Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 127» Программа развития воспитательной системы «ГРАЖДАНИН РОЖДАЕТСЯ В ШКОЛЕ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Эффективность воспитательной системы учреждения»
Advertisements

Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
Система работы классных руководителей по воспитанию социально зрелой личности.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ «МИР, КОТОРЫЙ НАС ОКРУЖАЕТ» БДОУ Г. ОМСКА «ДЕТСКИЙ САД 238»
«Личность успешная по образовательному маршруту»..
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Программа воспитания классного руководителя Инкиной Н.С. 11Б класс.
Организация воспитательной деятельности в МКШ в современных условиях.
ЦЕЛЬ: ЦЕЛЬ: создание благоприятных условий для выявления и самореализации творческих возможностей учеников, формирование на основе исторических и культурных.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОВАДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Построение воспитательной системы класса в среднем и старшем звене.
Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Николаева.
Тема: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Муниципального общеобразовательного учреждение общеобразовательного учреждение Столбовской средней общеобразовательной школы 2008 –
Транксрипт:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 127» Программа развития воспитательной системы «ГРАЖДАНИН РОЖДАЕТСЯ В ШКОЛЕ» Адрес: Омск-98, 14 военный городок, д.148

Информационная справка 1 января 1890 года по приказу атамана Бобкова в казачьем поселке Новая Станица была открыта одноклассная школа. В 2005 году школа перешла в новое красивое 3х-этажное здание с цокольным эксплуатируемым этажом, расположенное на территории 14 военного городка. Школа рассчитана на 550 обучающихся. Всего в школе обучается 302 человека. Зимой 2008 года был открыт спортивный комплекс, включающий в себя 2 спортивных зала и 2 бассейна.

Проблемно-ориентированный анализ В качестве основных объектов анализа были выбраны: уровень здоровья и ЗОЖ; уровень воспитанности и интеллектуально-познавательного потенциала; социализация личности; уровень гражданственности и патриотизма; роль семьи в воспитательно- образовательном процессе.

Уровень здоровья и ЗОЖ Углубленный медицинский осмотр в 1-11 классах Лицензированный стоматологический кабинет Система физкультурно-оздоровительных мероприятий: - 3 секции: плавание, стрельба, футбол; - обязательное проведение физкультминуток в начальной школе; - 2 специальные медицинские группы для детей с ослабленным здоровьем; - соревнования по различным видам спорта как внутри школы, так и в округе, и городе; - встречи со специалистами СПИД-центра, наркологом; - родительские уроки; - горячее питание; -отряды «ЮИД» и «Огнеборцы»

Уровень здоровья и ЗОЖ По итогам медицинского осмотра в учебном году выявлено 35,5 % обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. 16,9 % 11,3 % 1,7 % 5,6 %

Уровень здоровья и ЗОЖ Работа стоматолога носит временный характер; 27 % не ценят свое здоровье: курят, иногда употребляют спиртные напитки, не осознают свое здоровье, как ценность. Особую тревогу у нас вызывают курильщики, т.к. это относится не только к старшеклассникам.

Уровень здоровья и ЗОЖ Таким образом, анализ уровня здоровья обучающихся выявил следующие проблемы: отсутствие целостной системы, имеющей диагностическую основу, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучающихся; недопонимание педагогами роли и значения здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; недостаточный уровень сформированности привычек здорового образа жизни у родителей, обучающихся, педагогов.

Уровень воспитанности систематическое изучение уровня воспитанности обучающихся; недостаточная сформированность у обучающихся сознательной дисциплины (46 %), отзывчивости (32 %), коллективизма (39 %) и других нравственных качеств; в классах продвинутого уровня показатели уровня воспитанности обучающихся значительно выше; систематическая работа по повышению культурного уровня обучающихся; классные часы и воспитательные мероприятия; кружки эстетической направленности: «Вокальный», «Ансамбль русских народных инструментов «Россияночка», танцевальный, «Пэчворк».

Уровень познавательного интереса проводятся традиционные предметные недели; НОУ, интеллектуальные марафоны; участие в городских и Всероссийских заочных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Люди, изменившие мир» и др.; кружки интеллектуальной направленности по предметам: русский язык, математика, физика, химия, иностранный язык.

Уровень воспитанности и интеллектуально-познавательного потенциала ученики старших классов не особенно следят за своим внешним видом, неохотно носят школьную форму, и понимания у некоторой части родителей по этому вопросу школа не находит; не всегда классные часы и воспитательные мероприятия достигают желаемого результата, т.к. являются формальными; большинство участников НОУ – это ученики начальных и средних классов, а доклады не всегда соответствуют должному уровню;

Уровень воспитанности и интеллектуально-познавательного потенциала Таким образом, анализ уровня воспитанности и интеллектуально-познавательного потенциала обучающихся выявил следующие проблемы: отсутствие системы в работе по развитию интеллектуально-познавательной активности обучающихся; практически отсутствуют интеллектуальные игры на параллелях; низкий уровень мотивации обучающихся, направленной на учебу (особенно у старшеклассников); незаинтересованность родителей и отсутствие контроля с их стороны; отсутствие единства требований педагогов и родителей; снижение воспитательного потенциала семьи.

Социализация личности работа по профориентации обучающихся: - обучающиеся посещают профориентационный центр, - встречаются с представителями различных учебных заведений города, - экскурсии в ВУЗы во время проведения Дней открытых дверей; - диагностика обучающихся; в школе создана детская общественная организация «Великороссы», работу возглавляет старшая вожатая. классные часы и другие воспитательные мероприятия, направленные на самопознание и самовоспитание личности; проводится диагностика коммуникативных умений обучающихся, самооценка личности, мотивов участия школьников в деятельности. Таким образом, определились следующие проблемы: недостаточная работа психолога с детьми по саморегуляции и социальной адаптации; нет четкой действенной системы ученического самоуправления; не в полной мере проводится работа по профориентации школьников.

Социализация личности старшеклассники не определились в своих профессиональных намерениях, не готовятся к получению дальнейшего образования. не разработан Устав, символика детского объединения. Нет четкой системы в работе с детским объединением. в результате анкетирования обучающихся по методике Л.В. Байбородова и тестирования коммуникативной компетенции К.Томаса было выявлено: - 41 % обучающихся имеют средний уровень коммуникативных умений, - 29 % показали низкий уровень - 30 % обучающихся можно считать хорошими собеседниками. По итогам обработки анкет по методике М.И. Рожкова средний уровень развития имеет социальная адаптированность, активность и нравственность.

Социализация личности Таким образом, определились следующие проблемы: недостаточная работа психолога с детьми по саморегуляции и социальной адаптации; нет четкой действенной системы ученического самоуправления; не в полной мере проводится работа по профориентации школьников.

Уровень гражданственности и патриотизма сотрудничество с Омским танковым инженерным институтом (ОТИИ): - музей ОТИИ; - совместно с ОТИИ и КТОС «14 военный городок» школа проводит митинги 23 февраля и 9 мая у мемориальной доски им. Героя России И.А. Мишина и в музее под открытым небом ОТИИ; - различные спортивно-оздоровительные мероприятия, соревнования; - традиционно дети поздравляют своих родителей с такими праздниками, как День танкистов, День института, День защитников Отечества, Международный женский день, День Победы.

Уровень гражданственности и патриотизма обучающиеся не испытывают гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны; тревогу и озабоченность вызывает желание некоторых покинуть Россию; отсутствие у большинства ребят стремления служить в армии, незнание и, как следствие этого, нарушение гражданских прав и обязанностей.

Уровень гражданственности и патриотизма Таким образом, педагогическому коллективу необходимо решить следующие проблемы: сформировать целостную систему воспитания патриота и гражданина; повысить уровень краеведческих и культурно-исторических знаний, обычаев и традиций народов Сибири и Омской области; развить опыт ученического самоуправления.

Роль семьи в воспитательно- образовательном процессе Часть родителей активно стремится к педагогическому самообразованию; Возросший уровень педагогической компетентности родителей позволяет говорить об успешности их психолого-педагогического просвещения; традиционными родительскими собраниями, заседаниями родительских комитетов; организована работа психологической службы (психолог, социальный педагог) с целью педагогического просвещения родителей; Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. Но массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. В современной образовательной практике приоритетными становятся дифференциация, личностно- ориентированный подход по отношению к семье, родителям.

Роль семьи в воспитательно- образовательном процессе Таким образом, анализ ситуации выявил следующую проблему: необходимость создания условий для повышения роли семьи в воспитательно-образовательном процессе и разработки части программы, в которой обозначить шесть основных параметров сотрудничества школы и семьи: - изучение семей; - информирование родителей; - просвещение родителей; - консультирование родителей; - обучение родителей; - совместная деятельность педагогов и родителей.

ПРОБЛЕМЫ несформированность у большинства школьников потребности вести здоровый образ жизни; недостаточный уровень сформированности интеллектуально-познавательного потенциала обучающихся; низкий уровень сформированности у обучающихся гражданственно-патриотического сознания; низкий уровень краеведческих и культурно- исторических знаний, обычаев и традиций народов Сибири и Омской области; отсутствие четкой действенной системы ученического самоуправления; недостаточная роль семьи в воспитательно- образовательном процессе; недостаточная работа по профориентации школьников.

Методологическая основа моделирования и построения воспитательной системы Мудрик В.А., Бочарова В.Г. - социальное воспитание учащихся, социализация личности школьника, введение ребёнка в мир взрослого общества; Бондаревская Е.В., Битинас Б.П.- воспитание через возрождение гражданственности; Щуркова Н.Е.– социокультурологическая позиция в подходе к процессу воспитания, формирование личности ребёнка в школе, включая социальные влияния всей окружающей действительности, семейного уклада и семейного воспитания; Власова Т.И., Слободчиков В.И. - духовно ориентированная парадигма воспитания и антропологический подход к социализации личности; - Беляев А.В., Вырщиков А.Н., Голенкова З.Т., Смоленский М.Б. - концепции гражданского общества и воспитания; Колесникова И.А., Нагавкина Л.С., Барышникова Е.Н. – в основе содержания воспитания лежит представление, что человек, живущий в современном мире и готовый к самореализации в социальной сфере, - это: семьянин, ученик, россиянин, член детского, подросткового, молодежного общества, житель своего города, человек, ощущающий себя гражданином мира; Новикова Л.И., Селиванова Н.Л., Степанов Е.Н. и др

«Гражданин рождается в школе» Миссия школы: Создать условия для самоопределения и самореализации ребенка в процессе учебы и дальнейшей жизнедеятельности. Цель: Формирование личности активной жизненной позиции, личности творческой, информационно грамотной, интегрирующей в себе культурологическое и духовное богатство россиян, способной ориентироваться в микро и макросоциуме, конкурентоспособной на рынке образования и труда, способной создать здоровую семью, способной к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию.

«Гражданин рождается в школе» Управленческие задачи: Создать условия для формирования демократической гражданственности у обучающихся. Создать условия для формирования здоровой личности, использование здоровьесберегающих технологий. Создать условия для реализации интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Создать условия для повышения роли семьи в воспитательно-образовательном процессе.

«Гражданин рождается в школе» Личностные задачи: Воспитать высоконравственную, культурную личность, настоящего гражданина своего Отечества. Сформировать у обучающихся потребность к здоровому образу жизни. Развить познавательные интересы обучающихся, потребности в познании культурно-исторических ценностей. Развить творческую активность обучающихся. Сформировать устойчивые и обоснованные профессиональные интересы детей.

Принципы функционирования воспитательной системы: принцип субъектности предполагает оказание помощи ребенку в становлении его субъектом жизнедеятельности в классе, школе, обогащение его субъектного опыта; принцип творчества и успеха. Осуществление воспитания на основе данного принципа направлено на развитие творческих задатков и способностей каждого ребенка. Достижение успеха в том или ином виде деятельности стимулирует стремление личности, направленные на самосовершенствование и самореализацию; принцип культуросообразности предполагает формирование растущей личности на лучших примерах русской культуры, приобщение к ценностям отечественной и мировой истории и культуры; принцип дифференциации направлен на отбор содержания, методов и форм работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей всех участников образовательного процесса; принцип выбора предполагает включение учащихся в ситуацию свободы выбора, который всегда связан с осознанием определенной меры ответственности; принцип единства общечеловеческого и национального в организации учебно-воспитательного процесса обеспечивает целостность воспитательной системы; принцип эффективности и социального взаимодействия важен для формирования навыков социальной адаптации ребенка; принцип сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Воспитательная система нашей школы выполняет следующие функции: развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых, обеспечение развитие педагогического и ученического коллективов; - интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий; - регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов; - защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности обучающихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития; - компенсирующую, предполагающую создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей; - корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности; - управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для профессионального роста педагогов, взаимодействие всех участников воспитательной системы.

Педагогические условия Обеспечение готовности личности обучающегося и педагога к самовыражению: формирование позитивной Я-концепции личности ребенка и взрослого; актуализация потребности в самореализации и самоутверждении; обеспечение формирования умения у педагогов и обучающихся потребности в самопознании и самовыражении, способности быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в школе. Формирование в школьном сообществе среды, содействующей самовыражению личности обучающихся и педагогов: поддержание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально-психологического климата в школе, наличие у педагогов и обучающихся чувства комфортности и защищенности;

Педагогические условия обеспечение реальной свободы выбора в основных сферах жизнедеятельности ребенка и взрослого; существование реальных объектов и предметов для проявления обучающимися и педагогами своих способностей; восприятие и детьми, и взрослыми творчества как важнейшей ценности своей жизнедеятельности; создание системы медико-социальной и психолого- педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных способностей; использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов и методов обучения и воспитания обучающихся; моделирование и построение воспитательных систем класса, сориентированных на содействие личности в деятельности по формированию и проявлению своих уникальных свойств и качеств.

Содержание ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (1-4 классы) Главными задачами воспитательной деятельности выступают: формирование знаний о природе, культуры общения младших школьников с товарищами, родителями, учителями,взрослыми; ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни че­ловека: в быту, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, в театре; развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собст­венным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, тру­довой, художественной, спортивной, духовной, общественной; развитие интереса к народному творчеству и его традициям; усвоение понятий «красивое», «уродливое», «безобразное», «природа», «гигиена», «атмосфера», «добро», «зло», «правдивость», «честность», «ответственность», «отзывчивость», «вежливость», «исполнительность», «трусость», «смелость».

Содержание ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА (5-6 классы) Ведущими воспитательными задачами на этом этапе являются: формирование нравственного и гражданского самосознания; ответственность как черта личности; обучение культуре поведения на основе управления собой.

Содержание ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА (7-9 классы) Ведущими воспитательными задачами являются: Формирование нравственного самосознания, ответственности и обучение культуре поведения на основе управления собой; формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни, общества и человеческих отношений; развитие самосознания и культуры самовоспитания; приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности и национального самосознания; формирование полового самосознания и нравственная подготовка к семейной жизни; формирование экономического мышления; обучение школьников способам саморегуляции во всех видах деятельности, формирование принципов Добра, Истины, Красоты как принципов собственной жизни.

Содержание ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ СТАРШЕГО ЗВЕНА (10-11 классы) Главной задачей воспитательной деятельности является стремление к тому, чтобы ее выпускники соответствовали параметрам модели личности. Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания.

Доминирующие виды деятельности гражданственно-патриотическое и нравственное воспитание художественно-эстетическое развитие спортивно-оздоровительное направление приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков интеллектуальное развитие, развитие системы самоуправления; сохранение и расширение сложившегося воспитательного пространства, способствующего полному удовлетворению интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании, обеспечению интересного досуга и возможности самоопределения и самореализации.

Основные программы «Здоровый ребенок» «Воспитание гражданина» «Военно-патриотическое воспитание» «Семья» «Культура»

Управление воспитательной системой школы Уровень сформированности нравственного потенциала личности обучающегося - тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»; - методика С.М.Петровой «Пословицы» - методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой - методика определения уровня воспитанности Д.В.Григорьева

Критерии эффективности воспитательной системы Уровень сформированности познавательного потенциала личности обучающегося - Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости. - Школьный тест умственного развития (ШТУР). - Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка. - Методика «Диагностическая контрольная работа» (на основе разработок профессора В.Н. Максимовой

Критерии эффективности воспитательной системы Уровень сформированности физического потенциала личности обучающегося - статистический медицинский анализ состояния здоровья обучающихся; - тестовые соревнования «Президентские состязания» - Анкета «Здоровье», анкета «Здоровый образ жизни»

Критерии эффективности воспитательной системы Уровень социализации личности обучающегося - Анкета «Ценностные ориентиры» - Методика изучения социализированности личности (М.И. Рожков) - Оценка уровня сформированности социально значимых качеств личности обучающихся - Анкета «Выявление готовности школьников к выбору профессии; анкета «Я и мои жизненные планы» - Методики определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

Критерии эффективности воспитательной системы Уровень удовлетворенности обучающихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе - Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности обучающихся школьной жизнью» - Методики Е.Н.Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении

Этап 1. Подготовительный Тщательный анализ ситуации, сложившейся в ОУ, осмысление и переоценка имеющегося опыта. Он предполагает: изучение социума школы, потребностей обучающихся и их родителей; анализ состояния воспитательного процесса в школе с целью выявления уровня соответствия его содержания и организации запросам обучающихся и их родителей; разработка воспитательной системы школ «гражданин рождается в школе», определяющей ее цели, задач, пути реализации, с указанием основных этапов, сроков, критериев и результатов.

Этап 1. Подготовительный Предполагаемый результат: Разработанные программы воспитательной системы школы

Этап 2. Основной Реализация целей и задач воспитательной системы «Гражданин рождается в школе», уточнение средств и способов их реализации. Он предполагает: апробация разработанных воспитательных программ; внедрение мониторинга воспитательных программ; освоение реализации модели воспитательной системы школы.

Этап 2. Основной Предполагаемый результат Освоенные и скорректированные воспитательные программы Мониторинг всей реализуемой воспитательной системы и ее коррекция

Этап 3. Полная реализация и завершение Экспертиза эффективности и целесообразности воспитательной деятельности, оформление результатов и подготовка их к трансляции в массовую практику. Он предполагает: обобщение результатов оценивание эффективности проделанной работы и оформление результатов

Этап 3. Полная реализация и завершение Предполагаемый результат: Методическое оформление результатов воспитательной системы Оценка эффективности проделанной работы и выявление направления и пути дальнейшей деятельности

Литература Борисова Л.А. Воспитание в детских «Молодежных» общественных объединениях. Чебоксары, Гольберг В.А. Воспитательная система школы. Классный руководитель. 1, Гаврилина А.В. Личность в воспитательной системе школы. Поиск, Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. Москва, Педагогика, Зимняя И.Л. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия. Ярославль, Караковский В.А. Воспитательная система школы, Кульневич С.В. Воспитательная работа в средней школе. Ростов- на-Дону, Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. Москва, Педагогическое общество Росии, Издательский Дом «Ноосфера», Смирнова Г. Воспитательная система средней школы. Воспитание школьников 8, Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, ТЦ Сфера, 2003.