Информационные технологии в Республике Беларусь: тенденции и перспективы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальная автоматизированная система управления и обеспечения безопасности жизнедеятельности г. Пенза.
Advertisements

Системы электронного документооборота в бизнес-процессах предоставления государственных услуг.
Общая архитектура системы электронного правительства.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОТКРЫТЫХ КЛЮЧЕЙ И ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Комисаренко Владимир Владимирович -
Информационно-техническая политика (ИТП) ФТС России Ишутин Антон.
БЕЗОПАСНОСТЬ ИКТ И ЦИФРОВОЕ ДОВЕРИЕ Горбач Александр Николаевич Оперативно-аналитический центр Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики.
Концепция создания Национальной информационно–коммуникационной инфраструктуры Украины Концепция создания Национальной информационно–коммуникационной инфраструктуры.
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2009.
Page 2 Система электронного декларирования Page 3 Результатом развития системы электронного декларирования в 2011 году явилось оформление с применением.
Актуальность разработки единой ИС для АПК Волгоградской области Авторы: д.т.н., профессор А.П.Дарманян (Волгоградский филиал Финуниверситета) директор.
Федеральная государственная информационная система Росаккредитации.
Разработка нормативных документов, регламентирующих работу web - портала и средств поддержки электронного документооборота, а также взаимодействие участников.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА. Горбач Александр Николаевич Оперативно-аналитический.
Технология ViPNet Центр Технологий Безопасности ТУСУР, 2010.
СЕМИНАР « Проблемы перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид » 17 мая 2011 г.
Федеральная государственная информационная система Росаккредитации Для Участников Единой национальной системы аккредитации.
Россия, , г. Самара, ул. Ново-Садовая, 14а ИНТЕГРАЦИЯ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫ ОБРАЗОВАНИЕМ С.
«1С:Документооборот 8». Зачем автоматизировать документооборот? Единая информационная база документов Возможность параллельного выполнения операций Непрерывность.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия ( годы)" 29 марта 2002 г. г. Вена.
Транксрипт:

Информационные технологии в Республике Беларусь: тенденции и перспективы

План доклада Тенденции развития Республики Беларусь в области информационных технологий Национальная программа Республики Беларусь в сфере информационно- коммуникационных технологий Примеры проектов в Республике Беларусь в рамках реализации задач Национальной программы

Концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы построение современной телекоммуникационной инфраструктуры; создание и обеспечение функционирования государственной системы оказания электронных услуг; формирование и развитие в республике услуг в сфере ИКТ, соответствующих мировому уровню.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ускоренного развития услуг в сфере информационно- коммуникационных технологий на 2011– 2015 годы разработана на основании Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г.; заказчик мероприятия Национальной программы – государственный орган либо государственная организация, инициирующий(ая) через заказчика в рамках подпрограммы мероприятие и заинтересованный(ая) в его исполнении, а также использовании результатов, осуществляющий(ая) приемку результатов работ и их последующую эксплуатацию; услуги в области информационных технологий – разработка и продажа программных продуктов, предоставление услуг, связанных с консалтингом, внедрением и поддержкой информационных технологий, включая выполнение внешним подрядчиком функций, связанных с поддержкой и обслуживанием информационных систем и ИТ-инфраструктуры, а также разработкой программного обеспечения под заказ.

Основные задачи Национальной программы развитие национальной ИКИ, обеспечивающей опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей граждан, бизнеса и государства, создание благоприятной среды для оказания электронных услуг, формирования государственных информационных ресурсов (далее – ГИР) и обеспечение доступа к ним на всей территории республики, обеспечение информационного взаимодействия всех участников информационного обмена; повышение эффективности реализации основных государственных функций посредством создания и развития государственной системы оказания электронных услуг; повышение качества и доступности медицинского обслуживания населения, доступности услуг, предоставляемых системой здравоохранения;

Основные задачи Национальной программы (продолжение) создание условий, способствующих повышению качества и эффективности информационных отношений населения и государства, посредством формирования системы оказания информационных услуг по направлениям занятости и социальной защиты населения на основе применения ИКТ, повышение качества работы органов и организаций системы Минтруда и соцзащиты; создание условий, содействующих развитию информационного общества, на основе развития человеческого капитала и широкого внедрения элементов электронного обучения; реализация государственной информационной политики, содействующей развитию международной торговли как составной части экономики республики, обеспечению конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках, развитию направления по предоставлению электронных услуг участникам международной торговли как белорусским, так и иностранным;

Основные задачи Национальной программы (продолжение) расширение представительства государства, бизнеса, общественных организаций в глобальной компьютерной сети Интернет, развитие национального интернет-контента; развитие системы информационной безопасности, обеспечивающей правовое и безопасное использование ИКТ, укрепление доверия, обеспечение условий для безопасного оказания и получения электронных услуг; создание условий для развития ИТ-индустрии в целях ускоренного развития услуг в области информационных технологий, привлечения заказов по разработке ИТ-продукции, содействие росту валютных поступлений в республику.

Подпрограммы Национальной программы «Национальная информационно-коммуникационная инфраструктура» «Электронное правительство» «Электронное здравоохранение» «Электронная занятость и социальная защита населения» «Электронное обучение и развитие человеческого капитала» «Формирование национального контента» «Электронная таможня» «Безопасность ИКТ и цифровое доверие» «Развитие экспортно-ориентированной ИТ-индустрии»

Наиболее перспективные и востребованные направления информатизации в Беларуси Внедрение систем электронного документооборота Проектирование и внедрение автоматизированных информационных систем (АИС) Проектирование и внедрение портальных решений для автоматизации административных процедур

Пример проекта - построение системы документооборота для Министерства по налогам и сборам РБ Задача - реализация сквозного документооборота территориально распределенной структуры Министерства (центральный аппарат, 6 областных подразделений по Республике и городское подразделение Минска).

Схема работы системы документооборота для Министерства по налогам и сборам РБ Налогоплательщики покупают криптографический ключ с сертификатом, посылают данные в налоговую инспекцию (электронное декларирование). Заявки распределяются между сотрудниками налоговой инспекции, обрабатываются и через портал возвращаются налогоплательщикам пользователей, возможно расширение до 5000.

DIRECTUM как платформа системы документооборота для Министерства по налогам и сборам РБ Программная платформа класса ECM (Enterprise Content Management) Перевод традиционного «бумажного» делопроизводства в электронный документооборот. Возможность адаптации для использовании в Беларуси в соответствии с законодательными и нормативными требованиями в области документационного обеспечения и архивного делопроизводства. Интеграция с системами бизнес- моделирования и управления.

Пример проекта - портал Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь входит в структуру Министерства, и, в соответствии с возложенными на него задачами: организует и координирует работу по накоплению средств государственного социального страхования и управлению ими; осуществляет сбор и накопление обязательных страховых взносов, профессиональных взносов и иных платежей, предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании; финансирует расходы на выплату трудовых и профессиональных пенсий и пособий и иные расходы социального страхования; организует и ведет индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах; осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством. В структуру Фонда входят: центральный аппарат; 6 областных и Минское городское управление; 149 городских и районных отделов.

Какие задачи решает Получение статистической информации и результатов обработки электронных документов плательщиками обязательных страховых взносов. Ввод данных в виде файлов с отчетными сведениями (с ЭЦП и без ЭЦП) инспекторами подразделений Фонда. Обмен данными с автоматизированными системами Фонда социальной защиты населения (АСУ ПУ, АСУ «Район», АСУ ППС). Получение статистических и других сведений сотрудниками подразделений Фонда. Обмен данными с органами по труду Министерства труда и социальной защиты населения. Обмен данными с регистрирующими органами Министерства Юстиции. Предоставление информации судебным и другим государственным органам. Портал Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ

Схема портала Фонда социальной защиты населения

Портал Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ – технические характеристики Платформа: Oracle Database 11g, Oracle Application Server 10g R2, Oracle Fusion Middleware 11g, Oracle RAC Средства разработки: JDeveloper, PowerDesigner, EA, APM

Безопасность портала ФСЗН Аутентификация. Все внешние пользователи (плательщики) авторизуются при входе на портал с помощью криптографического ключа. Электронная цифровая подпись. Все документы, подаваемые плательщиками через портал, подписаны ЭЦП. Защищенный канал. Защита передаваемых данных от модификации или раскрытия при помощи сертифицированных средств криптографической защиты канала передачи информации. Разграничение доступа. Портал содержит большое количество информационных справочников и средств формирования отчетов. При этом доступ к информации в информационных сервисах разграничен. Сертифицированная система. В Беларуси все информационные системы, находящиеся в эксплуатации в государственных органах, должны быть оснащены средствами безопасности, аттестованными Оперативно-аналитическим центром при Президенте.

Результаты использования портала ФСЗН Снижена нагрузка на сотрудников Фонда, занимающихся взаимодействием с плательщиками страховых взносов. Исключено обязательное посещение Фонда для подачи отчетности на бумаге и электронном носителе плательщиками страховых взносов. Теперь не нужно стоять в длинных очередях, чтобы подать отчетность. Реализована единая централизованная система контроля. Раньше документы могли пройти контроль на уровне района и области и не пройти контроль по центральной базе сейчас отчеты сразу проходят контроль в центре. Повысилась оперативность получения информации из баз данных Фонда различными органами государственного управления. Сократился объем бумажной документации, поступающей в Фонд и исходящей из Фонда. Документооборот стал полностью электронным.

Пример проекта - автоматизированная информационная система контроля торговых автоматов Централизованный учет торговых автоматов и их владельцев Сбор данных о приеме торговыми автоматами денежных средств и иной информации об их работе Обработка и хранение Предоставление доступа к информации владельцам торговых автоматов Предоставление доступа к информации надзорным (налоговым) органам для контроля над бизнесом, связанным с розничной торговли с применением торговых автоматов

АИС контроля торговых автоматов Заказчик - Республиканское унитарное предприятие «Информационно-издательский центр по налогам и сборам», создано в марте 2007 года при Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь. Целями и задачами деятельности РУП являются: информирование хозяйствующих субъектов о налоговом законодательстве, законодательстве о предпринимательстве; продажа бланков строгой отчетности; обеспечение комплексной автоматизации налоговых органов с помощью современных информационных технологий; повышение эффективности работы налоговых органов путем создания и совершенствования их инфраструктуры и материально-технического обеспечения.

Принципы работы АИС контроля торговых автоматов База данных Системы контроля торговых автоматов (СКТА) позволяет однозначно идентифицировать объекты автоматизации (автомат, его владельца, пользователя системы и т.д.), а также фиксировать их действия. Передачу в систему данных о работе автоматов обеспечивает специальное устройство, которое называется Система контроля налоговых органов (СКНО), которое устанавливается в торговый автомат и передает в центр обработки данных системы данные о приеме денежных средств. Устройство СКНО подключается к разъему информационной шины данных, проходящей между купюроприемником и управляющим устройством автомата, по которой идут сигналы о приеме купюр. СКНО умеет распознавать эти сигналы и передавать их с помощью GSM-модуля в центр обработки данных РУП ИИС в виде сообщений определенного формата. Данные передаются по специально созданной защищенной сети передачи данных, которая организуется на базе существующих сетей мобильных операторов Республики Беларусь в режиме реального времени. В случае временного отсутствия связи СКНО может накапливать информацию и отправлять ее в отложенном режиме.

Архитектура АИС контроля торговых автоматов

Система реализована по трехзвенной архитектуре клиент/сервер приложений/сервер СУБД, с удаленным доступом пользователей к системе через Интернет; web-ресурс (сайт системы); подсистема центра обработки данных (ЦОД), поддерживает две рабочие базы данных транзакционную и справочную, используется программное обеспечение системы виртуализации Vmware vSphere, серверное оборудование и интеллектуальная дисковая система хранения данных; подсистема коммуникационного взаимодействия; интегрируемое устройство контроля налоговых органов; сеть передачи данных; система защиты информации.

Система контроля налоговых органов (СКНО) СКНО имеет металлический корпус с разъемами для подключения к шине и к питанию. Внутри - стандартный промышленный контроллер с программным обеспечением для распознавания сигналов и GSM-модуль. Устройства производятся по заказу РУП ИИЦ на заводе компании «Рэйнбоу Текнолоджиз» в Витебске. Размеры устройства не превышают 13х10 см, вес 100 г. Установка СКНО в автомат занимает не более 10–15 минут.

АИС контроля торговых автоматов– технические характеристики Платформа: СУБД PostgreSQL, сервер приложений Tomcat. Средства разработки: PowerDesigner, EA, APM

Результаты внедрения АИС контроля торговых автоматов Для контролирующих органов - система обеспечила уникальную возможность собирать в реальном времени данные по движению денег с точностью до купюры и владеть всей необходимой для контроля информацией. Для владельцев автоматов - владельцы автоматов могут теперь контролировать работоспособность автоматов в режиме реального времени, а также многие владельцы выяснили, что количество денег, которые воруют операторы, достаточно велико.

Заключение Информатизация в Республики Беларусь затрагивает все сферы деятельности белорусских организаций и предприятий Управление процессом и достижение целей информатизации – задачи поставлены на уровне государственных программ Информатизация обеспечена использованием современных информационных технологий Цель информатизации - развитие информационного общества на инновационной основе, повышение качества и эффективности информационных отношений населения, бизнеса и государства.