Современная образовательная парадигма (основные характеристики) Федина Нина Владимировна, к.пед.н., член ЭС по дошкольному образованию Государственной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по теме: Презентация ФГОС дошкольного образования. Сравнительный анализ принципов традиционной программы и ФГОС.
Advertisements

* Традиционная образовательная программа * ФГОС * Общечеловеческие ценности * Общечеловеческие ценности и толерантность.
Планирование непосредственно образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО Глядянский детский сад «Малышок»
Главное требование к стандарту - не навредить! Прежде всего он должен учитывать и поддерживать разнообразие детства, способствовать развитию ребенка,
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Free Powerpoint TemplatesPage 1Free Powerpoint Templates Организация образовательного процесса с учётом ФГТ Широкова О.А., воспитатель.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Сущностные характеристики совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка в условиях введения ФГОС дошкольного образования Баталова Т.Н. Старший.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Подготовила: учитель Тверитинова О.Н Методы обучения. Современный урок.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований Заведующий МКДОУ детским садом «Огонек» р.п. Линево.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения Учитель начальных классов МКОУ «СОШ 19»
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Концептуальные положения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федина Нина.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
А ЛЯМКИНА О ЛЬГА А ЛЕКСАНДРОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА 44.
Транксрипт:

Современная образовательная парадигма (основные характеристики) Федина Нина Владимировна, к.пед.н., член ЭС по дошкольному образованию Государственной Думы РФ, проректор по научной работе ГОУ ВПО «ЕГУ им. И.А.Бунина»

Образовательные парадигмы (психолого- педагогические исследования) - Амонашвили Ш.А. (авторитарно-императивная и гуманная педагогика); - Богуславский М.В. («школа учебы» и «трудовая школа» в истории российского образования ХХ века); - Бондаревская Е.В. и Кульневич С.В. (формирующая и личностно-ориентированная педагогика); - Колесникова И.А (педагогика традиции, научно- технократическая педагогика, гуманитарная педагогика); - Корнетов Г.Б. (педагогика авторитета, педагогика манипуляции, педагогика поддержки); - Прикот О.Г. (естественнонаучная, эзотерическая, технократическая, полифоническая парадигмы и парадигма гуманистической педагогики);

Образовательные парадигмы в психолого- педагогических исследованиях - Фомичева И.Г. (теоцентрическая, социометрическая, натурцентрическая и антропоцентрическая модели образования; авторитарно-подавляющий, авторитарно-развивающий, ненасильственный и свободный типы воспитания); - Шамова Т.И. и др. (личностно-отчужденный и личностно-ориентированный образовательный процесс; воспроизводящее и развивающее обучение); - Ямбург Е.А. (когнитивная и личностная педагогика) и др.

Амонашвили Ш.А. Критикует авторитарно-императивную педагогику за: - то, что она представляет собой не взаимодействие двух равноценных субъектов, а однонаправленное формирующее воздействие субъекта (педагога) на объект (ученика); - ограничение естественной активности детей и культивирование таких качеств, как дисциплинированность и исполнительность; - то, что главное в ней – это внешние цели образования, а не сам ребенок и т.п.

Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика, принимающая ребенка таким, каков он есть, или педагогика сотрудничества. Она предполагает наиболее полное согласование педагогической организации развития ребенка с его собственными потребностями и интересами.

Современное дошкольное образование 1) Полипарадигмальность (существуют различные основания типологизации парадигм) 2) Основные парадигмы: - традиционная (формирующая, ЗУНовская, знаниевая, учебная и др.) - гуманистическая (развивающая, личностная и др.) 3) Оценочное отношение к образовательным парадигмам неоднозначно.

Сравнительная характеристика основных образовательных парадигм п.п. Характеристики образовательного процесса Традиционная образовательная парадигма Развивающая образовательная парадигма 1.Ценностная ориентация Система ценностей конкретного общества и государства Общечеловеческие ценности 2.Целевая направленность Формирование определенных знаний, умений и навыков Формирование личности

Сравнительная характеристика основных образовательных парадигм п.п. Характеристики образовательного процесса Традиционная образовательная парадигма Развивающая образовательная парадигма 3.Доминирующая составляющая Обучение. Оно, по определению, «ведет» за собой развитие ребенка. Развитие. Не всякое обучение ведет за собой развитие, а только правильно организованное, осуществляемое в зоне ближайшего развития ребенка 4.ОриентацияНа «среднего» ребенка Личностная, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребенка

Сравнительная характеристика основных образовательных парадигм п.п. Характеристи ки образовательн ого процесса Традиционная образовательная парадигма Развивающая образовательная парадигма 5.Позиции участников Взрослый – субъект процесса образования, ребенок – объект его педагогических воздействий, «исполнитель» его планов Взрослый и ребенок – субъекты образовательного процесса. Они взаимодействуют в совместной деятельности. Они не равны в буквальном смысле слова, но равноценны (равны по качеству) 6.Активность участников Взрослый занимает более активную позицию. Он - обучающий (ведущий). Ребенок – обучающийся (ведомый) Активны и взрослый, и ребенок как участники совместной деятельности

Сравнительная характеристика основных образовательных парадигм п.п. Характеристики образовательного процесса Традиционная образовательная парадигма Развивающая образовательная парадигма 7.Основная деятельность УчебнаяСпецифически детские виды деятельности 8.Обязательность участия детей Обязательно для всех детей. У детей нет выбора Желательно, но необязательно. Есть выбор: участвовать вместе со взрослым в совместной деятельности или заниматься другой деятельностью

Сравнительная характеристика основных образовательных парадигм п.п. Характеристики образовательного процесса Традиционная образовательная парадигма Развивающая образовательная парадигма 9.Основные мотивы участия детей Авторитет взрослого. Сужение спектра смыслов деятельности Интерес ребенка. Амплификация смыслов деятельности 10.Стиль поведения взрослого Руководящий, императивный, назидательный (дети – «подчиненные») Демократический, уважительный (дети – собеседники и партнеры)

Сравнительная характеристика основных образовательных парадигм п.п. Характеристики образовательного процесса Традиционная образовательная парадигма Развивающая образовательная парадигма 11.Необходимое поведение детей Дисциплинирован ность, ответственность, исполнительность Субъектность, активность, творчество 12.Речь участниковМонолог взрослого Общение (диалог, полилог) взрослого и детей

Сравнительная характеристика основных образовательных парадигм п.п. Характеристики образовательного процесса Традиционная образовательная парадигма Развивающая образовательная парадигма 13.Модель организации Аналог классно- урочной Совместная деятельность взрослого и детей 14.Основа содержания образования ИнформационнаяДеятельностная

Сравнительная характеристика основных образовательных парадигм п.п. Характеристики образовательного процесса Традиционная образовательная парадигма Развивающая образовательная парадигма 15.Основной принцип организации содержания образования ПредметныйСмысловой (темы, проекты, проблемы, события и др.) 16.Основные принципы реализации содержания Дифференциация. Содержание дошкольного образования расчленено (дифференцировано) на отдельные учебные предметы, аналогичные школьным: ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, развитие речи, рисование, лепка, аппликация и др. Интеграция. Дифференцированное для взрослых на уровне нормативных и программно-методических документов содержание дошкольного образования реализуется как интегрированное в реальном образовательном процессе. Содержание дошкольного образования представлено как социально и личностно значимые для дошкольников темы, реализуемые в различных видах детской деятельности.

Сравнительная характеристика основных образовательных парадигм п.п. Характеристики образовательного процесса Традиционная образовательная парадигма Развивающая образовательная парадигма 17.Основное средство реализации содержания Методики, как набор предписаний, требующих точного исполнения Технологии как некий алгоритм действий взрослого, допускающий творчество всех субъектов образовательного процесса 18.Тип обученияПрямойНепрямой 19.Опорная зонаАктуального развития Ближайшего развития

Сравнительная характеристика основных образовательных парадигм п.п. Характеристики образовательного процесса Традиционная образовательная парадигма Развивающая образовательная парадигма 20.Преобладающие методы Словесные, объяснительные, репродуктивного характера Поискового, проблемного характера 21.Основной путь и характер образования Многократное повторение (натаскивание), подражание, имитация, следование образцам. Преобладает овладение операциональной стороной деятельности Естественное усвоение. Преобладает развитие смыслов, мотивов, целеполагания деятельности

Сравнительная характеристика основных образовательных парадигм п.п. Характеристики образовательного процесса Традиционная образовательная парадигма Развивающая образовательная парадигма 22.Основные формы образования Учебное занятие, которое может включать в качестве составных частей (или методов обучения) игры, беседы, наблюдения, коллекционирование и др. Структура занятия: организационный момент, или вводная часть, основная часть (объяснение нового), заключительная часть (самостоятельная работа, подведение итогов) Игры, беседы, наблюдения, коллекционирование, чтение, решение проблемных ситуаций и др. как самостоятельны формы совместной и (или) самостоятельной деятельности детей

Сравнительная характеристика основных образовательных парадигм п.п. Характеристики образовательного процесса Традиционная образовательная парадигма Развивающая образовательная парадигма 23.Основные формы организации детей Фронтальные (групповые), сочетаемые с подгрупповыми и индивидуальными Подгрупповые, сочетаемые с групповыми и индивидуальными 24.Степень регламентирован ности Очень высокая. Образовательный процесс жестко регламентирован по времени, содержанию и формам логикой изучаемых учебных предметов, а также определяемых данной логикой планов образовательной деятельности, конспектов учебных занятий, сценариев и т.п. Любые «отступления» квалифицируются как недостатки образовательного процесса, в том числе учет потребностей и интересов детей Низкая. Регламентация образовательного процесса существует, но он организован достаточно гибко. Поощряются «отступления» взрослого от планов, конспектов и т.д. в соответствии с потребностями и интересами детей дошкольного возраста, актуальной ситуацией образовательного процесса.

Сравнительная характеристика основных образовательных парадигм п.п. Характеристи ки образователь ного процесса Традиционная образовательная парадигма Развивающая образовательная парадигма 25.Организация пространства Взрослый над и (или) напротив детей. Занимает типично «учительское» место. Среди детей появляется для оказания помощи, контроля и оценки детских работ. Дети, как правило, не перемещаются в пространстве для поддержания дисциплины. Взрослый вместе с детьми участвует в какой-либо деятельности. Его позиция в пространстве определяется характером данной деятельности. Может, например, в ходе продуктивной деятельности вместе с детьми сидеть за общим столом и выполнять свою часть коллективной работы, оказывая при необходимости помощь детям как старший партнер. Дети могут перемещаться в пространстве: в рамках осуществляемой деятельности (спрашивать, советоваться, договариваться, распределяться друг с другом)

Сравнительная характеристика основных образовательных парадигм п.п. Характеристики образовательного процесса Традиционная образовательная парадигма Развивающая образовательная парадигма 26.Контроль и оценка Пооперационный (здесь и сейчас). Оценка каждого выполненного ребенком задания в рамках формирования ЗУНов. Отставленный по времени (по окончании образовательного периода). Оценка динамики формирования качеств ребенка.

Дилемма Часть (формирование и знаний, умений и навыков дошкольника) Редукционизм Целое (развитие личности ребенка на этапе дошкольного детства) Целостный подход

Вариативность и (или) полипарадигмальность ? Парадигма – идеальный, схематически представленный образ педагогической системы, построенной на определенных, внутренне не противоречивых аксиологических и теоретико-методологических основаниях, которым соответствуют и средства ее реализации. Речь идет о соблюдении принципа единства цели, содержания, средств и результатов деятельности системы. Вариант, или вариация – это всегда разновидность, видоизменение одного и того же по своей сути объекта. Правильнее говорить не о вариативности образования вообще, а о вариативности объектов (программ, технологий и методик), построенных в логике и относящихся к определенной образовательной парадигме.