1 « Отношения со взрослыми и сверстниками как элемент межпоколенного взаимодействия в условиях воспитательной среды ( по материалам социологического исследования « Оценка факторов риска, влияющих на здоровье школьников 6-11 классов г. Череповца »)» Г. А. Ковалева, к. соц. наук, доцент кафедры социологии и социальных технологий 1
Интерпретация понятия «поколение» К. Маннгейм ( немецкий социолог ) придал понятию « поколение » социологическое содержание, связав процесс формирования поколений с процессами социальных изменений Критерием принадлежности к данному поколению является не только рождение каждой совокупности населения в один период времени, но и прохождение основополагающих жизненных этапов в конкретный период быстрых социальных изменений. Принадлежность к определенному поколению определяет дальнейшее отношение к жизни, поведение данной группы, что составляет ее отличительную особенность по сравнению с другими группами населения и позволяет выделить ее в «поколение». 2
Классификации поколений Классификация, предложенная Хоувом и Штраусом. 1.поколение победителей или GI ( родились в ); 2.молчаливое поколение (1923 – 1942); 3.поколение бумеров или Baby Boom (1943 – 1963); 4.поколение Х (1963 – 1982); 5.поколение Y (1982 – 2000); 6.поколение Z (2000 – 2020). Классификация Беккера: 1. довоенное поколение ( ), 2. тихое поколение (1930 – 1944), 3. поколение протеста (ранний беби-бум) ( 1945 – 1954), 4. потерянное поколение (поздний беби-бум) (1955 – 1969), 5. прагматическое (поколение Х) ( ). 3
Поколение X (« неизвестное поколение », « дети с ключом на шее ») родились в годах. События : холодная война, закрытость страны, война в Афганистане, застой, наркотики, СПИД, тотальный дефицит, начало перестройки. « Ключ на шее » – символ ранней самостоятельности. Х - ы в детстве могли самостоятельно колесить по городу, они сами разогревали себе обед, с детства умели готовить яичницу. Главные качествами для них : постоянная готовность к переменам, расчет только на собственные силы, собственный опыт. Они противники толпы, тусовок. Выбор вида спорта : борьба и бокс для мальчиков ; гимнастика и фигурное катание для девочек. Главная ценность для него – возможность выбора. Лучшая работа - та, которая позволяет проявить заложенные в нем творческие способности, широту и нестандартность мышления. Лучший отдых – пансионат, санаторий, пляж. Родина для Х - а - это его семья, его близкие, его дети. Еще одна ценность для Х - а – время (« уважают » полуфабрикаты, а заболев, идут не в поликлинику, где надо стоять в очереди, а в платную больницу ) Характеристика поколения Х 4
Родившееся в период « осени », годов (« герои »), (« поколение большого пальца »). События : распад СССР, частые теракты, новые эпидемии, бурное развитие новых информационных, коммуникационных, цифровых и биотехнологий. Им легче общаться с единомышленником, проживающим на другом краю планеты, чем с соседом по подъезду. Разделение на реальное и виртуальное для них вообще довольно условно. Поколение хорошо управляемое, но уверенное в своей ценности. Немедленное вознаграждение за проделанную работу, поскольку в отдаленную перспективу они не верят. Мода – это вообще их кредо. Цель жизни – получение удовольствия в максимальных размерах. Выбор вида спорта : байк, скейт или ролики. Характеристика поколения Y 5
Результаты биографического интервью Патриотизм : « Х »: В молодости даже не думал о том, чтоб уехал, с возрастом все больше об этом задумываюсь. Все меньше нормальных людей в стране. « У »: Я люблю Россию, я патриот своей страны, но не государства. Государство ничего для меня не сделало. Уехал бы из России. Отношения к власти : « Х »: Власть нельзя любить. Во власти самый хороший человек с хорошими идеями тонет в болоте. Одному во власти ничего не сделать. « У »: Ругаю сегодняшнюю власть. В войнах виноваты только политики. Власть не может быть честной. Во власть честным людям дорогу не дадут в наше время в России. Ожидания от будущего : « Х »: Чем дальше, тем меньше оптимизма. Всегда казалось и так воспитывался, что Россия выстоит в любых передрягах. Но сейчас все меньше нормальных людей, а подрастающее поколение – другое. « У »: Не знаю через сколько, но если ситуация останется такой, какая она сегодня, то будет революция, произойдет смена власти.
Результаты биографического интервью Блок образования и трудовой активности : « Х »: В 18 лет ни о чем не думали, было все очень стабильно и предсказуемо : Закончил школу – поступил в институт – получил работу по специальности. « У »: Сегодня : необходимо учиться, работать, работать, накопить на квартиру, потом, потом заводить детей. Идентификация во времени : « Х »: В 90- е годы не дай Бог жить никому. В детское время хочется одного, все по – другому, самое лучшее и беззаботное время, но хочется быстрее вырасти. Я бы хотел оставить все как есть и ничего не менять, потому что бессмысленно. « У »: Не хотел бы ничего менять, не люблю эксперименты.
Исследовательская база Социологический мониторинг «Оценка влияния факторов риска, влияющих на здоровье школьников Череповца» Социологический опрос школьников 6-11 классов Череповца старше май 2008 года, июнь 2010, апрель 2012 г. Метод –интервьюирование face- to-face по месту учебы, выборочная совокупность квотирована по половозрастным признакам. Всего опрошено более 1500 череповецких школьников. 8
Характер взаимодействия школьника и воспитательной среды К воспитательным средам относится: семья, организационный коллектив учебного заведения среда неформального общения. низкая культура воспитания, ориентированная на более примитивные потребности, чем те, которые есть у современного подростка, Отсталость организационных принципов управления воспитательным процессом, отрывающих дело формирования личности подрастающего поколения от реальных условий жизни общества. Иждивенчество Конфликты с родителями и учителями Снижение успеваемости Полукриминальная и криминальная активность Социальный цинизм и инфантилизм Злоупотребления и зависимости 9
10 Отношение к себе как личности/удовлетворенность собой, своими успехами, учебой Отношение к школе/ удовлетворенность школой Отношение к учителям Отношения в семье/ удовлетворенность семьей Отношения с одноклассниками Отношения с друзьями/ удовлетворенность друзьями Социальные коммуникации (многообразие, глубина, характер, интенсивность) Какими должны быть взрослые?
Родительский дом-начало начал 11
12
Удовлетворенность школой в целом меняется с возрастом школьников. Чем старше ученики, тем более критично они ее оценивают. 13
Школа любимая?!.. 14
Нравится школа или нет, во многом зависит от того, как складываются отношения школьников с учителями… 15
Неотъемлемая часть жизни современных детей - общение с друзьями, как в школе, так и за ее пределами… 16
Для современного человека умение расширять круг общения чрезвычайно важно. Для подростка это важно вдвойне, так как это не только увеличение количества друзей, приятелей, но и способ «найти и понять себя» через сравнение с другими. 17
Что заменяет подросткам друзей, одноклассников, ВЗРОСЛЫХ?... 18
Школьные годы- период интенсивного личностного становления подростка… 19
Если нас не будет рядом… 20
Если нас не будет рядом… 21
Если нас не будет рядом…. 22
23 Благодарю за внимание!