Новосибирский Государственный Педагогический Университет Институт Естественных Социальных Экономических Наук. Курсовая работа по теме: Электронно – дидактическое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
§ 37. Строение и деятельность внутренних органов 7 класс биология.
Advertisements

Проверка домашнего задания Группу животных назвали земноводными потому, что: Многочисленны в природе Дышат кислородом воздуха и воды Активно передвигаются.
« Земноводные ». Общие признаки: Общие признаки: Земноводные обитают и на суше и в воде, отсюда и название класса. Живут возле водоёмов, т.к. размножаются.
Класс Пресмыкающиеся ( Рептилии ). Рептилии – лат. слово «ползающие»
Методическая разработка по биологии (7 класс) по теме: Презентация к уроку "Внешнее строение и места обитания земноводных"
Тесты по теме «Земноводные». К какому классу относят животное, изображенное на рисунке? 1)Пресмыкающиеся 2)Костные рыбы 3)Млекопитающие 4)Земноводные.
КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ Среда обитания и внешнее строение лягушки.
Земноводные. Кожные покровы Все земноводные имеют гладкую тонкую кожу, сравнительно легко проницаемую для жидкостей и газов. Строение кожи характерно.
О чём мы узнаем сегодня? Мы узнаем сегодня об удивительных животных, способных жить и в воде, и на суше. Класс, к которому учёные относят этих животных.
Общая характеристика класса Земноводные (Амфибии)
Урок «Годовой цикл жизни и происхождение земноводных» Цель: объяснить особенности размножения и развития земноводных, формировать знания о происхождении.
Рептилии Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Пресмыкающиеся первый настоящий класс наземных позвоночных животных, к которому принадлежит.
§ 41. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся 7 класс биология.
Класс Пресмыкающиеся Автор: учитель биологии и химии Башенова Руния Минибаевна МОУ Поляковская СОШ «ОЦ»
6 тыс. видов. -Размножаются на суше яйцами. -Дышат только легкими. -Кожа покрыта роговыми чешуйками, сухая, желез нет (нет дыхания через кожу). -В желудочке.
Внутреннее строение земноводных Цель урока: рассмотреть особенности внутреннего строения и жизнедеятельности земноводных.
Тип хордовые. Класс Земноводные. «Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны» Марк Твен.
Класс Пресмыкающиеся Биология 7 класс. Вспомните : 1.Чем представлена пищеварительная система у Земноводных ? 2.Расскажите какие функции выполняют следующие.
Рыбы Подготовил ученик 7Д класса Каганцев Никита. Учитель Смирнова Ольга Антоновна.
Раскрыть образ жизни и особенности внешнего строения пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни Показать черты усложнения в их организации по.
Транксрипт:

Новосибирский Государственный Педагогический Университет Институт Естественных Социальных Экономических Наук. Курсовая работа по теме: Электронно – дидактическое пособие по зоологии, раздел «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся». Дисциплина: Методика обучения биологии. Выполнила: Студентка 5 курса, Биологии – психологии 590 группы Рябухина А. И. Проверила: кпд доцент кафедры зоологий и методики обучения Биологий. Новосибирск 2006 год.

Пояснительная записка. Предлагаемое пособие содержит текстовый и иллюстративный материал по курсу зоология, раздел «Класс земноводные» и « Класс рептилий» для учащихся 7 классов общеобразовательных школ. В данном пособии при изучении конкретной темы на уроке учащиеся смогут найти ответы на многие интересующие их вопросы, закрепить, проверить знания по любой теме. Также после каждого занятия учащимся предлагается домашнее задание к каждому уроку, в конце каждого раздела можно проверить свой знания. Данное пособие учитель может использовать как дополнение к изучаемому материалу или как основной. Цель предлагаемого пособия: Формирование естественнонаучной картины мира на примере изучения раздела «Класс земноводных» и «Класс рептилий» в курсе зоологии. Развитие познавательного интереса по предмету биология. Задачи: Расширить знания учащихся в области биологических знаний; Повысить заинтересованность обучающихся к предмету биология; Изучить внешнее, внутреннее строение земноводных и рептилий, происхождение и значение земноводных и рептилий в природе и в хозяйственной жизни человека. Показать взаимосвязь между строением и функциями систем, органов.

Класс земноводные, или Амфибии (Amphibia)

Тема урока:«Общая характеристика класса Земноводных. Внешнее строение Земноводных. Скелет». План урока: - Общая характеристика класса; -Многообразие Земноводных; - Внешнее строение земноводных; -Скелет лягушки; -Мускулатура земноводных.

бщая характеристика. Общая характеристика. Земноводные - это первые позвоночные, которые хотя бы часть жизни проводят на суше. Столь значительная перемена образа жизни сказывается на внутреннем строении тела (прежде всего, на органах дыхания и кровообращения) и на внешнем виде животных. Земноводные имеют две пары первичнопятипалых конечностей; зачаточные формы шейной части обеспечивают им возможность самостоятельного движения головой. Для них характерна довольно тонкая и гладкая кожа (за исключением остатков чешуи на голове у представителей отряда безногих, или червяг), снабженная многочисленными железами, выделяющими слизь.

Многообразие Земноводных. Земноводные самый малочисленный класс позвоночных, включающий лишь около 2100 современных видов, представленных тремя отрядами: хвостатых, безногих и бесхвостых. Земноводные Бесхвостые земноводные (Anura) содержат наибольшее число около 1800 видов, приспособившихся к передвижению по суше прыжками при помощи удлиненных задних конечностей. Сюда относятся различные лягушки, жабы, чесночницы, жерлянки, квакши и т.п. Распространены бесхвостые по всем материкам, кроме Антарктиды. Хвостатые земноводные (Caudata, или Urodela) более примитивны; их всего около 280 видов. К ним относятся всевозможные саламандры и тритоны, распространенные почти исключительно в северном полушарии. Безногие земноводные (Apoda) объединяют примерно 55 видов тропических червяг, большинство из которых ведет подземный образ жизни. По-видимому, это очень древние земноводные, дожившие до наших дней благодаря приспособленности к роющему образу жизни.

Внешнее строение земноводных. Тело лягушки короткое, большая плоская голова без резких границ переходит в туловище. Голова земноводных подвижно сочленена с туловищем. Хотя у лягушки и нет шеи, она может чуть наклонять голову. На голове заметны два больших выпученных глаза, защищенные веками: кожистым - верхним и прозрачным подвижным - нижним. Лягушка часто мигает, при этом влажная кожа век смачивает поверхность глаз, предохраняя их от высыхания. Эта особенность развилась у лягушки в связи с ее наземным образом жизни. Впереди глаз на голове заметна пара ноздрей. Это не только отверстия органов обоняния. Лягушка дышит атмосферным воздухом, который попадает в ее организм через ноздри. Глаза и ноздри расположены на верхней стороне головы. Когда лягушка прячется в воду, она выставляет их наружу. При этом она может дышать атмосферным воздухом и видеть то, что происходит вне воды. Позади каждого глаза на голове лягушки заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка. Внутреннее ухо лягушки, помещается в костях черепной коробки.

Скелет лягушки. В отличие от рыб у лягушки имеется шейный позвонок. Он подвижно сочленен с черепом. За ним следуют туловищные позвонки с боковыми отростками (ребра у лягушки не развиты). Шейный и туловищный позвонки имеют верхние дуги, защищающие спинной мозг. На конце позвоночника у лягушки и у всех других бесхвостых земноводных помещается длинная хвостовая кость. У тритонов и других хвостатых земноводных этот отдел позвоночника состоит из большого числа подвижно сочлененных между собой позвонков. В черепе лягушки меньше костей, чем в черепе рыб. В связи с легочным дыханием у лягушки нет жабр. Скелет конечностей соответствует их расчленению на три отдела и связан с позвоночником посредством костей поясов конечностей. Пояс передних конечностей - грудина, две вороньи кости, две ключицы и две лопатки - имеет вид дуги и расположен в толще мускулатуры. Пояс задних конечностей образован сросшимися тазовыми костями и прикрепляется плотно к позвоночнику. Он служит опорой задним конечностям.

Мускулатура земноводных. Состоит из мышц более сложных по строению, чем у рыб. Особенно хорошо развиты мышцы конечностей, которые начинаются на костях поясов и тонкими сухожилиями прикрепляются к костям конечности. Сокращение их обеспечивает движение конечностей при плавании, обеспечивает движение конечностей при плавании, ползании, прыганьи. У хвостатых амфибии хорошо развиты мышцы хвоста, который служит основным органом при движении в воде.

Закрепление. Выберите правильный ответ: 1. На приспособленность лягушки к обитанию в воде указывают: а. Короткое тело, лишенное хвоста; б. Заостренная клиновидная голова; в. перепонка на задних конечностях. 2. На приспособленность лягушки к наземному образу жизни указывают: а. Широкое туловище; б. Наличие конечностей; в. Клиновидная голова. 3. Слизь, выделяемая кожными железами, предохраняет лягушку от высыхания. Кроме того слизь: а. Помогает добывать пищу; б. Помогает передвигаться в воде, уменьшая ее сопротивление; в.Защищает организм от бактерии. 4. У земноводных есть подвижные веки. Это является: а. Приспособление к жизни на воде; б. Признаком хорошего зрения; в. приспособлением к наземному образу жизни. 5. Долго находясь под водой, лягушка не погибает, хотя у нее и нет жабр, потому что: а. Органом дыхания лягушки является кожа, богатая кровеносными сосудами; б. Лягушка расходует запас воздуха, находящихся в легких; в. Жизненные процессы в организме лягушки резко замедляется. 6. При движении лягушки основную роль играет: а. Передняя пара ног; б. Задняя пара ног; в. обе пар ног. 7. При движении в воде: а. Лягушка плавает в перед, отталкиваясь задними лапами; б. Задние конечности обеспечивают всплытие лягушки; в. Задние конечности управляют положением тела в воде.

Общие выводы: При освоение новой среды обитания земноводным пришлось очень сильно изменить строение организма: - Изменения характера передвижения; - Дыхание кислородом; - Проблема высыхания; - Перенесение неблагоприятных факторов среды, например: понижение температуры в осеннее и зимнее время; - Изменение строения скелета в связи с передвижением; - Развитие специализированной мускулатуры.

Основные понятия: Парные конечности, подвижные веки, холоднокровные животные, кожные железы, слизь, скелет головы, скелет туловища, скелет поясов передних и задних конечностей, мускулатура, плавательная перепонка. Домашние задание: Прочитать параграф по данной теме, выпишите основные термины.

Тема урока: «Внутренне строение земноводных». План урока: - Пищеварительная система. -Дыхательная система. -Кровеносная система. -Выделительная система. -Нервная система и органы чувств.

Проверка знании: Впишите в текст место пропусков нужные слова. Земноводные – это… животные, жизнь которых связана как с …, так и с …. На голове ее заметны два выпученных глаза, защищенные …. Лягушка дышит … воздухом, который попадает в ее организм через…. Кожа у лягушки, как и у всех земноводных …, всегда влажная благодаря жидким слизистым выделениям кожных …. Земноводные с температурой тела. Органами дыхания служат … и …. В воде лягушки плавают. Лягушачий стиль плавания называется брассом. Одним из приспособлений является … пальцами стопы.

Пищеварительная система. Широкий рот ведет в обширную ротовую полость, которая, сужаясь, переходит в пищевод. Ротоглоточную полость открываются протоки слюнных желез. На дне ротоглоточной области расположен настоящий язык. У всех амфибий язык выделяет клейкое вещество и служит для ловли мелких животных. Имеются зубы, но жабы не имеют их. Короткий пищевод впадает в сравнительно слабо отграниченный желудок, где пища подвергается воздействию пищеварительных ферментов в желудке. В двенадцатиперстную кишку открываются протоки печени, жилочного пузыря и поджелудочной железы В тонком кишечники происходит окончательное переваривание пищи. Питательные вещества всасываются стенками кишечника и разносятся кровью по всем органам и тканям организма. В толстом кишечнике накапливаются непереваренные остатки. Толстая кишка открывается в особое расширение – клоаку. В нее открываются также протоки выделительной и половой системы. Через клоаку непереваренные остатки пищи удаляются наружу.

Дыхательная система. Личинки земноводных- головастики, дышат жабрами. Во взрослом состоянии большинство видов дышат легкими и через кожу. Легкие – парные мешки с тонкими ячеистыми стенками, примитивные: у них мало соприкосновения капилляров с воздухом. Дыхание происходит за счет опускания и подъема дна ротовой полости. Когда оно опускается, воздух поступает в ротовую полость. Если ноздри закрываются, дно ротовой полости поднимается и воздух проталкивается в легкие. При выдохе ноздри открыты, и при поднимание дна ротовой полости воздух выходит наружу. В легких происходит газообмен: кислород поступает в капилляры и кровью разносится по всем органам и тканям, а из капилляров в легкие выделяется углекислый газ, который сюда доставляется кровью от органов и тканей. Велико значение кожного дыхания. Через влажную кожу происходит газообмен, поэтому так опасно для амфибий высыхание кожи.

Кровеносная система. Трехкамерное сердце, состоит из двух предсердии и одного желудочка. Желудочек без перегородки, поэтому по организму циркулирует смешанная кровь. Однако имеется разделение потоков крови, достигается благодаря спиральному клапану, расположенному в артериальном конусе (примыкает к сердцу, в него кровь изливается из желудочка). Имеется венозный синус – принимает венозную кровь и сообщается с правым предсердием. Кровь от внутренних органов собирается в крупных венах и поступает в правое предсердие. В левое предсердие приносится кровь от легких, богатая кислородом. При сокращение предсердий кровь переходит в желудочек, где частично смешивается. Более насыщенная углекислым газом кровь по легочным артериям направляется в легкие. Смешанная кровь поступает в аорту и разносится ко всем органам и тканям организма. Наиболее богатая кислородом кровь поступает к голове. У амфибий два круга кровообращения: большой и малый. Ко всем органам тела поступает смешанная кровь.

Выделительная система. Выделительная система, как и дыхательная, также тесно связана с кровеносной системой. Представлена парой почек, располагаются в полости тела по бокам позвоночника, мочеточником и мочевым пузырем. Кровь приносит жидкие продукты обмена веществ. Образующаяся моча по мочеточникам поступает в клоаку, оттуда в мочевой пузырь, а затем, после наполнения, в клоаку и удаляется наружу. Обмен веществ. В связи со слабым развитием легких и движением смешанной крови по организму обмен веществ у у земноводных вялый. Он мало отличается по интенсивности от обмена веществ рыб. Температура тела земноводных непостоянна и зависит от температуры окружающей среды, поэтому их относят к холоднокровным животным.

Нервная система и органы чувств. Передний мозг развит сильнее, чем у рыб, и в нем можно различить два вздутия - большие полушария. Тело земноводных близко к земле, и им не приходится поддерживать равновесие. В связи с этим мозжечок, управляющий координацией движений, развит у них слабее, чем у рыб. Строение органов чувств соответствует наземной среде. Например, мигая веками, лягушка удаляет приставшие к глазу пылинки и смачивает поверхность глаза. Как и у рыб, у лягушки имеется внутреннее ухо. Однако в воздухе звуковые волны распространяются значительно хуже, чем в воде. Поэтому для лучшего слышания у лягушки развито ещё среднее ухо. Начинается оно воспринимающей звуки барабанной перепонкой - тонкой круглой плёночкой позади глаза. От нее звуковые колебания через слуховую косточку передаются во внутреннее ухо.

Закрепление: Заполните таблицу Система.Особенности строения. Пищеварительная система Дыхательная система Кровеносная система Выделительная система Нервная система и органы чувств.

Общие выводы: - Лягушка питается подвижными беспозвоночными, которых она ловит с помощью липкого языка; - Пища в ротовой полости смачивается слюной; -Кишечник дифференцируется; - Органы дыхания – легкие и кожа. Легкими дышат на суше, а кожей – в воде, так и на суше. Газообмен происходит только через влажную кожу; - Поверхность легких небольшая; -Личинки дышат жабрами; - Трах камерное сердце, два круга кровообращения; - Органы выделения – почки; - Нервная система представлена головным и спинным мозгом, головной мозг представлен6 продолговатым, средним, мозжечок, промежуточный и передний.

Основные понятия: Пищеварительная система, клоака, дыхательная система, кровеносная система, сердце трех камерное, два предсердия, один желудочек, два круга кровообращения, смешанная кровь, полушария переднего мозга, зрительные анализаторы. Домашние задание. Прочитать параграф по данной теме, выпишите термины в словарь. Повторите предыдущий параграф.

Тема урока:«Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных». План урока: - Годовой цикл земноводных; -Происхождение земноводных.

Годовой цикл земноводных. При понижений температуры до С земноводные перемещаются к местам зимовок, а при дальнейшем понижении температуры в сентябре – начале октября они скрываются в убежищах. При этом отдельные особи могут перемещаться в поисках мест зимовки на многие сотни метров. В период зимовки амфибии находятся в оцепенении, у них резко снижается обмен веществ, в 2-3 раза уменьшается поглощение кислорода, число дыхательных движений и сокращение сердца. Весной, с наступление тепла в конце марта и в апреле, амфибии переходят к активному образу жизни, покидают места зимовок и направляются к местам размножения. Размножение происходит в мелких, хорошо прогреваемых участках водоема. В теплые весенние вечера с прудов и речек разносятся громкие квакающие звуки. Это концерты самцов лягушек. Органы размножения у самцов- семенники, у самок- яичники. Располагаются в полости тела. Созревшие в яичниках яйцеклетки попадают в яйцевод. Во время движения по яйцеводу икринки покрываются прозрачной слизистой оболочкой, и через клоаку и выделяются наружу. У самцов семенники, имеющие овальную форму, выделяют множество подвижных сперматозоидов. Семенная жидкость, богатая сперматозоидами, по семяпроводам попадает в клоаку и выделяется наружу. Оплодотворение наружное. Гроздья оплодотворенной икры прикрепляются к водным растениям или отдельными комками плавают у поверхности воды.

Развитие земноводных. Развитие зародыша лягушки в икринке продолжается около полутора недель. Затем зародыш разрывает оболочку икринки и выходит наружу. По внешнему виду и образу жизни головастик похож на рыбу. У него есть жабры, двух камерное сердце и один круг кровообращения, органы боковой линии. В процессе развития у головастика происходят важные изменения. Развиваю сначала задние, а потом и передние конечности. Появляются легкие, и головастик все чаще и чаще поднимается к поверхности воды для дыхания. В связи с эти развитием легких образуется второй круг кровообращения, сердце становится трех камерным. Хвост постепенно уменьшается. Головастик становится похожим на взрослую лягушку. Лягушонок то растительного питания переходит на животное, становится плотоядным и покидает водоем. От времени откладывания икры до переваривания головастика в лягушку проходит 2 -3 месяца. Взрослые лягушки размножаются в возрасте 3 -4 лет. лягушку

Происхождение земноводных. Земноводные произошли о каких – то древних костных рыб. Некоторые древние костные рыбы использовали конечности для переползания из одного водоема в другой. У них появляются примитивные легочные мешки, которыми рыбы пользовались для дыхания при недостатки кислорода в воде и при пересыхание водоема. Наибольшее сходство существует между древними амфибиями, появившимися около 350 млн. лет назад и древними пресноводными кистеперыми рыбами – рипидистиями. О их строение можно судить по сохранившейся до настоящего времени морской кистеперой рыбы латимерии. Важно, что скелет парных плавников кистеперых рыб очень похож на скелет пятипалой конечности земноводных. Видимо, именно от древних рипидистий возникли первые земноводные – ихтеостегиды, по внешнему строению на поминают современных хвостатых амфибий. Они имели конечности наземного типа и хорошо развитые пояса конечностей. Широкая сплюснутая голова, широко расходящиеся концы челюстей позволили предположить, что воздух они затягивали в легкие за счет опускания дна ротовой полости. У ихтиостегид сохранились типичные рыбьи черты: череп с типичными рыбьими костями; рудименты жаберной крышки; длинный хвост и органы боковой лини. Предполагают, что эти животные вели водный образ жизни, питались и размножались в воде. Однако они могли выходить на сушу и дышать воздухом при недостатке кислорода в воде, пересыхание водоемов. Все это позволило называть ихтиостегид «четвероногими рыбами». Древние земноводные дали начало современным лягушкам, жабам, тритонам, саламандрам. рипидистиями Земноводные произошли около 350 млн. лет назад от древних кистеперых рыб рипидистий. Первыми примитивными земноводными были ихтеостегиды, сохранившие многие типично рыбьи черты. От них произошли современные амфибии.

Актуализация знаний по класс земноводные. Выберите по два правильных ответа из шести. 1. К бесхвостым амфибиям относятся: а) саламандра огненная (18–24–68–67–34); б) лягушка озерная (51–34–1–67); в) амбистома тигровая (1–24–68–51–34); г) жаба серая (18–67–24–68–34); д) червяга кольчатая (51–68–1–34); е) протей европейский (1–18–24–68). 2. К хвостатым амфибиям относятся: а) протей европейский (59–45–41–9–72); б) жерлянка желтобрюхая (59–41–45–9–72); в) лягушка бык (9–45–72–32–16); г) саламандра черная (72–32–27–16–50); д) квакша обыкновенная (41–72–32–16–8); е) пипа суринамская (16–72–9–41–59). 3. К безногим амфибиям относятся: а) тритон обыкновенный (50–17–40–28–42); б) жаба зеленая (63–28–60–42); в) червяга Томпсона (42–63–20–60); г) рыбозмей (50–40–17–28–42); д) сирен большой (50–28–40–17); е) амфиума (42–17–28–40–60). 4. Земноводные не могут существовать в: а) пресных озерах (3–61–58–70); б) реках (48–70–25–3); в) безводных пустынях (70–48–25–58–48); г) болотах (70–3–61–58); д) морях (58–3–61–70); е) лесах (70–58–3–25). 5. У лягушки нет: а) жабр (2–15–8–33); б) плавательного пузыря (33–57–26–2–57); в) легких (2–15–57–26); г) желудка (26–8–15–33); д) селезенки (33–15–57–26); е) сердца (33–8–2–15). 6. Кожное дыхание преобладает над легочным у: а) жабы-аги (71–10–52–66); б) жабы зеленой (10–46–52–66–19); в) уссурийского когтистого тритона (71–66–10–52); г) жабы серой (66–46–13–10–19); д) тритона обыкновенного (46–13–52–30–19); е) квакши обыкновенной (71–46–66–10). 7. Передвигаются главным образом прыжками: а) саламандра пятнистая (37–47–71–12–39); б) лягушка травяная (37–71–47–39–12); в) протей европейский (36–31–12–5–66); г) червяга кольчатая (12–56–47–37); д) обыкновенный тритон (56–47–39–31–5); е) лягушка остромордая (12–56–36–5–31). 8. Предупреждающую окраску имеют: а) жерлянка краснобрюхая (36–46–62–21–12); б) лягушка травяная (62–12–39–21–31); в) саламандра пятнистая (20–43–29–44–4); г) лягушка озерная (46–21–12–62–36); д) тритон обыкновенный (20–29–43–4–44); е) лягушка прудовая (44–43–29–4–20). 9. Лягушка отличается от головастика отсутствием: а) кровеносной системы (35–7–65–14–4); б) двухкамерного сердца (4–14–35–65–7); в) кожных покровов (65–64–53–11–7); г) кишечника (11–7–23–54–64); д) ротового отверстия (4–7–14–23–35); е) жабр (7–11–53–64–22). 10. Существуют только в виде неотенических форм (размножающихся личинок): а) саламандры (22–49–38–6–55); б) протеи (22–6–49–38–55); в) тритоны (54–55–23–69); г) червяги (38–22–49–6–55); д) сирены (55–23–54–69); е) жерлянки (38–64–54–22).

Точечный рисунок..

Общие выводы. - Земноводные – раздельнополые животные; -Яйца лишены оболочек, изолирующих зародыш от окружающий среды и способных противостоять высыханию; -Размножение и развитие возможно только в условиях избытка влаги; -Оплодотворение наружное; - Развитие лягушки осуществляется с метаморфозами; - Сходство головастик с рыбой – доказательство происхождения земноводных от рыб; - Земноводные произошли от кистеперых рыб, которые жили в пресных водоемах, имели легкие и могли переползать из одного водоема в другой при помощи мускулистых плавников.

Класс пресмыкающиеся, или Рептилий (Reptilia)

Тема урока: «Особенности внешнего и скелета строения пресмыкающихся » (на примере ящерицы). План урока: -Общая характеристика; -Особенности внешнего строения; -Скелет.

Общая характеристика класса пресмыкающиеся. Пресмыкающиеся – типичные наземные позвоночные животные, поэтому все основные черты Amniota у них ярко выражены. Они дышат только легкими и имеют оформленные дыхательные проводящие пути; механизм дыхания - всасывательного типа при помощи грудной клетки; их тело покрыто кожей с ороговевшими щитками, лишенной желез. У пресмыкающихся прогрессивно изменяется скелет и мускулатура, обеспечивая движение по твердому субстрату и пищевую активность. Особенности размножения характеризуются внутренним оплодотворением, развитием яйцевых и зародышевых оболочек, усиление заботы о потомстве. Ряд особенностей рептилий свидетельствует о примитивности организации: пойкилотермия, низкий уровень обменных процессов, смешение крови в сердце и др. Общее число видов современных рептилий

Особенности внешнего строения. Тело ящерицы разделено на отделы: голова, туловище, хвост, две пары конечностей. Кожные покровы рептилии отличаются от кожных покровов амфибий. Верхние слой кожи ороговевает и постоянно слущивается, так же имеются роговые чешуй. Все это предохраняет тело от иссушения. Кожа плотно прилегает к телу. Кожных желез практически нет. Это предохраняет организм животного от потери влаги в засушливой среде. Рост тела пресмыкающихся сопровождается линькой. Старый роговой скелет отслаивается, лопается и у ящериц сходит лоскутами. У змей он отделяется, сползая, как чулок, со всего тела и называется выползком. Голова овальной формы и покрыта крупными роговыми щитками. Рот имеет челюсти с зубами: ими ящерицы схватывают и удерживают добычу. Над ортом видна пара ноздрей. Они сквозные и пропускают воздух в ротовую полость. Внутри ноздрей находятся обонятельные органы, с их помощью ящерицы воспринимают запахи. Изо рта ящериц и змей постоянно высовывается длинный тонкий язык: с его помощью животное ощупывает и осязает окружающие предметы, а так же воспринимает их запахи. Глаза ящерицы прикрыты веками, они подвижны. Между головой и туловищем имеется перехват – шея. Она позволяет животному поворачивать голову в сторону звука, схватывать добычу. Туловище ящерицы слегка приплюснутое, мягкое. Хвост длинный, упругий. Он может обламываться ти восстанавливаться – регенерировать. Две пары ног широко расставлены по бокам тела, имеются когти.

Скелет. Позвоночник состоит из: шейного отдела, грудо – поясничного, крестцового и хвостового. В шейном отделе 8 позвонков. Выделяют два первых – атлант и эпистрофей. Их сочленение связкой усиливает подвижность головы. Грудо – поясничный отдел у ящерицы состоит из 22 позвонок. Все они несут ребра. Ребра первых пяти позвонков присоединены грудине и формируют настоящую грудную клетку. Крестцовый отдел состоит из двух позвонков. Хвостовой отдел состоит из нескольких десятков позвонков. Скелет поясов и свободных конечностей сохраняет общую схему, свойственную всем наземным позвоночным. Конечности ящериц широко расставлены, но бывают среди ящериц и безногие. Нет ног у змей. В этих случаях пресмыкающиеся движутся с помощью мощных мышц,прикрепленных к позвоночнику и ребрам, концами которых цепляются за неровности почвы.

Закрепление. Ответьте на вопросы: - Сравните строение конечностей лягушки и ящерицы. Что у них общее? - Какое значение имеет чешуя, которая покрывает тело ящерицы? - Сравните класс земноводных и пресмыкающихся. Что у них общего?

Общие выводы. -Пресмыкающиеся, как правило, являются сухопутными животными, т. е. ведут наземный образ жизни; -Короткие конечности пресмыкающиеся, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей и оно волочится во земле; -Для пресмыкающихся характерна линька; рост организма происходит во время линьки; - Глаза пресмыкающихся имеют веки, защищающие глаза от повреждений.

Основные понятия: Голова, туловище, две пары конечностей, сухая кожа, роговая чешуя, обонятельные органы, регенерация, отделы скелета: шейный, туловищный, крестцовый, хвостовой, ребра, грудная клетка. Домашние задание: ПризнакЗемноводныеПресмыкающиеся

Тема урока: Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся. План урока: - Пищеварительная система; - Дыхательная система; -Кровеносная система; -Нервная система; -Выделительная система; -Система органов размножения; -Годовой цикл.

Проверка знании: Ответьте на вопросы: - С какой особенностью строения тела связано название класса Пресмыкающиеся? - Из каких частей состоит тело пресмыкающихся и каково расположение их конечностей? - Чем покрыто тело пресмыкающихся и с чем связанна их линька? - В чем принципиальное отличие пресмыкающихся от земноводных? - Что является ограниченным фактором распространения рептилий?

Пищеварительная система Устроена несколько сложнее, чем у амфибий. Выражается в большой дифференциаций пищеварительного тракта и появление некоторых новых образований. На дне ротовой полости располагается подвижный мускулистый язык, способный далеко выбрасываться за пределы ротовой полости. Различна форма языка. Зубы свойственны большинству рептилий. Ротовые железы развиты сильнее, чем у амфибий. Желудок хорошо выражен и снабжен сильной мускулатурой. На границе между тонкой и толстой кишкой расположена зачаточная слепая кишка. Только у растительноядных сухопутных черепах она хорошо развита. Поджелудочная железа располагается типично, в первой петле кишечника. Печень имеет желудочный пузырь, проток которого впадает в кишечник в близи протока поджелудочной железы.

Дыхательная система Взрослые рептилий дышат легкими, в связи с развитием рогового покрова кожное дыхание у них отсутствует. Легкие мешковидные, внутри полости легкого много складок, где многократно разветвляются кровеносные сосуды. Это увеличивает поверхность их соприкосновения с воздухом, усиливая газообмен. Характерна дифференцировка дыхательных путей. Оформляется гортань, трахея, развитие который обусловлено появлением шей. Трахея делится на два бронха, идущих в легкие. Воздух втягивается в легкие и выталкивается путем расширения и сужения грудной клетки, обусловленных движением ребер и межреберной мускулатуры.

Кровеносная система Сердце трехкамерное. Перегородка между предсердиями всегда полная. В желудке имеется неполная перегородка. У крокодилов перегородка почти полная, и сердце можно считать четырехкамерным. Из сердца выходят три крупных сосуда: левая и правая дуги аорты и легочная артерия. Две дуги аорты, обойдя сердце, сливаются с один общий сосуд – спинную аорту. Кровь по телу течет смешанная. Поэтому у них непостоянная температура тела, зависящая от температуры окружающей среды. Легочные артерий несут от сердца венозную кровь к легким для окисления. По легочным венам артериальная кровь проступает в левое предсердие. В желудочке кровь частично смешивается, наиболее богатая кислородом идет к голове, смешанная – ко всем органам тела, насыщенная углекислым газом – к легким.

Нервная система и органы чувств. Более совершенная, чем у амфибий. Усложняются и увеличиваются все отделы головного мозга. Это проявляется в более сложном и многообразном поведений пресмыкающихся. Условные рефлексы у них образуются быстрее, чем у рыб и земноводных. Особенно увеличен передний мозг, появился изгиб продолговатого мозга. Высока чувствительность органов обоняния. Есть специализированные якобсонов орган – служит для восприятия запахов пищи, находящейся во рту. Орган зрения – глаза. Они снабжены подвижными веками. Имеется третье веко – мигательная перепонка. Орган слуха представлен внутренним и средним ухом.

Выделительная система. Органы выделения представлены тазовыми почками. Усиливается механизм возврата воды в тело: она всасывается почечными канальцами. Конечные продукта обмена веществ- мочевая кислота (наименее токсична) в кашицеобразном состояний в клоаку, а затем наружу. На выделение из организма мочевой кислоты не требуется так много жидкости, как на выделение мочи. Важно подчеркнуть, что ее откладывание в системе яиц при развитий зародыша не грозит самоотравлением. Такой тип обмена сложился в связи с принципиально иным сравнительно с амфибиями условиями эмбрионального развития рептилий и благодаря наличию зародышевых оболочек. В этом случае принято говорить о «замкнутых» яйцах, в отличие от «открытых» яиц рыб амфибий.

Система органов размножения. Семенники у самцов и яичники у самок. Оплодотворение внутреннее. Оно происходит при сближений клоак самца и самки. Развивающийся в оплодотворенном яйце зародыш покрывается яйцевыми и зародышевыми оболочками. Они обеспечивают зародыша водой, предохраняют от высыхания, сотрясений, участвуют в его дыхании и выделении. В среднем отделе яйцевода имеется железа, выделяющая белковую оболочку яйца. Рептилии откладывают яйца на землю или в специально подготовленные углубления. Некоторые пресмыкающиеся сохраняют свою кладку (крокодилы); другие, отложив яйца, покидают их (черепахи). Иногда детенышей вынашивают в теле матери. В этих случаях происходит яйцеживорождение, например у гадюки и у живородящей ящерицы. У них детеныши вылупляются сразу после откладывания яиц или еще в нижнем отделе яйцеводов.

Годовой цикл. Рептилий широко распространены по земному шару и встречаются в разных климатических зонах. Однако будучи холоднокровными животными в непостоянной температурой тела, они нуждаются во внешнем обогреве солнцем. Поэтому наиболее многочисленные эти животные в тропических и субтропических зонах земного шара. В условиях сменяющихся времен года, когда на смену теплому приходят холодная осень и зима, пресмыкающиеся с наступлением неблагоприятных условий уходят в укрытия: норы, пещеры, под корни деревьев, под сельские дома и лесные избушки. Там животные впадают в оцепенение – спячку. Весной, когда воздух и поверхность почвы хорошо прогреваются, рептилии выходят на поверхность и переходят к активному образу жизни.

Закрепление. - Какие особенности пресмыкающихся позволяют им вести наземный образ жизни? - Почему прыткая ящерица может размножаться на суши? - В какое время года и где ящерица откладывает яйца? - Каковы особенности строения яйца прыткой ящерицы по сравнению с икринкой лягушки?

Общие выводы. - Большая дифференциация пищеварительного тракта позволяет полнее использовать попавшую добычу. -Единственные органы дыхания- ячеистые легкие. - Сердце трехкамерное с неполной перегородкой желудочков. Два круга кровообращения. - Выделительная система рептилии – пара тазовых почек. - Относительно низкий уровень обмена веществ, холоднокровные животные. Температура тела зависит от окружающей среды. -При неблагоприятных температурных условиях рептилии впадают в спячку. -Размножение происходит на суше. Откладывают хорошо защищенные яйца. - В головном мозге лучше развиты передний мозг и мозжечок.

Основные понятия. Желчный пузырь, печень, поджелудочная железа, гортань трахея, бронхи, сердце трехкамерное, аорта, легочная артерия, спинная аорта, мочевая кислота когти. Домашние задание. Прочитать параграф по данной теме, ответить на вопросы в конце параграфа письменно.

Тема урока: Многообразие современных пресмыкающихся. План урока: -Строение змеи; -Некоторые особенности строения крокодила; -Особенности строения черепахи.

Проверка знании. Выберите правильные утверждения: 1.Оболочка яйца пресмыкающихся предохраняет зародыш от высыхания. 2. Дыхательная поверхность легких ящериц больше, чем у тритонов. 3. У всех пресмыкающихся трехкамерное сердце. 4. Температура тела пресмыкающихся не бывает выше температуры окружающей среды. 5. Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суши. 6. У пресмыкающихся северных районов чаще встречается живорождение. 7. В головном мозге пресмыкающихся отсутствует промежуточный мозг. 8. В желудочке сердца ящерицы смешанная кровь. 9. У живородящих ящериц не образуются яйца. 10. У морских черепах соли выводятся через специальные железы.

Строение змеи. Змеи конечностей не имеют., приспособились к ползанью среди густой растительности, по ветвям деревьев и кустарников и к питанию сравнительно крупной добычей, которую заглатывают целиком. Движутся благодаря мощной мускулатуре тела и многочисленными ребрами, концами которых, проступающими через кожу, цепляются за неровности почвы. Тело змей покрыто мелкими роговыми чешуйками и щитками. От ящериц змей отличает немигающий взгляд, так как глаза покрыты прозрачными роговыми веками. Размножаются откладывание яиц, яйцеживорождением и живорождением. Питаются исключительно животной пищей, поедая животных весьма разнообразной величины – от детенышей олене до мелких грызунов и насекомых. Среди змей есть очень крупные и сильные удавы, например сетчатый питон, анаконда. Их длина может достигать 6 – 10 м. Пойманную жертву удавы душат, обвиваясь вокруг всем телом. Самые мелкие змейки длиной не более 8 см.

Некоторые особенности строения крокодила Крупный и сильные пресмыкающиеся, обитающие в тропических странах. Длина их тела достигает 6 м. Живут по берегам рек и озер, охотятся за добычей в воде. Затаившийся крокодил часто схватывает крупное животное (например, антилопу), пришедшее на водопой. Крокодилы хорошо плавают, используя длинные сдавленные с боков хвост и перепончатые лапы. Тело крокодила полностью погружается в воду, а над поверхностью остаются лишь расположенные на возвышениях черепа ноздри и глаза. Всего в мире 21 вид крокодилов. Среди них аллигаторы, настоящие крокодилы, гавиалы, кайманы.

Особенности строения черепахи. Черепахи – самая древняя группа среди пресмыкающихся. Их облик очень специфичен: тело скрыто под мощным жестким костным панцирем. Черепахи не линяют, поэтому по числу полос на роговых пластинках панциря можно определить их возраст. Хотя передвигаются на суше медленно, они труднодоступны хищникам. При опасности черепахи втягивают голову и ноги под панцирь. Среди черепах есть сухопутные, пресноводные и морские виды. Их движение в воде очень быстры и маневренны. Самые крупные черепахи морские, например зеленая суповая черепаха длинной до 150 см и массой до 400кг. Из сухопутных самая большая – галапагосская слоновая черепаха, обладавшая панцирем длинной 150 см и массой 400 кг. Всего в мире известно более200 современных видов черепах.

Закрепление: Ответьте на вопросы: - Тело черепахи защищено мощным панцирем. Может ли это животное на какое- то время освободится от него? Почему? -Пресмыкающиеся, как правило, -плотоядные животные. Какие животные этого класса потребляют растительную пищу? -В скелете змей отсутствует грудина. В связи с чем она была утрачена у этих животных? -Какие защитные приспособления имеются у пресмыкающихся? Найдите «лишних»: 1.Гадюка, ящерица, варан, протей, гавиал, гаттерия. 2.Полоз, уж, веретеница, питон, анаконда. 3.Кожистая черепаха, зеленая черепаха, средиземноморская черепаха, бисса. 4.Гюрза, эфа, пеламида, гадюка, гремучник.

Домашние задание. Написать реферат по разнообразию пресмыкающихся.

Тема урока: Происхождение пресмыкающихся. План урока: -Значение пресмыкающихся; -Причины вымирания древних пресмыкающихся; -Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Значение пресмыкающихся Большинство ящериц и змей, поедая насекомых, вредивших сельскому хозяйству, грызунов и наземных моллюсков, приносят человеку пользу. В некоторых странах Южной Америки, Южной Азии и Африки неядовитых змей держат в место кошек. В природе пресмыкающиеся вплетены в общую систему пищевых связей: Одни поедают растение (черепахи), другие – животные (насекомых, амфибий, рептилии, небольших зверьков), а их, в свою очередь, едят другие хищники – хищные птицы и звери. Иногда сухопутные черепахи приносят ущерб бахчам, водные ужи – рыбным хозяйствам. Пресмыкающиеся могут разносить возбудителей болезней человека и домашних животных. Ядовитые змей опасны своими укусами. Вместе с тем изучение яда змей привело к созданию на их основе целых лечебных препаратов, которые люди используют пи заболеваниях дыхательных органов, сердца, суставов. Крупных крокодилов и змей добывают для изготовления красивой и прочной кожи. Морских черепах промышляют из – за вкусного мяса. Из – за этого резко сократилась численность многих видов, а некоторые находятся на грани вымирания. Для них созданы заповедники. В Международную Красную книгу внесены галапагосская слоновая черепаха, зеленая черепаха, комодский варан, кубинский крокодил, гаттерия. Большинство рептилий –плотоядные, хищные животные, но есть и растительноядные. Поедая растения, насекомых, земноводных, мелких зверьков, рептилии являются потребителями растительноядными, насекомоядными и хищными. В тоже время они сами служат добычей птиц и млекопитающих.

Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных. Наземные позвоночные возникли в девоне. Это были панцирноголовные амфибий, или стегоцефалы. Они были тесно связаны с водоемами, так как размножались только в воде, обитали в близи водоемов, там где была наземная растительность. Наиболее древними пресмыкающихся считают котилозавров, живших 230 – 250 лет назад. Некоторые черты их организации сохранились в облики черепах. Веком расцвета пресмыкающихся была мезозойская эра ( млн. лет назад). В те давние времена они жили на суше в воде, летали в воздухе. Летающие птеродактили, рамфоринхи, птеранодоны были похожи на гигантских летучих мышей. В воде жили ящеры, похожие на дельфинов и тюлений. Это были ихтиозавры, плезиозавры. Эти группы вымерли не оставив после себя потомков. Динозавры и звероподобные рептилии дали начало птицам и млекопитающим. Динозавры – двигались на 4 ногах другие – только на двух задних и стояли вертикально. Самыми крупными считают диплодока (27 см., длина масса 10 т.), апатозавра, брахиозавра, сеймозавра. Звероподобные пресмыкающиеся, ноги располагались под телом, приподнимая его над землей. Вымирание динозавров происходило при изменений климата планеты. В современно фауне пресмыкающихся есть гаттерия, которую называют живым ископаемым. В ее облики много архаичного: остатки панциря на теле, примитивное строение позвоночника, дополнительные глаза в теменной части головы. Живет эта рептилия на мелких островах у Новой Зеландии и строго охраняется как живой памятник природы. Близки к своим мезозойским предкам черепахи. гаттерия По некоторым чертам организации близки к динозаврам крокодилы. Ящерицы и змей имеют отдельные черты сходства с динозаврами. Но в истории фауны позвоночных Земли они появились лишь в кайнозойскую эру, когда из родственные группы утратили свое былое отличие.

Актуализация знаний по класс земноводные. 1. Из перечисленных групп животных не относятся к рептилиям: а) змеи (24–34–5–14–37); б) ящерицы (24–5–19–37–14); в) черепахи (24–14–37–19–5); г) саламандры (24–5–14–37–19). 2. Смена рогового покрова рептилий путем полного или частичного сбрасывания старого рогового чехла и формирования нового называется: а) регенерацией (19–33–2–17–10); б) линькой (19–33–2–10–17); в) аутотомией (19–2–10–17–33); г) пойкилотермией (19–33–17–10–2). 3. Крокодилы могут быстро передвигаться в воде за счет: а) передних лап (17–26–30–35–1); б) задних лап (17–30–1–35–26); в) хвоста (17–26–35–30–1); г) змееобразных движений тела (17–35–30–1–26). 4. К аутотомии (рефлекторное отбрасывание хвоста) способны: а) змеи (31–13–36–8–34); б) хамелеоны (31–34–13–5–36); в) крокодилы (31–36–5–34–13); г) ящерицы (31–36–13–34–5). 5. Эти пресмыкающиеся лишены зубов и срезают части растения при помощи острых краев рогового покрова челюстей: а) черепахи (1–20–32–11–8); б) морские змеи (1–32–20–11–8); в) морские игуаны (1–20–11–32–8); г) агамы (1–20–32–8–11). 6. Глотают пищу только целиком: а) крокодилы (8–21–7–25–38); б) черепахи (8–7–38–21–25); в) змеи (8–21–7–38–25); г) вараны (8–7–25–21–38). 7. Располагающийся в полости рта рептилий Якобсонов орган является: а) терморецептором (25–18–29–22–6); б) хеморецептором (25–18–29–6–22); в) сейсморецептором (25–29–22–6–18); г) фоторецептором (25–18–6–22–29). 8. У рептилий отсутствует: а) диафрагма (22–3–15–16); б) желчный пузырь (22–16–15–3); в) печень (22–15–16–3); г) поджелудочная железа (22–23–16–3). 9. Добывают корм при помощи далеко выбрасывающегося языка, снабженного присоской, следующие пресмыкающиеся: а) ужи (3–28–4–12–27); б) хамелеоны (3–28–12–27–4); в) гекконы (3–4–28–12–27); г) гадюки (3–27–4–12–28). 10. У пресмыкающих зубы прирастают к челюстям и небным костям. Из перечисленных групп рептилий зубы помещены в специальные ячейка (альвеолы, или теки) у: а) крокодилов (12–4–23–9); б) черепах (12–4–9–23); в) ящериц (12–23–9–4); г) хамелеонов (12–9–23–4).

Точечный рисунок.

Домашние задание. Прочитать параграф по данной теме, ответить на вопросы в конце параграфа.

Представители земноводных.

Развитие лягушки.

Древнее земноводное.

Гаттерия.