Становление концертмейстерской деятельности в России XVIII - XX веков Презентацию подготовила: концертмейстер Гаврилюк Т.Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ ПРАКТИКУМ. Направление подготовки «Педагогическое образование» (Музыкальное образование)
Advertisements

Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
Тема : введение в образовательную программу «Академический хоровой коллектив юношей » Автор:Ибрагимова Н.Т. педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД.
Детский вокально- инструментальный ансамбль «РОМАШКА» Руководитель Климова Л. А. Концертмейстер Кузнецова М. Н. Концертмейстер Кузнецова М. Н.
Курс разработан: к.культурологии, доцентом кафедры музыкального образования факультета культуры и сервиса И.П. Савельевой.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНО- ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИКУМ. Направление подготовки «Педагогическое образование» (Музыкальное образование)
углубить знания и навыки ансамблевого пения, полученные в рамках дисциплин «Постановка голоса», «Класс сольного пения», «Сольное пение», получить необходимые.
наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией.
{ Сергей Рахманинов – певец русской души Кингисеппская детская школа искусств.
Все виды искусства имеют единую основу – жизнь. В художественных образах музыки и театра отображается отношение к важным темам добра и зла, жизни и смерти.
Хоровая школа «КАМЕРТОН». «КАМЕРТОН» Обучение по программе «Хоровая школа» рассчитано на 7 лет. Хоровое пение – это коллективное, вокальное искусство.
Цель данной работы: Познакомить детей с творчеством П.И.Чайковского и выяснить какое место в его творчестве занимала симфония.
Реализм – ведущее литературное направление 2 пол. XIX века.
Сольное пение Автор Лукашова Юлия Сергеевна. Нормативные документы Министерства культуры: СССР «Сольное пение. Вокальный ансамбль», Программа для музыкальных.
Давыдова С. А.. Вступительный Основной заключительный.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ Что такое Романс ? РОМАНС : Романс – это жанр вокально - инструментальной музыки. Романсом называют произведение, написанное для.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ занятия музыка в повседневной жизни детского сада музыкальное воспитание в семье.
« Педагогическое образование » ( Музыкальное образование )
Презентация по музыке «Стили, жанры, исполнители камерной музыки» Выполнила: ученица 7 «Б» класса МБОУ БСОШ Фалина Татьяна.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА.
Транксрипт:

Становление концертмейстерской деятельности в России XVIII - XX веков Презентацию подготовила: концертмейстер Гаврилюк Т.Г.

Истории клавирного аккомпанемента в России около трех веков. Существует профессия концертмейстер, имеющая свою специфику, исполнительские и педагогические традиции. В нее вовлечено большое количество музыкантов. Аккомпанемент как вид музыкальной практики долгое время культивировался преимущественно в сфере бытового музицирования, а в деятельности музыканта- профессионала являлся сопутствующим родом занятий.

Процесс выделения аккомпанемента в самостоятельную разновидность профессиональной работы пианиста начался только во второй половине XIX века. Завершился он в XX столетии. Сейчас очевидна важная роль концертмейстера в исполнительстве, ясно и сколь существенно значение искусства аккомпанемента. Для многих пианистов профессия концертмейстера является основной. Ее престиж поддерживается всероссийскими и международными конкурсами концертмейстеров и наградами (дипломами на конкурсах исполнителей). В профессиональных музыкальных учебных заведениях пианисты обучаются в классе концертмейстерского мастерства, постигая тонкости профессии.

Концертмейстерство в его разных проявлениях, вызревая в недрах русской фортепьянной культуры, формируясь в тесном общении с оперной, вокальной, инструментальной музыкой и связанным с ними исполнительством, постепенно обрело статус вполне самостоятельной специфической деятельности. Ее особенность проистекает из сосуществования двух функционально различных партий клавирного аккомпанемента и солирующего голоса (инструмента), их особого ансамблевого взаимодействия и, как следствие, комплекса, стоящих перед аккомпаниатором задач.

Замечательный концертмейстер XX века, Е. Шендерович, справедливо отмечал: «Специфика сольной и аккомпаниаторской деятельности столь различна, что нетрудно назвать многих солистов-пианистов, весьма крупных концертантов, почти не владеющих искусством аккомпанемента, и, наоборот, пианистов, прославившихся именно высоким мастерством и художественным уровнем аккомпанемента, однако абсолютно не проявивших себя в амплуа солиста» ШЕНДЕРО́ВИЧ Евгений Михайлович

Термин «аккомпанемент» имеет два значения: аккомпанемент как фортепьянная партия вокального произведения и как «сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и др.)». Основное внимание сосредоточено на втором значении этого слова. Термином «аккомпаниатор» определяется специфическая роль одного из участников процесса совместного музицирования. Термин «репетитор» согласно традиции XVIII-XIX веков применяется к музыканту-профессионалу, разучивавшему партии с вокалистами в повседневной репетиционной работе.

В термин «концертмейстер» вкладывается следующий смысл: «способность быть партнером, единомышленником солиста, но, когда это необходимо, стать руководителем, лидером». По утверждению Е. Шендеровича: «в деятельности концертмейстера объединяются педагогические, психологические, творческие функции. Отделить одно от другого и понять, что превалирует в экстремальных концертных или конкурсных ситуациях, трудно».

К названным функциям добавим еще одну - репетиторскую; раздвинем границы другой - педагогической: концертмейстер может быть не только наставником партнера, но и обучать искусству аккомпанемента. Понятие «концертмейстерская деятельность» мыслится в объеме большем, нежели «концертмейстер». Но связь двух понятий безусловна, ибо функции концертмейстера являются базовыми для концертмейстерской деятельности.

Первый этап (XVIII - начало XIX века) - базовый с точки зрения формирования условий, в которых функционировал аккомпанемент, обнаружения его первичных (для России) форм аккомпанирующей и репетиторской, и их носителей - любителей, а так же композиторов-профессионалов, чья деятельность была синкретической. Именно на этом этапе русское концерт- мейстерство на длительное время связало свою судьбу с вокальным искусством и вокальной музыкой.

Второй этап (20-е годы XIX - начало XX столетия) можно расценивать как переломный и основополагающий: на концертной сцене появился пианист-профессионал, утвердившийся в качестве равноправного партнера ансамбля, сложились профессиональные критерии искусства аккомпанемента, наметились контуры концертмейстерской деятельности, концертную практику дополнили первые педагогические опыты подготовки будущих концертмейстеров.

Важнейшую роль в становлении искусства аккомпанемента в России сыграли: М. Глинка, А. Даргомыжский, М. Мусоргский, А. Рубинштейн, М. Глинка А. Даргомыжский М. Мусоргский А. Рубинштейн

С.Рахманинов, Н. Метнер. Благодаря их исполнительской культуре аккомпанемент как вид искусства вобрал в себя черты, свойственные национальному фортепьянному стилю. Певучее, «вокальное» звукоизвлечение, образная выразительность, идеальное владение техникой при отсутствии внешних эффектов стали наиболее ценимыми качествами игры не только в XIX, но и XX веках. Их камерно-вокальная музыка потребовала активного творческого участия пианиста в исполнительском процессе, что привело к переоценке значимости фигуры аккомпаниатора. С.Рахманинов Н. Метнер

Третий период (большая часть XX века) носит двоякий характер: итоговый, поскольку к логическому завершению приходят отдельные процессы и этапный, так как зарождаются новые тенденции. Начавшееся в конце XIX века вычленение концертмейстерства в самостоятельную область творческо-исполнительской деятельности, завершилось в XX столетии появлением профессии «концертмейстер». Сама же деятельность приобрела вполне четкие очертания.

Новая профессия утверждалась в своих правах музыкантами, для которых концертмейстерство стало основным, а в некоторых случаях единственным видом творчества. Имена М. Бихтера, А. Меровича, С. Стучевского, М. Неменовой-Лунц, Е. Шендеровича, В. Чачавы и других выдающихся концертмейстеров стоят сегодня в одном ряду с именами знаменитых исполнителей-солистов. Лучших концертмейстеров отличает не только высочайший уровень профессионализма, но и наличие исполнительской индивидуальности, творческого почерка. В. Чачава М. БихтерМ. Неменова-Лунц

Изучение истории становления концертмейстерства и его жизни сегодня приводит к выводу: существует национальная концертмейстерская школа как совокупность сохраняемых и передаваемых знаний и традиций. Ее исполнительские и педагогические принципы утверждаются и реализуются в XX веке в деятельности множества музыкантов.

Одной из основных отличительных черт отечественной школы является тесное, партнерское, сотрудничество концертмейстера с солистом, активное участие в создании интерпретации сочинения. В учебном процессе концертмейстер является, по сути, вторым педагогом наставником, способствующим формированию будущего музыканта-профессионала.