Приемы повышения мотивации самостоятельной деятельности в рамках современного урока. Повышение учебной мотивации на уроках биологии через проблемное обучение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Advertisements

Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Из опыта работы учителя истории и права Серяевой Н.А. МОУ СОШ 6 г.Вольска.
Использование эффективных образовательных технологий в работе с одарёнными детьми.
Технология развития критического мышления (далее ТРКМ) была разработана американскими учеными и преподавателями в конце ХХ века.
Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Критическое.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Вопрос, как средство обучения Каков вопрос таков и ответ (Народная мудрость)
Технология критического мышления. Критическое мышление Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Создание условий для усиления эмоционально- личностной значимости обучения.
Подготовила учитель МБОУ - СОШ 2 р. п. Степное Илюшова Татьяна Алексеевна ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Буянова Ольга Викторовна учитель начальных классов.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Мои педагогические позиции: Учить надо не по закону, а по понятиям Смысл должен стоять впереди языка Наши ученики умнее нас Процесс обучения важнее результата.
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя гимназии 505 Кологрив Елены Владимировны)
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
Транксрипт:

Приемы повышения мотивации самостоятельной деятельности в рамках современного урока. Повышение учебной мотивации на уроках биологии через проблемное обучение.

«Современные дети не хотят учиться», то есть у них нет мотивации. Как изменить ситуацию? Есть два возможных пути: первый – заставить детей хотеть; второй – научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться. Оба пути возможны. Заставить хотеть трудно, неприятно обеим сторонам, но возможно. Метод «кнута и пряника», социальное давление, поддержка мощного социального «надо» в сознании ученика. На этом пути главное – неусыпный контроль. Как только он ослабнет, хотение вновь исчезнет. Второй путь интереснее и приятнее. Он предполагает опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет и свои недостатки: его реализация невозможна без существенного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации. выделяют три составляющих, на которых базируется учебная мотивация Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний. Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют те педагогические технологии, которые дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем. А) Одной из них является техника «Проблемные вопросы». Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «Как называется…», «Какова роль…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы это навык, которому можно и нужно научиться. Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему? Например: Приведите примеры, доказывающие наличие эволюционного процесса у человека в настоящее время В чем сильные и слабые стороны наружного оплодотворения? Что мы уже знаем о биосинтезе белка? Каким образом форма эритроцитов влияет на площадь их поверхности ? и т.д. Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

Б) Второй источник развития учебной мотивации: ощущение свободы выбора Почему ты ходишь в школу? Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни. Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты», тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности тем лучше. В рамках урока биологии мы можем предоставлять ученику право выбора: темы для презентации, реферата, сообщения; способа опроса домашнего задания; формы проведения обобщающих уроков В) Третий важный источник желания учиться ощущение себя компетентным. Учебная мотивация запускается не столько объективным успехом, сколько ощущением своей успешности. Такого рода информация регулярно поступает от учителя, комментирующего процесс и результат деятельности ребенка, а также его способности. Важно, что именно слышит ребенок в таких ситуациях. И здесь необходимо учитывать следующие правила позитивной обратной связи. Она должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен. Сравните: «Молодец, умница» и «Коля, ты просто великолепно проанализировал положения клеточной теории !». (Второе предпочтительнее, так как ребенок знает, что именно ему удалось). Для развития учебной мотивации огромное значение имеет личность учителя. Поэтому нужно помнить, что важно быть авторитетом для ученика. Будьте заинтересованы в успехе ученика (для него это важно), обеспечьте ему успех, дав более легкое задание, оказав помощь, подтолкнув к правильному решению. Ребенок должен ощущать свое движение вперед. Больше положительных эмоций на уроке: страх и равнодушие мешают развитию мотивации. Давайте возможность ученику проявлять инициативу и активность на уроке, выражать себя. Давайте ученику установку: учение – это не долг и не обязанность, а большая ценность в жизни человека, это радость, ведь так здорово что-то уметь, что-то знать и расти в своих познаниях.

Следующим примером повышения самостоятельной деятельности учащихся в рамках современного урока можно выделить познавательную деятельность. Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении. Психологи убеждают, что познавательная активность – качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс (Маркова, 1994). Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке прослеживаются некоторые общие подходы: ·1 совершенствование системы усвоения учащимися базовых знаний, умений и навыков; · 2 активизация теоретического и продуктивного мышления, познавательных способностей школьников; развитие критического мышления в процессе обучения; ·3 развитие мотивации к учению, познавательных интересов учащихся; стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебной деятельности;

· 4 организация кооперирования, сотрудничества учащихся при решении определенной задачи; использование разнообразных форм учебной работы; · 5 организация учебно-поисковой деятельности, различных форм самостоятельной работы учащихся; ·6 применение компьютерных технологий в учебном процессе; ·7 допускается обучение учащихся в разном темпе и усвоение ими разного объема знаний; · 8 проведение развивающих учебных игр; ·9 организация тренинговых занятий: коммуникативные тренинги, тренинги по развитию памяти, внимания, мышления, креативности и други К приемам, которые ставят учащихся в активную позицию на уроке, можно отнести ряд учебных ситуаций: · ситуации, в которых ученик должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы; · ситуации, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам; · рецензирование ответов товарищей; · помощь товарищу при затруднениях, объяснение непонятного; · выполнение заданий – максимума, рассчитанного на чтение дополнительной литературы, научных источников; · свободный выбор заданий, преимущественно поисковых и творческих; · создание ситуаций обмена информацией среди учащихся; · ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических работ Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия знаний. Приёмами, способствующими развитию познавательного интереса на этапе восприятия знаний и активизирующие деятельность учащихся, являются: 1) Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др. При этом учитель должен постоянно заботиться о том, чтобы не сводить свое изложение к простому пересказу учебника, а делать его живым, увлекательным и глубоким по содержанию, обогащающим и расширяющим имеющиеся у школьников знания. 2) Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия. Раскрытие смыслового значения слова, названия помогает учащимся понять смысл, заложенный в него, способствует установлению межпредметных связей, развитию воображения, смекалки, фантазии. Удивление, желание узнать больше об изучаемом объекте с помощью дополнительной литературы - характерные показатели познавательного интереса в данном случае. 3) Прием значимости изучаемого материала, при котором создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся. Данный прием заставляет учащихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению. Стимуляция познавательных интересов с использованием приема значимости материала актуальна как для младших подростков, так и для старших школьников. Однако занимательность и яркость изложения должны быть не самоцелью, а всецело подчинены возбуждению мыслительной активности учащихся.

Основными приемами развития познавательного интереса, используемые на этапе осмысления изучаемого материала, являются: 1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации и др. 2) Исследовательский прием. На основе проведенных учащимися опытов, наблюдений и анализов литературных данных учащимся предлагается самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод. 3) Эвристический прием. Учитель, опираясь в своем вопросе на имеющиеся у учащихся знания, помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ. 4) Прием научного спора. На уроке учитель создает ситуацию спора, особое внимание уделяя умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения. Столкновение различных точек зрения, в которых нужно разобраться, чтобы затем занять собственную позицию, стимулирует активный поиск доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения. Это - стимул для преодоления трудностей, для интенсивной мыслительной деятельности, для напряжения ума, для исследовательской активности. Постановка на уроке перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование у школьников умения доказывать и обосновывать свои суждения все это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обусловливает развитие познавательного интереса к биологии (Жныкина, 2001). Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления изучаемого материала. На этапе осмысления и закрепления полученных знаний используются следующие приемы, активизирующие познавательный интерес к учебному предмету: 1) Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся. 2) Прием моделирования. 3) Составление схем, таблиц. 4) Использование символов для выполнения заданий ( при выполнении учебных заданий учащимся могут быть предложены идеографические знаки, характеризующие тот или иной объект изучения)

Данные приемы можно увидеть на уроке «Многообразие паразитических червей»

Китайская двуустка Эхинококки

Название паразита Промежу- точный хозяин Оконча- тельный хозяин Пораженны й орган Пути заражения Печеночный сосальщик Бычий цепень Человеческая аскарида Острица Эхинококк.

ПЕЧЕНОЧНЫЙ СОСАЛЬЩИК

Цикл развития печеночного сосальщика Основн ой хозяин Яйцо Личинка первого порядка Прудовик – промежут -очный хозяин Личинк а второго порядка Циста

БЫЧИЙ ЦЕПЕНЬ

Цикл развития бычьего цепня Основной хозяин Яйцо Промежут -очный хозяин Личинка - фина

Чем опасны гельминты ? Паразиты поражают: · сердечно-сосудистую систему, · желудочно-кишечный тракт, · мочеполовую систему, · опорно-двигательную систему, · дыхательную систему, · эндокринную систему, · нервную систему

В организме человека могут стать причиной таких заболевание как: астма анемия аллергия артрит бесплодие боль в мышцах и суставах гепатит гиперактивность у детей головные боли диабет желчекаменная болезнь импотенция иммунные нарушения инсульт ломкие ногти и волосы нервозность проблемная кожа раздражительность и тревожность сахарный диабет СПИД хроническая усталость цирроз рак

Факторы заражения: Зараженная пища (мясо,рыба,икра,сало) Сырая вода из естественных водоемах Плохо промытые овощи,фрукты,зелень Грязные руки

Факторы заражения: Домашние животные Кровососущие насекомые- комары, клещи Купание в открытых пресных водоемах Тропические страны Зараженные люди

Факторы заражения:

Как нельзя себя вести!

Листовка- обращение Дорогие ребята, школьники школы 119! Мы, ученики 7 класса, изучив на уроке тему о паразитических червях, узнали о грозящей с их стороны опасности для человечества. Попав в организм человека эти черви, наносят ему сокрушительный удар: отравляют продуктами своей жизнедеятельности, питаются его клетками, ослабляют иммунитет. Со всей ответственностью предупреждаем вас об этом и предлагаем впредь, чтобы не заразиться паразитами - червями соблюдать следующие правила гигиены: 1.Тщательно мыть овощи и фрукты перед едой. 2.Хорошо проваривать и прожаривать мясо и рыбу. 3.Мыть руки перед едой и после игры с животными (щенками и кошками). 4.Не берите в рот травинки, сорванные на лугу: на них могут быть яйца паразитов. 5. Нельзя есть плохо просоленную или вяленую рыбу. 6. Содержите в чистоте своих домашних питомцев.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – soob_angl.doc это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление проблемное и оценочное В четвертых – это мышление аргументированное В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним) Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми

Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросов Таблица «толстых» и «тонких» вопросов ?? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думает6е…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?

Ромашка Блума П р о с т о й в о п р о с У т о ч н я ю щ и й в о п р о с О ц е н о ч н ы й в о п р о с Т в о р ч е с к и й в о п р о с В о п р о с и н т е р п р е т а ц и я П р а к т и ч е с к и й в о п р о с ?

Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

Кластеры (гроздья)

«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ» Сама ТЕМА - это «ствол дерева» «Листочки» - это ПРОГНОЗ «Веточки» - это АРГУМЕНТЫ, обоснования прогнозов

Инсерт (условные значки) V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) - (исправить неверные предположения ? (побудить дальнейший интерес к теме) Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше

СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.