Лекция 5. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ Содержание: 1. Сущность и содержание межличностного конфликта. 2. Динамика межличностного конфликта и его разрешение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЕМИНАР Тема: «Конфликт – это хорошо или плохо?».
Advertisements

Конфликт – неизбежность или…. Объясните значение высказывания: « Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены » (С. Лец)
Одно из самых важных правил при решении любого рода конфликтов - это хорошее владение собой. Не поддаваться эмоциям, а, в первую очередь, сохраняя спокойствие,
* Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Конфликт в межличностных отношениях. конфликты изучают социологияполитология социальная психология юриспруденцияфилософиялогика.
(Конфликты и способы их разрешения). Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие относились к вам.
КОНФЛИКТ КОНФЛИКТ. КОНФЛИКТ - столкновение двух или нескольких равных по силе разнонаправленных сторон Конфликт – это несогласие между двумя или более.
К ОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ Подготовила педагог – психолог Дорошенко Л.Н МБДОУ « Детский сад 8 «Улыбка» г Щучье.
Презентация урока по предмету «Основы деловой культуры»
Педагогические конфликты: причины и пути разрешения.
Управление процессом конфликта в организациях. Управление конфликтами Управление конфликтами - целенаправленное воздействие: - на устранение или минимизации.
Усманова Халидя Бариевна, учитель начальных классов.
Моя семья Семья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление.
Семинар по социально-личностному развитию детей. Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) – столкновение противоположных направленных целей, интересов,
Социальные конфликты и способы их разрешения Лекция 4.
Составила педагог-психолог МОУ СОШ 9 г.Надыма Филиппова А.А.
КОНФЛИКТЫ conflictus – столкновение Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов.
О состоянии и развитии МУЗ «Шумерлинская городская станция скорой медицинской помощи» Докладчик: Фельдшер МУЗ «ШГССМП» Л.М. Рыжакова Л.М.
(от лат. conflictus столкновение) столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Тема собрания: «Конфликтные ситуации учитель - родитель» Разработала преподаватель ИВТ Бумина С.П.
Транксрипт:

Лекция 5. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ Содержание: 1. Сущность и содержание межличностного конфликта. 2. Динамика межличностного конфликта и его разрешение.

Сущность и содержание межличностного конфликта

Предмет конфликта Процесс конфликта Участники конфликта ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА Межличностный конфликт - это результат ситуации, в которой потребности, цели, представления одного человека вступают в противоречие с потребностями, целями и представлениями другого Цель, мотивы, интересы, ценности, установки «ПОТРЕБНОСТИ ЛЮДЕЙ ДИКТУЮТ ИХ ПОВЕДЕНИЕ С ТАКОЙ ЖЕ ВЛАСТНОСТЬЮ, КАК СИЛА ТЯГОТЕНИЯ - ДВИЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ТЕЛ» (Б.Ф.Ломов) СКАНДАЛ ВРАЖДА ССОРА ВОЙНА ФОРМЫ 2

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБА СЕМЬЯ ОБЩЕСТВО СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНФЛИКТ МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО» - ЭТО ЗНАЧИТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО: «ОСТАВЬ БЛИЖНЕГО В ПОКОЕ». И КАК РАЗ ЭТА ДЕТАЛЬ ДОБРОДЕТЕЛИ СВЯЗАНА С НАИБОЛЬШИМИ ТРУДНОСТЯМИ (Ф.Ницше) Ситуация: В период ухаживания Николай клялся, обещая Нине, носить ее на руках. Что произойдет, если ожидания Нины не оправдаются? КОНФЛИКТ 3

ФОРМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МужчинаЖенщинаРебенок МужчинаМ+ММ+ЖМ+Р ЖенщинаЖ+МЖ+ЖЖ+Р РебенокР+МР+ЖР+Р МУЖЧИНА – МУЖЧИНА: отец-взрослый сын, друг-друг, брат-брат (взрослые), коллега-коллега, начальник-подчиненный и др. МУЖЧИНА-ЖЕНЩИНА: начальник-подчиненная, муж-жена, коллега- коллега, любовник-любовница, отец-взрослая дочь, брат-сестра и др. МУЖЧИНА – РЕБЕНОК: отец-сын (или дочь), учитель-ученик, тренер- ученик и др. ВАРИАНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Общение – главное условие выживания, а также обеспечение реализации функций обучения, воспитания и развития личности 4

ФОРМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ по Э.БЕРНУ Самый простейший процесс общения - это обмен одной транзакцией, по следующей схеме: «Стимул» собеседника 1 вызывает «реакцию» собеседника 2, который, в свою очередь, направляет «стимул» собеседнику 1, то есть почти всегда «стимул» одного становится толчком для «реакции» второго собеседника. В этой схеме основой конфликта являются различные состояния субъектов взаимодействия, а «провокацией» конфликта - пересекающиеся трансакции. конфликт конфликта нет 5

6 Предмет спора, столкновения, вражды и т.д. Состав и характеристики участников конфликта Место происхождения конфликта Стратегии и методы урегулирования конфликта 5. Затрагивают интересы не только субъектов, но и тех, с кем они непосредственно связаны отношениями 1. Противоборство людей происходит непосредственно, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу (правда не всегда наяву) 3. Для субъектов конфликтного взаимодействия это проверка характеров, темпераментов, проявление способностей, интеллекта, воли и других индивидуально- психологических особенностей как своих, так и оппонента 2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных 4. Высокая эмоциональность и охват практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами

ОБЪЕКТИВНЫЕ Ресурсно-материальные недостаток материальных средств; бытовая неустроенность Социально-отношенческие Использование служебного положения в личных целях; отношение начальник и подчиненный; отношение родителей и детей и др. СУБЪЕКТИВНЫЕ Возрастные, индивидуальные, половые особенности личности стремление к превосходству; разный жизненный опыт; разные представления о нравственных ценностях; способы поведения, агрессивность; эгоизм, грубость; нарушение обещаний; ожидание и реальное поведение и др. ВСЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ СВЯЗАНЫ С ФРУСТРАЦИЕЙ И. ПЕРЕЖИВАЮТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО ПРИЧИНЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА 7

Принижение значимости роли человека, негативная оценка его поступков. Попытка обсуждения вопроса при негативных эмоциональных состояниях партнера Нарушение персонального физического пространства в ходе общения. Перебивание собеседника при высказывании им своего мнения. Подчеркивание разницы между собой и партнером: завышение своих достоинств и принижение достоинств партнера; преуменьшение вклада партнера в общее дело. Придирки и угрозы. Проявление недоверия к партнеру, личной антипатии. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К КОНФЛИКТУ В КОНФЛИКТЕ ОБЫЧНО МЫ ОЦЕНИВАЕМ СЕБЯ ХОРОШО, А ДРУГОГО УЧАСТНИКА ПЛОХО. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОНФЛИКТ МЫ ВОЗЛАГАЕМ НА СОПЕРНИКА. 8

ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ «Демонстративные» Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду. "Ригидные"- Слово "ригидный" означает негибкий, непластичный. Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Это те люди, для которых "если факты нас не устраивают - тем хуже для фактов". Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость. "Неуправляемые" Люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение - агрессивное, вызывающее. "Рационалисты" - Расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например, до тех пор, пока не "закачается кресло" под начальником. Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя. "Сверхточные" - Это добросовестные работники, особо скрупулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиций завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям (а таких большинство), подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все эти особенности нередко приводят к неустроенности личной жизни. "Безвольные" Отсутствие собственных убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влиянием которого тот оказался. Опасность этого типа происходит из того, что чаще всего безвольные имеют репутацию добрых людей, от них не ждут никакого подвоха. Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается коллективом так, что его "устами глаголет истина". 9

10 агрессивисты - задирают других и раздражаются сами, если их не слушают жалобщики - всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для решения проблемы; вечные пессимисты - всегда предвидят неудачи и считают, что из затеваемого ничего не получится всезнайки - считают себя выше, умнее других и всячески демонстрируют свое превосходство молчуны - спокойные и немногословные, но узнать о чем они думают и чего хотят весьма сложно сверхпокладистые - со всеми соглашаются и обещают поддержку, но слова у таких людей расходятся с делом нерешительные - медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться максималисты - хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости скрытые - затаивают обиды и неожиданно набрасываются на оппонента невинные лгуны - вводят других в заблуждение ложью и обманом ложные альтруисты - якобы делают добро, но «носят камень за пазухой»

Динамика межличностного конфликта и его разрешение

ОСОЗНАНИЕ ЦЕЛИ Преобладает мнение, что притязания можно удовлетворить посредством переговоров. Сотрудничество преобладает. СПОР Вербальное принуждение. Сотрудничество и неприязнь чередуются. УГРОЗЫ Эскалация взаимных угроз. Стрессы. ДЕЙСТВИЯ Переход к действиям. Ложное толкование действий друг друга. Чувство неприязни преобладает. КОАЛИЦИИ Привлечение сторонников. Взаимное наклеивание отрицательных ярлыков УДАРЫ При нанесении взаимного ущерба меньший рассматривается как выигрыш. САМОУНИЧТОЖЕНИЕ Тотальная борьба. Преобладает мнение, что проигрыш другого является целью жизни. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА КОГДА ТЫ ГОВОРИШЬ, ТВОИ СЛОВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛУЧШЕ МОЛЧАНИЯ (арабская поговорка) 11

12 Уход от разрешения конфликта. В этом случае вы воздерживаетесь от конфликта и стараетесь не говорить о нем. Результат - проигрыш/проигрыш, и конфликт не разрешен. Компромисс взаимные уступки обоих сторон путем получения частичного удовлетворения. Результат проигрыш/проигрыш или выигрыш/выигрыш и ни одна из сторон не получает полного удовлетворения. Конфликт не разрешен. Сотрудничество путем совместного разрешения проблемы. Результат - выигрыш/выигрыш и обе стороны будут удовлетворены процессом. Конфликт - разрешен Приспособление одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями (но только в данный момент), либо стремится оправдать себя и не расстраивать человека. Результат проигрыш/выигрыш и противоположная сторона получает удовлетворение, но конфликт не разрешен. Соперничество - подавление противоположного субъекта конфликта путем принуждения силой (или угрозой применения силы). Один из субъектов в этом случае занимает позицию: «Я добьюсь своего, независимо от того, что мне придется сделать». Результат выигрыш/проигрыш и одна из сторон (принуждающий) получает удовлетворение. Конфликт не разрешен. При этом межличностные отношения в дальнейшем отсутствуют, и наступает физическое и психологическое страдание проигравшего.

«Я» Подчеркивание индивидуальност и партнера «МОЕ ИМЯ» Обращение к собеседнику по имени (запоминание имени) «Я ХОРОШИЙ» Видение партнера в положительном свете «ПОЛ» Принятие во внимание особенностей мужской (женской) роли «Я БЫЛ-ЕСТЬ- БУДУ» Обращение к прошлому и будущему собеседника «КОМПЛИМЕНТ» Приятные слова, преувеличивающие какие-то достоинства, эффект внушения «Я ДОЛЖЕН» Адресация к долгу «Я ИМЕЮ ПРАВА» Уважение прав человека «ПОДДЕРЖКА» Обращение к личности ЧТО В СЕБЕ ЛЮДИ ЦЕНЯТ 13 «ЧТО Я ХОЧУ» Уважение достоинства, желаний, потребностей партнера

НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА 1. Дайте партнеру «разрядиться». При его агрессивности помогите ему снизить внутреннее напряжение, что-либо говорить ему бесполезно. Надо вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. 2. Попросите его спокойно высказать свои претензии. Спросите о фактах, доказательствах, а не о выражении эмоций. Людям свойственно путать факты и эмоции. 3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Спросите так, чтобы сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций переключить на положительные. Это может быть просьба о доверительном совете. Или неожиданный вопрос совсем о другом, не значимом для него. Можно напомнить о том, что связано с прошлым и было приятным. 4. Не давая партнеру отрицательных оценок, говорите о своих чувствах. «Я чувствую себя обманутым», но не «Вы меня обманули». Или «Я очень огорчен тем, как Вы со мной говорите», но не «Вы грубый человек». 5. Попросите сформулировать проблему, желаемый результат. Проблема - это то, что надо решить, и ее надо отделить от эмоций. Отделите человека от проблемы и сосредоточьтесь на проблеме. Сконцентруйтесь на интересах, а не на позициях. Разговор на уровне позиций - это борьба сил. 6. Предложите партнеру высказать свои соображения по проблеме и варианты решения. Виноватых искать не надо, надо искать выход из создавшегося положения. Искать взаимоприемлемое решение. Оба должны победить. 7. Говорите тогда, когда партнер остыл. Держите паузы, пока партнер не остынет. Побеждает тот, кто не дает разгореться конфликту. 14

8. В любом случае «сохраните лицо свое и партнера». Не задевайте его достоинства. Не затрагивайте его личность. Дайте оценку действиям и поступкам. Можно сказать: «Вы не выполнили свое обязательство», но нельзя говорить: «Вы - необязательный человек». Должно быть соучастие. Партнеры должны чувствовать, что с ними считаются. Непонятый человек раздражается. 9. Уточните смысл его высказываний и претензий. «Правильно ли я вас понял...», «Вы сказали, что...», «Позвольте я перескажу, как я понял...». Это устранит недоразумения. Уменьшит агрессивность. 10. Сохраняйте позицию «на равных». Позиция «сверху» - начальственная, родительская, приказывающая, как должно быть. Позиция «снизу» - подчиненная, детская, также неэффективная. Позиция «на равных» помогает обоим быть на высоте. Можно использовать метод психологического сближения. Может оказаться, что у партнеров больше поводов для сближения, чем разъединения. 11. Ничего не надо доказывать. Никто никогда в конфликтной ситуации ничего не докажет. Пустое занятие. Надо просто установить общие точки зрения, и понять то, что разъединяет партнеров. 12. Если чувствуете свою вину, не бойтесь извиниться. Это обезоруживает партнера и вызывает уважение. 13. Замолчите первым. Не от партнера требуйте: «Замолчи!», «Прекрати!», а от себя. Добиться этого легко. Молчание позволит, выйти из ссоры и прекратить ее - не с кем ссориться. Но молчание не должно быть обидным для партнера. Если оно окрашено злорадством, то это вызовет агрессию. 14. Не давайте характеристик отрицательно-эмоциональному состояния партнера: «Ну вот, полез в бутылку!», «А чего ты бесишься?». Это увеличит конфликт. 15. Уходя, не хлопайте дверью, говоря обидные слова. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. 15

Проблемные вопросыМоиОппонента Проблема Цели Препятствия Опасения Сильные стороны Возможность поддержки Недостающая информация Какую личную потребность удовлетворяю Эмоции Общее у оппонентов ФОРМАЛИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА Таблица позволяет провести развернутый и в тоже время компактный анализ конфликта, определить проблему, препятствия, опасения, сильные стороны, возможности, потребности не только свои, но и партнера. Особым достоинством таблицы является содержащаяся в ней возможность посмотреть на конфликт глазами оппонента, лучше узнать другую сторону конфликтного взаимодействия.