У каждого внимательного читателя свой Булгаков… Автор: О. С. Титаренко, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кто есть Воланд? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо… Положительный или отрицательный герой Воланд?
Advertisements

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» и попытки его экранизации.
«Каждому будет дано по его вере» Нравственное и философское кредо М. А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»
Михаил Булгаков Роман «Мастер и Маргарита« Урок – презентация по литературе для учащихся 11 класса. Выполнила: учитель русского языка и литературы Кудрявцева.
Проблема пространства и времени в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Авторы: Ковригина Анастасия, Тарутина Ольга РУ-071 Г. Петропавловск-Камчатский.
1 Как различить добро и зло?. 2 « Оригинальные философские трактовки библейских сюжетов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
ФАУСТОВСКАЯ ТЕМА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА « МАСТЕР И МАРГАРИТА » Автор : Белобородко Алина, МАОУ « Артинский лицей »
Михаил Афанасьевич Булгаков Сотри случайные черты – И ты увидишь: мир прекрасен. Познай, где свет, - поймёшь, где тьма. Пускай же всё пройдёт неспешно,
Творческий проект на тему: «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»» Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро... Если в жизни.
Образ Мастера в романе « Мастер и Маргарита » Работу выполняли ученики 11 класса МБОУ СОШ 9 г. Амурска Сирош Павел, Крючко Вадим Учитель Плохотнюк И. В.
Добро или зло правит миром? Авторы: Ефремова О. А., Иванова Н. Ю., Ковылова Н. П., Буга Н.М.
«Каждому будет дано по его вере» Нравственные и философские аспекты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита»
Исследовательская работа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Автор работы: Клочкова И. Руководитель: Никишова И.В. Происхождение демонологических образов.
«МАСТЕР И МАРГАРИТА» «ЕВАНГЕЛИЕ» ОТ БУЛГАКОВА Квартира-музей М. А. Булгакова в Москве Тот самый дом на Б. Садовой с Нехорошей квартирой. Мемориальная.
Автор: Шилина Елена Викторовна МКОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа»
«Он не заслужил света, он заслужил покой…» Заключительный урок по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Протасова Ю.С. Учитель русского языка и литературы.
Основные мотивы творчества М.А.Булгакова («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита») Авторы: Сычева Наталья Семашко Мария.
Михаил Афанасьевич Булгаков 3 (15) мая гг. 120 лет со дня рождения.
Михаил Афанасьевич Булгаков 3 (15) мая гг. 120 лет со дня рождения.
Михаил Булгаков. Михаил Афанасьевич Булгаков (3 мая марта 1940) русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей и рассказов,
Транксрипт:

У каждого внимательного читателя свой Булгаков… Автор: О. С. Титаренко, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней 4 г. Северодонецка Луганской области

Вечные вопросы и вечные проблемы мировой литературы… Нас заинтересовал вопрос: «В чем своеобразие и отличительные особенности художественного мира Булгакова». Исследуя культурологический аспект, мы сравнили произведения Булгакова «Мастер и Маргарита» с «Фаустом» Гете и романами Достоевского. В результате работы мы пришли к следующим выводам.

И.В.Гете «Фауст» М.Булгаков «Мастер и Маргарита» Мефистофель – демон- искуситель, дух зла. Воланд – дьявол, сила зла, в романе изображен как сила справедливости. («Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»)

Мефистофель искушает Фауста золотом, любовью, властью. Воланду в Москве уже никого не нужно искушать.

У Гете, Маргарита – воплощение чистоты, женственности, любви, но она изображена как жертва обстоятельств, дьявольского замысла. У Булгакова, Маргарита – символ любви и преданности, но она не жертва, а спасительная сила для Мастера. Даже Воланд признает ее силу, называя королевой Марго.

У Гете, Фауст и Маргарита воссоединяются на небесах, в свете. Любовь Маргариты помогает Фаусту заслужить добро. У Булгакова, Маргарита помогает Мастеру заслужить награду – но уже не свет, а покой (потому что он был обыкновенным человеком, а не святым и не героем).

Традиции Достоевского Новаторство Булгакова М о т и в « в с е д о з в о л е н н о с т и » ( е с л и н е т Б о г а, з н а ч и т, н е т и д ь я в о л а, т. е. н е т н и р а я, н и а д а, с л е д о в а т е л ь н о, в с е д о з в о л е н о в з е м н о й ж и з н и ). С п о р м е ж д у Б е р л и о з о м и Б е з д о м н ы м о т о м, с у щ е с т в о в а л л и Х р и с т о с н а с а м о м д е л е ? М о т и в « в с е д о з в о л е н н о с т и » п о с т о я н н о з в у ч и т в р о м а н е. В с е д о з в о л е н о в з е м н о й ж и з н и : п и с а т ь д о н о с ы, в о р о в а т ь, л г а т ь, а р е с т о в ы в а т ь б е з в и н н ы х и т. д.

Князь Мышкин («Идиот») – сумасшедший, но он единственно нормальный человек в сумасшедшем мире. Мастер оказался в сумасшедшем доме, потому что он догадался о реальном состоянии вещей («Я знал…»). Булгаков развивает тему общественного сумасшествия, социального абсурда.

М о т и в « б е с о в », к о т о р ы е в х о д я т в л ю д е й и с т а н о в я т с я п р и ч и н о й и х д у х о в н о й г и б е л и ( р о м а н « Б е с ы » ), - г е н и а л ь н о е п р е д в и д е н и е Д о с т о е в с к о г о. « Бесы» живут и процветают в Москве 30-ых годов. Они полностью овладели душами людей. «Бесовская» атмосфера постоянно прослеживается в романе Булгакова.

В процессе работы мы использовали следующую литературу: Печатные издания Ресурсы Интернета Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М, 1988 Энциклопедия Булгаковская /Сост.Б.Соколов – М, 1997 Яблоков Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова. – М, 2001 Яблоков Е. А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. - М, 1997 Роман М.А.Булгакова и жанровые традиции русской классики. Мир Булгакова/Bulgakovs World. Евгений Хилькевич. Опыты литературного анализа романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».