ВНИМАНИЕ! Чтобы не прервать анимацию, не переходите к следующему слайду пока не увидите знак «мыши» в правом нижнем углу.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Advertisements

Аристотель (др.-греч. ριστοτέλης) (384 до н. э., Стагир 322 до н. э., Халкида) древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. воспитатель.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
АВТОР: ЛИТОВЧЕНКО В, УЧЕНИК МОУ СОШ 2 С. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА 2009Г.
Основы логики.. Логика как наука возникла немногим более 2 тысяч лет назад и была развита в 4 веке до нашей эры в работах Аристотеля. Логика формальная.
Теоретические методы НИ Студентки 11-ПСП группы Королевой Анны.
Васильева Е.Д. учитель физики МОУ гимназия, г.Советский 7 класс.
ТЕМА УРОКА : « ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА ? ФИЗИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ. »
Композиция судебной речи. Логические формы изложения Анализ – мысленное расчленение объектов, предметов на их составные части, Синтез. Это соединение.
Культура Древней Греции Автор: Бурдаков Валерий. Культура.
Мудрость великих людей. С. Ковалевская …Нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе. С. Ковалевская Со́фья Васи́льевна Ковале́вская.
Исследовательская работа на тему: «ПРИЗНАКИ ДЕЛИМОСТИ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ».
Познание истины – одна из важнейших потребностей человека Logos (греч.) – слово, понятие, рассуждение, разум Область знания Мыслить логично – значит мыслить.
Что такое научное исследование?. Что такое исследование? Исследование – это научное познание предметов и явлений окружающего мира. Наука – это особая.
Физическая теория и научная картина мира Урок 1. «Ясно, что мир представляет собой единую систему, т.е. связанное целое, но познание этой системы предполагает.
Великий сын РОССИИ М.В. Ломоносов Михайло (Михаил) Васильевич Ломоносов Первый русский учёный- естествоиспытатель мирового значения, химик.
Колесо истории. Этот древнегреческий ученый жил в четвертом веке до нашей эры, учился в академии Платона в Афинах; был воспитателем Александра Македонского.
Методы, применяемые в естествознании
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
Великие ошибки великого Галилея. Развитие динамики как науки связано с именем великого итальянского ученого эпохи Возраждения Галилео Галилея ( ).
Транксрипт:

ВНИМАНИЕ! Чтобы не прервать анимацию, не переходите к следующему слайду пока не увидите знак «мыши» в правом нижнем углу.

Введение в христианскую эпистемологию , Фрейбург

Наука Научный метод, теория и история науки

1. Что «научно» и что «не научно»

«Научно» и «ненаучно» Что это значит? Какие признаки у научных утверждений? Как распознать ненаучные утверждения? Как наука доказывает свои утверждения? Наука: метод, теория, история. «Научно» и «ненаучно»

Наука Научный метод, теория и история науки

2. Научное доказательство

Чехов, Антон Павлович , русский писатель, драматург, по профессии врач. Персоналия

Чехов, Антон Павлович За 26 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Научное доказательство

За 26 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Чехов, Антон Павлович

Первая публикация в журнале «Стрекоза», 1880, 10, 9 марта. С. 6, рубрика «Архив Стрекозы». Литературный дебют Чехова Чехову было 20 лет, он изучал медицину в Московском университете. «Письмо к ученому соседу» Научное доказательство

«Дорогой Соседушка. Максим... (забыл как по батюшке, извените великодушно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом…» Научное доказательство

Давно искал я случая познакомиться с Вами, жаждал, потому что наука в некотором роде мать наша родная, все одно как и цивилизацыя и потому что сердечно уважаю тех людей, знаменитое имя и звание которых увенчанное ореолом популярной славы… Научное доказательство

Говорят, что вы много книг напечатали во время умственного сидения с трубами, градусниками и кучей заграничных книг с заманчивыми рисунками. Научное доказательство

Вы сочинили и напечатали в своем умном соченении, что будто бы на самом величайшем светиле, на солнце, есть черные пятнушки. Научное доказательство

Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Научное доказательство

Как Вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами, и для чего на нем пятны, если и без них можно обойтиться? Из какого мокрого тела сделаны эти самые пятны, если они не сгорают? Может быть, по-вашему и рыбы живут на солнце? Научное доказательство

Ужасно я предан науке! ваш сосед Василий Семи-Булатов Научное доказательство

Главный аргумент героя Чехова: «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Можно ли считать этот аргумент научным? На чём основываются научные аргументы? Чем должны быть подтверждены научные факты? Научное доказательство

Герой Чехова Василий Семи- Булатов заверяет соседа: «Ужасно я предан науке!» Можно ли с ним согласиться? На чём основывает он свой отказ признать солнечные пятна? Какие аргументы он приводит помимо «Этого не может быть…»? Научное доказательство

Как Вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами, и для чего на нем пятны, если и без них можно обойтиться? Из какого мокрого тела сделаны эти самые пятны, если они не сгорают? Может быть, по-вашему и рыбы живут на солнце? Научное доказательство

Как Вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами, и для чего на нем пятны, если и без них можно обойтиться? Из какого мокрого тела сделаны эти самые пятны, если они не сгорают? Может быть, по-вашему и рыбы живут на солнце? Научное доказательство

«Как Вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами». Научное доказательство

«Как Вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами». Почему нельзя принять этот аргумент Семи-Булатова? Научное доказательство

Галилей, Галилео Galileo Galilei, итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказал значительное влияние на науку своего времени. Первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел. Основатель экспериментальной физики. Персоналия

Галилей, Галилео Galileo Galilei, итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказал значительное влияние на науку своего времени. Первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел. Основатель экспериментальной физики. Персоналия

Как Вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами, и для чего на нем пятны, если и без них можно обойтиться? Из какого мокрого тела сделаны эти самые пятны, если они не сгорают? Может быть, по-вашему и рыбы живут на солнце? Научное доказательство

Как Вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами, и для чего на нем пятны, если и без них можно обойтиться? Из какого мокрого тела сделаны эти самые пятны, если они не сгорают? Может быть, по-вашему и рыбы живут на солнце? Научное доказательство

…для чего на нем пятна, если и без них можно обойтись ? Наука устанавливает факты. «Обойтись без пятен на Солнце», это научное, или ненаучное установление? Как чеховский герой понимает цель естественных наук? (исходя из этой фразы) Научное доказательство

«Как Вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами, и для чего на нем пятны, если и без них можно обойтиться? Из какого мокрого тела сделаны эти самые пятны, если они не сгорают? Может быть, по-вашему и рыбы живут на солнце?» Научное доказательство

«Как Вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами, и для чего на нем пятны, если и без них можно обойтиться? Из какого мокрого тела сделаны эти самые пятны, если они не сгорают? Может быть, по-вашему и рыбы живут на солнце?» Научное доказательство

«…Из какого мокрого тела сделаны эти самые пятны, если они не сгорают? Может быть, по-вашему и рыбы живут на солнце?» Научное, или ненаучное представление о Солнце показывает здесь герой Чехова? Научное доказательство

Почему 20-летний Чехов- юморист в своём первом рассказе обратился к теме науки? Что высмеивает писатель? Научное доказательство

Чем современная наука подтверждает факт существования солнечных пятен? Почему академическая наука не признаёт такие факты, как, например, телепатия, или телекинез? Научное доказательство

Лавуазье, Антуан Лоран Antoine Laurent de Lavoisier, французский химик, один из основателей современной химии. Исследовал состав атмосферного воздуха, придал важное значение количественным измерениям в химических опытах Персоналия

в 70-х годах XVIII века французский химик Лавуазье отвергал существование метеоритов, на том основании, что: «Камни не могут падать с неба, поскольку на небе камней нет». тМожно ли этот его аргумент считать научным? Научное доказательство

Наука: метод, теория, история. «Научно» и «ненаучно»

Какие новые данные о метеоритах появились после Лавуазье, которых не было в XVIII веке? Какую роль в науке играет теория, а какую факты? :Лавуазье и чеховский герой: сходства и различия. Научное доказательство

Надёжно ли наука защищена от ошибок учёных- исследователей? Современный научный метод познания появился в XVII веке. Имелись ли до этого другие пути познания? Актуально ли сегодня «ненаучное» познание? Научное доказательство

Наука Научный метод, теория и история науки

3. Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

Персоналия Аристотель до н. тель ριστοτέλης, 384 до Р.Х. 322 до н. э. Ученик Платона. Воспитатель Александра Македонского. Основал Ликей философскую школу перипатетиков. ной Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих определяет философию и научное мышление.

Аристотель назвал два познавательных метода: От частного к общему (индукция) вывод общего правила на основании частных случаев; От общего к частному (дедукция) вывод из общего правила частных случаев. Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

Аристотель назвал два познавательных метода Умозаключение : от частного суждения к общему: Сократ смертен. Платон смертен. Гераклит смертен. Все люди смертны. Все S суть P. от общего к частному: Все люди смертны. Сократ человек. Сократ смертен. Все S суть P. Если N есть S, то N есть P. Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

от частного суждения к общему: Сократ смертен. Платон смертен. Гераклит смертен. Все люди смертны. Все S суть P. от общего к частному: Все люди смертны. Сократ человек. Сократ смертен. Все S суть P. Если N есть S, то N есть P. Где здесь: понятие? суждение? умозаключение? Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Эта фраза: драматичная? нейтральная? игривая? Наука: метод, теория, история. Появление науки

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Эта фраза: драматичная? нейтральная? игривая? Наука: метод, теория, история. Появление науки

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Эта фраза: драматичная? нейтральная? игривая? Наука: метод, теория, история. Появление науки

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Эта фраза: драматичная? нейтральная? игривая? Наука: метод, теория, история. Появление науки

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Эта фраза: драматичная? нейтральная? игривая? Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Эта фраза пример стилистической фигуры, называемой «зевгма». В ней соединяются слова, не сочетающиеся по содержанию, но вполне сочетаемые по форме. Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Может ли: идти дождь? Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Могут ли: идти студенты? Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Можно ли: идти в калошах? Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Можно ли: идти в университет? Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» В чём комический эффект зевгмы? Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Когда зевгма может быть полезна, а когда вредна? К чему зевгма может привести в научных определениях? Допустима ли она в научных описаниях? Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Где в этой фразе: понятие? суждение? умозаключение? яКакое умозаключение ожидается от того, кому эта фраза обращена? Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

В IV веке до Р.Х. Аристотель сформулировал 3 закона формальной логики: Закон тождества (нельзя подменять понятие в ходе умозаключения) Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

Антон зашёл в супермаркет купить себе банку колы. Вообще-то Антон Павлович Чехов предпочитал ягодный компот из вишнёвого сада, но выбирать не приходилось. Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Нарушается ли здесь Закон тождества? (Есть ли попытка под дождём и студентами понимать что-то иное?) Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

В IV веке до Р.Х. Аристотель сформулировал 3 закона формальной логики: Закон тождества (нельзя подменять понятие в ходе умозаключения) Закон противоречия (объект не может быть чем-то и одновременно не быть тем же самым) Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

Кока-кола «классик» приторно сладкий напиток. Антон пил горькую колу «классик». Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля «Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Нарушается ли здесь Закон противоречия? (Утверждается ли, что «дождь одновременно и не дождь»..?)

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Нарушается ли здесь Закон противоречия? (Утверждается ли, что «дождь одновременно и не дождь», а «эти студенты не студенты вовсе»..?) Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Нарушается ли здесь Закон противоречия? (Утверждается ли, что «дождь одновременно и не дождь», а «эти студенты не студенты вовсе», что «они идут и, одновременно, не идут»?) Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

В IV веке до Р.Х. Аристотель сформулировал 3 закона формальной логики: Закон тождества (нельзя подменять понятие в ходе умозаключения) Закон противоречия (объект не может быть чем-то и одновременно не быть тем же самым) Закон исключенного третьего (между утверждением чего-то и отрицанием того же самого не может быть 3-го суждения) Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

Надо посмотреть, коричневая кола, или не коричневая. Да она же квадратная! «квадратная» уже включена в «не коричневую». Нарушен 3-й закон логики. Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

В IV веке до Р.Х. Аристотель сформулировал 3 закона формальной логики: Закон тождества (нельзя подменять понятие в ходе умозаключения) Закон противоречия (объект не может быть чем-то и одновременно не быть тем же самым) Закон исключенного третьего (между утверждением чего-то и отрицанием того же самого не может быть 3-го суждения) Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Нарушается ли здесь Закон исключенного третьего? (Есть ли попытка между утверждениями «дождь идёт» и «дождь не идёт» вставить промежуточное суждение?) Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Нарушается ли здесь Закон исключенного третьего? (Есть ли попытка между утверждениями «студенты» и «не студенты» вставить промежуточное суждение?) Религиозное мировоззрение подростков

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Нарушается ли здесь Закон исключенного третьего? (Есть ли попытка между утверждениями «студенты шли» и «студенты не шли» вставить промежуточное суждение?) Религиозное мировоззрение подростков

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Три логических закона Аристотеля не нарушены. Почему подобная зевгма не допустима в научных суждениях? Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Эта шутка (зевгма) построена путём: дедукции (от общего к частному)? индукции (от частного к общему)? Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

«Шёл дождь и два студента, один в калошах, а другой в университет» Эта шутка (зевгма) построена путём: дедукции (от общего к частному)? индукции (от частного к общему)? Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля шёлдождь шлидва студента шёлодин в калошах шёлдругой в университет

Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля общеечастное шёлдождь шлидва студента шёлодин в калошах шёлдругой в университет От общего к частному дедукция

Каким методом ведётся естественнонаучное познание: следование заранее известному общему правилу (дедукция)? или обобщение правила из частных наблюдений (индукция)? Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля

Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля Аристотель в основном разрабатывал правила дедукции выведения знаний из аксиом. Знаний полученных не силой ума, а из практики, он даже стыдился как и другие древнегреческие философы.

Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля Аристотель понимал, что обобщающие умозаключения (индукция) нуждаются в дополнительной проверке. Но на деле не придавал этому значения.

Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля Свой бытовой опыт Аристотель обобщил в «Физике»: Предметы падают быстрее «вследствие избытка тяжести». (Физика 4.8)

Галилей, Галилео Galileo Galilei, итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказал значительное влияние на науку своего времени. Первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел. Основатель экспериментальной физики. Персоналия

Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля Только в 1583 г. Галилей опытным путём опроверг мнение Аристотеля.

Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля Визрезанной горами Греции у Аристотеля была возможность проследить за одновременным падением камней различного размера. В изрезанной горами Греции у Аристотеля была возможность проследить за одновременным падением камней различного размера.

Правила обобщения знаний. Вклад Аристотеля Научно-техническая революция и два познавательных метода Аристотеля: от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция). Какой из них лежит в основе развития естественно- научного знания, яа какой в основе развития техники?

Наука Научный метод, теория и история науки , Фрейбург © Протоиерей Михаил Дронов, 2012