Итоги реформы высшей школы В.А. Сухомлин, Проф. МГУ им. Ломоносова, sukhomlin@mail.ru САКГУ, 28 сентября 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Итоги реформы системы высшего профессионального образования и ее влияние на развитие научных школ В.А. Сухомлин, Проф. МГУ им. Ломоносова,
Advertisements

О нормативно-правовой базе уровневого образования.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Обеспечение перехода на новые ФГОС ВПО и уровневую подготовку В ВУЗЕ Попова Е.П.
Уровневая система высшего профессионального образования (ВПО) в России Лектор: Т.А.Воронова, канд. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики ИвГУ.
Актуальные вопросы подготовки специалистов в области стандартизации и метрологии в контексте реформы технического регулирования Проректор по стратегическому.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
О текущем моменте Д.Р. Хохлов Физический факультет Московского государственного университета.
Актуализация ФГОС по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры» Чепурин Евгений Михайлович Заместитель Председателя УМО, проректор по УМР ФГБОУ.
РЕФОРМА РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Законопроект «Об образовании»- школьное образование и обучение. Мифы и реальность.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Нормативные изменения в подготовке аспирантов, докторантов, соискателей Начальник отдела подготовки научно-педагогических кадров Е.В. Лаптева.
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Транксрипт:

Итоги реформы высшей школы В.А. Сухомлин, Проф. МГУ им. Ломоносова, САКГУ, 28 сентября 2010

Россия, как и другие развитые страны, вступили в период перехода от постиндустриального общества к обществу, основанному на знаниях Знание становится одним из ведущих сегментов производства, накопления и товарного обмена, ведущим инструментом в экономической деятельности человека. Процесс труда базируется в основном на потреблении знаний и сопровождается созданием новых знаний Система высшего образования превращается в одну из ведущих самостоятельных производящих отраслей экономики (не сферы обслуживания!), обеспечивающую приращение человеческого капитала и, тем самым, приращение ВВП в инновационной экономике Предисловие

Основными целями реформирования системы высшего профессионального образования (ВПО) являлись: 1) переход на уровневую систему ВПО 2) переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения (третьего) 3) «строгая болонизация» (на самом деле, кастрированная ) – в качестве конечной цели (т.е. уровневая подготовка, кредитная система оценки учебной нагрузки, единое Европейское приложение к диплому, и пр. ) 1. Цели реформы системы ВПО

Основные Федеральные законы для обеспечения перехода на уровневую систему ВПО и ФГОСы третьего поколения: 1. Федеральный закон от г. 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уровней высшего профессионального образования) 2. Федеральный закон от г. 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия структуры и содержания государственного образовательного стандарта» 3. Федеральный закон от г. 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» 4. Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "О МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ" 5. Федеральный закон от г. 308-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки» Основные 2. Основные Федеральные законы реформы ВПО

Статья 4 Федерального закона от г. 232-ФЗ, Статья 6 Федерального закона от г. 260-ФЗ: 2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 сентября 2009 года обучение (до 31 декабря 2010 года) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования обучение по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней ВПО осуществляется по решению ученого совета образовательного учреждения ВПО в соответствии с утвержденными государственными образовательными стандартами ВПО 3. Прием в образовательные учреждения ВПО для обучения по образовательным программам ВПО соответствующих ступеней высшего профессионального образования прекращается 31 августа 2009 года (30 декабря 2010 года) Обучение по указанным программам соответствующих ступеней ВПО осуществляется до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми для такого обучения 3. Механизмы перехода на уровневую систему ВПО и новые федеральные государственные образовательные стандарты

Статья 4 Федерального закона от г. 232-ФЗ, Статья 6 Федерального закона от г. 260-ФЗ: 4. Квалификация (степень) «бакалавр», присвоенная имеющим гос. аттестацию ОУ ВПО до прекращения в РФ обучения по образовательным программам ВПО ступеней ВПО, приравнивается к квалификации (степени) «бакалавр», присваиваемой после установления уровней ВПО 5. Квалификация «дипломированный специалист», присвоенная имеющим гос. аттестацию ОУ ВПО до прекращения в РФ обучения по программам подготовки дипломированного специалиста, приравнивается к квалификации (степени) «специалист» 6. Квалификация (степень) «магистр», присвоенная имеющим гос. аттестацию ОУ ВПО до прекращения в РФ обучения по образовательным программам ВПО ступеней ВПО, приравнивается к квалификации (степени) «магистр», присваиваемой после установления уровней ВПО Механизмы перехода на уровневую систему ВПО и новые федеральные государственные образовательные стандарты

4. Модели ступенчатой и уровневой системы ВПО ,5 лет специалист 535 специальностей ВПО Общее среднее (полно) образование Годы обучения 120 направлений подготовки ВПО 4 года бакалавр 2 года магистр 2 года магистр 1 – 1,5 года специалист 4 года бакалавр Заимствовано у Коршунова

Модель уровневой системы ВПО Бакалавр 1 Магистр 1 Бакалавр 1 Магистр 2 Бакалавр 2 Аспирантура Специалист 1 Специалист 2 Специалист 1 Магистр 1 (107 специальностей) Второе высшее образование Первое Высшее образование Для дипл. Спец-а

5. Результат перехода от ступеней к уровням Выводы: 1.При переходе на уровневую систему ВПО сохранены эквивалентность квалификационных позиций (степеней) подготовки, т.е. формально переход не привносит ничего нового (какая же это реформа?!) 2.Что стоит за этим переходом: -Значительное сокращение числа специальностей с наукоемкой подготовкой (с 530 до 107), по сути силовое выдавливание из образовательного поля специальностей, во многих случаях ущербное – примеры, ВМК, РКА, ФЭ -Массовое сокращение уровня профессиональной подготовки – замена 5 летнего обучения на 4-х летнее (в мире обратные тенденции – доказано, что увеличение сроков обучения ведет к увеличению ВВП) -Значительное сокращение объема учебной нагрузки для преподавателей и ухудшение их материального положения -Значительный ущерб преподавательским (особенно наукоемким технологиям) - (пример ВМК, потеря более 100 спецкурсов при переходе на бакалавриат)

ГОС ВПО введен Законом РФ «Об образовании», 1992г. Перечень ГОС ВПО первого поколения насчитывал – 422 специальности и 92 направления В 1996 г. принят ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» Федеральные компоненты ГОС д.б. включать: общие требования к ООП; требования к обязательному минимуму содержания ООП, к условиям их реализации, сроки освоения; макс. объем учебной нагрузки Перечень ГОС ВПО второго поколения насчитывал – 120 направлений (240 стандартов бакалавра и магистров) 215 стандартов специалистов и 88 стандартов дипломированных специалистов для 320 специальностей. Основной акцент в ГОСах на информационно-знаниевую модель ВПО (дисциплины и их содержание) 6. Переход от ГОС к ФГОС

1.В ФГОС закладывается не стандартизация дидактики обучения (содержания), а стандартизация результатов- компетенций обучения – компетентностный подход (содержание, т.е. знания, из образования изгоняются ?!) 2. Подход, ориентированный на студента, на ожидаемые результаты обучения в форме компетенций (кто их сформулирует и обеспечит их конструктивность и актуальность)?? 3. Связь с работодателем «при формировании ФГОС, определении необходимых квалификаций (степеней) … лидирующую роль должен играть профессиональный стандарт, т.е. требования, которые предъявляет к работнику конкретная область трудовой деятельности» - по сути должностные инструкции ?! 4. Переход расчета учебной нагрузки в зачетных единицах по типу ECTS (чисто технический аспект) 5. Изменение приложения к диплому по типу европейского Diploma Supplement (достаточно для соответствия рекомендациям Болонского процесса) 7. Концепция ФГОС

1.ФГОС функционально уступает ГОС, т.к. не содержит важнейшей компоненты нормирования профессиональной подготовки – требований к содержанию обучения (учи чему хочешь) 2. Компетенции как цели обучения без поддерживающего объема знаний представляются просто общими лозунгами, мало полезными для проектирования ООП. Тем более, что они фиксируются на 10 лет 3.Под лозунгом перехода к ФГОС сделаны значительные усилия, чтобы загнать образование и науку под текущие потребности (проф. стандарты) отсталой российской экономики 4.ФГОС обнуляют все методическое обеспечение ВПО (аккредитование, лицензирование, грифование, мобильность). 5.Не гармонизированы с международными стандартами, например, СС2005/ Не технологичны (не охватывают многопрофильность обучения по направлениям, не поддерживают множественность стратегий обучения, не имеют технологии поддержки и сопровождения) 8. Что же получилось в итоге с ФГОС?

Реформаторами не понята суть уровневой Болонской системы обучения, технологического конвейера, включающего: бакалавриат, магистратура и институт докторантуры (докторов философии или PHD- программ) Бакалавриат – массовое производство в основном практико- ориентированных людей, а также система отбора кандидатов для магистратуры (не редукция специалитета! ) Магистратура - подготовка высокопрофессиональных креативных кадров, а также отбор способных к исследовательской деятельности Институт докторов философии или PHD-докторантуры - самое ценное звено в технологической цепочке уровневой модели, мотор мировой науки (наша аспирантура, особенно по прикладным направлениям, на порядок менее эффективна института) А перенос и адаптация этого института в российскую систему образования не предусматривались!? Т.о. нам навязан переход от ступенчатой модели на кастрированную уровневую модель, с ампутированным самым важным органом, продуцирующим самый ценный для общества результат 9. Итог - российская кастрированная Болонья

Модернизация образования связана с политикой модернизации страны Цели такой модернизации, со слов Президента, таковы, что «Россия должна стать страной-мечтой для людей всего мира» Особенно вдохновляют его слова о том, что «в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, где благополучие и высокое качество жизни граждан обеспечивается не столько за счет сырьевых источников, сколько инновационными ресурсами: инновационной экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности» В основе модернизации образования лежат системные структурные преобразования – создание системы элитных университетов, которые обильно финансируются (в первые годы), оснащаются передовыми технологиями и превращаются в инновационные площадки экономики знаний Параллельно создается ультрасовременный научно-технологический комплекс-город Инноград (Город инноваций в Сколково), который должен стать центром инновационного развития экономики страны 10. Что такое модернизация системы ВПО?

Иерархия системы элитных университетов : А) высший уровень - федеральные государственные бюджетные учреждения или национальные (2 университета): - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и - Санкт-Петербургский государственный университет. В) федеральные университеты – на момент написания работы их было семь: Южный федеральный университет (ЮФУ), Сибирский федеральный университет (СФУ), Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования, Северный (Арктический) федеральный университет С(А)ФУ, Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). С) национальные исследовательские университеты – на момент написания их было 28. Программа формирования группы элитных вузов продолжается. Впрочем, министр называл число вузов, которые сохранят за собой звание университета – порядка Что есть клуб элитных университетов?

Закон о МГУ и СПбГУ, а также уставы вновь испеченных элитных университетов, дают однозначный ответ, что все эти университеты «реализуют образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований» И еще есть добавка, что «требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в самостоятельно устанавливаемые стандарты … не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов» Но, если ФГОСы это государственные стандарты, то учить «ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов» ни какому вузу не должно быть дозволено, иначе ФГОСы не государственные стандарты Если же в федеральном законе специально это оговаривается, то отсюда следует что, в законе либо написана тавтология (по-другому бессмыслица), либо подразумевается возможность для других, второсортных, университетов учить ниже требований ФГОС. Получается, что ФГОСы для университетов из элитной группы не нужны, но и второстепенным вузам ФГОСы также не нужны, так как им как бы дозволяется учить ниже требований ФГОСов, т.е. не по стандартам. В результате имеем фантастическую картину – пять лет под шумную рекламную кампанию, потратив уйму денег, разрабатывали никому ненужные ФГОСы 11. По каким стандартам будут учить элитные университеты?

Каждое конкретное образовательное направление реализуется на каком- то факультете («Химия» - на химическом факультете). Значит, надо говорить о стандарте факультета, а не университета (в принципе это можно спустить и на уровень выпускающей кафедры). Но нужны ли нам самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты факультетов или кафедр? Таким образом, на практике «самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты университета» – это просто бессмыслица. И вокруг этой бессмыслицы городятся законы. Они подписываются руководителями страны. Вокруг этих законов с бессмыслицей развивается бурная деятельность Полистандартизация («стандарческий» маразм) ведет к разрушению методической базы ВПО, нарушению внутренней мобильности студентов 11. «самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты университета» - бессмыслица

- Безумная (шарлатанская) кампания с профстандартами -Необоснованное обрушение системы среднего профессионального образования -Бездеятельность в развитии системы дополнительного образования -Передача системы образования под патронаж Майкрософту -ЕГЭ (удар по элитарному образованию и преподавательским технологиям) -Политизация и партократизация (насаждение на руководящие должности отработанных госчиновников и партократов, превращение системы ВПО в МВД) -Неэффективная грантовая политика -Лицемерное отношение к фундаментальной и вузовской науке (бюджет РАН в 2010 году сокращен на 3,5 миллиарда рублей) -Выбор сверхзатратного пути создания элитных университетов является сверхзатратным, так как большая часть денег идет на строительные работы (до 90% и более) Другие беды на голову ВПО

Что делать? Как спасти систему высшего образования? 1.Широкое обсуждение в обществе и профессиональной сфере итогов реформирования ВПО 2. Проведения экспертизы предпринятых шагов по модернизации системы высшего образования – формирования элитных университетов и создание города Иннограда, на предмет научной обоснованности и экономической эффективности 3. Полноценного финансирования фундаментальной науки, соответствующего ее роли в условиях общества знаний, неотложной реализации мер по поддержке и закреплению в науке молодых ученых РАН 4. Восстановления демократических принципов управления университетами, а именно, их автономии и самоуправляемости 5. Подготовки и проведения Всероссийского съезда работников образования и науки по оценке результатов реформы системы высшего образования и анализа предпринятых шагов по ее модернизации, а также оценки деятельности МОН РФ. Причем подготовка и проведение съезда должны быть экранированы от влияния со стороны российской партократии.

1. Архитектура университетского классического ИТ-образования Университетское ИТ-образование Computational Science (прикладная математика) Computing Computer Engineering-CE2004 Computer Science - CS2008 Information Systems - IS2008 Software Engineering - SE2004 Information Technology - IT2008 …

IT (Computing) CS SEISsIT Общие комп. профессии … профиль Архитектура ОЗ Areas Arears Arears Arears Предметные области Модули и Темы Area Units Topics ТрекиТреки КурсыКурсы Прогр.КурсовПрогр.Курсов Общий профиль CS СтратегииСтратегии

V Международная Юбилейная научно-практическая конференция «Современные информационные технологии и ИТ-образование», посвященная 40-летию факультета ВМК, 8-10 ноября 2010 г. Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова

I Международная Интернет-конференця «Инновационные информационно-педагогические технологии в системе ИТ-образования» (1 сентября 2010 – 15 ноября 2010) Секция 1 - теоретические и методические решения в области инновационных информационно- педагогических технологий непрерывного образования (школьного, среднего профессионального, высшего профессионального, дополнительного образования, самообразования) Секция 2 - инновационные информационно- педагогические технологии в системе ИТ-образования (развития профессиональных ИТ-компетенций) Секция 3 - инновационные информационно- педагогические технологии в предметных областях на основе использования средств и среды системы ИТ- образования

THE END Спасибо за внимание!

ФЗ от 10 ноября 2009 г. 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "О МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ" МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ выдают выпускникам документы о соответствующем уровне образования и (или) квалификации с официальной символикой РФ, которые заверяются печатью соответственно МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ и формы которых утверждаются соответственно этими университетами. Документы о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, выдаваемые МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, дают их обладателям права, аналогичные правам, предусмотренным для обладателей документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по программе магистратуры соответствующего уровня высшего профессионального образования, которое не рассматривается как получение ими второго высшего профессионального образования.

13. Компетентностный подход Базовые понятия: «компетенция» и «компетентность» [работы Ю.В. Фролова и Д.А. Махотина], где: - «компетенция» определяется как предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности -под «компетентностью» понимается интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях)

14. Модель компетенций для бакалавра ИТ (СС2005) В СС2005 определены следующие категории профессиональных качеств (компетенций): 1)общепрофессиональные компетенции 2)профильно-ориентированные компетенции 3)компетенции владения базовыми технологиями 4)Компетенции научной подготовки 5)исходящие (рабочие) компетенции 6)дополнительные компетенции (приобретаемые посредством дисциплин, непосредственно не связанных с профессиональной деятельностью)

Компетенции ФИИТ (5 стр): общекультурные (ОК1-ОК16) профессиональные компетенции (ПК1-ПК29) Компетенции ПМиИ (2 стр): общекультурные (ОК1-ОК16) профессиональные компетенции (ПК1-ПК15), Компетенции бакалавра историка (3 стр): общекультурные (ОК1-ОК19) профессиональные компетенции (ПК1-ПК13), ФГОС бакалавра. СОДЕРЖАНИЕ