Воспитательная программа классного коллектива МБОУ ДОД «Поспелихинский районный Центр детского творчества» Пономарева Л. Г. – методист ЦДТ 2013 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила Хавренко Л.В. МБОУ Коченевская СОШ 2.
Advertisements

Методы развития творческой активности учащихся во внеклассной работе.
Мониторинг воспитательного процесса. Наша вера на этом пути такова: Без памяти - нет истории, Без истории – нет культуры, Без культуры – нет духовности,
Материал по теме: Монитогинг и диагностика (в помощь классному руководителю)
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
Педагогический совет «Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательных систем классов»
Агаповский муниципальный район Челябинская область.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КЛАССА. (А.С.Макаренко) «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается.
Руководитель: заместитель директора по воспитательной работе Гущина Марина Евгеньевна МБОУ СОШ 139.
1. В чем сущность и особенности воспитательного процесса?
Конкурс «Я- классный руководитель!» Номинация : «Классный руководитель- архитектор классного коллектива, где комфортно каждому» Из опыта работы классного.
Формы внеклассной работы. Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. (В. П. Созонов)
Система работы классных руководителей по воспитанию социально зрелой личности.
Анализ воспитательной деятельности МО классных руководителей МОУ СОШ 24.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» С.МУСОРКА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
Программа развития воспитания в системе образования Хабаровского края на годы Постановление Правительства Хабаровского края 253-пр от
Заседание 2 МО классных руководителей ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА: формы и методы Руководитель ШМО Терещенко О.П.
Транксрипт:

Воспитательная программа классного коллектива МБОУ ДОД «Поспелихинский районный Центр детского творчества» Пономарева Л. Г. – методист ЦДТ 2013 г.

«Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. … решающим моментом является не его прямая логика, а действие всей системы средств, гармонически организованных» (А. С. Макаренко)

Понятия Компетентностный подход – это содержание, педагогические технологии, средства контроля и оценки. Главное здесь – это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения обучающихся в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов и т.д) Личностно – ориентированный подход – организация (и управление) деятельности обучающихся, которая означает переориентацию общего процесса на постановку и решение ими самими конкретных воспитательных задач (познавательных, исследовательских, преобразующих, проективных и т.д.).

Это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества Воспитательная программа классного коллектива

Классные воспитательные программы должны учитывать индивидуальные и групповые особенности учащихся класса. Классному руководителю необходимо увидеть и понять специфические черты ученического сообщества, определить уровень развития коллектива, сформированность межличностных отношений Копирование моделей нецелесообразно, так как каждый коллектив своеобразен и уникален, имеет свои проблемы и успехи Воспитательная программа классного коллектива

Требования к программе - актуальность - прогностичность - рациональность - реалистичность - целостность - контролируемость - корректируемость

Структурные элементы программы Титульный лист Концептуальные (теоретические ) основы программы Цель и задачи программы Принципы реализации программы Этапы реализации программы Содержание программы Формы и методы реализации программы Организационно-педагогические условия Ожидаемые результаты Критерии оценки результативности реализации программы Условия успешной реализации программы Список литературы Приложения

Титульная лист Полное название органов управления образованием Полное название ОУ (в котором выполнена работа) Утверждаю Директор ОУ Печ __________ «___»__________20…г. Программа «название» рассчитана на детей …….. срок реализации……… Разработчик: Ф.И.О. с. Поспелиха 20.. г.

Концептуальные (теоретические ) основы программы Аннотация (сроки реализации, возраст, ОУ) Актуальность (нормативная база, динамика явления, анализ ситуации), д. б. невелика по объёму, лаконична, работать на цель и задачи программы Выявление проблемы Анализ классного коллектива Тезаурус

Концепция - система взглядов отдельного учёного или группы исследователей на воспитательный процесс, его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности Современные концепции воспитания

Системно-ролевая теория формирования личности ребёнка Автор: Николай Михайлович Таланчук. Идея: осваивая систему ролей в социумах (семья,трудовой коллектив,общество, мир, я-сфера), человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью

Формирование образа жизни достойной Человека Автор-Надежда Егоровна Щуркова Идея: формирование педагогом образа жизни ребёнка, создание условий для восхождения ребёнка к культуре. Основные направления воспитательного процесса: -философическое воспитание - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщению; -диалогическое воспитание(ребёнок находится в постоянном диалоге с самим собой, картиной, музыкой, другим человеком); - этическое воспитание(ребёнок принимается педагогом «равным себе»).

Педагогическая поддержка ребёнка в процессе его развития Автор: Олег Семёнович Газман Идея:развитие ребёнка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов: социализации и индивидуализации. Процесс социализации способствует усвоению ребёнком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного). Процесс индивидуализации - развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке.

Самовоспитание школьников Автор: Герман Константинович Селевко Идея: самовоспитание –процесс осознанного управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности. Главный целевой ориентир– формирование человека самосовершенствующегося.

Воспитание на основе потребностей человека Автор: Валерий Петрович Созонов Идея: создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника: -в творческой деятельности -быть здоровым -в защищённости и безопасности -в уважении, признании, необходимом социальном статусе

Воспитание ребёнка как человека культуры Автор: Евгения Васильевна Бондаревская Идея: «всякая личность должна найти свой путь, свою идеальную форму» Базовые воспитательные процессы: - жизнетворчество - социализация - культурная идентификация- востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребёнка к определённой культуре -духовно-нравственное развитие личности; -индивидуализация

Цель и задачи программы Цель должна быть сформулирована настолько ясно, чётко. Конкретно, чтобы по ней прочитывался весь смысловой контекст программы Цель должна быть достижима, а достижение диагностируемо Цель должна отражать уважительное отношение к личности воспитанника Цель гуманистического воспитания – личностный рост ребёнка Цель конкретизируется задачами Развитию, воспитанию или совершенствованию каких качеств личности способствует программа

Принципы реализации программы это исходные установки, главные ориентиры, организующие, упорядочивающие всю сложную систему воспитательной работы, включающую в себя такие компоненты, как цели и задачи, различные направления содержания, многообразный комплекс воспитательных методов. Принципы позволяют предъявить некоторые общие требования ко всем этим различным сферам воспитательной деятельности и тем самым придать им целостный, единый характер.

Принципы реализации программы Принцип единства Принцип организации активной деятельности Принцип связи воспитания с жизнью Принцип гуманизма в воспитании Принцип опоры на коллектив Принцип использования самовоспитания

Этапы реализации программы В зависимости от возраста, сроков, на которые программа рассчитана, особенностей детей конкретного класса Например: 1-й этап – "Познай себя – это интересно!" 2-й этап – "Сотвори себя – это необходимо!" 3-й этап – "Утверди себя – это возможно!" 4-й этап – "Прояви себя – это реально!"

Содержание программы Основные направления работы по программе с кратким описанием

Методы реализации программы 1. Методы формирования сознания личности 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения 3. Методы стимулирования поведения и деятельности 4. Методы контроля и самоконтроля в воспитании

Методы формирования сознания личности Для передачи личности знания об основных событиях и явлениях окружающего мира. Они направлены на формирование взглядов, понятий, убеждений, представлений, собственного мнения и оценки происходящего. Общей особенностью методов данной группы является их вербальность, т. е. ориентация на слово. Это: убеждения, рассказы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, диспуты, увещевания, внушения, примеры

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения Направлены на отработку привычек поведения, которые должны стать нормой для личности воспитанника. Они воздействуют на предметно- практическую сферу и направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Это: упражнения, приучение, требование, поручение и создание воспитывающих ситуаций

Методы стимулирования поведения и деятельности Помогают сформировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей и выбору соответствующих им целей. В основе методов стимулирования лежит воздействие на мотивационную сферу личности, направленное на формирование осознанных побуждений к активной и социально одобряемой жизнедеятельности. Это: поощрение, наказание, соревнование.

Методы контроля и самоконтроля в воспитании Направлены на оценку эффективности воспитательного процесса, т. е. на изучение деятельности и поведения воспитанников педагогом (методы контроля) и на познание воспитанниками самих себя (методы самоконтроля). Это: а) педагогическое наблюдение за учениками; б) беседы, направленные на выявление воспитанности; в) опросы (анкетные, устные и т. п.); г) анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; д) создание педагогических ситуаций для изучения поведения воспитанников.

Факторы, определяющие выбор методов воспитания Цели и задачи воспитания. Содержание воспитания. Возрастные особенности. Уровень сформированности коллектива. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Средства воспитания - это весь мир (Педагогическая техника: речь, мимика, движение. Средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства). Уровень педагогической квалификации. Время воспитания (когда времени мало, а цели большие применяются сильнодействующие методы). Ожидаемые последствия.

Формы воспитания это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания

Формы воспитания мероприятия дела игры

Формы воспитания Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.

Формы воспитания Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

Формы воспитания Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Организационно- педагогические условия Наличие детского самоуправления Социально-педагогическое партнёрство Социальная востребованность воспитательной программы Не забываем о: - индивидуальной работе с учащимися - работе с родителями -Организационно-координирующей работе с учителями- предметниками, администрацией, педагогом-психологом, социальным педагогами и другими специалистами

Ожидаемые результаты Результат - итог, плод, продукт, т.е. То, что получено в завершении какой-либо деятельности ( Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка, М., 1969 г.); Результат – это итог деятельности Результативность – это степень соответствия ожидаемых и реально полученных результатов

Ожидаемые результаты (отразить) 1. Положительная динамика развития личностных качеств и ключевых компетентностей выпускника школы 2. Создание условий, обеспечивающих реализацию творческого потенциала каждого участника образовательного процесса 3. Отсутствие правонарушений среди детей и подростков 4. Формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, семью, на уважение Родины, гармонии с природой 5. Воспитание толерантной личности 6. Повышение социальной активности учащихся как на уровне школы (дети активно участвуют в данной воспитательной программе, наличие здоровой конкуренции), так и на уровне района (создание и реализация новых социальных проектов, участие учеников школы в масштабных социальных акциях и т.д.) 7. Увеличение числа учащихся, добившихся значительных успехов в какой – либо сфере деятельности

Критерии оценки результативности реализации программы (пример) КритерииПоказателиМетодики изучения I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося Освоение учащимися образовательной программы Развитость мышления Познавательная активность учащихся Сформированность учебной деятельности Школьный тест умственного развития Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ) Педагогическое наблюдение

Критерии оценки результативности реализации программы (пример) II. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося Нравственная направленность личности Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" Методика С.М. Петровой "Русские пословицы" Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора" Метод ранжирования Методики "Репка" ("Что во мне выросло"), "Магазин", "Золотая рыбка", "Цветик - семицветик"

Критерии оценки результативности реализации программы (пример) III. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника Коммуникабельность Сформированность коммуникативной культуры учащихся Знание этикета поведения Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся МЭПО и СУ Педагогическое наблюдение IV. Сформированность эстетического потенциала выпускника школы Развитость чувства прекрасного Сформированность других эстетических чувств Методика Торренса МЭПО и СУ Педагогическое наблюдение

Критерии оценки результативности реализации программы (пример) V. Сформированность физического потенциала выпускника Состояние здоровья выпускника школы Развитость физических качеств личности Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств VI. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе Комфортность ребенка в школе Эмоционально- психологическое положение ученика в школе (классе) Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью" Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе" Анкета "Ты и твоя школа" Социометрия

Критерии оценки результативности реализации программы (пример) VII. Сформированнос ть классного коллектива Состояние эмоционально- психологических отношений в коллективе Развитость самоуправления Сформированность совместной деятельности Методика "Наши отношения" Методика М.И. Рожкова Социометрический эксперимент Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества

Условия успешной реализации программы Раздел содержит: дидактические, материально-технические, валеолого- оздоровительные, санитарно- гигиенические условия, при наличии которых возможно эффективное достижение запланированных целей.

Список литературы Для педагога Для детей Для родителей

Приложения приложения, иллюстрирующие содержательно-смысловые и методико- технологические аспекты решения выдвинутых в программе воспитательных задач

Приложения

Воспитание ребёнка как человека культуры Автор:Евгения Васильевна Бондаревская Идея: «всякая личность должна найти свой путь, свою идеальную форму» Базовые воспитательные процессы: - жизнетворчество; - социализация; - культурная идентификация- востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребёнка к определённой культуре; -духовно-нравственное развитие личности; -индивидуализация.

Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка Авторы: коллектив ярославских и калиниградских учёных, научный руководитель- М.И.Рожков) Идея: Исходя из того, что результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, выделяются 3 группы воспитательных задач: