КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Advertisements

Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Технология развития критического мышления (далее ТРКМ) была разработана американскими учеными и преподавателями в конце ХХ века.
Подготовила учитель МБОУ - СОШ 2 р. п. Степное Илюшова Татьяна Алексеевна ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Популярный метод мышления. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты.
Из опыта работы учителя истории и права Серяевой Н.А. МОУ СОШ 6 г.Вольска.
Использование эффективных образовательных технологий в работе с одарёнными детьми.
Основы технологии развития критического мышления Е.В.Соколова, учитель начальных классов МАОУ «Школа 44» г. Полысаево.
Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Критическое.
ЦЕЛЬ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией,
Вопрос, как средство обучения Каков вопрос таков и ответ (Народная мудрость)
Тема: «Достижение метапредметных образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС. Цель: внедрение федерального государственного образовательного.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
Транксрипт:

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление проблемное и оценочное В четвертых – это мышление аргументированное В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

В программе РКМЧП определение критического мышления состоит из 6 компонентов. Критический мыслитель: Формирует собственное мнение Совершает обдуманный выбор между различными мнениями Решает проблемы Аргументировано спорит Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним) Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми

Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Роль учителя в ТРКМ: направляет усилия учеников в определенное русло сталкивает различные суждения создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Политическая раздробленность Руси 1.Вызов. Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) 2. Осмысление. Причины Политические экономические социальные вывод позитивные, Проблема негативные Политическая - усиление позиций - появление самостоятельных - усложнение социальной последствия раздробленно отдельных княжеств; экономических районов; структуры; сть - 50 княжеств в формальной - рост городов; - зарождение дворянства; зависимости от Киева; - развитие вотчин. - феодальная иерархия. - Междоусобицы. З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать

Политическая раздробленность Линии сравненияЮго-запад Руси (Галицко-Волынское княжество) Северо-запад (Новгород) Северо-восток (Владимиро- Суздальское княжество) Климат, геостратегическое положение. Мягкий климат. Плодородные земли, уязвимость для набегов кочевников Климат и почвы мало пригодны для земледелия, но место удобно для защиты от западной агрессии. Скудные земли, суровый климат, лесная зона – защита от степняков. Занятия и экономическое развитие. Центр земледелия, торговли с Юго-Восточной и Центральной Европой. Активная торговля с Волжской Булгарией, Прибалтикой, Скандинавией. Освоение новых земель, строительство городов. Социально-политическое развитие. Рано сложилось могущественное боярство, оспаривавшее власть князей. Слабая княжеская власть, сильное боярство и купечество, у которых была власть. Сильны позиции местного владыки церкви. В новых городах слабые вечевые традиции, слабое боярство. Сильная княжеская власть. Князья-правители.Ярослав Осмомысл; потомки Владимира Мономаха (Роман Мстиславович, Даниил Романович). Всеволод Мстиславович (внук Владимира Мономаха), Святослав Ольгович. Юрий Владимирович Долгорукий (сын Мономаха), Андрей Юрьевич Боголюбский. Политические модели правления. Раннефеодальная монархия.Аристократическая феодальная республика. Деспотическая монархия.

Политическая раздробленность 3.Рефлексия. Синквейн. 1.Политическая раздробленность 2.Противоречивая, длительная. 3.Распадается, ослабевает, способствует. 4.Процесс экономической и политической децентрализации. 5.Закономерность. «Пейзаж – Зеркало настроения»

Причины и последствия отмены крепостного права 1.Вызов. Ассоциативный ряд. 2.Осмысление. причины причины причины причины причины политические экономические социальные внешнеполитические духовные причины вывод и последствия отрицательные отмены - невозможность - обезземеливание - рост крестьянских - выявление отсталости - распространение и положительные крепостного укрепить и крестьянства; волнений; России в ходе поражения идей либерализма; последствия права усовершенствовать - препятствие развитию - недовольство ростом в Крымской войне; - российская оттепель: государственную промышленного повинностей, - необходимость первые годы систему управления; переворота; рекрутскими наборами. возвращения статуса царствия Александра II - невозможность -ухудшение финансового великой державы. преодолеть отсталость положения; страны; - отсутствие рынка рабочей - угроза общественному силы; спокойствию. - нерентабельность хозяйства, основанного на подневольном труде.

Причины и последствия отмены крепостного права Концептуальная таблица Кластер – предположение Линия сравненияЧерноземная зонаНечерноземная зонаСтепная зона 1. Личное освобождение 2. Условие наделения землей : размер надела; размер выкупа. Разорение помещиков Буржуазия и наемные рабочие Разорение крестьян Буржуазия и наемные рабочие Социальное развитие Социальное развитие Экономика Политическое устройство Альтернативы развития России Капиталистический уклад Сохранение феодальных пережитков Конституционная монархия Самодержавная монархия Конституционная монархия

«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ» Сама ТЕМА - это «ствол дерева» «Листочки» – это Прогноз «Веточки» – это Аргументы, обоснования прогнозов 3. Рефлексия. Синквейн. 1.Причины отмены. 2.Вынужденные, обоснованные. 3.Задерживают, мешают, дестабилизируют. 4.Сохранение крепостного права – угроза развитию. 5.Историческая необходимость.

Я и выборы в моем городе 1.Вызов. Ассоциативный ряд. Подберите слова – ассоциации понятию «гражданин». Обмен мнениями. Как вы понимаете, что такое выборы? Зачем нужны выборы? Мини – дискуссия. Метод «Неоконченное предложение» Выборы Мой голос на выборах – это… Управление государством зависит от… ? 2.Осмысление. «Шляпы мышления». Инсерт, работа с кейсами Шесть Шляп Мышления» – один из самых популярных методов мышления, разработанных в 1986 году Эдвардом де БоноЭдвардом де Боно В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Метод шести шляп это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Решая проблему, далеко не всегда удается по максимуму использовать свой творческий потенциал. Основное препятствие на пути к решению – хаотический поток мыслей, эмоций, противоречивых идей. Белая шляпа: информация. «Констатация факта» Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зеленая шляпа: креативность, творчество. Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности. Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Инсерт (условные значки) V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) - (исправить неверные предположения ? (побудить дальнейший интерес к теме) Я это зналЭто для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше

Ромашка Блума Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

Я и выборы в моем городе. Д а й т е о п р е д е л е н и е п о н я т и ю г р а ж д а н и н Е с л и я п р а в и л ь н о п о н я л а, т о г р а ж д а н и н м о ж е т р е а л и з о в а т ь п р а в а и о с у щ е с т в л я т ь с о з н а т е л ь н ы й в ы б о р ? О ц е н и т е д в е п о з и ц и и г р а ж д а н и н а : а к т и в н у ю и п а с с и в н у ю. Ч т о и з м е н и л о с ь б ы в м и р е и о б щ е с т в е, е с л и б ы л ю д и н е п р и н и м а л и у ч а с т и я в в ы б о р а х ? П о ч е м у г р а ж д а н и н б е р е т о т в е т с т в е н н о с т ь н а с е б я ? К а к в ы б у д е т е п о с т у п а т ь, д о с т и г н у в с о в е р ш е н н о л е т и я ? ?

СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.