Проектная деятельность как средство формирования метапредметных учебных действий. «Проект есть всякое действие, совершаемого от всего сердца и с определённой целью». Кагаров Е. Г.
«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся»
Проектная деятельность создает предпосылки и условия для достижения метапредметных результатов – определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера; – определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера; – работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; – работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; – понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. – понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности – направленность на достижение конкретных целей; – направленность на достижение конкретных целей; – координированное выполнение взаимосвязанных действий; – координированное выполнение взаимосвязанных действий; – ограниченная протяжённость во времени с определённым – ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом; началом и концом; в определённой степени неповторимость и уникальность. в определённой степени неповторимость и уникальность.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется: - возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива; - возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива; - содержанием в нём новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта; - содержанием в нём новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта; -навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом; -навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом; - заинтересованностью ученика в работе. - заинтересованностью ученика в работе.
Основные этапы: Целеполагание Целеполагание Разработка проекта Разработка проекта Выполнение проекта. Выполнение проекта. Подведение итогов. Подведение итогов.
развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека. развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека. создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде. создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде. - «Ребёнок у компьютера: польза или вред для здоровья» - «Польза овощей для сохранения здоровья» - «Лекарственные растения нашего края» - «Закаливание и оздоровление организма человека» - «Умеем ли мы правильно питаться» - «Бесценный дар - зрение» Внеклассная деятельность Современные педагогические технологии метод проектов:
Польза овощей для сохранения здоровья
Пять признаков здорового и закаленного человека Очень редко болеет. Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы. Имеет хороший сон. Если заболел, то быстро поправляется. Имеет бодрый вид и хорошее настроение.
Советы доктора Айболита При простуде: чай с малиной 2. От насморка: свекольный сок 3. При кашле: настой редьки на меду 4. От головной боли: капустный лист 5. Не заболеть гриппом: лук и чеснок.
Проект на тему: Ребенок у компьютера: польза или вред здоровью? Компьютеризация нашей жизни давно стала привычной и принесла с собой наряду с пользой и немало проблем для здоровья.
. На научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» На научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» по исследовательскому проекту Якимова Полина, заняла 2 место. по исследовательскому проекту Якимова Полина, заняла 2 место. «У того картошка не родится, кто пахать ленится». Исследовательские методы обучения Тема: «Как вырастить здоровый урожай картофеля в условиях Западно-Сибирского региона(в г. Нефтеюганске), Тема: «Как вырастить здоровый урожай картофеля в условиях Западно-Сибирского региона (в г. Нефтеюганске), приравниваемого к районам Крайнего севера».
Вот она какая – наша картошечка!
Проект по теме «Природные зоны» Цель проекта: изучение материала о природных зонах России. Темы: зона арктических пустынь; зона арктических пустынь; зона тундры; зона тундры; зона лесов; зона лесов; зона степей; зона степей; зона пустынь. зона пустынь.
Основные этапы Первый этап организационный момент. организационный момент. Второй этап работа в группах. работа в группах. Третий этап Третий этап выступление представителей каждой группы перед классом с презентацией; выступление представителей каждой группы перед классом с презентацией; заполнение обобщающей таблицы с характеристиками природных зон; заполнение обобщающей таблицы с характеристиками природных зон; общеклассное обсуждение результатов; общеклассное обсуждение результатов; выполнение итогового теста; выполнение итогового теста; оценка и рефлексия (что я в следующий раз сделаю иначе) оценка и рефлексия (что я в следующий раз сделаю иначе)
План сообщения по теме «Природная зона» 1. Название. Где находится. Уметь показать на карте. 2. Условия неживой природы: климат, примерные температуры зимой и летом, длительность времен года, количество осадков и т.п. Как выглядит типичная картина поверхности данной природной зоны /показать по атласу/. 3. Растительный мир природной зоны. Привести примеры представителей растительного мира (травы, кустарники, деревья по 3-4 примера). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Иметь гербарии или иллюстрации/. 4. Животный мир природной зоны. Привести примеры представителей животного мира (по 1-2 примера представителей разных классов). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Иметь иллюстрации/. 5. Взаимосвязи животного и растительного мира в данной природной зоне. Привести примеры 2-3 пищевых цепей. /иметь иллюстрации/ 6. Особенности жизнедеятельности человека в данной природной зоне. 7. Экологические проблемы. Меры по охране природы.
Порядок действий 1. Найти материал по данной природной зоне в учебнике и дополнительной литературе. 2. Изучить материал и заполнить /карандашом/ таблицу в тетради. 3. Распределить обязанности в группе и записать в таблицу. 4. Отобрать необходимый материал для докладов. 5. Подготовить необходимые иллюстрации, образцы из гербария. 7. Подготовить рассказ группы о природной зоне, сопровождаемый иллюстрациями. Время рассказа – не более 15 минут.
Подведём итоги Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, а что неожиданно трудно? Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект? Прошу оценить мою работу. В чём я с ними согласен, а в чём – нет?
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Г.Э. Лессинг