Системно - деятельностный подход как психологическая основа реализации ФГОС О.А.Беляева, педагог-психолог МОУ СОШ 59.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Advertisements

Психологические особенности подросткового возраста.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. В основе ФГОС лежат принципы: 1.Единство преемственности и инновации. 2.Преемственно развивает многие идеи,
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Корнеенко Людмила Валерьевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ 390.
Тема: «Преемственность стандартов общего образования четырех уровней» Выполнили: Ходырева М. С. Дементьев И. В. г. Воткинск 2014 г.
Актуальный вопрос сегодняшнего дня – внедрение новых ФГОС В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Метапредметные результаты по ФГОС. Образование общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Транксрипт:

Системно - деятельностный подход как психологическая основа реализации ФГОС О.А.Беляева, педагог-психолог МОУ СОШ 59

1. Психологические феномены стандарта 2. Особенности системно - деятельностного подхода 3. Совместная деятельность как способ достижения результатов

Психологические феномены стандарта

личностные характеристики выпускника ( портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный стандарт любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно- исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, ПОО) Федеральный государственный образовательный стандарт осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

требования к личностным результатам Федеральный государственный образовательный стандарт НОО: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно- смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. ООО: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме ПОО: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме

требования к метапредметным результатам Федеральный государственный образовательный стандарт НОО: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. ПОО: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно- исследовательской, проектной и социальной деятельности; ООО: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

требования к предметным результатам Федеральный государственный образовательный стандарт НОО: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыта специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. ПОО: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. ООО: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

На основе возрастных и индивидуальных особенностей учащихся Развивая: мотивацию к познанию, учению и самообразованию; творческий потенциал и креативность; мышление теоретическое, критическое, инновационное. Формируя: готовность к сотрудничеству; целенаправленную познавательную деятельность. Используя: научные методы познания; взаимодействие с участниками образовательного процесса. В ходе совместной деятельности ученика и учителя Федеральный государственный образовательный стандарт Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений Предмет педагогики – воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека Воспитание – целенаправленное создание условий для развития человека Обучение – общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно- исторического опыта, воспроизведение, овладение конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности

Особенности системно - деятельностного подхода

Федеральный государственный образовательный стандарт Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности Цель деятельностного подхода в обучении – воспитание ребенка как субъекта жизнедеятельности Субъект: - ставлю цели - решаю задачи - несу ответственность за результаты мотивы цели средства потребность действия и операции

Федеральный государственный образовательный стандарт 1 деятельности 2 непрерывности 3 целостного представления о мире 4 минимакса 5 психологической комфортности 6 вариативности 7 творчества Дидактические принципы, задающие систему условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме

Цель и основной результат образования – развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД Основными координатами, определяющими развитие в образовании, являются ведущая деятельность и возраст обучающихся. Для каждого конкретного периода школьного обучения система задач и действий, выполняемых обучающимися, должна быть адекватна ведущей деятельности конкретного возрастного периода и являться условием и движущей силой развития ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт Деятельностная парадигма Стандарта

Федеральный государственный образовательный стандарт 3 года 17 лет Возраст Результаты ВД:Межличностное общение со сверстниками Групповая ВД: Ролевая игра 7 лет ВД:Учение Совместная (с учителем) Дошкольный возраст Младший школьный возраст Подростковый возраст 11 лет15 лет Ранняя юность ВД:Учебно- профессиональная деятельность Самостоятельная Стремление к общественно- значимой деятельности Произвольность психических явлений, внутренний план действий. Самоконтроль. Рефлексия Самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости, самостоятельности, подчинение коллективным нормам Формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы ВД – ведущая деятельность Основные новообразования Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину

Деятельностный подход Основное новообразование, возникающее в процессе осуществления учебной деятельности в младшем школьном возрасте - сформированная внутренняя психологическая структура деятельности, когда освоены и сформированы все компоненты структурной организации учебной деятельности В дальнейшем происходит развитие и совершенствование этой структуры Федеральный государственный образовательный стандарт

Системно-деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического общества на основе толерантности, диалога культур; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; Федеральный государственный образовательный стандарт

Системно-деятельностный подход предполагает: признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и полного общего образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ОВЗ) Федеральный государственный образовательный стандарт

Деятельностный подход В процессе обучения в школе развитие личности обучающегося обеспечивается в рамках двух основных видов деятельности: учебная деятельность и общение Основным итогом обучения является сформированное умение учиться, способность самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения Федеральный государственный образовательный стандарт

Совместная деятельность как способ достижения результата

Деятельностный подход Структура учебной деятельности: мотивы цели учебные задачи учебные действия результат действий самоконтроль и самооценка Федеральный государственный образовательный стандарт определяют процесс понимания учеником смысла заданий и упражнений преобразование учеником изучаемого материала дают представления о том, достигнуты ли поставленные цели

Деятельностный подход Уникальность учебной деятельности в распределенности мотива и цели между ребенком и взрослым Федеральный государственный образовательный стандарт мотив - у ребенка ( то, ради чего выполняется деятельность ) мотив - у ребенка ( то, ради чего выполняется деятельность ) цель - у взрослого (то, что должно быть получено в результате деятельности) цель - у взрослого (то, что должно быть получено в результате деятельности) Вся совокупность мотивов не осознается Цель неизвестна Вся совокупность мотивов не осознается Цель неизвестна Мотивы школьников понимаются педагогом Цель учения понятна Мотивы школьников понимаются педагогом Цель учения понятна Необходима специально организованная деятельность для принятия учениками цели деятельности благодаря которой осознается смысл деятельности

Деятельностный подход Проблема обеспечения обратной связи Учащийся не может получить обратную связь о состоянии своих учебных знаний без посредничества учителя учитель Обратная связь Прямая связь (информация о состоянии (собственные действия по собственных ЗУН) изучению учебного материала) Федеральный государственный образовательный стандарт Учащийся ЗУНы, компетентности

Мотивационно-ценностный: «Ради чего осуществляется деятельность?» Выделение ценностных ориентиров в развитии личности Продукт - личностный результат Целевой: «На что направлена деятельность?» Проектирование совокупности УУД Продукт - предметный результата обучения Операциональный: «Как осуществляется деятельность?» Определение технологий, способов достижения результата Ресурсный: «За счет каких ресурсов осуществляется деятельность?» Выделение нормативно-правовых, кадровых, финансовых ресурсов Федеральный государственный образовательный стандарт Возможные направления анализа целенаправленной деятельности

1.Ключ к пониманию природы личности – не в самом индивиде, а в системе целенаправленной деятельности, в которую он включается и внутри которой осуществляется его развитие и функционирование, его жизнь 2.Разделенные совместные действия ребенка со взрослым и сверстниками порождают образ мира, обеспечивающий решение широкого круга жизненных задач 3.На каждом этапе развития ребенка выделяется ведущая деятельность, определяющая особенности развития в конкретном возрасте Федеральный государственный образовательный стандарт

4. Процесс социализации, осуществляемый посредством включения в систему целенаправленных деятельностей, приводит к усвоению исторически сформировавшихся социальных норм, ценностей, способов поведения человека 5.ЗУНы – производные от целенаправленных УД. Качество знания определяется многообразием универсальных целенаправленных действий 6.Формирование компетентностей личности осуществляется по схеме «компетенция – деятельность - компетентность», а компетентность определяется как «знание в действии»

Оригинал будь то картина или вещь намного дороже копии… Не стремитесь быть похожими на кого-то, делая из себя дешевую копию, - будьте оригинальны …