Оценочная деятельность педагога в первом классе. Выполнили: Игнатова Алла Сергеевна, учитель начальных классов МОУ СОШ 21 г. Тверь Орлова Татьяна Александровна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 32» г. Владимира ПОМЕЩИКОВА ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА Учитель начальных.
Advertisements

Организация критериального оценивания в начальной школе Способность к приобретению знаний – величайшее преимущество.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной.
Оценка достижений планируемых результатов Группа террабиты.
Положение о системе оценивания результатов обучения в начальной школе МОУ «СОШ 7» города Сорочинска.
КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КОНТРОЛЬ СИСТЕМА ДЕТСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ И ПОЛНОТОЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ, ВХОДЯЩИХ В СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (безотметочное обучение) Выполнила: Феклистова Е.Ю. МОУ «лицей 1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк»
Комплексные работы в начальной школе. Цель комплексной проверочной работы: оценка достижения планируемых результатов у младших школьников по междисциплинарным.
Управление качеством начального общего образования на основе оценки индивидуальных достижений школьников Управление качеством начального общего образования.
Система оценки сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку.
13-14 апреля 2015 Разработка тестовых материалов по модели SAM (математика начальной школы) Горбов Сергей Федорович.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ у учащихся 7- х классов Методист экспертно - аналитического отдела ГАУ ДПО МЦКО Богданова.
Анализ результатов мониторинга оценки достижения планируемых результатов по русскому языку обучающимися 4-х классов пилотных школ в учебном.
АДАПТАЦИОННАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ к методике Александровской Э. М. и Ст. Громбах учащихся 1 «А» класса СОШ 17 г. Вольска (2 этап апрель-май) Классный руководитель:
Составила учитель начальных классов лицея 8 «Олимпия» Т.В. Невзорова.
ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ШКОЛЕ.
Формы работы Анализ текущего состояния. Методики определения параметров ИСУД.
Группа «Система оценки планируемых результатов освоения программы начального общего образования» Руководитель – Ковалева Г.С. Проект «Разработка и апробация.
Начальная школа Самоценный, принципиально новый этап в жизни, когда ребёнок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность.
Транксрипт:

Оценочная деятельность педагога в первом классе. Выполнили: Игнатова Алла Сергеевна, учитель начальных классов МОУ СОШ 21 г. Тверь Орлова Татьяна Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ 39 г. Тверь Спиридонова Елена Аркадьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ 21 г. Тверь Кононенко Екатерина Константиновна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Завидово Першикова Лариса Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ 25 г. Тверь

Актуализация темы. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий влекут за собой и изменение системы оценивания. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий влекут за собой и изменение системы оценивания. Безотметочное обучение – это поис нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки «отметочной» существующей системы оценивания. Безотметочное обучение – это поис нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки «отметочной» существующей системы оценивания.

Цель : составить практические рекомендации по оценочной деятельности педагога 1 класса.

Практические рекомендации. 1. В соответствии с СанПиНом в первом классе недопустимо применение отметок. 2. Работая в рамках безотметочного обучения, учитель при оценивании знаний и навыков достижения ученика не должен употреблять «знаменателей» отметочной системы: «звездочек», «зайчиков» и т.п. 3. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, позволяют зафиксировать индивидуальные продвижения каждого ребенка и не провоцируют учителя на сравнение детей между собой.

4. Оценивание может осуществляться, через условные шкалы, различные формы графиков, таблиц, «Листов индивидуальных достижений, в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. 5. Учитель не должен делать достижения учащихся предметом сравнения.

6. Самооценка является одним из компонентов деятельности, она сязана с процедурой оценивания. 6. Самооценка является одним из компонентов деятельности, она сязана с процедурой оценивания. Три компонента самооценки. Первая процедура самооценки связана с содержанием оценочной деятельности учителя. Первая процедура самооценки связана с содержанием оценочной деятельности учителя. Вторая процедура самооценки является развитие у школьников умение дать себе содержательную характеристику, самим регулировать свой учебный труд. Вторая процедура самооценки является развитие у школьников умение дать себе содержательную характеристику, самим регулировать свой учебный труд. Третьей процедурой самооценки является работа по воспитанию у учащихся реалистического уровня притязаний, сформированных навыков самоконтроля. Третьей процедурой самооценки является работа по воспитанию у учащихся реалистического уровня притязаний, сформированных навыков самоконтроля.

7. В оценочной деятельности в первом классе закладываются два вида оценки: 7. В оценочной деятельности в первом классе закладываются два вида оценки: a)Ретроспективная оценка, при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что сопровождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся ка особую ( специальную) задачу. b)Рефлективная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия.

8.Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания ( н-р., количество звуков в слове) и не выбирают те, где неизбежна субъективность оценки (н-р.,красота написания букв). 8.Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания ( н-р., количество звуков в слове) и не выбирают те, где неизбежна субъективность оценки (н-р.,красота написания букв). 9. Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора мужду учителем и учеником. 9. Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора мужду учителем и учеником.

10. Ребенок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий. 10. Ребенок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий. 11. Постепенно вводятся средства, позволяющие самому ребенку и его родителям прослеживать динамику успешности относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки(н-р., графики уменьшения количества ошибок в диктанте, в счете и т.п). 11. Постепенно вводятся средства, позволяющие самому ребенку и его родителям прослеживать динамику успешности относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки(н-р., графики уменьшения количества ошибок в диктанте, в счете и т.п).

12. В начале изучения темы учителю желательно провести так называемую стартовую работу, цель которой – оценка начального уровня подготовки учащегося. 12. В начале изучения темы учителю желательно провести так называемую стартовую работу, цель которой – оценка начального уровня подготовки учащегося.

Стартовая работа по математике в 1 классе 1. Сколько светлых полосок помещается в темной полоске? 2. Какая из фигур больше?

3.Реши те примеры, которые можешь = = = = 8 – 4 = 11 – 5 = 8 – 4 = 11 – 5 = 4.Сколько треугольников изображено на рисунке?

5. Впиши числа 1; 7 и 10 в нужные квадратики Наклей полоски в порядке уменьшения их длины. 7. К домику ведут 3 дороги. Покажи цветным карандашом самую короткую.

8. Петя учится в первом классе. В каком классе он будет учиться через пять лет? 9. За забором спрятались зайцы. Сколько их?

Критерии данной оценки Задание 1. Продемонстрировать умения измерять величину заданной меркой. Задание 1. Продемонстрировать умения измерять величину заданной меркой. Задание 2. Умение распознать неоднозначно описанную ситуацию и на этом основании отказаться от решения. Задание 2. Умение распознать неоднозначно описанную ситуацию и на этом основании отказаться от решения. Задание 3. Построено на контрасте успеха и разрыва. Умение выполнить сложение и вычитание а) в пределах 10, б) с переходом через 10. Задание 3. Построено на контрасте успеха и разрыва. Умение выполнить сложение и вычитание а) в пределах 10, б) с переходом через 10. Задание 4. Умение видеть скрытый объект. Задание 4. Умение видеть скрытый объект. Задание 5. Умение определять место числа в числовом ряду. Задание 5. Умение определять место числа в числовом ряду. Задание 6. Умение строить убывающий ряд. Задание 6. Умение строить убывающий ряд. Задание 7. Умение сравнивать величины на глаз. Сформированность элементарных пространственных представлений. Задание 7. Умение сравнивать величины на глаз. Сформированность элементарных пространственных представлений. Задание 8. Понимание текста. Умение решать простейшие задачи в одно действие. Задание 8. Понимание текста. Умение решать простейшие задачи в одно действие. Задание 9. Умение устанавливать соответствия между разными объектами и использовать необычную меру счета. Задание 9. Умение устанавливать соответствия между разными объектами и использовать необычную меру счета.

1 Фамилия Имя 123а3б456789% 1 Иванов С Итого по классу в %

13. Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с помощью особых условных шкал – «волшебных линеечек», напоминающих ребенку измерительный прибор. 13. Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с помощью особых условных шкал – «волшебных линеечек», напоминающих ребенку измерительный прибор.

Проверочная работа 2 Имя ________________________ Сколько из имеющейся посуды можно сделать комплектов: а) состоящих из чашки, блюдца и ложки? б) состоящих из чашки и блюдца? в) состоящих из чашки и ложки?

2. Петя и Вася сравнивали два сосуда. Петя показал результат сравнения с помощью чертежа так: А Вася – так: По какому признаку сравнивал сосуды каждый из мальчиков?

3. Учитель дал Маше и Даше одинаковые бумажные полоски: Маша разрезала свою полоску на 3 части и построила из этих частей такую фигуру: Маша разрезала свою полоску на 3 части и построила из этих частей такую фигуру: Даша разрезала свою полоску на 2 части и построила из этих частей такую фигуру: Даша разрезала свою полоску на 2 части и построила из этих частей такую фигуру: Сравни Машину и Дашину фигуры по площади и покажи результат с помощью чертежа. Сравни Машину и Дашину фигуры по площади и покажи результат с помощью чертежа.

4. Миша сравнил с помощью весов массы желтого и зеленого шариков и показал результат сравнения на чертеже, но не отметил, какой отрезок соответствует какому шарику. Обведи отрезок, изображающий массу желтого шарика, желтым цветом, а отрезок, изображающий массу зеленого шарика, зеленым цветом.

5. Сравни, каких фигур на этом рисунке больше. Изобрази их отношение с помощью отрезков. Укажи цветом, к какому отрезку относится какая фигура. 6. Оцените свою работу по следующим критериям: Трудно Интересно Правильно Трудно Интересно Правильно

14. Можно оценивать промежуточные результаты обучения и с помощью любого другого подобного условного измерителя. Например, бальная система оценивания. 14. Можно оценивать промежуточные результаты обучения и с помощью любого другого подобного условного измерителя. Например, бальная система оценивания. В бальную систему можно заложить три отличительных принципа. В бальную систему можно заложить три отличительных принципа. Во-первых, оценочные шкалы должны быть все время разные. Во-вторых, дети должны участвовать в разработке этих шкал вместе с учителем. В-третих, выбор оценочной шкалы должен существенно зависеть от типа оцениваемого задания.

Проверочная работа. Вариант 1 Вариант 2 1. Найди значение выражения Заполни пропуски, вставив пропущенные числа. 3+4…2+…54+5=5+…5+3…1+…46+2=2+… 3. Реши задачу. У кошки 5 белых котят и 3 серых. Сколько всего котят у кошки. На клумбе 4 белые розы и 3 красных. Сколько всего роз? 4. Начерти отрезок длиной 5 см. Ниже начерти другой отрезок, длиннее первого. Ниже начерти другой отрезок, короче первого.

15. Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно также заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений». 15. Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно также заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений». 16. В конце темы рекомендуется провести проверочную работу, направленную на оценку сформированности планируемых умений и навыков. 16. В конце темы рекомендуется провести проверочную работу, направленную на оценку сформированности планируемых умений и навыков.

Итоговая контрольная работа по математике 1 класс, 2 часть Имя __________________________ Число ___________ 1. Вычисли: 10 – 7 = а + 0 = в – в = 3 – 7 = с – 0 = = = 9 – 6 = 10 – 7 = а + 0 = в – в = 3 – 7 = с – 0 = = = 9 – 6 = 8 – 5 = 0 – т = 8 – 5 = 0 – т = 2. Найди неизвестное по чертежу 2. Найди неизвестное по чертежу ? 4 7 ? 2 8 ? 4 7 ? 2 8 a) b) c) a) b) c) 6 5 ? 6 5 ?

3. Переводи текст задачи на один из математических языков. 1) В корзине было а яблок. Добавили ещё с яблок. Сколько яблок стало в корзине? 2 ) Когда из коробки взяли с карандашей, в ней осталось а карандашей. Сколько карандашей было в коробке сначала?

4. Подбери к задачам подходящие чертежи или схемы. Покажи стрелками. 1) На одной полке стояло m книг, а? k ? на другой – k книг. Сколько книг а) было на двух полках? m 2) У Кати было m яблок, у Миши – ? k яблок. У кого яблок больше? б) k яблок. У кого яблок больше? б) k m k m 3) С дерева улетело k птиц. Сколько в) ? k птиц осталось сидеть на этом дереве, если всего их было m? m

5. Дана числовая прямая 5. Дана числовая прямая С помощью числовой прямой сосчитай: 1) = 2) = 3) 45 – 2 = 4) 52 – 7 = 5) – 6) – 8 =

Комментарии к итоговой работе Задание 1: Цели: 1) проверить умение учащихся сравнивать предметы по заданным признакам и фиксировать результаты сравнения; 2) умение отказываться от решения задачи, указывая на не достающие данные; 3) умение самостоятельно устанавливать признаки сравнения предметов. Оценка: производится на двух уровнях: репродуктивный (минимальный, удовлетворяющий выполнение программы) – 1 уровень и творческий (требующий определенного уровня интеллектуального развития) – 2 уровень. Учитель оценивает работу учащихся раздельно по этим уровням. Родителям предъявляется только 1 уровень. Второй уровень - в зависимости от результата. Итак, по 1 заданию: 1 уровень - (пункты а и в) по 1 баллу за каждым пункт – общее кол-во баллов – 2 балла 2 уровень - (пункт б) – 2 балла. Задание 2: Цели: 1) проверить умение учащихся сравнивать величины, опираясь на их числовые характеристики; 2) проверить понимание учащимися того, что мерка это тоже есть величина. Оценка результатов: 1 уровень – пункт а - 1 балл. 2 уровень - пункт б - 1 балл; пункт в – 2 балла. Общее кол-во баллов – 3 балла.

Задание 4: Цели: 1) проверить умение измерять величину заданной меркой и записывать результат измерения; 2) умение отказаться от решения задачи в случае д), указывая, что в результате получается число, запись которого им неизвестна или найти способ записи получаемого числа; 3) умение отказаться от решения задачи в случае в), поскольку длина М не может быть измерена площадью Е (М и Е – величины разного рода); 4) проверить понимание детьми мерки, как частного случая величины (случай а). Оценка результатов: 1 уровень – пункты б), г) – по1 баллу за каждый пункт. 2 уровень – пункты а), в), д) – по 1 баллу. Общее количество баллов – 3 балла. Задание 5: Цели: 1)понимание устройства числовой прямой; 2) умение находить числа на числовой прямой, удовлетворяющие данным условиям (в том числе, когда эти условия не дают однозначного результата); 3) умение видеть ограничения Оценка результатов: 1 уровень – пункты а), б) г) по 0,5 балла за каждый пункт; д) – 1 балл. Общее кол-во баллов – 4,5 балла. 2 уровень – пункт в) – 2 балла.

17.В качестве обобщения учебных достижений ребенка в конце года может быть предложен оценочный лист. В нем могут быть отражены уровни овладения ключевыми умениями по каждому предмету. Результат усвоения предмета по каждому параметру может быть зафиксирован в процентах.

Оценочный лист 1 по теме « Введение числа». Критерии усвоения темы Моя оценка (ребенка) Оценка учителя Ошибки, комента рии 1. Правильное выполнение построения( отмеривания) величины по схеме 2. Правильное выполнение измерений величин с помощью мерки и описыванию его стрелочной схемой 3. Умение выделять часть величины, соответствующую числу 4. Воспроизводить последовательность числительных в пределах 10, знвть цифры(кроме 0)

Предполагаемые результаты. Итак, к концу обучения в 1-ом классе учитель должен быть уверен, что при благоприятных условиях 95 % учащихся могут: Итак, к концу обучения в 1-ом классе учитель должен быть уверен, что при благоприятных условиях 95 % учащихся могут: сравнить действие (отдельные операции) и результат с годовым образцом; сравнить действие (отдельные операции) и результат с годовым образцом; по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя; по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя; предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию; предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию; отделить известное от неизвестного в знаниях (способа действия с предметом). отделить известное от неизвестного в знаниях (способа действия с предметом). Для получения такого результата соответствующая работа должна вестись на каждом уроке.

Выводы: Система оценивания позволяет увидеть достижения учеников в сравнении с самим с собой.Система оценивания позволяет увидеть достижения учеников в сравнении с самим с собой. Снижается уровень общей учебной тревожности первоклассников.Снижается уровень общей учебной тревожности первоклассников. Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результатам обучения.Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результатам обучения. Происходит реальное развитие оценочных умений учащихсяПроисходит реальное развитие оценочных умений учащихся Конечная цель безотметочного обучения заключается в переводе оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.Конечная цель безотметочного обучения заключается в переводе оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

Список литературы. 1.Оценка без отметки. Г. А. Цукерман и др. Москва-Рига, «Эксперемент», 1999 года. 2.Безотметочное обучение: проблемы и опыт реализации: Сборник материалов/Сост., общ. ред., предисл. и коммент. А.Б. Воронцова, О.Б. Логиновой. – М.: АПК и ПРО, Калинина Н.В., Прохорова С.Ю., Горбылева А.Я. Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятель­ности. – М., Рассказовъ, Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников. Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования (Методическое письмо /13 от ). 7.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Ч.1/Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Ч.2/Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011.