Петайкина Тамара Григорьевна, учитель начальных классов МБОУ ООШ 21 г. Белово
ребенок, пришедший в класс, является носителем традиций и особенностей семьи. субъект образовательного процесса не ребенок, а семья
Семья делегирует свои полномочия в школе, Школа не заменяет, а только помогает семье создать условия для развития личности школьника Школа вводит его в мир культуры, являющегося результатом духовного творчества народа, Школа обеспечивает расширение социальных контактов и его самоопределение.
Через ребенка школа влияет на семью. Именно семья должна быть активно вовлечена в современное образовательное пространство, так как духовно-нравственное становление – это, прежде всего, становление в семье. Школа может оказать в этом деле большим подспорьем, но она не может в полноте взять на себя нравственное воспитание. Прежде всего необходимо осознание роли семьи в духовно-нравственном становлении ребенка с самими родителями.
Условия для вовлечение родителей в образовательное пространство школы информированностьсотрудничество учителя, родителей и детей, совместное проживание духовно-нравственного становления личности ребенка, проявление индивидуальную активность.
Предполагается параллельная работа по духовно-нравственному воспитанию с родителями, детьми, учителем
Данная программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе (135 часов -1 час в неделю),
«Школа родителей» 16 встреч- 1 раз в четверть с 1-го по 4-й класс. Цель : повышение информированности родителей о роли семьи в духовно-нравственном становлении личности младшего школьника и закономерностях духовно- нравственного мира ребенка. Содействие восстановлению нравственных ориентиров на основе российских культурно исторических традиций; совместное проживание с ребенком духовно- нравственного становления личности. Задачи: Повысить педагогическую культуру родителей. Способствовать созданию условий для восстановления нравственных ориентиров на основе российских культурно исторических традиций в семье. Знакомить с этапами развития и становления духовно- нравственных качеств личности.
«Тихий разговор с совестью» (64 часа, 16 часов в год) Цель 2-го блока программы – «Тихий разговор с совестью» - формирование нравственных и этических представлений у обучающихся, раскрытие ценности духовно-нравственных качеств личности в жизни людей с использованием воспитательных средств народной сказки. Задачи: Формировать нравственные и этические представления у обучающихся в мире идеалов и ценностей народной сказки. Раскрыть ценность духовно-нравственных качеств личности в жизни людей.
Клуб «Откровение» 16 встреч- 1 раз в четверть с 1- го по 4-й класс. Цель программы клуба «Откровение» – помощь ребенку в приспособлении к окружающему миру, преодолении трудностей в его познании с опорой на совет и помощь родителей и наставников. Задачи: Помочь ребенку в приспособлении к окружающему его духовно-нравственному миру. Способствовать конструктивному преодолению детьми трудностей в познании мира.
Реализация программы дает возможность совместной деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на основе российских духовно-нравственных и культурно исторических традиций, дает возможность использовать идеалы хранящиеся в сказках нашей страны, в православной культуре, в культурных традициях русского народа
Формы работы цикл нравственных бесед «Тихий разговор с совестью», заседание клуба «Откровение», экскурсии, праздники, КТД, проводимые совместно с родителями, могут быть рассчитаны на разные возрастные группы и во многом способствуют сплочению семьи, совместному проживанию важных этапов становления ребенка как личности. «Школа родителей»: организационно- деятельностная и психологическая игра, родительский лекторий, встреча в круге,
педагогическое просвещениепедагогическое самообразование родителей содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей с опорой на положительный опыт семейного воспитания.
Главное в работе с родителями повышение педагогической культуры в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста; обеспечение наполнения всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения
Родительская позиция адекватность – наиболее близкая к объективной оценка родителями особенностей своего ребенка, построение своего взаимодействия на ее основе; динамичность – способность родителей изменять формы и методы общения и воздействия на ребенка применительно к изменяющимся ситуациям и условиям жизни семьи; прогностичность – направленность воспитательных усилий родителей на будущее ребенка, познание им духовно-нравственного мира, его дальнейшую жизнь.
Организация совместной деятельности семьи помогает родителям вспомнить о душе, душе своей и ребенка, говорить об истинной роли человека на земле, осознать, что мы не даем правильного представления о мировоззрении, обученные наукам мы входим в жизнь духовно обделенными. знать того, что есть духовное начало в человеке, что есть совесть, достоинство, честь, чувство ответственности, патриотизм, уважение к своей и чужой собственности. объяснить детям, в чем состоит смысл жизни человека на земле, помочь уйти от зла, не оглядываясь на других.
Клуба «Откровение» Гости(прежде всего родители) психолог врач настоятель храма Николая Угодника.
В цикле нравственных бесед «Тихий разговор с совестью», в одном круге с детьми участвуют родители, учитель носит тренинговый характер, больше нравственный, чем духовный, отвечает на вопрос : «Что заглушает в человеке с детства эту способность любить, откликаться на нужды ближних людей, и как научиться превозмогать эти помехи»
Становление личности способствуют праздники семей в школе «Рождество», «Пасха», «День Победы» «Родители- святые люди»
Пробудив душу ребенка, нужно каждодневно давать пищу для ее развития и роста идеалы хранящиеся в сказках нашей страны, в православной культуре, в культурных традициях русского народа Библия – самая великая книга человечества предложения «для души»
Высказывания святых отцов, строки из Евангелие, библейских притч «Подарить другому улыбку, радость счастья – это во всякое время может сделать самый бедный из людей» «Не давайте по возможности, воли нервам, но старайтесь их удержать». «Сердитый, гневливый, злопамятный человек всегда бывает себе и другим во искушение».
Внеурочные занятия «Православной культуры». Это живые беседы в круге, встречи с интересными людьми (прежде всего с родителями), беседы со священником, экскурсии в храм, поездка по святым местам, посещение святого источника и храма Петра и Павла в Салаире, рисование на библейские темы, изготовление подарков к праздникам, празднование православных праздников: Рождества, Пасхи, храмового праздника – Николая Угодника.
Условия для вовлечение родителей в образовательное пространство школы информированность сотрудничество учителя, родителей и детей, совместное проживание духовно- нравственного становления личности ребенка, проявление индивидуальную активность.
Работа по духовно-нравственному воспитанию совместно с родителями помогает формированию жизненного идеала, образа человека, к которому надо стремиться, вырабатывает у детей умение видеть в своем поведении проявление тех или иных душевых свойств, воспитывает навык борьбы с вредными качествами и привычками.
Конечная цель по духовно-нравственному воспитанию выработать у ребенка способность противостоять злу, чем отличались наши предки, верить в добро, любовь, иметь святыни, верить в самого себя.
Появление значимых эффектов духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально- психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.