Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Advertisements

Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Последовательность действий 3. Прокомментировать проблему Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо (К-2)
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Подготовка к единому государственному экзамену Подготовка к выполнению части С: написание сочинения – рассуждения Подготовка к выполнению части С: написание.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
По материалам пособия А.Г Нарушевича «Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии»
Позиция автора. Ваше отношение к позиции автора. Готовимся к ЕГЭ. Часть С.
1. Напишите вступление. 2. Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. 3. Прокомментируйте ее. 4. Изложите авторскую позицию по рассматриваемой.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (Часть С ЕГЭ) Из опыта работы Лисовой Э.Т., учителя русского языка и литературы МОУ «Горютинская.
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ЗАДАНИЕ С Консультацию для учащихся 11 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА. БИОКОМБИНАТ, 2010 г.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Электронное пособие для учащихся По материалам пособия А.Г Нарушевича «Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии»
Транксрипт:

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения не менее 150 слов.

1.Выявить и сформулировать проблему текста; 2. Прокомментировать проблему; 3. Определить позицию автора по выделенной проблеме; 4. Аргументировать свою позицию по выделенной проблеме Основные этапы работы над сочинением

Что такое проблема текста? Problema (лат.)-задача, вопрос Сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования ( См.Словарь русского языка. В 4-х т. / под ред. А.П.Евгеньевой. – М., ) Определяя проблему следует помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Сформулировать проблему следует так, чтобы она охватывала не только случай, рассматриваемый в тексте, но и многие подобные ситуации. основной вопрос, Итак, проблема – основной вопрос, который поднимается в тексте. который поднимается в тексте.. Если сформулировать проблему сразу не удаётся, подумайте о следующем. Основная мысль текста – это ответ на некоторый вопрос, над которым размышлял автор. На какой вопрос отвечает автор своим текстом? ЭТОТ ВОПРОС И ЕСТЬ ПРОБЛЕМА

философские политические нравственные экологические социальные семейные информационно- коммуникативные

Затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления: проблема добра и зла, жизни и смерти; поиска смысла жизни; проблема одиночества, утраты веры в человечество; проблема творчества (творческой личности), свободы личности. В чём смысл человеческой жизни? Что такое свобода? Как связаны человек и мышление?

Касаются устройства и жизни общества: Можно ли избежать социальной несправедливости? Возможно ли построение идеального общества? Что такое подлинный и мнимый патриотизм? взаимоотношение человека и общества («квартирный вопрос», право на труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики); проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных; проблема национализма; проблемы цивилизации.

Политические проблемы Рассматривают деятельность государственной власти, партий или общественных групп Как создать правовое государство? Как защитить политические права и свободы человека? Нужна ли обществу цензура?

Экологические проблемы Отражают взаимодействие человека и окружающей среды: проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного отношения к природе; бережного отношения к природе, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? Каким должно быть гармоничное взаимодействие человека и окружающей среды? Как уберечь нашу планету от экологической катастрофы?

Нравственные проблемы Связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек с определёнными правилами поведения: проблема нравственной сущности человека, нравственного выбора, внутренней культуры человека, гуманного и антигуманного отношения к человеку, чести и долга, милосердия, сострадания, совести, духовности / бездуховности. Что такое совесть? (порядочность, интеллигентность ) Всегда ли нужно прислушиваться к мнению старшего? Следует ли помогать ближнему?

Семейные проблемы Актуальна ли проблема отцов и детей? Как влияют переживания детства на становлением личности? Можно ли сегодня говорить об утрате семейных традиций, исторической памяти? Исследуют взаимодействие человека в семье: проблема отцов и детей, проблема старости (забота детей о своих родителях); проблемы детства, связанные со становлением личности; проблема отчего дома, утраты корней прошлого, семейных традиций, исторической памяти.

Информационно- коммуникативные Поднимают проблемы развития русского языка и медиапространства (СМИ ): проблема языковой культуры или бескультурья, коммерциализации культуры, массовой культуры. Нужны ли русскому языку многочисленные заимствования?

Основная проблема та, которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой неоднократно возвращается; по которой отчётливо заявлена авторская позиция

Как сформулировать проблему? Если формулировка не очень сложна и может быть выражена одним словом или словосочетанием, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ КОНСТРУКЦИЯ ПРОБЛЕМА (чего?) Р.п. Автор размышляет над проблемой нравственного выбора человека В тексте поднимается проблема одиночества Текст заставляет каждого из нас задуматься над проблемой «отцов и детей» Избежать неудачных конструкций поможет второй способ формулирования проблемы – ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст автор. Автор размышляет над судьбой русского языка и предлагает задуматься над следующей проблемой: обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям? Что может помочь не только выжить в нечеловеческих условиях, но не утратить человеческого достоинства? Эту проблему рассматривает автор на примере…

Употребление слова ПРОБЛЕМА в контексте ПРОБЛЕМА чего: войны, мира, экономики, образования, воспитания. ПРОБЛЕМА сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, нравственно-этическая. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, значение, важность, сложность какой-либо ПРОБЛЕМЫ. Точка зрения на какую-либо ПРОБЛЕМУ. Коснуться какой-либо ПРОБЛЕМЫ. Уделить внимание какой-либо ПРОБЛЕМЕ. Над какой-либо ПРОБЛЕМОЙ думать, работать, размышлять Какая-либо ПРОБЛЕМА возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения.

Что такое комментарий? Комментарии – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо ( Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова) Комментарий показывает, насколько глубоко и полно понимается выделенная проблема. Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст Объяснение текста с опорой на вопросы: 1.Насколько данная проблема злободневна в наши дни? Что делает её жизнеспособной? 2.На чём автор заостряет внимание? 3.Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? 4.Как выражено авторское отношение к изображаемому? Если это возможно, коснитесь «истории вопроса»: как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы? 5. Если это возможно, коснитесь «истории вопроса»: как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы?

Несомненна актуальность поднятой автором проблемы, потому что… Проблема, затронутая автором текста, без сомнения, сложна и серьёзна, так как… Острота и значимость данной проблемы не вызывают сомнения, ведь… Актуальность поставленной автором текста проблемы подтверждается тем, что, несмотря на многочисленные попытки решить её, она до сих пор волнует писателей, публицистов и, конечно, нас – читателей… Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна, так как… Тема, поднятая автором, не потеряла своей актуальности и в наши дни, ведь… … - вот тема рассуждений автора текста. Её актуальность очевидна, ведь и сегодня… Речевые клише

Как оформить комментарий? Автор раскрывает проблему на примере… В центре внимания автора… Автор говорит о том, что… Автор обращает внимание на … Автор доказывает (убеждает, осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает, негодует, восхищается, удивляется)… Автора волнует (тревожит)…

Как оформить комментарий? 1) От частных фактов (комментарий) к формулировке проблемы: «Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст Пескова посвящен проблеме экологии и призывает каждого из нас осознать свою ответственность за неразумное вмешательство человека в жизнь природы.»

Как оформить комментарий? 2.От формулировки проблемы – к комментарию: «Отчего в нашей стране, обладающей богатыми природными ресурсами, большая часть населения живет бедно? Над этой сложной проблемой размышляет Тимофеев. Надо сказать, что затронутая автором проблема имеет многовековую историю. Вспомните хотя бы историю из «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на богатую землю, в которой не было порядка. Вот уже много лет не одно поколение соотечественников задается вопросом: почему наша жизнь так далека от совершенства.»

Обратите внимание!!!

Что такое позиция автора? Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы. ПРОБЛЕМА = ВОПРОС ПОЗИЦИЯ АВТОРА = ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС

Как выявить позицию автора? Авторская позиция проявляется :

Как увидеть автора в текстах разных стилей? Публицистичес кий стиль Публицистика отражает реальную жизнь, поэтому темы и проблемы касаются каждого из нас. Художественный стиль Художественная литература создаёт правдоподобный, но вымышленный мир. Проблемы касаются героев произведения, но автор призывает читателя тоже задуматься над ними

Как увидеть автора в текстах разных стилей? Публицистический стиль эмоционально. 1.Автор не может безразлично относиться к проблеме, поэтому выражает своё отношение эмоционально. 2.Автор исследует и анализирует проблему и информирует о ней читателя, открыто прямые оценки страстно и открыто выражая свою точку зрения; или давая прямые оценки явлениям и событиям; или силой собственного убеждения формируя общественное мнение силой собственного убеждения

В тексте публицистического стиля позиция автора, как правило, выражена четко, повествование ведется от первого лица. Поскольку особенностью публицистического стиля является передача информации с одновременным воздействием на читателя (слушателя), в тексте могут бытьязыковые средства: оценочные и водные слова, риторические фигуры и другие, передающие авторскую позицию. В тексте публицистического стиля позиция автора, как правило, выражена четко, повествование ведется от первого лица. Поскольку особенностью публицистического стиля является передача информации с одновременным воздействием на читателя (слушателя), в тексте могут быть языковые средства: оценочные и водные слова, риторические фигуры и другие, передающие авторскую позицию. Выявление позиции автора

Художественный стиль Как увидеть автора в текстах разных стилей? анализирует и исследует 1.Автор анализирует и исследует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах. 2.Автор словами рисует образы, картины, поступки, действия, для того чтобы эмоции передать свои эмоции; вызватьчувства и переживания. вызвать ответные чувства и переживания. прямых оценок косвенно 3. Автор не даёт прямых оценок, а выражает их косвенно через пейзаж, портрет, интерьер, речь героя.

В тексте художественного стиля при узнавании авторской позиции обратите внимание на лексику и фразеологию, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам. Выявление позиции автора

Языковые средства, выражающие авторскую позицию Оценочная лексика Правда-ложь Польза-вред Подлинный- мнимый Несомненный- сомнительный Вводные слова Отношение говорящего к сообщаемому Достоверность сообщаемого Образные средства Эпитеты Метафоры Риторические вопросы и восклицания И др.

При толковании позиции автора !!! Позицию автора определяй только по проблеме, которую сам выбрал для комментария и по которой ты способен найти аргументы. !!! Позиция автора считается не сформулированной без слов: «считает, утверждает, убеждён, (не) уверен, восклицает, восхищается, вопрошает, иронизирует, сомневается, высказывает недоверие, заставляет задуматься, осуждает, удивляется, призывает, сожалеет» и т. д. без слов: «считает, утверждает, убеждён, (не) уверен, восклицает, восхищается, вопрошает, иронизирует, сомневается, высказывает недоверие, заставляет задуматься, осуждает, удивляется, призывает, сожалеет» и т. д.

Как сформулировать позицию автора? Постарайтесь ответить на вопросы: 1.Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? 2.Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? 3.Какие слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение, дают оценку описываемым фактам? Позиция автора такова… Автор считает, что… Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Автор убеждает нас в том, что… В тексте доказывается мысль о том, что… Основная мысль текста заключается в том, что…

Как сформулировать позицию автора? Формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает. Например: Рассказывая о судьбе А.Ф. Лосева, автор убеждает нас в том, что только сила духа и вера в добро могут помочь человеку преодолеть все жизненные невзгоды и воплотить свои заветные мечты в жизнь.

Автор говорит, анализирует, характеризует, раскрывает (сущность, суть), описывает, выдвигает, останавливается, касается, отмечает, подчеркивает, утверждает, доказывает… Автор считает, придерживается точки зрения, отстаивает точку зрения, разделяет точку зрения… Автор сравнивает, сопоставляет, противопоставляет… Автор соглашается (согласен), возражает, опровергает, полемизирует, критикует, выдвигает возражения (аргументы, доказательства)… Автор ссылается, опирается, исходит, иллюстрирует, приводит пример, цитирует, обосновывает, имеет в виду. Видит причину этого в том, что… Авторскую позицию нельзя не увидеть в… По мнению автора, «…» Авторскую позицию лучше всего, на мой взгляд, характеризуют слова: «…» Речевые клише

Собственная позиция убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение.Цель рассуждения – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Ваша цель –доказать собственную правоту, опираясь на жизненный или читательский опыт.Ваша цель –доказать собственную правоту, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Тезис В сочинении ЕГЭ тезис – это позиция автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть. Тезис подчиняется следующим правилам: 1. Формулируется чётко 2.Не изменяется в течение всего обоснования 3.Должен нуждаться в доказательстве

Если Вы согласны с позицией автора, то его и Ваш тезисы совпадают, Если Вы согласны с позицией автора, то его и Ваш тезисы совпадают, можно использовать высказывания автора,либо косвенно передавая его мысли, либо цитируя текст. можно использовать высказывания автора,либо косвенно передавая его мысли, либо цитируя текст. НО: Вы НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДОЛЖНЫ повторять доводы автора, использованные в тексте, Вам необходимо привести свои. НО: Вы НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДОЛЖНЫ повторять доводы автора, использованные в тексте, Вам необходимо привести свои. КАК сформулировать ТЕЗИС

Конструкции для выражения своей позиции Я полностью согласен с автором… Я тоже считаю, что… Трудно не согласиться с автором… Я разделяю чувства а втора и думаю… СОГЛАСИЕ В чём-то я согласен с автором, но кое с чем мне бы хотелось поспорить… Позиция автора близка мне, но… Думаю, проблема глубже, чем кажется на первый взгляд… ЧАСТИЧНОЕ СОГЛАСИЕ Я считаю, что автор не прав, потому что… Я считаю необходимым возразить автору… Я думаю, следует не согласиться с автором… Мне кажется, автор не вполне прав… НЕСОГЛАСИЕ В большинстве текстов утверждаются очевидные истины, которые вряд ли целесообразно оспаривать. НЕ СТОИТ СТРЕМИТЬСЯ К «СПОРУ РАДИ СПОРА» Спор с автором требует от пишущего подчёркнутой корректности, вежливости.

Что такое аргументация? Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседниками Аргументация – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…» Аргументы надо приводить в системе ( Рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала ) Последний аргумент фиксируется в памяти лучше!

Типы аргументов 1.Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений; 2. Пословицы, поговорки, отражающие народную мудрость; 3. Факты, события истории и современности; 4. Примеры из художественной литературы и публицистики. 5. Примеры из телевизионных передач и фильмов, из личной жизни и жизни окружающих. не найдётся придумайте их !!! Если в Вашем интеллектуальном арсенале не найдётся ни одного из вышеназванных примеров, придумайте их, предварительно решив, в какой жизненной ситуации тот или иной факт может иметь место.

Типы аргументов По характеру связи с тезисом различают аргументы ЗА (свой тезис) и аргументы ПРОТИВ (чужого тезиса) против Должны убедить в том, что доводы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критику С точки зрения содержания принято различать аргументы искусственные естественные

Естественные аргументы Естественные аргументы – это показания свидетелей, документы, то есть всё то, что удостоверено людьми благодаря тому, что они видели или слышали. Существуют в «готовом виде».

Естественные аргументы. 1. Логические (рациональные) аргументы: факты науки, статистика, объективные показатели состояния дел, законы природы, определения, положения юридических законов (или официальных документов, постановлений, нормативных актов), данные экспериментов или экспертиз, свидетельства очевидцев. 2. Иллюстративные аргументы – примеры: а) конкретный пример (пример-сообщение о событии), литературный пример; б) предположительный пример (рассказывающий о том, что может могло бы быть при определённых условиях). 3. Ссылки на авторитет: мнение уважаемого человека (учёного, философа, общественного деятеля), цитата из авторитетного источника, мнение специалиста или эксперта, мнение очевидцев, мнение должностных лиц, общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать или оценивать что-то в обществе.

. Убедительность своей позиции хочу доказать примером из… В качестве иллюстрации этой мысли хочу привести пример из произведения… Подтверждая сказанное, хочу обратиться к реальной жизненной ситуации, когда… Размышляя над проблемой данного текста, я вспомнил(а) случай (или историческое событие, или литературного героя, или эпизод из художественного произведения), являющийся, на мой взгляд, ярким подтверждением авторских мыслей… Речевые клише

Искусственные аргументы Искусственные аргументы так или иначе связаны с необходимостью рассуждать. Мы создаём их сами, обращаясь к разуму или чувствам убеждаемого. Рассуждение с дефиницией (уточнение какого-либо понятия) Силлогизм (из двух суждений следует третье суждение) Аналогия (свойства одного объекта переносятся на другой объект того же класса Логические Аргументы к обещанию (указание на что-либо желательное, оцениваемое как хорошее, например, общечеловеческие ценности вежливость, сострадание, духовность, патриотизм, честь, благородство) Аргументы к угрозе указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство) Чувственные

Искусственные аргументы Дефиниция- краткое определение какого- либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления. Силлогизм – форма умозаключения, состоящая из двух суждений (посылок), из которых следует третье суждение (вывод). Аналогия – форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов или явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.

Композиция сочинения

С чего начать? Начало сочинения – это визитная карточка автора сочинения. По первым фразам можно сделать определённые выводы о богатстве словарного запаса пишущего, о его умении мыслить и строить текст. ЗАЧИН 1.Не должен быть очень большим 2.Должен быть органично связан с основным текстом сочинения не только по содержанию, но и по эмоциональному настрою, использованию средств выразительности 3.Основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы.

Не начинай сочинение со слов: В этом тексте говорится… Автор данного текста обратился к проблеме… Этот текст посвящён… В статье Л.Долининой рассказывается… В своём тексте автор…

С чего начать? Вступление может содержать: сведения об авторе текста; историческую справку; сведения о предмете высказывания, разъяснение ведущего понятия; проблемный или риторический вопрос; пример из жизненного или читательского опыта; замечание о важности и значимости темы для общества; комментированную цитату +постановку проблемы;

С чего начать? Собственные мысли, ощущения, чувства, ассоциации, вызванные предметом изображения: проблемой текста, картиной природы, поступками героев и т.д.) Лирическое отступление можно начать с Назывного предложения (именительный темы): «Добро и красота… Два понятия, неразделимо связанные друг с другом» Назывного предложения (именительный темы): «Добро и красота… Два понятия, неразделимо связанные друг с другом» Риторического вопроса: «Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить о своём детстве, юности?» Риторического вопроса: «Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить о своём детстве, юности?» Восклицательного предложения: «Как редко мы вспоминаем родных!» Восклицательного предложения: «Как редко мы вспоминаем родных!»

С чего начать? Цитата из исходного текста «…Милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни, от человека к человеку» - вот основная мысль, над которой, по мнению Д.Гранина, нам сегодня необходимо задуматься. Цитата из исходного текста: «…Милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни, от человека к человеку» - вот основная мысль, над которой, по мнению Д.Гранина, нам сегодня необходимо задуматься. Цитата из другого текста:Кто-то из великих сказал: «Человек, не помнящий прошлого, не имеет настоящего». Эти слова, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают основную мысль статьи Д.С. Лихачёва о великой силе памяти. Цитата из другого текста: Кто-то из великих сказал: «Человек, не помнящий прошлого, не имеет настоящего». Эти слова, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают основную мысль статьи Д.С. Лихачёва о великой силе памяти. Цитирование

Чем закончить? Основное требование к заключению: заключение должно быть таким, чтобы читатель понял, что самое главное уже сказано и говорить больше не о чем. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1.Должно быть коротким и ёмким 2.Должно быть логически связано с основной частью 3.Как и вступление, должно быть выдержано в той же эмоциональной тональности, что и основная часть

Чем закончить? Можно вернуться к мысли, выраженной во вступлении. Можно закончить своё сочинение цитатой, взятой из текста и других источников и логически связанной с высказанной в конце работы мыслью. Можно закончить текст риторическим вопросом.

Варианты заключений В заключении -подытоживании автор напоминает ход своей мысли. В заключении -подытоживании автор напоминает ход своей мысли. В заключении-оценке перечисляет те проблемы, которые поднимались в тексте. В заключении-оценке перечисляет те проблемы, которые поднимались в тексте. В заключении-обобщении все доводы сходятся к одной мысли общего или проблемного характера. В заключении-обобщении все доводы сходятся к одной мысли общего или проблемного характера. Заключение, симметричное вступлению, - это ответ на вопрос, поставленный во вступлении. Заключение, симметричное вступлению, - это ответ на вопрос, поставленный во вступлении.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод… Подводя итог, хочется сказать… Сущность вышеизложенного сводится к следующему… На основании прочитанного текста можно сделать вывод… Обобщая сказанное, можно сказать, что…Из этого следует, что… Я искренне благодарна (ен) автору текста, потому что он заставил меня задуматься о том, что… Этот текст ещё раз убедил меня в том, что… В заключение должна(ен) сказать, что старания автора не прошли даром – они пробудили в моей душе желание лучше осмыслить проблему… Этот текст заставил меня ещё глубже задуматься над проблемой..., переоценить её важность в нашей жизни… Речевые клише

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ 1.Внимательно прочитайте текст (обратить внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора) 2Выявите проблемы, вопросы, о которых размышляет автор текста (что его волнует, тревожит). Формулируем основную проблему. 3. Выясните позицию автора по тем проблемам, о которых идёт речь в тексте: какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми, выражают его точку зрения.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ 4. Продумайте комментарий ( следим, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора. Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность понимания авторского текста) 5. Определите своё отношение к позиции автора ( согласие/несогласие). Подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ Проверьте правильность деления на абзацы. 6.Продумайте композицию своей работы. Попробуйте разные варианты вступления, заключения. Поищите связки между частями. Решите, как и где вы будете формулировать собственную позицию. 7. Когда работа будет написана, проверьте её, исправьте ошибки. Помните, что учитываются орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ 9. Особое внимание уделите языку сочинения. Избегайте лексических и синтаксических повторов, пользуйтесь для замены слов местоимениями, синонимами; используйте причастные, деепричастные конструкции, вводные слова и предложения. Помните, неоправданная «красивость» речи, чрезмерная немотивированная «загрузка» её сложными синтаксическими оборотами – показатель того, что пишущий не владеет всем богатством родного языка. Работы, написанные таким языком, как правило, имеют нулевую оценку по этому критерию.