Помогая другим помогаю себе Комплексная социально-психологическая программа профилактической работы школы по предупреждению алкогольной и никотиновой зависимости.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА.
Advertisements

Проблемы ОУ, связанные с заботой о здоровье детей 1. Учебные нагрузки учащихся 2. «Школьные стрессы» 3. Распространение среди учащихся вредных привычек.
«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы»
План работы семинара регистрация участников семинара анкетирование «Что мы знаем о ПАВ?» (Шадрова Е.К.) представление.
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
М ИНИСТЕРСТВО ЗДОРОВЬЕ И СПОРТ. Программа министерства «Здоровье и спорт» – это комплексная система воспитания школьника (здорового физически, всесторонне.
Выполнила работу Бокова Наталия Николаевна. Учитель начальных классов МОУ СОШ 10 Г. Люберцы, Московская область.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Серпуховского района общеобразовательная «Дашковская средняя школа»
«Организация здоровьесберегающей деятельности воспитателей школы-интерната » Гасишвили И. Н. старший воспитатель первой квалификационной категории.
Воспитательная программа «Будь здоров!» для учащихся 1-4 классов. Критинина Е.А. -классный руководитель1в класса. Муниципальное общеобразовательное учреждение.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Автор: доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО к. б.н. Козловская.
В работе с подростками и учащейся молодёжью … Тяжелыми надо считать не те затраты, которые мы делаем на свое спасение, но бедствия, которые постигнут нас.
Создание благоприятных условий для совершенствования процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизни, формирование физической культуры.
План: 1. Концепция здоровьесберегающего воспитания и обучения. 2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных.
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 3 г. Бикина Здоровьесбережение – важное направление в работе школы.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Цели проекта: - поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы; - создание наиболее благоприятных условий для формирования.
* Цель: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленных на формирование активной жизненной.
Школа « Айболита». Актуализация За последнее десятилетие работы в школе я столкнулась с необходимостью обеспечивать не только обучение подрастающего поколения,
Компенсация педагогических и психологических рисков адаптационного периода в рамках профилактической работы.
Транксрипт:

Помогая другим помогаю себе Комплексная социально-психологическая программа профилактической работы школы по предупреждению алкогольной и никотиновой зависимости Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии Верх-Ирменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида. Авторы :педагог-психолог Беглякова М.В. Социальный педагог Журавлева С.В.

Структура программы. Структура программы. Основание для разработки. Основание для разработки. Обоснование выбора проблематики. Обоснование выбора проблематики. Концептуальные основы программы. Цели и задачи. Концептуальные основы программы. Цели и задачи. Ожидаемые результаты реализации. Ожидаемые результаты реализации. Основные положения содержания и направления профилактической деятельности. Основные положения содержания и направления профилактической деятельности. Критерии оценки эффективности программы. Критерии оценки эффективности программы. Методики, положенные в основу данной программы. Методики, положенные в основу данной программы.

Основание для разработки. В соответствии с Федеральным законом В соответствии с Федеральным законом о наркотических средствах и психтропных веществах от А также ст 228, 230,231,232,233 УК РФ; ст6.8, 6.9, 6.10,6.11,20, КОАП РФ.

Цели программы: Цели программы: 1.Создание условий для формирования и развития социально- адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни; 2.Формирование у учащихся представлений о вредности употребления алкоголя. 3.Пропаганда здорового жизненного стиля; 4. Формирование сознательного отношения к своему физическому здоровью на основе успешного становления личности, потребности быть принятым и понятым в обществе.

Задачи программы: - предупредить возникновение у подростков установки на желание попробовать спиртные напитки. - предупредить возникновение у подростков установки на желание попробовать спиртные напитки. - обеспечить эффективность занятий в системе дополнительного образования детей с девиантным поведением - обеспечить эффективность занятий в системе дополнительного образования детей с девиантным поведением - разработать комплекс бесед по профилактике здорового образа жизни для работы на воспитательских часах. - разработать комплекс бесед по профилактике здорового образа жизни для работы на воспитательских часах. - совершенствовать методы совместной работы школы с органами системы профилактики правонарушений; - совершенствовать методы совместной работы школы с органами системы профилактики правонарушений; - направить работу школьной социопсихологической службы на коррекцию и возможное нивелирование негативных личностных качеств. - направить работу школьной социопсихологической службы на коррекцию и возможное нивелирование негативных личностных качеств. - стимулировать работу Совета по профилактике в целях предупреждения безнадзорности и правонарушений обучающихся. - стимулировать работу Совета по профилактике в целях предупреждения безнадзорности и правонарушений обучающихся.

Содержание программы отвечает следующим принципам: Дифференциация Увлекательность Персонификация Пропорциональность Системность

Ожидаемые результаты : недопущение появления в школе детей, употребляющих спиртные напитки и сигареты. недопущение появления в школе детей, употребляющих спиртные напитки и сигареты. укрепление общего соматического, психического здоровья детей и подростков; укрепление общего соматического, психического здоровья детей и подростков; обеспечение оптимального взаимодействия всех заинтересованных лиц в решении проблемы профилактики как приоритетной в воспитании современных детей и подростков; обеспечение оптимального взаимодействия всех заинтересованных лиц в решении проблемы профилактики как приоритетной в воспитании современных детей и подростков; повышение уровня воспитанности и правового воспитания учащихся; повышение уровня воспитанности и правового воспитания учащихся; поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в образовательном учреждении; поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в образовательном учреждении; проявление навыков ЗОЖ в повседневной практической деятельности учащихся. проявление навыков ЗОЖ в повседневной практической деятельности учащихся.

Профилактическая работа Информационный блок Оценочный блок Поведенческий блок

Функциональные обязанности участиников программы: Уроки СБО, Биологии, воспитательские часы Педагоги соревнования по профилактике курения в школе, пресс- конференции и круглые столы, рейды по выявлению злостных курильщиков. Республиканский совет Формирование навыков саморегуляции, коррекция поведенческих навыков Психолог Помощь в формировании адаптивного поведения личности. Соц.педагог Создание условий для реализации программы в ОУ Администрация Каким образом? Кто?

Реализация программы: Включение специальных сведений в содержание традиционных курсов. Привлечение учащихся школы к занятиям в спортивных секциях школы. Привлечение учащихся школы к занятиям в спортивных секциях школы. Организация соревнований, агитбригад, конкурсов рисунков, проведение месячника правовых знаний, недели психологии, ролевых игр. Оформление информационных стендов «Наркомания-знак беды», « Курить- здоровью вредить» Оформление информационных стендов «Наркомания-знак беды», « Курить- здоровью вредить» Реализация в младших классах курса занятий санитарно - просветительского и физкультурно-оздоровительного цикла

Работа социально- психологической службы: помощь детям, испытывающим трудности социальной адаптации, - развитие у них коммуникативных навыков, приемов противостояния негативному социальному давлению. Основные формы работы Психологическая Диагностика Консультирование учащихся Релаксационные занятия

Этапы психопрофилактической работы 1 этап. «Азбука здоровья», 1 этап. «Азбука здоровья», « Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе» 1-4 класс: 2 этап. « Я+ТЫ = МЫ » 5-6 класс: 2 этап. « Я+ТЫ = МЫ » 5-6 класс: 3 этап. «Твой выбор» 7-8 классы: 3 этап. «Твой выбор» 7-8 классы: 4 этап. «Я уже взрослый» 9-11 класс: 4 этап. «Я уже взрослый» 9-11 класс:

«Азбука здоровья», « Социально- психологическая адаптация ребенка в обществе» 1-4 класс: психологический настрой детей на познание самого себя. психологический настрой детей на познание самого себя. - Формирование у воспитанников интереса к формированию образа «Я». Формирование представлений о необходимости бережного отношения к органам чувств. - Формирование у воспитанников интереса к формированию образа «Я». Формирование представлений о необходимости бережного отношения к органам чувств.

« Я+ТЫ = МЫ » 5-6 класс: - формирование базовых навыков общения; - формирование базовых навыков общения; - формирование умения сказать «нет»; - формирование умения сказать «нет»; - формирование знаний и представлений учащихся о вреде табакокурения и алкоголизма. - формирование знаний и представлений учащихся о вреде табакокурения и алкоголизма.

«Я уже взрослый» 9-11 класс: развитие критического мышления и навыков ведения дискуссии; развитие критического мышления и навыков ведения дискуссии; развитие самосознание и положительного отношения к себе; развитие самосознание и положительного отношения к себе; формирование знаний и представлений о распространении СПИДа. формирование знаний и представлений о распространении СПИДа.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ: З а д а ч и: З а д а ч и: осознание воспитателями важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению употребления спиртных напитков и табакокурения осознание воспитателями важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению употребления спиртных напитков и табакокурения освоение основных принципов организации профилактики освоение основных принципов организации профилактики Формы работы: Формы работы: - лекторий; - лекторий; - индивидуальные консультации; - индивидуальные консультации; - привлечение педагогов к участию в психолого- педагогических программах - привлечение педагогов к участию в психолого- педагогических программах - участие в работе Совета по профилактике. - участие в работе Совета по профилактике.

17 Практические занятия социально- психологической службы с воспитателями коррекционной школы-интерната. цель занятий- обучение мерам первичной профилактики употребления алкоголя, наркотиков, курения детьми и подростками.

18 Программа занятий Программа занятий Воспитатели 1-4 классов Воспитатели 1-4 классов 1. Психологические особенности агрессивного поведения младших школьников и условия его коррекции. 1. Психологические особенности агрессивного поведения младших школьников и условия его коррекции. 2. Работа с детьми склонными к обману и воровству. 2. Работа с детьми склонными к обману и воровству. 3. Формирование навыков самоконтроля. 3. Формирование навыков самоконтроля. 4. Учимся договариваться ( рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций). 4. Учимся договариваться ( рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций). Воспитатели 5-10 классов Воспитатели 5-10 классов Пубертатный период, его психофизиологические особенности и условия его коррекции. Пубертатный период, его психофизиологические особенности и условия его коррекции. Табак, алкоголь, наркотики и их влияние на организм подростка. Табак, алкоголь, наркотики и их влияние на организм подростка. Применение психосберегающих технологий в процессе обучения и воспитания. Применение психосберегающих технологий в процессе обучения и воспитания. Как бороться со стрессом и скукой в классном коллективе. Как бороться со стрессом и скукой в классном коллективе.

Привлечение специалистов к проблеме профилактики употребления спиртных напитков и табакокурения Консультации учащихся у врача-нарколога. Консультации учащихся у врача-нарколога. Профилактическая работа совместно с инспекцией по делам несовершеннолетн их Профилактическая работа совместно с инспекцией по делам несовершеннолетн их

20 Критерии оценки эффективности программы. Г л а в н ы й к р и т е р и й Г л а в н ы й к р и т е р и й развитие личности ребенка, сформированность у него стойкого нравственного иммунитета к негативным факторам жизни.

21 Это определяется: - фондом знаний о вреде алкоголя и табака; - фондом знаний о вреде алкоголя и табака; - высоким развитием личных качеств учащихся; - высоким развитием личных качеств учащихся; - умением принимать решения в разных условиях; - умением принимать решения в разных условиях; - быть физически и психически здоровым. - быть физически и психически здоровым.

22 П Р И Л О Ж Е Н И Я

23 Т е м а з а н я т и я Т е м а з а н я т и яКол. часо в Занятие 1. «Знакомство. Правила групповой работы». 1 Занятие 2. «Вредные привычки». 1 Занятие 3. «Учимся понимать друг друга». 1 Занятие 4. «Ты и твои друзья». 1 Занятие 5. «Советы доктора Айболита» 1 Занятие 6.«Что делает человек, когда ему плохо и хорошо». 1 Занятие 7. «Курение и его последствия». 1 Занятие 8. «Действие алкоголя на человека». 1 Занятие 9. «Скажи уверенное «Нет!». 1 Занятие 10. «Моя безопасность». 1 Занятие 11. «Учимся быть успешными». 1 Занятие 12. «Правильное питание залог здоровья» Программа первичной профилактики употребления алкоголя и табакокурения.

24 Т е м а з а н я т и я Т е м а з а н я т и ячасы Занятие 1.« Узнай меня поближе». 1 Занятие 2. «Доверие». 1 Занятие 3. «Способы и виды общения». 1 Занятие 4 «Прогноз моего состояния». 1 Занятие 5 «Я глазами других». Занятие 6. «Методы укрепления здоровья. Приёмы самооценки и самокоррекции». 1 Занятие 7. «Употребление табака: психологические и физиологические аспекты и последствия табакокурения». 1 Занятие 8. «Психологические и физиологические аспекты и последствия алкоголя». 1 Занятие 9. «Я умею радоваться». 1 Занятие 10. «Успешный человек. Условия гармоничного развития» Программа работы со старшими школьниками

25 Т е м а з а н я т и я Т е м а з а н я т и ячасы Занятие 1. «Знакомство. Правила групповой работы». 1 Занятие 2. «Умеем ли мы слушать?» 1 Занятие 3. «Почему мы конфликтуем?» 1 Занятие 4. «Как вести себя в конфликте?» 1 Занятие 5. «Что я ищу в дружбе?» 1 Занятие 6.«Как воздействует табак на организм человека?» 1 Занятие 7. «Как воздействует алкоголь на организм человека?» 1 Занятие 8. «Что мы знаем о психологическом здоровье?» 1 Занятие 9.«Как быть уверенным в себе?» 1 Занятие 10. «Умеем ли мы уважать себя?» Программа работы с подростками.

Программа работы со старшеклассниками. Т е м а з а н я т и я Т е м а з а н я т и ячасы Занятие 1. «Знакомство». 1 Занятие 2,3. «Группа и правила поведения в ней». 1 Занятие 4.« Взаимодействие с другими людьми». 1 Занятие 5. «Способы общения: вербальное и невербальное». 1 Занятие 6. «Слушание как коммуникативное качество личности». 1 Занятие 7. «Эмоции». 1 Занятие 8. «Роль удовольствия для человека». 1 Занятие 9. «Любовь как человеческая ценность». 1 Занятие 10. «Дружба как человеческая ценность». 1 Занятие 11. «Последствия употребления алкоголя, табака, наркотиков». 1 Занятие 12.«Успех и его составляющие». 1

27 Приложение 2 Учебно-воспитательная программа профилактических бесед по профилактике употребления алкоголя и табакокурения.

28 Класс Тема беседы Цель беседы Ответственн ые 1 класс 1. «Режим дня и Я – мы друзья». 2. «Мойдодыр в гостях у школьников» Формирование санитарно- гигиенических навыков. Развитие ответственности за своё здоровье. Воспитате ль группы. 2 класс 1. «Здоровье – всему голова». 2. Советы доктора Айболита» Развитие привычки к здоровому образу жизни. Воспитате ль группы. 3 класс 1. «Движение основа жизни». 2. «Моя безопасность – в моих руках» Пропаганда здорового образа жизни. Укрепление здоровья детей через занятия физкультурой и спортом. Воспитате ль группы. 4 класс 1. «Правильное питание – залог здоровья» 2. «Вредные привычки» Формировать представление о значимости правильного питания на растущий организм. Формировать представление о значимости правильного питания на растущий организм. Формирование профилактических умений по охране здоровья и здорового образа жизни. Формирование профилактических умений по охране здоровья и здорового образа жизни. Воспитате ль группы.

29 5 клас с 1. «Умение оценить самого себя» 2. Экология и курение в наше время» 3. «Пассивное курение» Воспитание привычки к здоровому образу жизни. Воспитание привычки к здоровому образу жизни. Тренировка силы воли, физическое совершенствование организма. Воспитате ль группы. 6 клас с 1.Алкоголь. «Мифы о «пользе» алкоголя». 2. «Курение и здоровье» 3. « Наркотики и будущее потомство» Воспитывать практические навыки и приемы, направленные на сохранение здоровья в повседневной жизни. Воспитате ль группы. 7 клас с 1. « Учусь понимать людей и оценивать самого себя» 2.Наркотики и последствия их употребления» 3. «Сопротивление давлению социального окружения» Развитие важности организованной жизни и деятельности человека как одного из основных факторов здоровья. Воспитате ль группы. 8 клас с 1. «Профилактика вредных привычек» 2. «Жизненные ценности» 3. «Личность. Качества личности» Формирование адекватной самооценки. Развитие алгоритма решения житейских проблем. Воспитате ль группы.

30 9 класс 1. «Формы правовой ответственности». 2. «Алкогольная зависимость и здоровье» 3. «Употребление наркотиков и тяжёлые расстройства психики» Формирование правовой культуры. Воспитывать практические навыки и приемы, направленные на сохранение здоровья в повседневной жизни. Воспитател ь группы. 10 класс 1. «Последствия, возникающие при употреблении ПАВ». 2. «Способы избавления никотиновой зависимости» 3. « Правовая ответственность» Воспитание правовой культуры. Формирование профилактических умений по охране здоровья и здорового образа жизни. Воспитател ь группы.

31 Приложение 3 Учебная программа профилактики употребления спиртных напитков и табакокурения в школе (по предметам).

32 БИОЛОГИЯ 9 класс Тема урока Тема урока Содержание профилактической информации Место и роль человека в природе. Место и роль человека в природе. Связь физиологических и психологических функций. Особенности высшей нервной деятельности, речь и мышление, эмоции и память! Особенности высшей нервной деятельности, речь и мышление, эмоции и память! Нарушения высшей нервной деятельности вследствие курения и употребления алкоголя, наркотиков. Обобщающий урок. Роль нервной и гуморальной регуляции в обеспечении взаимосвязи органов и систем органов. Обобщающий урок. Роль нервной и гуморальной регуляции в обеспечении взаимосвязи органов и систем органов. Значение здорового образа жизни. Самовоспитание. Иммунитет. СПИД. Наркотики как причина СПИДа. Обобщающий урок. Взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем. Изменения в функционировании кровеносной и дыхательной систем вследствие употребления алкоголя и курения.

33 Гигиена пищеварения. Гигиена пищеварения. Влияние алкоголя на органы пищеварения. Система органов размножения. Оплодотворение внутриутробное развитие. Система органов размножения. Оплодотворение внутриутробное развитие. Патология развития как следствие алкоголизма и наркомании. Курение. Закаливание организма. Закаливание организма. Необходимость и способы закаливания организма, система в закаливании. Значение закаливания организма для профилактики заболеваний человека. Питание и здоровье человека. Питание и здоровье человека. Режим питания. Полноценность и качество питательных продуктов. Роль режима труда и отдыха в сохранении здоровья человека. Роль режима труда и отдыха в сохранении здоровья человека. Особенность умственного и физического труда. Необходимость чередования разных видов труда. Особенность работы с компьютером. Содержательный отдых. Обобщающий урок. Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье. Здоровый образ жизни как физическое и психическое здоровье.

34 Класс, Наименовани е Наименовани е раздела и темы занятий занятий Содержание антинаркотической Содержание антинаркотической информации информации 10 класс 10 класс «Семья и здоровое потомство». «Семья и здоровое потомство». Начальные сведения о вредных привычках (курение, употребление алкоголя, наркотиков) и их влияние на здоровье человека. Вред пассивного курения. «Охрана материнства и детства». «Охрана материнства и детства». Влияние алкоголя на организм ребенка. Влияние алкоголя на организм ребенка. Ответственность родителей злоупотребляющих алкоголем.

35 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Диагностика Консультации психолога Консультации Соц.педагога Социально- психологические тренинги

36 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!