Кызылорда июль 2013 Пути продвижения водного сектора к «зеленой экономике». В рамках 20-летия МФСА - Международный Круглый стол Повышение осведомленности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Слайд 1 РАБОТА КОМИТЕТА ПО ВОДНЫМ РЕСУРСАМ МСХ РК ВЕЛАСЬ ПО СЛЕДУЮЩИМ ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ: Государственное управлению в области использования и охраны.
Advertisements

ИУВР – инструмент достижения баланса между многочисленными водопользователями Oпыт Казахстана в разработке Национального плана развития и внедрения ИУВР.
Баллыев Батыр, начальник Управления охраны окружающей среды Министерства охраны природы Туркменистана Приоритеты и потребности в области изменения климата.
Приоритетные направления регионального сотрудничества МКУР в области охраны окружающей среды и устойчивого развития с ГЭФ, странами донорами, международными.
Приоритеты инновационного развития водного хозяйства России Е.В. Веницианов, зав. лабораторией Института водных проблем РАН 1. Проблемы водного хозяйства.
ОТЧЕТ НИЦ МКУР ЗА 2007 год. В рамках усиления регионального сотрудничества в Центральной Азии: подготовлена, одобрена и подписана Рамочная Конвенция об.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
КОНЦЕПЦИЯ ФОРУМА «EXPO – 2017: Региональные инициативы»
Водные проблемы, решаемые проектом ГЭФ/ПРООН «Комплексное управление природными ресурсами трансграничной экосистемы бассейна озера Байкал» и возможная.
Меры по совершенствованию бизнес-среды в Стратегии развития агропромышленного комплекса Кыргызской Республики до 2020 года» МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.
Водная инициатива ЕС Иван Игнатьев О.О. «Экоспектр», семинар «Реформа городского водоснабжения и канализации», г. Бендеры, сентября.
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В РОССИИ 1 Кирюшин Петр Алексеевич Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Бобылев.
Охрана окружающей среды Агентство РК по статистике Астана, 2009.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РОССИИ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ Е.В. Веницианов Институт водных проблем РАН Всероссийская научно-практическая.
ИНИЦИАТИВЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ VI-й Евразийский энергетический форум.
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ И КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.
Переход к «зеленой» экономике в Казахстане Булат К. Есекин Руководитель рабочей группы «Зеленый Мост», Внештатный советник Министра ООС РК.
Сотрудничество и взаимодействие для улучшения окружающей среды в Центральной Азии – деятельность РЭЦЦА Конференция высокого уровня ЕС и ЦА по вопросам.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Транксрипт:

Кызылорда июль 2013 Пути продвижения водного сектора к «зеленой экономике». В рамках 20-летия МФСА - Международный Круглый стол Повышение осведомленности о наилучшем опыте ИУВР в казахстанском Приаралье в контексте инициативы Правительства РК по переходу к зеленой экономике

Петраков Игорь Алексеевич, советник председателя Комитета по водным ресурсам Министерства охраны окружающей среды по вопросам водного законодательства. Политолог, юрист. Автор Водного кодекса Республики Казахстан и нормативной правовой базы к нему. Постоянно привлекается к работе в различных проектах Международных организаций (ЮСАИД, Азиатский банк, ПРООН, Всемирный банк, Международный институт по управлению водными ресурсами, ТАСИС, Европейская комиссия) – юристом, национальным консультантом, юристом-тренером, юристом-исследователем, международным экспертом.

«Зеленый мост» Астанинская Инициатива «Зеленый мост» была выдвинута Казахстаном и поддержана на VI Конференции министров по окружающей среде и развитию Азиатско-Тихоокеанского региона. В свою очередь, предложение региона Азии и Тихого океана о создании Программы партнерства было поддержано на заседании Комитета по экологической политике ЕЭК ООН (2-5 ноября 2010 г., Женева). Основной целью Инициативы является развитие партнерства между странами Европы, Азии и Тихого океана по разработке планов перехода от традиционных моделей экономики к концепциям «зеленого» роста. Ключевые области Программы партнерства: a) Охрана водных, горных и других экосистем и повышение экоэффективности использования природных ресурсов; b) Устойчивая энергия, ее доступность и эффективность; c) Продовольственная безопасность и устойчивое сельское хозяйство; d) Устойчивая городская инфраструктура и транспорт; e) Адаптация к изменению климата и готовность к природным катастрофам.

ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН - ЛИДЕРА НАЦИИ Н. А. НАЗАРБАЕВА НАРОДУ КАЗАХСТАНА СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства 14 декабря 2012 г. I.Состоявшийся Казахстан – испытание кризисом нашей государственности, национальной экономики, гражданского общества, общественного согласия, регионального лидерства и международного авторитета II.Десять глобальных вызовов ХХI века III. Стратегия «Казахстан-2050» - Новый политический курс для нового Казахстана в быстро меняющихся исторических условиях

Десять глобальных вызовов ХХI века Первый вызов – ускорение исторического времени Второй вызов – глобальный демографический дисбаланс Третий вызов – угроза глобальной продовольственной безопасности Четвертый вызов – острый дефицит воды Пятый вызов – глобальная энергетическая безопасность Шестой вызов – исчерпаемость природных ресурсов Седьмой вызов – Третья индустриальная революция Восьмой вызов – нарастающая социальная нестабильность Девятый вызов – кризис ценностей нашей цивилизации Десятый вызов – угроза новой мировой дестабилизации

Четвертый вызов – острый дефицит воды Мировые водные ресурсы также находятся под большим давлением. За последние 60 лет на планете потребление питьевой воды возросло в 8 раз. К середине столетия многие страны будут вынуждены импортировать воду. Вода – крайне ограниченный ресурс и борьба за обладание источниками уже становится важнейшим фактором геополитики, являясь одной из причин напряженности и конфликтов на планете. Проблема водообеспечения остро стоит и в нашей стране. Нам не хватает качественной питьевой воды. Целый ряд регионов испытывает в ней острую потребность. Есть и геополитический аспект этой проблемы. Уже в настоящее время мы столкнулись с серьезным вопросом использования водных ресурсов трансграничных рек. При всей сложности данного вопроса мы не должны допускать его политизации.

"Никакой индустриализации и инноваций не может быть сейчас в странах без применения зеленой экономики. Мир уже давно продвинулся, а мы разговоры разговариваем" Предлагаю создать в 2013 году международную организацию «Зеленый мост», а также начать реализацию проекта Green4 на базе четырех городов- спутников вокруг Алматы. Важно внедрить новые законодательные нормы для аграрного, индустриально-инновационного и финансового секторов. Важным аспектом работы законодателей должно стать создание правовых условий для перехода к зеленой экономике, основанной на возобновляемой энергетике и экологически чистых технологиях. В этом суть нашей глобальной инициативы "Зеленый мост", поэтому нужно расширять законодательные стимулы экономии энергетических и водных ресурсов, использования зеленых технологий и экологического туризма" Мощный импульс к переходу страны на «зеленый» путь развития должна дать предстоящая выставка ЭКСПО-2017 в Астане. В столице будут представлены лучшие мировые достижения науки и техники. Многие казахстанцы своими глазами смогут увидеть «энергию будущего», к которой мы стремимся.

Указ Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года «О Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» Концепция перехода к «зеленой» экономике в основе своей поднимает вопросы эффективного использования природных ресурсов и повышения благополучия граждан Казахстана через диверсификацию экономики и создание новых рабочих мест, улучшение условий жизни для наших граждан, укрепление здоровья нации и увеличение продолжительности жизни населения за счет улучшения состояния окружающей среды, обеспечение устойчивого развития за счет модернизации экономики и сбалансированного регионального развития. Кроме того, документ затрагивает вопрос обеспечения национальной безопасности за счет повышения эффективности управления водными ресурсами, технологической модернизации промышленности и выполнения Казахстаном принятых международных обязательств. Концепция закладывает основы для реформирования таких основных секторов экономики Казахстана, как генерация энергии, водный сектор, сельское хозяйство, мусороперерабатывающий сектор, а также предусматривает меры по повышению энергоэффективности в промышленности, в ЖКХ и на транспорте. Также Концепция предусматривает механизмы по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу с целью повышения качества воздуха. Концепция устанавливает целевые ориентиры и индикаторы развития, а также описывает комплекс мероприятий для их достижения.

Устойчивое сельское хозяйство Добыча и использован ие газа Транспортная и дорожная инфраструктура Градострои- тельство "Зеленая" экономика Управление отходами Управление водными ресурсами Электро- энергетика, тепловая энергетика "Зеленая" экономика для Казахстана. Промышленно сть (вкл. добывающую)

Общая цель "…зеленая экономика, которая позволяет добиваться значительных экономических результатов, повышать благосостояние нынешних и будущих граждан Казахстана, при этом обеспечивая разумное и рациональное использование природных богатств Казахстана во благо нынешнего и будущих поколений и в соответствии с международными обязательствами по охране окружающей среды" Снизить нагрузку на ресурсную базу Устранение дефицита воды Снижение деградации земель Снижение потребности в ресурсах в теплоснабжении и энергоснабжении, а также в промышленности и сельском хозяйстве Модернизировать устаревающую инфраструктуру Устранение дефицита генерирующих мощностей Расшивка узких мест в энергосистеме Использование "зеленой" инфраструктуры Диверсифицировать экономическую деятельность и энергетику Поиск новых возможностей роста Строительство региональных "зеленых" кластеров Диверсификация энергоисточников Снижение риска наложения торговых ограничений в связи с неисполнением обязательств по охране окружающей среды Повысить уровень национальной безопасности Снижение зависимости от импорта воды Избежание импорта газа и электроэнергии Стимулировать рост благосостояния и снизить уровень загрязнения окружающей среды Снижение вредного воздействия на окружающую среду Снижение уровня загрязнения воздуха, почвы и воды Обеспечение защиты важнейших экосистем и значимых национальных природных объектов Выполнять международные обязательства Достижение целевых показателей выброса CO2 в соответствии с Киотским и Посткиотским протоколом Повышение эффективности обращения с отходами (например, Стокгольмская конвенция) Участие в региональных программах управления водными ресурсами Строительство центральноазиатской платформы для устойчивого развития(GreenBridge) "Зеленая" экономика поможет решению приоритетных национальных задач в рамках общей стратегии развития Казахстана до 2050 г. Приоритетные задачи до 2030 г.. Примеры проектов "зеленого" развития

1 Министерство Экономики; Агентство Статистики Казахстана 3 Металлы и Продукты растительного и животного происхождения Источники: Агентство Статистики Казахстана, Министерство Экономики. Около половины доходов бюджета и более 92% экспорта напрямую зависят от природных ресурсов Экспорт 2 за январь-сентябрь % = 70 млрд. долл. США Поступления консолидированного бюджета 1, млрд. долл. США = 100% (44%) 29.2 (56%) (44%) 29.0 (56%) (42%) 21.6 (58%) (36%) 16.3 (64%) Поступления от нефтяного сектора Прочие поступления Нефтяные доходы составляют около половины доходов бюджета… Использование нефтяных доходов на финансирование расходов ГБ, млрд. долл. США … и 92% экспорта напрямую зависит от ископаемых ресурсов Минералы и металлы Продовольственные продукты Углево- дороды Весь экспорт 100% 8% 92% Ресурсо- зависимый экспорт

Неэффективное управление земельными ресурсами, монокультурные хозяйства и недоиспользование удобрений сделало примерно 50% с/х земель практически непригодными, что привело к падению урожайности на 36% за последние 20 лет и может привести к дальней-шему снижению экспортного потенциала на 1-1,5 млрд долл США к 2030 Недостаток системности в управлении водными ресурсами и увеличивающийся спрос на воду может привести к дефициту в 13 млрд куб. м в 2030 для восстановления которого может потребоваться 2-3 млрд долл США Серьезное загрязнение атмосферы в городских зонах: уровень загрязнения в 2 раза превышает аналогичные российские показатели и в 3 раза – показатели ЕС; рост заболеваемости обуславливает государственные затраты на уровне примерно 2,5 млрд долл. США Отсутствие системы управления городскими отходами, накопление загрязняющих токсических, промышленных и шахтных отходов 12 Перед Казахстаном стоит ряд серьезных экологических проблем – деградация земель, дефицит водных ресурсов, загрязнение воздуха и накопление отходов Деградация земельных ресурсов: около 1-1,5 млрд долл США в год Дефицит водных ресурсов: около 2 млрд долл США в год 2a2b Деградация природных ресурсов стоит экономике 6-7 млрд долл США в год Загрязнение атмосферы: около 2,5 млрд долл США в год Отходы: около 200 млн долл США в год потерянной стоимости 2d2c

Мировые тенденции Всемирный Саммит по Устойчивому Развитию (г. Йоханнесбург, 2002 год) призвал все страны «разработать Планы интегрированного управления водными ресурсами и эффективного использования воды к 2005 году». Третий водный форум (Киото, 2003 год) Четвертый водный форум (Мехико, 2006 год) Пятый водный форум (Стамбул, 2009 год) Шестой водный форум (Марсель, 2012 год) - отмечено, что водные кризисы являются, прежде всего, кризисами управления, несогласованности действий заинтересованных сторон и недостаточного финансирования.

Шестой водный форум Приоритеты для Центральной Азии: Приоритет 1: Гарантия воды для будущих поколений Приоритет 2: Управление рисками и водная безопасность Приоритет 3: Международное сотрудничество в сфере управления водными ресурсами трансграничных водотоков в интересах всех стран региона Приоритет 4: Внедрение инноваций в аграрный сектор в целях достижения продовольственной безопасности Приоритет 5: Интегрированное управление водными ресурсами – инструмент для сбалансированного многоцелевого использования воды Приоритет 6: Изменение климата и сохранение природного потенциала Приоритет 7: Обеспечение устойчивого водоснабжения для питьевых нужд

Менее одной пятой части от общего объема водных ресурсов будет доступно для экономического пользования к 2030 г. ИСТОЧНИК: Комитет Казахстана по водным ресурсам Водные ресурсы и водоснабжение, консолидированные на уровне Казахстана, Млрд куб. м 1 50% надежность 2 18 млрд куб. м – колебания на протяжении года (с учетом 75% притока), 12 млрд куб. м – испарение, 35 млрд куб. м – требования по защите окружающей среды и отсутствие доступа к ресурсам 2 В краткосрочной перспективе (до 2030 г.) в результате климатических изменений ожидается, что приток воды увеличится вследствие таяния ледников, однако в долгосрочной перспективе прогноз крайне неблагоприятный 3 Обессоливание, повторное использование и т. д. Зависит от стратегические решения по управлению пограничными перетоками и от решений по заполнению Арала и Балхаша. ОЦЕНКА Общие доступные, надежные, устойчивые ресурсы, 2030 г Необхо- димость восста- новления Аральского моря 6-7 Увеличени е потребности Китая 7-8 Ожидаемо е сокращение притока транс- граничных вод 13 Общий приток воды в 2030 Поддержани е Балхаша на сегодняшнием уровне Воздейств ие клима- тических изменений Развитие инфра- структуры и активное использование подземных вод 2 Общие доступные, надежные ресурсы, 2010 Недо- ступны е или нена- дежные 2 Средне- годовой объем водных ресурсов млрд из-за экологических требований, предъявляемых к Казахстану Локальные источники Межграничные перетоки Подземные источники Прочие источники

ИСТОЧНИК: Агентство Республики Казахстан по статистике; Модель мирового предложения и спроса в 2030 г., подготовленная McKinsey; Прогноз изменения численности населения, Программа развития ООН; Статистические данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН о водных ресурсах; обзор прессы Сельское хозяйство Промышленность Городские нужды 2, 6 1, 2 1, 4 1 Водозабор, включая потери при транспортировке воды 2 Модель предполагает снижение на 3 млрд куб. м за счет повышения спроса в Китае. Несколько источников прогнозируют снижение на 7-8 млрд куб. м, что имеет катастрофические последствия для о. Балхаш Тобол-Тургайский бассейн Ишимский бассейн Шу-Таласский бассейн Нура-Сарысусский бассейн Уральско-Каспийский бассейн Аральское море - Сырдарья Балхаш-Алаколь 2 Иртыш 2030 (также включая эффект от увеличение потребление Китая на Балхаш восстановление Аральского моря до уровня 1990) 2030 (включая сокращение объема трансграничных вод) 2030 (базовый сценарий) Бассейны с дефицитом воды Бассейны с избытком воды С учетом текущей оценки роста спроса, к 2030 г. Казахстан может столкнутся с дефицитом водных ресурсов на уровне бассейнов в размере 13 млрд кубометров, стоимостью в 2 млрд долларов США Спрос на воду 1, млрд куб. м Избыток/дефицит воды в Казахстане, обобщенные данные на уровне бассейнов млрд куб. м Среднегодовые темпы роста, Проценты, 2010–30 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ Казахстану потребуется около 2 млрд долларов США чтобы закрыть дефицит воды – согласно международным исследованиям, указывающих стоимость расширения доступа к воде за счет дополнительного водоснабжения на уровне ~0.14 долларов США за кубометр Промышленный спрос вероятно выше указанного, учитывая прогнозы роста горнодобывающего, нефтегазового секторов и угольной генерации

17 Киргизия Россия Узбекистан Китай +2% в год % в год % в год 50,9 41,5 +4% в год Рост с 2010 по 2030 г. ИСТОЧНИК: программа развития ООН; анализ McKinsey;отчет "Планирование водных ресурсов Китая", 2009 г. Возможное снижение объема воды из реки Или, обеспечивающую 80% притока воды в Балхаш План снизить отток вод из Иртыша на треть Дополнительное негативное влияние на Аральское море, вызванное более активным использованием вод Сырдарьи для орошения Давление со стороны нефтегазовой отрасли в Уральском и Каспийском регионах Дополнительное давление на нестабильные водные запасы Ишима и Тобола Давление, оказываемое на ирригационное земледелие в силу проблем с водностью рек Шу и Талас –2,9% в год E -1,5% в год % Приток воды из соседних стран снижается на 2–3% в год, снижение продолжится до 2030 года Общий приток воды в Казахстан из других стран сократился на 26% с 1998 по 2008 г., подобное снижение ожидается за следующие 20 лет Млрд. куб. м в год В настоящее время Китай и Узбекистан являются основными источниками воды Млрд. куб. м в год, 2008 г. Но ожидается, что спрос на воду в этих странах резко вырастет к 2030 г. Млрд. куб. м в год Это создает значительные риски для водоснабжения Казахстана

Загрязненный Умеренно загрязненныйЧистый. Источник: Всемирный банк, Ежегодный отчет по защите окружающей среды, Агентство Республики Казахстан по статистике Сульфаты, нитриты, фенол, медь (a) Нефтепродукты – фенол и фториды (b) Тяжелые металлы– медь и цинк Загрязнение тяжелыми металлами– медью и цинком Нитрит ы, фенол, медь Нитрит ы Аральское море -Сырдарья Нура- Сарысуский Шу- Таласский Тобол- Тургайский Балхаш- Алакольский Иртыш Урало- Каспийский Ишим +66% % Казахстан % Германия США Российская Федерация Выбросы органических веществ, загрязняющих воду 1 кг веществ произведенных в сутки на рабочего промышленности, 2006 Показатель степени загрязнения воды (WPI) 2 Показатель, , среднее значение за 5 лет 1 Органические вещества, загрязняющие воду измеряются по биохимической потребности в кислороде, т.е. количеству кислорода, потребляемому в воде бактериями при расщеплении отходов 2 Согласно СанПиН (Санитарные нормы и правила) , Москва1996, применяемым в Казахстане (Очень чистый: WPI

ИСТОЧНИК: "Второй национальный доклад Республики Казахстан по осуществлению Рамочной конвенции ООН об изменении климата" (2009 г.) Больше снега зимой Более сухое лето Снижение урожайности сельского хозяйства Сокращение водных ресурсов в степных регионах Менее обильный рост растений из-за повышения температуры Дефицит водных ресурсов, особенно в весенне-летний период 3, вследствие обмеления рек -11% 0% 5% 24% 13% 8% , , ,6 -8% -7% Нет информаци и Более резкий климат Растущая неравномерность в количестве атмосферных осадков Частые наводнения и снежные бури 1 Расширение масштабов почвенных засух 2 Существует научный консенсус, что изменение климата сделает Казахстан "суше" и приведет к сокращению объема воды в реках. Изменение в количестве атмосферных осадков зимой Изменение в количестве атмосферных осадков летом Изменения в течении рек, Ишим Урожайность яровой пшеницы, т/га 1 Повышение интенсивности выпадения дождей, рассчитанной как отношение годового объема выпадения дождей к количеству дней 2 Летом такие осадки как ливни не обеспечивают достаточного увлажнения почвы, так как почвы не могут быстро впитывать такие объемы воды 3 Вследствие разрушения ледников реки зимой переполняются, что ведет к их обмелению в весенне-летний период

Динамика изменения объема поверхностных вод и водопотребления Республики Казахстан

В настоящее время нормы законодательства и политические меры способствуют движению в правильном направлении, но дальнейшие усилия необходимы чтобы добиться результатов Источник: Министерства Казахстана 21 Примеры законов и реализуемых в настоящее время проектов Охват и уровень долго- срочных целей Конкретность законодатель- ных норм Институ- циональные навыки Контроль и применение Эффекти в-ные нормы Вероятно, необходимы улучшения Необходимы поправки 2003 Земельный кодекс для предотвращения деградации земель Амбициозный план МинСельХоза по увеличению продуктивности и урожайности Землеполь- зование ( ) Национальный кодекс по отходам и экологии; местные власти ответственны за сбор / обработку Отходо-перерабатывающие заводы построены в Астана и Алмате, запланированы в крупных городах Отходы ( ) Краткосрочные цели по снижению потерь в электрических и тепловых сетях Программа по снижению загрязнения Закон о возобновляемых источниках энергии Пилотный проект по ограничению выбросов углекислого газа и торговли кредитами Энерго- снабжение ( ) ( ) Стратегии промышленного развития, 2020 Закон о энергосбережении и улучшении энергоэффективности (ЭЭ), Генеральный план по ЭЭ Стандарты ЭЭ для ЖК Пилотные проекты по ЭЭ (например, Караганда) ЭЭ промышленнос ти и ЖКХ ( ) ( ) Ак-Булак – программа обеспечения доступа к муниципальному водоснабжению Пилотные проекты муниципальных тарифов на воду Вода ( ) ( )

Водному кодексу Республики Казахстан (9 июля 2003 года) – 10 лет Водный кодекс Раздел 2. Право пользования водными объектами. Право собственности и иные права на водохозяйственные сооружения Раздел 1. Общие положения Особенная частьОбщая часть Раздел 5. Организация водного хозяйства Раздел 3. Государственное регулирование в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения и водоотведения Раздел 11. Международное сотрудничество в области использования и охраны трансграничных вод Раздел 4. Водопользование Раздел 7. Охрана водных объектов и борьба с вредным воздействием вод Раздел 6. Использование водных объектов и водохозяйственных сооружений Раздел 8. Особенности правового регулирования хозяйственной деятельности на водных объектах особого государственного значения Раздел 9. Экономический механизм регулирования использования и охраны водного фонда, водоснабжения и водоотведения Раздел 10. Водные споры и ответственность за нарушение водного законодательства Республики Казахстан

Развитие национального водного права Республики Казахстан НаименованиеНа 1 мая 2006 года На 1 мая 2012 года Количественный рост Конституция Республики Казахстан 1 Кодексы Республики Казахстан 8124 Законы Республики Казахстан (утратили силу 2) Указы и обращения Президента Республики Казахстан Постановления Правительства Приказы министерств Международная деятельность

Основные водные проблемы Казахстана Мы переживаем кризис управления, несогласованности действий заинтересованных сторон и недостаточного финансирования. 1.Наличие острого дефицита водных ресурсов, как по отдельным регионам, так и в целом по республике. 2.Неблагоприятный гидрологический режим большинства незарегулированных рек и временных водотоков. 3.Недостаточная урегулированность трансграничных водных отношений с соседними государствами. 4.Качество поверхностных вод, практически по всем водным объектам, не соответствует установленным стандартам. 5.Неэффективное, нерациональное использование водных ресурсов в сельском хозяйстве (проблемы управления водными ресурсами от водозаборов до полей орошения). 6.Низкая продуктивность поливной воды вследствие устаревшей и непригодной для использования поливной техники (дождевальных машин, систем капельного орошения и др.). 7.Не отвечающие современным требованиям система учета воды и мониторинга формирования и использования водных ресурсов. 8.Острый недостаток или фактическое отсутствие квалифицированных инженеров- гидротехников.

Динамика исторического состояния центрального аппарата управления водными ресурсами в Казахстане (1958 – 2013годы) 1958 Главное управление водного хозяйства (Главводхоз) Казахской ССР 1960 Министерство водного хозяйства Казахской ССР 1965 Министерство мелиорации и водного хозяйства Казахской ССР. В центральном аппарате 179 чел Государственный Комитет по водным ресурсам Республики Казахстан. В центральном аппарате 80 чел Комитет по водным ресурса Министерства Сельского хозяйства Республики Казахстан. В центральном аппарате – 78 чел Комитет по водным ресурсам Министерсва природы и охраны окружающей среды Республики Казахстан. В центральном аппарате 31 человек 2002 Комитет по водным ресурсам Министерства Сельского хозяйства Республики Казахстан. В центральном аппарате 34 человека 2013 Комитет по водным ресурсам Министерства охраны окружающей среды. В центральном аппарате 33 человека

Таблица нагрузки на БИ п/ п БВУКол-во работни ков Кол-во инспект оров Количес тво областе й Количеств о районов Кол-во населенных пунктовКонтро лируемая площадь, тыс км 2 Кол-во водных объектов Водохозяйственных сооружений ВсегоГородовСельских н.п. Рекиозера 1.Арало- Сырдарьинс кое (250) - I II , Аральское море 1160 км береговая линия Казахстан штук 28 водохранилищ 2.Балхаш- Алакольское и г. Алматы (l от 100 до 200 км), 11 (l 200км) 1 км 2 – 5, 1 км водохранилищ, межхозяйственных магистралей и каналов – 83, 600 тыс га орошаемых земель 3.Иртышское , (водохранилищ и прудов) 4.Ишимское До Нура- Сарысуское (от 1 млн и выше) 6.Тобол- Тургайское Более , в том числе 11 водохранилищ, 251 прудов и плотин 7.Шу- Таласское (го-рода) и 4 (ПГТ) вдхр 164 пруда 8.Урало- Каспийское озер Каспийское Море – 2340 км береговая линия Казахстан 7 гидроузлов, 52 водохранилища.

Водный кодекс Республики Казахстан Ключевые статьи по продвижению водного сектора к зеленой экономике и механизмы их реализации

. –Статья 23. Водный сервитут –Статья 30. Временное государственное управление водохозяйственными сооружениями –Статья 38. Компетенция местных представительных органов –Статья 39. Компетенция местных исполнительных органов –Статья 56. Требования по сокращению сброса загрязняющих веществ в водные объекты –Статья 59. Государственный водный кадастр –Статья 61. Научное и инновационно-информационное обеспечение рационального использования и охраны водного фонда –Статья 67. Обособленное водопользование –Статья 68. Совместное водопользование –Статья 86. Требования по сокращению объемов забора и использования воды –Статья 103. Использование водных объектов и водохозяйственных сооружений для промышленности и теплоэнергетики

Водный кодекс Республики Казахстан Статья 39. Компетенция местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) в области использования и охраны водного фонда 5) разрабатывают региональные программы по рациональному использованию и охране водных объектов, обеспечивают их реализацию;

Механизм реализации Местные представительные органы Местные Исполнительные органы Контроль за исполнением Региональные программы по рациональному использованию и охране водных объектов Утверждают Обеспечивают реализацию Бассейновый Совет Вносит предложения и рекомендации к программам. Рассматривает ход реализации программ Разрабатывают Участвуют в разработке и согласуют БИ СЭС ООС Промышленная безопасность Земельные ресурсы Другие заинтересованные органы и организации

Водный кодекс Республики Казахстан Статья 56. Требования по сокращению сброса загрязняющих веществ в водные объекты 3) Уполномоченный орган в области использования и охраны водного фонда совместно с уполномоченным органом по использованию и охране недр и центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды для бассейна каждого водного объекта обязаны разрабатывать целевые показатели состояния и критерии качества воды.

Механизм реализации Требования к степени очистки и качеству сбрасываемых вод Совокупное нормировании водохозяйственной деятельности всех организаций Нормирование загрязняющих веществ в точках сброса Расчеты критерии качества воды целевые показатели состояния воды КВР Использование и охрана недр МООС Водный объект, бассейн водного объекта Направлениям возможного целевого использования Технические возможности Реальное состояние водного объекта Экономические возможности Сроки достижения планируемых показателей Основа использования и охрана водных ресурсов Р а з р а б а т ы в а ю т Бассейновый совет Рассматривает вопрос по сокращению сброса загрязняющих веществ в водные объекты. Вносит предложения и рекомендации.

Водный кодекс Республики Казахстан Статья 56. Требования по сокращению сброса загрязняющих веществ в водные объекты 4) Сроки поэтапного перехода на целевые показатели состояния водных объектов внутри бассейна определяются бассейновыми управлениями и территориальными органами уполномоченного органа по использованию и охране недр и центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды на основе методики, утвержденной уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда совместно с центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и уполномоченным органом по использованию и охране недр

Механизм реализации Водные объекты КВРМООС Использование и охрана недр Методика определения целевых показателей состояния водных объектов Сроки поэтапного перехода на целевые показатели состояния водных объектов БИООС Использование и охрана недр о п р е д е л я ю т Бассейновый Совет Рассматривает сроки поэтапного перехода на целевые показатели состояния водных объектов. Вносит предложения и рекомендации

Водный кодекс Республики Казахстан Статья 86. Требования по сокращению объемов забора и использования воды 3. Государственные органы, местные исполнительные органы области (города республиканского значения, столицы) и водопользователи обязаны ежегодно анализировать организацию учета расхода вод, потери воды в транспортирующих сетях, точках потребления воды и возможность сокращения объемов изъятия воды из водных объектов и не реже одного раза в пять лет пересматривать нормативы расхода воды на различные технологические процессы и удельные нормы водопотребления во всех отраслях экономики с целью сокращения объемов водопользования.

Механизм реализации Государственные органы Местные исполнительные органы Водопользователи Ежегодно анализируют Организацию учета расхода вод Потери воды в транспортирующих сетях Потери воды в точках потребления Удельные нормы водопотребления во всех отраслях экономики Не реже одного раза в пять лет пересматривают Возможность сокращения объемов изъятия воды из водных объектов Нормативы расхода воды на различные технологические процессы КВР Разрабатывает Методику проведения анализа водопользования БИ Доводит методику проведения анализа до водопотребителей. Накапливает данные анализов. Бассейновый совет Рассматривает вопросы сокращения объемов водопользования. Вносит предложения и рекомендации.

Водный кодекс Республики Казахстан Статья 103. Использование водных объектов и водохозяйственных сооружений для промышленности и теплоэнергетики 2. Промышленные и теплоэнергетические организации обязаны иметь оборотное водоснабжение. Организации, не имеющие оборотного водоснабжения, обязаны представить в уполномоченный орган, уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды, уполномоченный орган в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения план перехода на оборотное водоснабжение с указанием конкретных сроков.

Механизм реализации Уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды Организации не имеющие Оборотного водоснабжения Обязаны иметь Теплоэнергетические организации Уполномоченный орган в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения Уполномоченный орган в области использования и охраны водного фонда Оборотное водоснабжение Промышленные организации Бассейновый совет Рассматривает вопросы внедрения оборотного водоснабжения Вносит предложения и рекомендации Разрабатывают план перехода Обязаны представить

Схемы комплексного исползования и охраны водных ресурсов (СКИОВР) по бассейнам рек: 2003 – СКИОВР бассейна рек Большой и Малой Узени; 2004 – 2005 – СКИОВР бассейна реки Иртыш; 2006 – 2007 – СКИОВР бассейна реки Есиль; 2006 – 2007 – СКИОВР бассейна реки Нуры; 2006 – 2007 – СКИОВР бассейна реки Сарысу; 2006 – 2007 – СКИОВР бассейна реки Тобол; 2006 – 2007 – СКИОВР бассейна рек Торгай-Иргиз; 2006 – 2007 – СКИОВР бассейна реки Урал; 2007 – 2008 – СКИОВР бассейна реки Шу; 2007 – 2008 – СКИОВР бассейна реки Талас; 2008 – 2009 – СКИОВР бассейна реки Сырдарья; 2008 – 2009 – СКИОВР бассейна реки Или Генеральная СКИОВР (16 томов).

Направления государственной водной политики Ожидается, что перечисленные проблемы в Казахстане будут обостряться в будущем ввиду глобального потепления климата, укрупнения фермерских хозяйств, развития производства и, как не парадоксально, повышения благосостояния населения. Избежать такого сценария развития можно только: 1) за счет внедрения интегрированного подхода, при котором управление водными ресурсами является целостным на всех уровнях, с учетом вклада водопользователей и гарантирования экологической устойчивости (внутригосударственная водная политика). 2) за счет конструктивного трансграничного диалога и сотрудничества в бассейнах межгосударственных рек на основе международных водных конвенций и международного опыта (межгосударственная водная политика). Таким образом для удовлетворения потребностей населения, объектов отраслей экономики и окружающей среды нам необходимо двигаться в двух параллельных направлениях: 1.Решить проблемы рационального использования водных ресурсов внутри страны, и 2.Договориться с соседними государствами, чтобы обеспечить гарантированное поступление воды в согласованных объемах.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О поддержке использования возобновляемых источников энергии Настоящий Закон определяет цели, формы и направления поддержки использования возобновляемых источников энергии. Цели и формы государственного регулирования в области поддержки использования возобновляемых источников энергии 1.Государственное регулирование в области поддержки использования возобновляемых источников энергии осуществляется в целях создания благоприятных условий для производства электрической и (или) тепловой энергии с использованием возобновляемых источников энергии для снижения энергоемкости экономики и воздействия сектора производства электрической и тепловой энергии на окружающую среду и увеличения доли использования возобновляемых источников энергии при производстве электрической и (или) тепловой энергии. 2. Государственное регулирование в области поддержки использования возобновляемых источников энергии для производства электрической и (или) тепловой энергии включает: 1) утверждение и реализацию плана (программы) размещения объектов по использованию возобновляемых источников энергии; 2) лицензирование; 3) установление в программах развития электроэнергетики целевых показателей, доли возобновляемых источников энергии в общем объеме производства электроэнергии; 4) создание условий по подготовке и обучению казахстанских кадров и проведению научных исследований в области использования возобновляемых источников энергии; 5) техническое регулирование; 6) принятие нормативных правовых актов в области использования возобновляемых источников энергии.

21 марта 2013 года Глава государства Нурсултан Назарбаев подписал закон Республики Казахстан «О ратификации Устава Международного Агентства по возобновляемой энергии (ИРЕНА)». В соответствии с уставом, агентство стимулирует распространение и устойчивое использование всех видов возобновляемой энергии, принимая во внимание государственные и внутригосударственные преимущества и блага, полученные в результате комбинированного использования возобновляемой энергии и реализации мер по повышению эффективности использования энергии, а также значение возобновляемой энергии для сохранения окружающей среды. Действуя в интересах своих членов, Агентство осуществляет следующие виды деятельности: проводит анализ, мониторинг и систематизацию современной практики в области возобновляемой энергии, включая механизмы реализации политики в этой области; обеспечивает взаимодействие с другими межправительственными и неправительственными организациями в данной и сопредельных областях; осуществляет консультирование относительно финансирования проектов, связанных с возобновляемой энергией; содействует передаче технологий, стимулирует развитие потенциала государств- членов, поддерживает необходимые для этого связи.

6 июля 2013 Главой государства подписан Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии, направленный на расширение использования возобновляемых источников энергии, поддержку проектов по использованию возобновляемых источников энергии» Как отмечается в заключении комитета по природопользованию и развитию сельских территорий верхней палаты, принятие законопроекта служит гарантией для инвесторов по возвратности вложенных средств, поможет внести ясность по величине тарифов от объектов возобновляемых источников энергии, а также наработать опыт по реализации крупных проектов возобновляемых источников энергии с интеграцией в существующую энергосистему Казахстана.

«Бассейновый план интегрированного управления водными ресурсами и водосбережения Арало- Сырдарьинского бассейна» разработан в рамках национального пилотного проекта «Поддержка Арало-Сырдарьинского Бассейнового совета». Проект был реализован в рамках Программы «Трансграничное управление водными ресурсами в ЦА», финансируемой МИД Германии и выполняемой Германским обществом международного сотрудничества (GIZ) в сотрудничестве с РЭЦ ЦА..

ПБАМ-3 ПБАМ-3 была составлена в рамках выполнения поручения глав государств-учредителей МФСА, содержавшегося в их совместном заявлении от 28 апреля 2009 года. Программа рассчитана на годы и включает четыре направления: интегрированное управление водными ресурсами, экологическое, социально-экономическое, совершенствование институционально-правовых механизмов.

Оценка ожидаемого спроса на воду в бассейне Аральского моря (млн.м3)

47 Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ КАЗАХСТАНАГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ КАЗАХСТАНА Қазақстан Республикасы Қоршаған ортаны қорғау министрлігі Астана, 2013 год

Тема ЕХРО «Энергия Будущего» - позволит привлечь лучшие мировые технологии энергосбережения, новые разработки и технологии использования существующих альтернативных энергоисточников, таких как энергия солнца, ветра, морских, океанических и термальных вод Астана может стать эффективной площадкой для демонстрации лучших мировых разработок и трендов в этой отрасли. Выставка придаст также мощный импульс для системной диверсификации экономики и технологической модернизации производственных мощностей и научной базы страны. Всемирные универсальные выставки EXPO – это события глобального масштаба, по значимости сравнимые с всемирными экономическими форумами, а по туристической привлекательности - с самыми популярными спортивными соревнованиями мира.

Petrakov, Igor Alekseevich Apt. 30, 12 Tole bi, Kazakhstan, Almaty Tel.: (327) (home), Mob.: , Petrakov, Igor Alekseevich Apt. 30, 12 Tole bi, Kazakhstan, Almaty Tel.: (327) (home), Mob.: , Спасибо за внимание! Thank you! Пути продвижения водного сектора к «зеленой экономике».