работало 2000 крестьянок из более чем 50 деревень округи, выполняющих вышивку на дому с сохранением традиционных местных приемов.

Коллекция народных костюмов, собранная М. К. Тенишевой, стала народным достоянием. Она хранится М. К. Тенишевой, стала народным достоянием. Она хранится в Смоленском государственном объединенном историческом и архитектурно-художественном музее-заповеднике. архитектурно-художественном музее-заповеднике.

Комплексы женского крестьянского костюма. В Смоленской губернии в северных районах бытовали черные сарафаны. По середине переда нашивали два ряда красной с узором домотканой тесьмы, подобной тесьмой с добавлением узкой черной и белой покупной тесемки отделывали низ сарафана. Этот строгий по форме и декору сарафан сочетался с белой рубашкой, рукава которой почти сплошь были покрыты вставками великолепного узорного ткачества на красном фоне. Горизонтальными рядами были расположены геометрические орнаменты в сочетании с белым, черным и небольшим количеством желтого и зеленого цветов. По низу рубашку также обшивали широкой красной узорной полосой, которая всегда была видна из - под сарафана.В Смоленской губернии в северных районах бытовали черные сарафаны. По середине переда нашивали два ряда красной с узором домотканой тесьмы, подобной тесьмой с добавлением узкой черной и белой покупной тесемки отделывали низ сарафана. Этот строгий по форме и декору сарафан сочетался с белой рубашкой, рукава которой почти сплошь были покрыты вставками великолепного узорного ткачества на красном фоне. Горизонтальными рядами были расположены геометрические орнаменты в сочетании с белым, черным и небольшим количеством желтого и зеленого цветов. По низу рубашку также обшивали широкой красной узорной полосой, которая всегда была видна из - под сарафана.

Почти каждый уезд Смоленской губернии имел те или иные отличия в женском костюме, а иногда даже в соседних деревнях были разные костюмы. Особенно интересными и разнообразными были « комплексы с поневой ». Темно - синяя шерстяная понева разделена неяркими светлыми клетками, вытканными тонкими нитями На почти черном цвете они кажутся прорисованными тонким карандашом. Внизу только неширокая красная полоса, закрытая поверху узкой красной и белой тесьмой. Красный хлопчатобумажный фартук скромно украшен внизу несколькими тесемками и неширокой оборкой. Этот простой и малоукрашенный низ сочетается с белой рубашкой с ярко и великолепно декорированными рукавамиПочти каждый уезд Смоленской губернии имел те или иные отличия в женском костюме, а иногда даже в соседних деревнях были разные костюмы. Особенно интересными и разнообразными были « комплексы с поневой ». Темно - синяя шерстяная понева разделена неяркими светлыми клетками, вытканными тонкими нитями На почти черном цвете они кажутся прорисованными тонким карандашом. Внизу только неширокая красная полоса, закрытая поверху узкой красной и белой тесьмой. Красный хлопчатобумажный фартук скромно украшен внизу несколькими тесемками и неширокой оборкой. Этот простой и малоукрашенный низ сочетается с белой рубашкой с ярко и великолепно декорированными рукавами

Новый образ русского стиля В конце XX – начале XXI века люди не перестают удивляться роскошным изделиям смоленских рукодельниц – на фабрике « Смоленская вышивка », где работают профессионалы - конструкторы, обладающие безупречным художественным вкусом и талантом, продолжают традиции княгини Марии Тенишевой « Смоленская вышивка » - старинное предприятие, берущее начало от знаменитых талашкинских мастерских. В архивах есть материалы, свидетельствующие, что оно ведет свою летопись с 1917 года. После Октябрьской революции в селе Гвоздово, по соседству с Талашкиным, была создана промысловая артель художественной вышивки, несколько позже получившая название «13 лет Октября ».В конце XX – начале XXI века люди не перестают удивляться роскошным изделиям смоленских рукодельниц – на фабрике « Смоленская вышивка », где работают профессионалы - конструкторы, обладающие безупречным художественным вкусом и талантом, продолжают традиции княгини Марии Тенишевой « Смоленская вышивка » - старинное предприятие, берущее начало от знаменитых талашкинских мастерских. В архивах есть материалы, свидетельствующие, что оно ведет свою летопись с 1917 года. После Октябрьской революции в селе Гвоздово, по соседству с Талашкиным, была создана промысловая артель художественной вышивки, несколько позже получившая название «13 лет Октября ».

НАШИ РАБОТЫ. В заключительной части нашего исследования, переработав изученный материал, мы претворили его в готовые изделия. И представляем свой скромный труд. Гайтан - древний оберег.

Фрагмент пояса. пояс в народном костюме выполнял функцию оберега, при его изготовлении мастерицы шептали специальные заговоры, передававшиеся изустно на протяжении веков.

Позатыльник Необходимый элемент каждого кичкообразного убора выполнялся бисерным или из ткани ( часто из парчи ), подвязывался сзади под сороку, чтобы закрыть сзади кички волосы женщины.Необходимый элемент каждого кичкообразного убора выполнялся бисерным или из ткани ( часто из парчи ), подвязывался сзади под сороку, чтобы закрыть сзади кички волосы женщины.