Составляющая ИКТ-компетентности школьных библиотекарей: работа с читателями в виртуальном пространстве школьной библиотеки Л.М. Нестерова ст. преподаватель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа: Федеральный государственный образовательный стандарт в контексте государственной политики образования Зав. лабораторией общественно-гуманитарного.
Advertisements

Некоторые возможности использования LMS Moodle в очном обучении Маняхина В. Г.
« Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать » Сеймур.
Что такое Moodle? Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) модульная объектно - ориентированная динамическая учебная среда свободно.
Компьютер в руках дефектолога
Информационно-коммуникационные технологии, как эффективные технологии создания информационно- образовательного пространства (среды). Дмитриева Юлия Викторовна.
обмен опытом и обсуждение проблем и перспектив использования информационного пространства общеобразовательных учреждений в учебно- воспитательном процессе.
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Перспективы развития информатизации системы образования г.Чебоксары.
Платформа Moodle как образовательная среда: рабочие правила и инструкции.
Информатизация образования является приоритетом российского образования. Задача школы, существующей в современном обществе, - подготовить своих учеников.
ИКТ-компетентность педагога. ноября 2006 г. Александр Елизаров ИКТ-компетентность педагога: понятие Профессионализм.
О.Н. Пусева, заместитель директора по учебно- воспитательной работе МАОУ лицей 1 «Классический».
ИКТ поддержка инновационной апробации курса «Проектная деятельность» Московский институт открытого образования лаборатория информационной поддержки развития.
Формирование информационно- коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса. Заместитель директора по УВР МОУ «Ржаксинская сош 1» Лексин.
Сопровождение процессов информатизации ОУ района Направление работы: Кудряшова О.А.,
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ.
Роль школьного информационно - библиотечного центра в формировании ИКТ - компетентности участников образовательного процесса Роль школьного информационно.
Web портал школы Новые возможности для учеников, учителей и родителей Проектная работа ученика 4 «А» класса Петухова Андрея на тему: Государственное образовательное.
Основные направления информатизации системы образования Республики Марий Эл: опыт, результаты, перспективы ШВЕЦОВА Галина Николаевна Министр образования.
Транксрипт:

Составляющая ИКТ-компетентности школьных библиотекарей: работа с читателями в виртуальном пространстве школьной библиотеки Л.М. Нестерова ст. преподаватель кафедры информационных технологий и образовательной среды ГБОУ ВПО МИОО (Московский институт открытого образования)

Москва, 3-5 октября 2011 г. Конференция «Сохранение электронной информации в информационном обществе». Президент ИФЛА, Ингрид Пэрент, обозначила задачи, стоящие перед библиотеками: «Цифровая информация меняет не только общество, в котором мы с вами живем, но и основные функции практически каждой библиотеки в мире. Будущее библиотек – это цифровое будущее. Библиотеки переходят к работе с цифровыми коллекциями, включающими электронные книги, базы данных и разные другие виды электронных материалов.»

Решать такие задачи могут только компетентные сотрудники библиотек, обладающие современными знаниями и навыками работы: новой грамотностью – владением общей и профессиональной информационной культурой; знаниями и навыками в использовании новых инструментов – информационных технологий. Каждая профессия имеет свой набор компетентностей.

При обсуждении Стратегического плана, разработанного ЮНЕСКО для реализации Программы «Информация для всех», было высказано замечание: «…информационную грамотность нельзя рассматривать в отрыве от образования в области ИКТ и средств информации и что эти три вида грамотности должны иметь единое название «грамотность в области средств информации»».

Основные составляющие профессиональной ИКТ-компетентности библиотекарей: - работа с электронными таблицами (с применением формул для автоматического пересчета данных, входящих в таблицу); - использование автоматизированной информационно- библиотечной системы (АИБС) для ведения электронного каталога и учета библиотечного фонда, организации обслуживания читателей, формирования отчетов за любой интервал дат по введенной в систему информации; - организация обмена библиографическими описаниями изданий между внешними источниками и электронным каталогом школьной библиотеки в стандартных обменных форматах: RUSMARC (обменный формат и формат каталогизации, принятый в России), UNIMARC (официальный обменный формат IFLA и ЕС);

Основные составляющие профессиональной ИКТ-компетентности библиотекарей: - загрузка и выгрузка информации из АИБС в разных форматах; - обмен библиографическими описаниями между внешними источниками и электронным каталогом школьной библиотеки в стандартных обменных форматах: RUSMARC (обменный формат и формат каталогизации, принятый в России), UNIMARC (официальный обменный формат IFLA и ЕС); - поиск информации, электронных учебных материалов и образовательных ресурсов в среде ИНТЕРНЕТ; - работа с дистанционными информационными технологиями (дистанционные обучающие курсы, создание дистанционных информационных пространств); - профессиональная работа с электронными каталогами и электронными библиотеками; - использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

При обучении на этом курсе библиотекари приобретают знания и навыки работы в автоматизированной информационно-библиотечной системе в учебном классе, получают квалифицированную очную и дистанционную помощь преподавателя, закрепляют полученные знания и навыки на рабочем месте. Уже в процессе обучения на курсе библиотекари могут начать на школьном компьютере реальную работу по созданию электронного каталога учебной и художественной литературы и вводу электронных вариантов документов по учету библиотечного фонда школы.

Обучение на курсе началось в 2012/13 учебном году. Он предназначен для обучения библиотекарей технологии создания дистанционного информационного пространства в среде Moodle. Это позволит расширить возможности общения с читателями, переведя их на новый уровень – в виртуальную школьную библиотеку, автором контента в которой является сам библиотекарь.

Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) – это модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда, ориентированная на организацию взаимодействия между преподавателеми учениками, организацию традиционных дистанционных курсов, поддержку очного обучения. Разработка Moodle проходит на платформе СПО (свободное программное обеспечение). В нашем институте в ней создан портал, где размещены дистанционные курсы преподавателей института, и портал, где создают свои дистанционные информационные пространства учителя школ города Москвы. Эта площадка и была использована для размещения информационных пространств библиотекарей, обучающихся на моем курсе.

На курсе «Создание Виртуального пространства школьной библиотеки образовательного учреждния» помимо освоения технологии работы в среде Moodle, библиотекари учатся: - обрабатывать графические изображения в графическом редакторе GIMP (изменение размеров, кадрирование, изменение прозрачности растровых изображений, экспорт в разные форматы); - отбирать электронные образовательные ресурсы (ЭОР) на сайтах с базами ЭОР (с лицензиями для общественного использования), размещать их в своей Виртуальной школьной библиотеке; - создание кроссвордов в программе Hot Potatoes, размещение своих работ в своем проекте Виртуальная школьная библиотека.

Используя встроенные инструменты Moodle, библиотекарь выкладывает информацию, объявления, анонсы мероприятий… В Виртуальной библиотеке можно вместе с читателями создавать Глоссарии, фотогалереи, организовывать опросы и обсуждения в форумах, создавать интересные тесты, вести историю библиотеки и школы с фотографиями, создавать Библиотечные уроки, организовывать Виртуальные конкурсы читателей, … Библиотекарь становится независимым от системного администратора школы. Обучаясь на курсе, библиотекари работают над своим проектом Виртуальной библиотеки и защищают его на последнем, зачетном занятии. Используя встроенные инструменты Moodle, библиотекарь выкладывает информацию, объявления, анонсы мероприятий… В Виртуальной библиотеке можно вместе с читателями создавать Глоссарии, фотогалереи, организовывать опросы и обсуждения в форумах, создавать интересные тесты, вести историю библиотеки и школы с фотографиями, создавать Библиотечные уроки, организовывать Виртуальные конкурсы читателей, … Библиотекарь становится независимым от системного администратора школы. Обучаясь на курсе, библиотекари работают над своим проектом Виртуальной библиотеки и защищают его на последнем, зачетном занятии.

Кафедра информационных технологий и образовательной среды Курс «Создание виртуального пространства библиотеки образовательного учреждения» Преподаватель: Нестерова Людмила Михайловна Приглашаю вас посмотреть несколько слайдов из презентаций виртуальных библиотек, созданных в процессе прохождения обучения на курсе библиотекарями образовательных учреждений!

Виртуальная библиотека FATA MORGANA ¤¤¤ ¤¤¤ ГБОУ гимназии 1636 «НИКА» ЮАО г. Москвы Курс: «Создание виртуального пространства школьной библиотеки» Ст. преподаватель кафедры КИТОиОС, ВПО МИОО Нестерова Людмила Михайловна Андрианова Ирина Михайловна Заведующая библиотекой Андрианова Ирина Михайловна Свое виртуальное пространство я рассматриваю, как возможность общения с читателями на новом уровне. Такой вид деятельности преобразует библиотеку в новую предметно- информационную среду. Что позволяет, основываясь на традиционных библиотечно- просветительских методах работы и используя новые информационные технологии осуществлять библиотечное сопровождение наших читателей за пределами библиотеки гимназии. Мы не только можем обозначить круг чтения учащегося и предоставить ему информацию, но и дистанционно общаясь, продолжать корректировать его чтение, предлагая участвовать в выполнении различных интерактивных заданий, тестов, опросов… Именно здесь во многом формируются познавательно-информационные и личностно - адаптивные компетенции учащихся.

Виртуальная библиотека FATA MORGANA ¤¤¤ Большое внимание в виртуальной библиотеке выделяется теме библиотечных уроков На данный момент представлено два урока, предстоит разместить остальные и использовать для работы с читателями

Блок 9. Участие в конкурсах, награды, достижения Вовремя донесенная информация об участии в том или ином конкурсе, своевременно показанная грамота – это стимул, чтобы дети с большим удовольствием участвовали и в других конкурсах, олимпиадах и т.д. В этом блоке так же можно показать и свои достижения…

Тесты, викторины, кроссворды, библиотечные уроки. Полезные ссылки на словари, энциклопедии, справочники.

Главная страница моего сайта несёт информацию о моей виртуальной библиотеке

Блок «История библиотеки» Использованы материалы, накопленные в течении 8 лет (фотографии встреч учащихся и учителей с детскими писателями, выезды на городские и районные мероприятия)

Посетив нашу виртуальную библиотеку, Вы сможете ближе познакомиться с деятельностью нашего ИБЦ. Путеводитель по сайту поможет Вам легко перемещаться по сайту. Библиотекарь Костюкова Юлия Васильевна ГБОУ г. Москвы ЦО 1499 (СВАО) Курс «Создание виртуального пространства школьной библиотеки», гр.2. Руководитель курса: Нестерова Л.М., ст. преподаватель кафедры КИТиОС, ВПО МИОО) …Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач… Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации… (Требования ФГОС)

Ну и конечно, самый желанный посетитель – наш маленький читатель. Для него и игры, и тесты, и викторины, и видеофильмы, и мозаики…

В виртуальной школьной библиотеке вы можете ознакомиться с материалами о новых поступлениях книг, анонсах мероприятий, проводимых библиотекой, поучаствовать в виртуальных конкурсах и форумах и опросах; проверить свои знания в виртуальных тестах и кроссвордах; задать свои вопросы библиотекарю о интересующих вас темах. Для каждого типа читателей созданы свои блоки: «Страничка для учащихся», «Страничка для учителей», «Страничка для родителей».

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ: Наша библиотека - поощрение свободного чтения (чтение для удовольствия) - содействие воспитательным программам - содействие учебному процессу Режим работы библиотеки Показатели работы библиотеки Правила пользования библиотекой

Виртуальное пространство школьной библиотеки

Ишкова И.Г., зав. библиотекой школы 1206: « - Уважаемая Людмила Михайловна! Хожу на ваши курсы второй год. В конце курса, узнав многое, говорю себе "хватит", но проходит какое-то время и мне опять хочется идти к Вам и узнать то, что не знают даже мои коллеги. Я очень довольна результатами своей работы и гордо показываю своё виртуальное пространство в школе. Хорошо освоила программу GIMP, и буду её использовать в дальнейшем.» Андриянова И.М., зав. библиотекой гимназии 1636: « - Очень хотела попасть на этот курс Л.М.Нестеровой и мои ожидания полностью оправдались. Знания, полученные в данном курсе, позволяют рассматривать работу библиотеки как информационно-образовательную среду, предоставляющую новые возможности: формирование информационно-коммуникационной грамотности ученика-читателя, дистанционность и мобильность (расширение сетевого образовательного сотрудничества, возможность организации образовательного процесса "здесь и сейчас"), интерактивность, расширение видов образовательной деятельности. Очень перспективное направление в нашей работе. Спасибо преподавателю за целеустремленность и терпение!»

Сон И.Н., зав. библиотекой школы 1523: « - Я очень довольна результатами обучения на курсе. Я была уверена, что только Вы, Людмила Михайловна, продерется через мою ""компьютерную дремучесть" и выведете к результатам. Так и получилось. Я теперь практически независимый человек: мне нужно что-то сделать, Я Могу все сама. Я получила навыки обработки фотографий, возможность выложить интересный материал так, как я считаю нужным, и новые перспективы в организации работы. Но самое главное, и зачем я в большей степени шла на курсы, я получила уверенность от общения с Вами, Людмила Михайловна, что еще не вечер и можно попытаться сделать окружающий нас мир чуточку лучше - и это в наших руках. В занятиях мне нравится то, что все связано непосредственно с нашей работой.» Заглядывая в Виртуальные библиотеки своих коллег, библиотекари фактически обмениваются опытом по организации работы в своих реальной и Виртуальной библиотеках.