Модель внеурочной деятельности школы как условие создания развивающей образовательной среды.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация внеучебной деятельности в начальной школе.
Advertisements

Понятие, виды и направления внеурочной деятельности школьников.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Воспитание в ФГОС Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Внеурочная деятельность школьников. Разработчики Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания Института теории и.
Внеурочная деятельность в начальной школе. Стандарты – социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьёй, обществом и государством.
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Социальные и моральные вызовы расслоение населения рост национализма низкий уровень доверия, социальной солидарности.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе МОУ «СОШ 26» с. Мельничное Красноармейского муниципального района.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Оптимизация ресурсов ОУ в реализации внеурочной деятельности и постановке УУД в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
(все виды деятельности, кроме учебной). 1. Игровая 2. Познавательная 3. Проблемно-ценностное общение 4. Досугово-развлекательная 5. Художественное творчество.
Внеурочная деятельность школьников. Виды внеурочной деятельности: Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность.
Воспитательные результаты и эффекты внеучебной деятельности школьников Григорьев Дмитрий Васильевич Григорьев Дмитрий Васильевич Степанов Павел Валентинович.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Формы организации внеурочной деятельности в школе. (По новым стандартам) Учитель технологии МАОУ СОШ 2 г. Калининграда Барабанова Н.Ф.
ФГОС начального общего образования. СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность Стандарт – общественный договор между.
Организация внеучебной деятельности учащихся начальной школы Выступление учителя начальных классов Рябовой Е.С.
Внеурочная деятельность в контексте ФГОС. Внеурочная деятельность школьников часть коллективной жизнедеятельности ученического класса, осуществляемая.
Транксрипт:

Модель внеурочной деятельности школы как условие создания развивающей образовательной среды

Цель: Изучение модели организации внеурочной деятельности в школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта. Задачи: Изучить психолого-педагогические подходы и существующий опыт по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определить условия и требования к созданию и внедрению модели внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта; выявить эффективные формы и способы создания развивающей среды для младших школьников посредством организации внеурочной деятельности; изучить механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями; разработать рабочие программ для реализации направлений внеурочной деятельности; Изучить методы и формы организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

В структуре Базисного учебного плана выделяется три раздела: Инвариантная часть Вариативная часть Внеурочная деятельность

Чем же определяется такая актуальность внеурочной деятельности?

Что же вкладывается создателями ФГОС второго поколения в понятие «Внеурочная деятельность»?

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Основные задачи: выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности; создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширение рамок общения с социумом.

Какие документы помогут осуществить внеурочную деятельность по стандартам второго поколения? ИсточникСодержание Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей, систему базовых национальных ценностей, основные социально-педагогические условия и принципы духовно- нравственного развития и воспитания учащихся. Примерные программы начального общего образова­ния: В 2 ч.: 4.1. (Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся) Формы внеурочной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность и т.д. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Программы структурированы в соответствии с направлениями вне­урочной деятельности, указанными в базовом учебном плане. Внутри каждого из направлений выделены отдельные модули (темы программ), которые дадут возможность реализовать то или иное направление. Предложено несколько модулей по каждому направлению, дана их краткая характеристика, раскрыто основное содержание, а также предложено примерное тематическое планирование. Но основе «Примерных программ...» образовательные учреждения общего образования смогут разработать рабочие программы внеурочной деятельности детей с учетом как региональных особенностей, так и запросов, потребностей, интересов участников образовательного процесса. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся Цель, задачи, ценностные установки, направления, ценностные основы, содержание и планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор Содержит методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся (виды, формы, и уровни результатов деятельности учащихся).

Программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

Сколько времени отводится на внеурочную деятельность? Учебный план МБОУ "Средняя общеобразовательная школа 7"на учебный год. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ класс1а1б1витого2а2б2в2гитого3в Направление деятельностиКоличество часов в неделю ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ Кружок «Юный художник» НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ: «Умные уроки» 1 Кружок "Информационный калейдоскоп» «Инфознайка» Кружок "Юным умникам и умницам" ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ: «Я –гражданин России» 1 Кружок "Юный инспектор дорожного движения" ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНОЕ: Кружок «Азбука содержания животных» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ К финансированию

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования(Малая Академия) при организации внеурочной деятельности Факультативы: 2а2б2в2г3в Твоя Вселенная 21,5 2 Мир фантазии 11 Юным умникам и умницам1 Детская риторика0,5 Азбука здоровья 0,5 1,50,5 Кружок «Умные уроки» (педагога-психолога) 1 Кружки2а2б2в2г 1а1б1в Экологический 1 11 Первые шаги в дизайн Творческое объединение «Радуга» 1 1 ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В чем преимущества внеурочной деятельности, определяющие ее необходимость?

НаправлениеПрограммыФормы работыОжидаемый результат Спортивно- оздоровительное Программа «Здоровье», «Азбука здоровья» Спортивно-массовые и физкультурно- оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья Спортивно-массовые и физкультурно- оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе Контроль за соблюдением санитарно- гигиенических требований Контроль за соблюдением санитарно- гигиенических требований Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажа с детьми Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажа с детьми Тематические беседы со школьным фельдшером Тематические беседы со школьным фельдшером Интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты; Интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты; Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса. Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса. Агитация и запись учащихся класса в спортивные секции Агитация и запись учащихся класса в спортивные секции Организация походов выходного дня Организация походов выходного дня Общее оздоровление организма, улучшение физического развития. Сформированность привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в свободное время. Кто ответственен за наполнение содержанием внеурочной работы с учащимися и чем оно определяется? Направления и виды внеурочной деятельности

НаправлениеПрограммы (рабочие) Формы работыОжидаемый результат Художественно- эстетическое «Юный художник», Творческое объединение «Радуга», «Первые шаги в дизайн», «Мир фантазии» Занятия в кружке, экскурсии, посещение театра, создание творческих проектов, посещение выставок. Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы. Участие в конкурсах, выставках на разных уровнях. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности; знание правил техники безопасности при работе с различными художественными материалами; качественное изготовление поделок своими руками; бережное отношение к природным и художественным материалам; умение применять теоретические знания на практике; Сформированность коммуникативных компетенций. Общественно- полезная деятельность «Азбука содержания животных» Беседы, участие в школьных трудовых делах, проектирование, работа на пришкольном участке личность, бережно относящаяся к окружающей среде, с чувством ответственности и уверенности в своих силах, обладающая навыками культуры труда с позитивным отношением к трудовой деятельности Направления и виды внеурочной деятельности

НаправлениеПрограммы (рабочие) Формы работыОжидаемый результат Военно- патриотическое «Я- гражданин России», «Юный инспектор дорожного движения» Беседы, работа в музее, экскурсии, просмотр фильмов, уроки «Мужества», тематические классные часы, оформление газет, конкурс рисунков Сформированность нравственных чувств и этического сознания: чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой город, школу и семью; стремление принимать личное активное участие в жизни школы, своего города; способность к саморазвитию. Научно - познавательное «Инфознайка», «Информационный калейдоскоп» «Умники и умницы» «Твоя Вселенная» Занятия в компьютерном классе, беседы, проектирование, исследовательская деятельность, конкурсы, олимпиады, библиотечные уроки личность, обогащенная научными понятиями и законами, с собственным мировоззрением. Направления и виды внеурочной деятельности

Количество учащихся Направление1кл -78чел.2кл-106чел.3в-25чел.Всего -209чел. Художественно- эстетическое 45( 56%)106(100%)18(72%)169(81%) Спортивно- оздоровительное 17(22%)50(47%)10(40%)77(37%) Духовно- нравственное 42(54%)79(74%)12(48%)133(64%) Научно- познавательное 78(100%)106(100%)25(100%)209(100%) Общественно- полезная деятельность 55(71%)44(42%) 99(47%) Проектная деятельность 47(60%)42(40%)16(64%)105(57%)

Условия для реализации внеурочной деятельности Региональные особенности. Социо-культурная ситуация школы. Системы и структуры педагогической деятельности в школе. Стратегии помощи и поддержки педагогических кадров, детей, родителей. Материально - техническое оснащение и информационно - технологическое обеспечение школы. Степень участия общественных советов и организаций, социальных партнеров в деятельности ОУ.

Проектная деятельность; дифференциация по интересам; информационные и коммуникационные технологии; игровые технологии; обучение на основе «учебных ситуаций»; социально - воспитательные технологии; технология саморазвития личности учащихся. Технологии Образовательная среда: учебное и игровое пространства Назначение: для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информации. Средства

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций» формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции. Результаты внеурочной деятельности

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом Каков инструмент определения достижения результатов внеурочной деятельности?

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. 3-й уровень результатов- школьник самостоятельно действует в общественной жизни 1-й уровень результатов- школьник знает и понимает общественную жизнь 2-й уровень результатов - школьник ценит общественную жизнь Форсирование результатов недопустимо.

Уровень образовательных результатов/ Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 1. ИгроваяРолевая игра Деловая игра Социально моделирующая игра 2. ПознавательнаяПознавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады. Дидактический театр, общественный смотр знаний, научное общество Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей 3. Проблемно- ценностное общение Этическая беседа Дебаты, тематический диспут Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов 4. Досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение) Культпоходы в театры, музеи, выставки Концерты, инсценировки, праздничные классные часы на уровне класса и школы Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, благотворительный марафон и т.п.) 5. Художественное творчество Кружки художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, инсценировки в классе, школе Художественные акции школьников в окружающем школу социуме МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми) КТД (коллективно-творческое дело) Социальный проект 7. Трудовая(производ ственная) деятельность Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры, детская производственная бригада под руководством взрослого Детско-взрослое образовательное производство 8. Спортивно- оздоровительная деятельность Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме 9. Туристско- краеведческая деятельность Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок Туристский поход, краеведческий клуб Туристско-краеведческая экспедиция. Поисково-краеведческая экспедиция. Школьный музей МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Уровень образовательных результатов Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знанийФормирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия

модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня»; оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); инновационно-образовательная модель. Основные типы организационных моделей внеурочной деятельности:

Внеурочная деятельность Иные педагогические работники Должностные обязанности, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого Инновационная (экспериментальная) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности Учебный план образовательного учреждения Часть, формируемая участниками образовательного процесса(секции, школьные научные общества, научные исследования и т.д.) Дополнительное образование образовательного учреждения Организация кружков, спортивно-оздоровительных секций, поисковых и научных исследований и т.д.и, школьные научные общества, научные исследования и т.д.) Классное руководство Деятельность классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.) Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД Организация деятельности как на базе общеобразовательных учреждений, так и на базе самих учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры Базовая организационная модель реализации внеурочной деятельности