Педагог – психолог Шатровского Дома детства и юношества Коркина Клавдия Евстратьевна 2013 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родительское собрание "Агрессия, ее причины и последствия"
Advertisements

ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИВНОСТЬ Психологическая коррекция.
«Маленький агрессор». АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ 1. Ухудшением социальных условий жизни детей; 2. Кризисом семейного воспитания; (чрезмерно предупредительные.
Агрессия в дошкольном возрасте Педагог-психолог МКДОУ 42 Григорьева Анна Владимировна.
Родительское собрание «Детская агрессия, ее причины и последствия»
Агрессивность мальчиков и девочек Бочарова Ольга Николаевна, педагог-психолог МОУ «Гимназия 5» 23 ноября 2011 г. Семинар-практикум «Основы гендерной психологии.
«Методы снятия нервного напряжения» Педагог - психолог МБОУ СОШ 12 Федосовой О. И.
Особенности детской и подростковой агрессивности.
ШПМ «Приемы снятия психологического напряжения». Рабочий лист 1 СТРЕСС КАК ПРИЧИНА ЗАБОЛЕВАНИЙ Стресс – это целесообразная приспособительная реакция,
Семинар «Методы снятия нервного напряжения» Педагог - психолог Дмитренко Н. Н. МБОУ ДОД ЦДТ « Содружество »
Агрессия – это целенаправленное поведение индивида (группы индивидов), причиняющее психологический, физический либо материальный вред другому человеку,
Профилактика агрессивного поведения младших школьников.
ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ УЧЕНИКОВ Принято считать, что подростковая агрессия значительно превосходит агрессию взрослых. Чаще всего это объясняют.
Общаться с ребёнком. Как? Подготовила педагог-психолог Дроздова А.В.
Общаться с ребенком: как? Правила общения с подростками Подготовила педагог-психолог МОУ «Углянская СОШ» Гладнева Ю.В.
АГРЕССИВНОСТЬ как отклонение как отклонение в поведении ребенка в поведении ребенка.
Профилактика тревожности и агрессивности у детей.
Агрессия у детей. активные, деятельные целеустремленные решительные общительные склонные к риску и авантюризму малая рассудительность и сдержанность недостаточный.
«АГРЕССИЯ В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ». В настоящее время педагоги очень часто сталкиваются с агрессией и конфликтными ситуациями в образовательном учреждении,
Факторы, понижающие уровень риска и обеспечивающие безопасность ребенка: профилактика жестокого обращения с детьми: как работать с агрессивными детьми.
Транксрипт:

Педагог – психолог Шатровского Дома детства и юношества Коркина Клавдия Евстратьевна 2013 год

«То, что начато в гневе, кончается в стыде». (Л.Н.Толстой)

ad-gressere «идти к…», В Англии «агрессивным» называют ещё и человека энергичного. Агрессия выражается не только в злости, но и в энергии. Перенаправлять энергию и ослаблять агрессивное напряжение можно: занимаясь спортом играя с любимыми домашними животными напевая песни или танцуя выговариваясь с другом совершая пробежки, далёкие прогулки

Формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность враждебная деструктивность. ДЕСТРУКТИВНОСТЬ – разрушение, исходящее от человека и направленное вовне, на внешние объекты или во внутрь, на самого себя спортсмен, добивающийся победы. школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; стоматолог, удаляющий больной зуб мужчина, специально нецензурно бранящий жену. младенец, громко требующий от матери, чтобы она покормила его самоубийство

4 категории подростков, проявляющих агрессивность склонные к проявлению физической агрессии склонные к проявлению негативизма склонные к проявлению косвенной агрессии склонные к проявлению вербальной агрессии

. Классификация видов агрессии Разделение по форме проявлений ВербальнаяЭкспрессивнаяФизическая Разделение по направленности на объект Гетероагрессия -Аутоагрессия - Разделение по причине появления Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.). Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях). Разделение по целенаправленности Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения результата: Целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: Разделение по открытости проявлений Прямая агрессия -Косвенная агрессия

- стремление привлечь к себе внимание сверстников; - стремление получить желанный результат; - стремление быть главным; - защита и месть; - желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство Основные причины проявления детской агрессивности

Агрессивное поведение провоцирует: - недостаточное развитие интеллекта; - сниженный уровень саморегуляции; - неразвитость игровой деятельности; - сниженную самооценку; - нарушения в отношениях со сверстниками.

Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков 1. Эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности. 2. Органические поражения головного мозга – травмы,, менингиты и т. п. 3. Отношение взрослых - школы и, главное, родителей. Развитию подростковой агрессии родители способствуют двумя основными способами: - Гиперопека - Эмоциональное отвержение

: Порочный круг Агрессивное поведение Усиление контроля со стороны взрослых Усиление враждебности и конфликтности подростка Ослабление самоконтроля

Особенности агрессии подростков:. Жертвами агрессии становятся близкие люди - родные, друзья и пр. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека. Далеко не все агрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей. Агрессия часто возникает без реального повода

Формирование детской агрессивности В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. Чрезмерно предупредительные родители. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты. Родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно. Ребенок замкнутый, очень тревожный, безынициативный, готовый подчиняться всем и каждому.

Всех агрессивных ребят объединяет одно общее свойство - неспособность понимать других людей. Оно не зависит ни от самооценки, ни от реального положения ребенка в группе. В его основе, по-видимому, лежит особая структура самосознания ребенка: он фиксирован только на себе и изолирован от других. В окружающих людях такой ребенок видит только их отношение к себе - другие выступают для него как обстоятельства жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести вред. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяют ребенку увидеть других, пережить чувство связи и общности с ними. Поэтому для него так трудны сочувствие, сопереживание или содействие. Такое "волчье" мировосприятие создает ощущение острого одиночества во враждебном и угрожающем окружении, и это порождает все большее противостояние и изолированность от остального мира. Степень восприятия враждебности может быть различной, однако ее психологическая природа остается той же: - внутренняя изоляция; - приписывание враждебных намерений окружающим; - невозможность видеть мир другого человека.

Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами - проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт - следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством; - прятать и подавлять, становиться послушным пай-мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо психосоматического заболевания Интересно, что если в семье двое детей, особенно подростков одного пола, то один из них (чаще старший) идет по первому пути, другой - по второму.

Развитию подростковой агрессии способствуют родители: Отцы чаще отвергают своих детей, особенно сыновей. Эти папаши страдают повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и большими переживаниями по поводу своей маскулинности и сексуальных возможностей. Матери провоцируют развитие агрессивности подростков реже. Обычно это происходит, когда они либо считают, что дети выросли и должны решать свои проблемы самостоятельно, либо когда "переживают вторую молодость" и занимаются устройством своих личных дел. Ужесточение контроля. Родители (чаще мамы и бабушки), напуганные сообщениями о росте подростковой преступности, наркомании, разврате и пр., стремятся контролировать каждый шаг своего ребенка. Особенно достается при этом девочкам. Нормальные юноши и девушки, которым не дают превратиться в самостоятельную личность, превращаются в бунтарей. А поскольку ума и опыта для конструктивного бунта недостаточно, то молодые люди совершают асоциальные или вообще абсурдные поступки, алкоголизируются, наркотизируются и вообще творят именно то, чего так боятся заботливые мамы и бабушки. Кстати, интересно, что наказывают агрессивных подростков чаще матери, чем отцы.

Какие дети вырастают агрессивными наиболее часто ? Мальчики: А. "Кумиры семьи", выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки, тетушки, кузины и пр.). Примером может служить М. Ю. Лермонтов, который воспитывался бабушкой и ее окружением, большая часть которого была представлена женским полом. Мальчик вырос великим поэтом, но при этом довольно возбудимым, упрямым и неуступчивым человеком, склонным к конфликтам. Во время одного из них он в запальчивости оскорбительно высказался о сестре Мартынова, что и спровоцировало роковую дуэль. Б. Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью. Используя механизм идентификации с отцом, подросток будет противостоять всем, в том числе и самому отцу. И если тот мальчишку не сломает, то он вырастет таким же жестким и авторитарным.

Девочки: А. В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце. Срабатывает механизм идентификации с матерью. Такой тип формирования хорошо отражен в целом ряде сказок Яркие примеры - сестры главных героинь в "Золушке" и "Морозко". Родные матери девочек - женщины властные, самолюбивые, напористые до грубости. Мамаши находились в повторном браке за слабыми, вялыми, спокойными и уступчивыми мужчинами. Наблюдая за поведением матерей, девочки тоже приобрели черты агрессивности, грубости, конфликтности, правда, к этому еще выросли лентяйками, неряхами и неумехами. Б. Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания и обычно носит инструментальный характер. Классический пример - Пеппи-Длиный Чулок (вообще-то, Астрид Линдгрен называла свою героиню Пиппи, но у нас при переводе сочли это имя неблагозвучным и слегка подправили). Матери у нее не было, примером мог служить лишь шебутной, безбашенный и напористый папа Эфраим, который ею интересовался мало и девочке пришлось приспосабливаться к окружающему миру самой, используя отцовский пример и вырабатывая в себе активность и агрессивность

Различия в проявлении агрессивности мальчиков и девочек Женский пол раньше обучается контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится у них МальчикиДевочки склонны к проявлениям агрессии проявляется более открыто, грубо, она менее управляема и контролируемая девочки более впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит, поэтому они маскируют ееиронией и сарказмом. мальчики плохо контролируют свою агрессию, щедро выплескивают ее на всех окружающих без разбора. направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место в случаях групповых «разборок»мальчики чаще бывают исполнителями в случаях групповых «разборок» девочки чаще бывают заводилами и подстрекательницами, чем исполнительницами

ИТОГ Итак, формирование агрессивных тенденций у детей происходит несколькими путями: Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде. Родители, которые очень редко подавляют агрессивность у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность. Родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность. Родителям, разумно подавляющие агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.

«Неотработанные» эмоции запечатлеваются в теле, если агрессией не управлять… в мышцах, как след неотреагированных эмоций, образуются участки «застывшего» напряжения, или повышенного мышечного тонуса. (сердечно – сосудистые заболевания) язвы в желудочно-кишечном тракте. гипертрофия надпочечников, атрофия вилочковой железы (подавление иммунной системы)

Моделируйте условия, метафорически воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок. Научите ребёнка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю?» Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. 2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. 3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Проблема «Постоянное стремление к власти» Стремление доминировать в подростковом возрасте чаще всего вызвано повышенной потребностью в одобрении, низкой самооценкой.. Тщательно разберитесь в поведении подростка,. В чем бы ни была причина его властного поведения главное чтобы он отдавал себе в этом отчет. Уловите момент, когда ребенок ведет себя правильно, и похвалите его. Командирам надо дать понять, что их поведение неуважительное, а зачастую и причиняет боль

ПРОБЛЕМА «Грубость, неуважение к старшим. Мой ребенок все время РАЗДРАЖЕН» Если ваш ребенок грубит, сразу же укажите ему на это, чтобы он всегда знал, что перешагнул черту. Направляйте свои замечания на поведение, а не на саму личность ребенка. Научитесь говорить с ребенком на равных, не сюсюкайте и не подавляйте дайте ему почувствовать свою значимость. Даже если подросток неправильно и грубо себя ведет, делайте ему замечание только с глазу на глаз

Правила: Обращаясь к ребенку, говорите меньше, а не больше. В таком случае у вас повышается вероятность быть понятым и услышанным. Говорите доброжелательно, вежливо как бы вы хотели, чтобы говорили с вами, и… ТИХО. Будьте внимательным слушателем, не отвлекайтесь на посторонние дела, когда ребенок вам что-то рассказывает. Если вы очень сильно раздражены, разговор начинать не стоит. Прежде чем что-то сказать, установите зрительный контакт с ребенком. Установите временное ограничение: «Я хочу с тобой поговорить через минуту, пожалуйста, отвлекись» или «Мне понадобится твоя помощь через две минуты».

«СПОСОБЫ СНЯТИЯ НЕРВНОГО НАПРЯЖЕНИЯ» Переключение: Посмотрите по сторонам, стараясь обращать внимание на те мелкие детали окружения, которых обычно не замечаете. Когда это необходимо, обратитесь за профессиональной помощью. Ароматерапия Аутотренинг (самовнушение) /игры- формулы/ Работа над дыханием Массаж «Трудотерапия» Блок различных упражнений

МАСЛА ЭФИРНЫЕ И АРОМАТЕРАПИЯ. ПЕРЕУТОМЛЕНИИ – АПЕЛЬСИН, БЕРГАМОТ, ГЕРАНЬ, ЕЛЬ, ЛАВАНДА, ЛИМОН, ЛАДАН, МЯТА, РОЗА ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЯХ – КОРИЦА, ЛАВАНДА, ПИХТА, РОЗА, ШАЛФЕЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ – АНИС, ЕЛЬ, КИПАРИС, МАНДАРИН, МЕЛИССА, МОЖЖЕВЕЛЬНИК, РОЗМАРИН ПОВЫШЕННОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ – ЖАСМИН, ЛАВАНДА, ЛАДАН, МЕЛИССА, МЯТА, РОЗА, САНДАЛ, СОСНА

Упражнения на дыхание 1. Упражнение «Дышим животом» 2. Упражнение «Дыхание на счёт» Мобилизующее дыхание: вдох (задержка дыхания) выдох – 4(2)4; 5(2)4; 6(3)4; 7(3)4; 8(4)4// 8(4)4; 8(4)5; 8(4)6; 8(4)7; 8(4)8// 8(4)8; 8(4)7; 7(3)6; 6(3)5; 5(2)4 Успокаивающее дыхание: вдох (задержка дыхания) выдох – 4(2)4; 4(2)5; 4(2)6; 4(2)7; 4(2)8; 4(2)8; 5(2)8; 6(3)8; 7(3)8; 8(4)8; 8(4)8; 7(3)8; 6(3)7; 5(2)6; 4(2)5

МЕТОД БЫСТРОГО СНЯТИЯ СИЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ 4. Упражнение «Муха» 5. Упражнение «Лимон» 6.Упражнение «Сосулька» И наконец, при сильном нервно- психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте (замена -танец летка- енка). Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». В. Ключевский Добро – помнить! Зло – забывать!