«Система образовательной интеграции (инклюзии) детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях мегаполиса: опыт, проблемы, перспективы развития»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр развития ребенка.
Advertisements

Вариативные формы инклюзивной практики в ДОО методист Центра дошкольного образования Еремина Татьяна Юрьевна.
Базовая площадка: муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 8 «Светлячок» п. Львовский Подольский район Московской.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 13 г.Нижнеудинск» Создание открытой инклюзивной образовательной.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Ответственный за ИД кандидат педагогических наук, доцент, ст. воспитатель.
Северное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение г.Москвы детский сад комбинированного.
Северное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение г.Москвы детский сад комбинированного.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Квалификационная категория: высшая Образование: психолог Стаж педагогической работы: 8 лет Отличительная черта как педагога – доброжелательность, ответственность.
1 Инклюзивное образование Инклюзивное образование: понятие, принципы, варианты реализации в дошкольных образовательных организациях.
Целью образовательной политики области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование.
Комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях реализации инклюзивного образования.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
З АДАЧИ ПМПК В НОВЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Н.Я.Семаго М ГППУ,
Портфолио педагога-дефектолога Баклановой Татьяны Фёдоровны.
Социализация детей с особыми образовательными потребностями в условиях Лекотеки.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор, заведующий.
Маслова О. И., педагог - психолог БДОУ города Омска « Центр развития ребенка – детский сад 355»
Организованно с года Руководитель структурного подразделения «Служба ранней помощи» Долгалева Ирина Александровна тел
Транксрипт:

«Система образовательной интеграции (инклюзии) детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях мегаполиса: опыт, проблемы, перспективы развития» Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное научное учреждение «Московский институт развития образования»

г. Москва, проспект Вернадского д.48 тел. 8(499) , факс: 8(499)

Закон «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; Письмо Министерства образования и науки РФ «О коррекционном и инклюзивном образовании» «…Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования в РФ» Приоритеты политики Правительства города Москвы в сфере реализации подпрограммы «Дошкольное образование» - повышение качества дошкольного образования для обеспечения равных стартовых возможностей для обучения; - развитие инклюзивного дошкольного образования.

В учреждении функционируют 16 общеобразовательных групп: 4 группы кратковременного пребывания 5 вторых младших групп; 3 средние группы; 2 старшие группы; 2 подготовительные к школе группы; Педагогический коллектив - 50 человек Участники совместного пилотного проекта Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: «от младенчества до школы» Участники проекта «Детский сад будущего» Участники проекта «Детский сад для каждого»

Структурное подразделение Лекотека Группы, реализующие инклюзивную практику

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГБОУ ЦРР – ДЕТСКИЙ САД 272 Цель инклюзивного образования – дать всем воспитанникам возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах общества. Задачи: обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями. Оказание психолого – социальной и педагогической поддержки семей воспитывающих детей с ОВЗ

Как все начиналось

КОНТИНГЕНТ ДЕТЕЙ ПОСЕЩАЮЩИХ ГРУППЫ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ И СП ЛЕКОТЕКА В текущем учебном году группы реализующие инклюзивную практику посещают 13 детей от 2 – 7 лет В настоящее время основную группу СП Лекотека посещают – 15 детей от 1 года до 7 лет., из них 12 детей имеют статус ребенок - инвалид

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГБОУ ЦРР – детский сад 272 Группа инклюзивного сопровождения Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» Детские сады и школы V, VI и VIII вида, а также общеобразовательные школы Учреждения системы здравоохранения Центры психолого-медико- социального сопровождения ГБОУ МЦ ЗОУО ДОгМ Лекотеки ГБОУ ЗАО Детский сад для всех

Условия для организации инклюзивного образования в ГБОУ ЦРР - детский сад детский сад 272

Доступная,безопасная мобильная, вариативная и постоянно обновляющаяся предметно -развивающая среда. Условия для организации совместной детской игры создавая предпосылки развития социальных способностей Воспитательно – образовательная среда. Инклюзивное образовательное пространство основано на представлении вариативных форм обучения для детей с различными стартовыми возможностями Воспитатели групп реализующих инклюзивную практику; Специалисты; Педагоги дополнительного образования. Сотрудничество и партнерство с семьями воспитывающих детей с ОВЗ и нормально развивающимися детьми посещающих и не посещающих наш детский сад Внешнее Сотрудничество с различными организациями; Трансляция опыта; Повышение квалификации; ПМПК Внутреннее: ПМПк; СП Лекотека; Группы реализующие инклюзивную практику

СП «ЛЕКОТЕКА» Лекотека Кабинет педагога -психолога Кабинет учителя - логопеда Кабинет учителя-дефектолога. Совместные: ИЗО студия Музыкальный зал Бассейн Физкультурный и тренажерный зал Группы, инклюзивного образования Помещения: Групповые помещения ИЗО студия Музыкальный зал Бассейн Физкультурный и тренажерный зал КИК Кабинет физиотерапии и массажа, медицинский кабинет.

Создание воспитательно – образовательной среды.

Отношение детей друг другу, в большей степени зависит от отношения взрослых к особенным детям Отношение детей друг другу, в большей степени зависит от отношения взрослых к особенным детям

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГБОУ ЦРР - ДЕТСКИЙ САД 272 Методическое обеспечение Материально - техническое обеспечение Организация социализации и воспитательно – образовательной деятельности в ДОУ Сетевое взаимодействие Внешние социальные связи Сетевое взаимодействие Внешние социальные связи Педагогическая служба Психолого – социальная служба Диагностика Консультации ИОП развития ребенка, ИОМ ребенка в детском саду Диагностика Консультации ИОП развития ребенка, ИОМ ребенка в детском саду СП Лекотека ПМПк Предметно – развивающая среда Руководитель учреждения Группы инклюзивного образования Коррекционная служба Старший воспитатель Руководитель СП Лекотека Методист куратор инклюзивного образования ДОУ Административный блок Родители (законные представители) Родители (законные представители) Совет педагогов Систематическое повышение педагогического мастерства Совет трудового коллектива Цель: социализация детей с ОВЗ Формы работы с детьми: Групповая, подгрупповая, индивидуальная, Сотрудничество с родителями: консультативная, совместное участие в разработке ИОП и ИОМ, организация праздников, досугов, развлечений. Цель: социализация детей с ОВЗ Формы работы с детьми: Групповая, подгрупповая, индивидуальная, Сотрудничество с родителями: консультативная, совместное участие в разработке ИОП и ИОМ, организация праздников, досугов, развлечений. Творческие группы Председатель ПМПк Специалисты Воспитатели инклюзивных групп Специалисты ЦПМСС Председатель ПМПк Специалисты Воспитатели инклюзивных групп Специалисты ЦПМСС Условия Медицинский блок

Гостевые визиты в группы детского сада Подгрупповые игровые сеансы Индивидуальные игровые сеансы Пролонгирование детей ранее посещавших СП Лекотека По результатам диагностики и решение ПМПК и ПМПк возможен перевод ребенка в инклюзивную группу Совместные мероприятия (утренники, досуги, развлечения)

ФункционалКонсилиум ЗадачиРазработка индивидуальной программы междисциплинарного сопровождения ребенка Форма организацииИндивидуальное обследование, проводимое каждым специалистом по специализированным методикам СоставНе ограничен Время обследованияНе ограничено Форма обсуждения результатов, выработки заключений Коллегиально с участием всех специалистов Формулировка заключения Подробное, включающее заключение всех специалистов, рекомендации индивидуально помощи ребенку, организация междисциплинарного сопровождения.

Модель образовательного маршрута Коррекционно-образовательный процесс Группа инклюзивного сопровождения Обсуждение на ПМПк результатов обследования и составление ИОП Первичный прием в СП Лекотека детского сада Диагностические игровые сеансы 1. Ориентировочный (первичный прием). 2. Углубленная диагностика (диагностические занятия) 3. Динамическая диагностика. (Начало, середина, конец учебного года). 4. Итоговая диагностика. (При переходе на другую ступень) Консультации специалистов ГКП «Особый ребенок» СП Лекотека Пролонгированная группа инклюзивного сопровождения (для воспитанников ДОУ с особыми образовательными потребностями, но не имеющими статус ребенок – инвалид) 3 этап «этап полного включения» 2 этап «этап частичного включения». Составляется индивидуальный график посещения группы, до момента устойчивой адаптации ребенка в группе. 1 этап «подготовительный» На этом этапе проводится комплексное психолого – педагогическая обследование

Необходимо создать условия для партнерских отношений с семьей 1. Возможность участия в воспитательно - образовательном процессе: Беседа и консультации с воспитателями и специалистами Участие в режимных моментах группы (питание, прогулка, наблюдение за образовательным процессом) Посещение занятий Участие в игровой деятельности детей. Обсуждение содержания ИОП 2. Формы взаимодействия с семьей: Консультации, родительские собрания, совместные мероприятия для родителей и детей, наглядные материалы, интерактивное общение специалистов и родителей и т.д. 3. Циклограмма планового взаимодействия с семьей. 4. Разработка индивидуальной образовательной программы,которая утверждается и подписывается Учреждением и родителями (законными представителями) Родители самостоятельно формулируют свой запрос специалисту, исходя из семейной ситуации Родители самостоятельно формулируют свой запрос специалисту, исходя из семейной ситуации

Взаимодействие с родителями в инклюзивной группе и СП «Лекотека»

Родители получают новый опыт общения с ребенком, дети с ОВЗ следуя за своими сверстниками учатся у них, а те, в свою очередь, приобретают уникальный опыт, позволяющий стереть границы в общении на всю жизнь У ребенка развиваются навыки самообслуживания Ребенок пользуется полученными навыками, умениями для осуществления различных видов деятельности Ребенок способен самостоятельно действовать в повседневной жизни и взаимодействовать со взрослым и детьми Ребенок может управлять своим поведением и может планировать свои действия

Педагогическая команда

Заведующий ГБОУ ЦРР - детский сад 272 Мельникова Анна Витальевна Старший воспитатель Багаутдинова Дания Харисовна Руководитель структурного подразделения Лекотека Азизова Джавгарат Бадрузамановна Воспитатели и педагоги групп, реализующих инклюзивную практику Координатор инклюзивного образования Найяр Оксана Геннадьевна

Социальный педагог Степанова Ирина Юрьевна Учитель –дефектолог Додонова Ольга Владимировна Педагог психолог Пшеченко Оксана Владимировна Учитель – логопед Пономарева Ирина Станиславовна Инструктор по плаванию Шеляшкова Татьяна Борисовна Педагог доп. образования Николаева Наталья Юрьевна

Сетевое взаимодействие Участвует в районных, окружных городских мероприятиях, международных конференциях. Проводит семинары– практикумы для студентов. Систематически повышает профессиональную подготовку в МИОО, МГППУ, МПГУ. Коллектив инклюзивного образования участвует в работе секции «Педагоги вариативных форм дошкольного образования» Ассоциации педагогов дошкольного образования города Москвы Сотрудничает с ЦПМСС Западного округа, с городским ресурсным центром «Детский сад для всех», Лекотека САО, Благотворительным фондом «Даунсайд Ап», МГПУ и колледжем МГПИ Публикации в сборнике III Международной научно- практической конференции Трансляция опыта своей работы на телевидении ЗАО, телеканал «Доверие» ГБОУ ЦРР - детский сад 272

Занятие в группе, реализующей инклюзивную практику - «Что такое воздух?» Гостевой визит детей из СП Лекотека в ГКП Семинар – практикум по теме «Разработка и реализация образовательного маршрута ребенка с особыми образовательными потребностями».

Участие в Городских круглых столах Международная конференция дефектологов Участие в Окружных семинарах II международная научно-практическая конференция "Инклюзивное образование»

Значимым ресурсом для успешной реализации инклюзивной практики в дошкольной организации является: едагогическая команда Наличие вариативных форм дошкольного образования (Лекотека, СРП, ГКП) Учет критериев развития и возможностей ребенка необходимых для включения в группу ДОУ Толерантность всех участников образовательного процесса

Актуальные проблемы в реализации инклюзивной практики в ДОУ: Специальное медицинское сопровождение детей с ОВЗ Дополнительное обучении педагогов и создании собой предметно – развивающей среды. Увеличении количества специалистов для работы в инклюзивных группах, а так же включение лиц для сопровождения детей имеющих такую потребность. Адаптированные образовательные программы Инструментарий оценки качества Обеспечение преемственности инклюзивной практики при реорганизации

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр развития ребенка – детский сад г. Москва, проспект Вернадского д.48 тел. 8(499) , факс: 8(499)