"Быть готовым к школе не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе значит быть готовым всему этому научиться» Л.А. Венгер.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитатель МАДОУ детский сад 41 «Радуга» комбинированного вида поселка Свердловский ЩМР МО Шорина Анна Александровна.
Advertisements

Речевая готовность ребёнка к школе залог успешного обучения. Выполнила Назмутдинова Л. В.
Учитель-логопед: Убликанова Н.Н.. Скоро Ваш ребёнок дошкольник станет школьником. Это новый социальный статус. Переход от игровой деятельности к учебной.
Критерии: 1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД БОУ «ГИМНАЗИЯ 76» ТАНЦЕВА Н.А. Речевая готовность детей к школе.
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
МБОУ СОШ 6 п. г. т. Зеленоборский УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД КОНОПЛЁВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА Речевая готовность детей к школе.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Речевая готовность ребёнка к школе Учитель – логопед: Дудукало Светлана Васильевна МБОУ «Солнечная СОШ 1» Сургутский район ХМАО.
Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
МБДОУ – детский сад «Алые Паруса» Подготовила: учитель-логопед Зеленина Е.К.
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Подготовила: учитель – логопед: Кордюкова Любовь Владимировна, учитель - логопед МАОУ СОШ 2, Г. Покачи.
На пороге школы Педагог-психолог Козинова А.П. МБДОУ «Детский сад 61»
Сообщение для педагогов Тема: «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей детей»
Готовность детей к обучению в школе «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему.
Значение правильной, чистой речи в формировании полноценной личности ребенка. Автор: Осьмухина Анна Юрьевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад 107 г.
Лесникова Т.А., Глымбоцкая Т.В. учителя-логопеды МОУ «Гимназия» г. Сертолово.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.
Транксрипт:

"Быть готовым к школе не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе значит быть готовым всему этому научиться» Л.А. Венгер

Проект (Личный опыт работы) «Речевая готовность, как компонент к структуре готовности детей к школьному обучению»

Автор проекта: Шорина Анна Александровна воспитатель высшей категории МАДОУ д/с 41 «Радуга» комбинированного вида ГП Свердловский Щелковского муниципального района МО

Цель проекта: -изучить проблему готовности детей к обучению в школе; -рассмотреть речевую готовность к обучению в школе, как компонент к структуре готовности детей к школьному обучению; - изучить уровень готовности детей к обучению в школе, а также уровень сформированности речевой готовности. -изучить проблему готовности детей к обучению в школе; -рассмотреть речевую готовность к обучению в школе, как компонент к структуре готовности детей к школьному обучению; - изучить уровень готовности детей к обучению в школе, а также уровень сформированности речевой готовности.

Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления. Н. К. Крупская, отмечая органическую связь детского сада и школы, подчеркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень...».

Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание первое звено единой системы народного образования. Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний и представлений об окружающем, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Проблема речевой готовности детей к обучению в школе. Особое внимание я хотела бы уделить речевой готовности к обучению в школе, т.к. готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.

Критерии готовности к школьному обучению, предъявляемые к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Словарный запас Словарный запас, ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные часть речи существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т.п.), которые начинают усваиваться детьми примерно с трех-трех с половиной лет. Для исследования словарного запаса применяется целый ряд специальных приемов, позволяющих выяснить наличие или отсутствие у ребенка определенныхслов.

Сформированность звуковой стороны речи. До начала обучения грамоте ребенок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков, причем особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (типа СЫПЛЕНОК вместо ЦЫПЛЕНОК или КАЛТИНА вместо КАРТИНА). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме. Правильность звукопроизношения проверяется по специально подобранным картинкам.

Сформированность фонематических процессов Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (то есть "опознать") каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неумении различать на слух звуки Б и П он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове БУЛКА или в слове ПОТОЛОК. Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам, названия которых различаются только одним проверяемым звуком.

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи Умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный согласный типа aн; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.

Словообразование Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

Грамматический строй речи Умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам

Владение связной речью Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложении) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Особенно важно умение правильно произносить и различать на слух звуки речи при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, и дефекты произношения часто являются причиной возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Педагогическая диагностика готовности детей к обучению на предшкольном этапе. Цель педагогической диагностики: - обеспечить всем поступающим в школу детям успешный школьный старт. Определить для каждого ребенка необходимые ему условия обучения, формы и типы образовательной деятельности, своевременно предоставить помощь детям, которые в ней нуждаются, отталкиваясь от их индивидуальных потребностей. - изучение детей на этапе их поступления в школу с целью выбора оптимальных для ребенка условий обучения и образовательных программ Цель педагогической диагностики: - обеспечить всем поступающим в школу детям успешный школьный старт. Определить для каждого ребенка необходимые ему условия обучения, формы и типы образовательной деятельности, своевременно предоставить помощь детям, которые в ней нуждаются, отталкиваясь от их индивидуальных потребностей. - изучение детей на этапе их поступления в школу с целью выбора оптимальных для ребенка условий обучения и образовательных программ

Результаты педагогической диагностики Голубой цвет – высокий уровень Красный цвет – средний уровень Зеленый цвет – низкий уровень Голубой цвет – высокий уровень Красный цвет – средний уровень Зеленый цвет – низкий уровень

Педагогическая диагностика показала удовлетворительный уровень готовности детей к обучению в школе. Но были выявлены дети, у которых существуют проблемы в развитии восприятия задания на слух, в умении переключиться с одного найденного решения на поиск другого, в умении классифицировать наглядный материал по самостоятельно найденному основанию, в умении осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым, в умении планирования и контроля в практической деятельности. С детьми, показавшими низкий уровень в выполнении определенных заданий была проведена индивидуальная педагогическая диагностика психомоторного развития (автор С.Н.Мухина). Опираясь на ее результаты мною были подобраны игры и упражения для коррекции существующих проблем в готовности детей к обучению на предшкольном этапе.

Игры-упражнения для детей с низким уровнем развития двигательной активности « Не урони мяч», «Кто дальше бросит», «Оттолкни мяч от себя», «Поймай обруч», «Не теряй домик», «Цапля», «За ведущим», «Задержи мяч», «Проведи мяч» « Не урони мяч», «Кто дальше бросит», «Оттолкни мяч от себя», «Поймай обруч», «Не теряй домик», «Цапля», «За ведущим», «Задержи мяч», «Проведи мяч»

Игры на развитие чувства ритма «Ежик и барабан», «Шумит оркестр», «Сыграй, как я» «Ежик и барабан», «Шумит оркестр», «Сыграй, как я»

Игры на развитие внимания, памяти. « Найди игрушку», «Определи на ощупь», « Поиск по памяти», « Натюрморт» « Найди игрушку», «Определи на ощупь», « Поиск по памяти», « Натюрморт»

Диагностика речевой готовности детей к обучению в школе. Цель диагностики: изучить проблему речевой готовности детей к обучению в школе, выявление сформированности языковой готовности к школе детей.

Диагностика речевой готовности детей к обучению в школе «Грамматика и словарь» Голубой цвет – высокий уровень Красный цвет – средний уровень Зеленый цвет – низкий уровень Голубой цвет – высокий уровень Красный цвет – средний уровень Зеленый цвет – низкий уровень

Связная речь. Жанры литературных произведений Голубой цвет – высокий уровень Красный цвет – средний уровень Зеленый цвет – низкий уровень Голубой цвет – высокий уровень Красный цвет – средний уровень Зеленый цвет – низкий уровень

Диагностика речевой готовности детей к обучению в школе показала удовлетворительный уровень. Но были выявлены дети, у которых существуют проблемы в умении составлять описательный рассказ о животном (по картинке), в умении придумать рассказ на самостоятельно выбранную тему, понимание жанровых отличий. Для коррекции существующих проблем мною были подобраны игры и упражнения.

Игры по развитию речи «Зоопарк» (развитие связной речи), «Сравни предметы» (на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств), «Назови как можно больше предметов» (активизация словаря, развитие внимания), «Что за предмет?», «Угадай игрушку», «Кто больше увидит и назовёт», «Козлята и волк» «Зоопарк» (развитие связной речи), «Сравни предметы» (на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств), «Назови как можно больше предметов» (активизация словаря, развитие внимания), «Что за предмет?», «Угадай игрушку», «Кто больше увидит и назовёт», «Козлята и волк»

Вывод Формирование правильной, богатой и четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

В семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Чтобы не допустить этого нужно: - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи - начать логопедическую работу с ребенком до школы (чем раньше, тем лучше). Ежедневно заниматься с ребенком: - по формированию звукопроизношения, - по развитию фонематического слуха, - по развитию лексико-грамматических категории т.е по развитию словаря. Занятия должны быть не продолжительными (в пределах 20 минут), но ежедневными. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Чтобы не допустить этого нужно: - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи - начать логопедическую работу с ребенком до школы (чем раньше, тем лучше). Ежедневно заниматься с ребенком: - по формированию звукопроизношения, - по развитию фонематического слуха, - по развитию лексико-грамматических категории т.е по развитию словаря. Занятия должны быть не продолжительными (в пределах 20 минут), но ежедневными.

Чем раньше будет начата работа, и чаще будет она проводится, тем лучше будет ее результат.