Ч ИТАТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА VS ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ? Романичева Елена Станиславовна, Романичева Елена Станиславовна, кандидат педагогических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Advertisements

Роль письменных и тестовых заданий на уроках литературного чтения международные исследования «Изучение качества чтения и понимания текста PIRLS – 2011»
Библиотека гимназии Выполнила: Глухих Т.Г.. Сегодня мы с вами поговорим о том, как и для чего нужно вести дневник чтения. Для этого обратим внимание на.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
МОУ «Кулунская общеобразовательная школа» «Русская речь» Руководитель: Тепляшина Ольга Сергеевна.
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Цель исследования: изучить историю книги и её значение. Задачи исследования: - Сравнить отношение к книге родителей и их детей; Узнать: - на каких книгах.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Проект по теме: «Почему школьники перестают читать книги?» Владимировой Марии и Шинкаревой Елизаветы, 8Б Владимировой Марии и Шинкаревой Елизаветы, 8Б.
Роль чтения в интеллектуальном развитии ребёнка. «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге». «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным,
Интервью Интервью – это разговор журналиста с собеседником, предназначенный для средств массовой информации; журналист задает вопросы, а собеседник на.
Восприятие современной литературы учениками профильной школы.
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ... ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? КАК?. Сегодня мы поговорим о таком типе речи, как рассуждение. Есть даже в детских книгах герои, любящие порассуждать.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Для чего это нужно? Школьники их родители начали связывать с практическим владением иностранного языка планы на будущее(возможность для лучшего трудоустройства,
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России начали работу по новым Федеральным государственным образовательным стандартам.
1 вопрос: Л юбите ли Вы читать и сколько времени тратите на чтение? 2 вопрос: Считаете ли Вы своих детей читающими, сколько времени в день тратит Ваш.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Транксрипт:

Ч ИТАТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА VS ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ? Романичева Елена Станиславовна, Романичева Елена Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры русской новейшей литературы и читательских практик МГПУ (Москва), Заслуженный учитель РФ

О БОЗНАЧИМ ПРОБЛЕМЫ … Почему школьники перестают читать? Потому что в процессе литературного образования теряем читателя-школьника из-за… содержательного наполнения программ по литературе, не различения в процессе обучения значения (для нас) и смыслов (для них) изучаемых текстов, и неумения говорить/писать о текстах интересно, составления рекомендательного списка «от книги», а не «от читателя», боязни говорить о «трудных» книгах с детьми/подростками в школе и дома.

«М Ы ВЫБИРАЕМ, А ШКОЛЬНИК ЧИТАЕТ »? ( О СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ НАПОЛНЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И ПОДХОДАХ К ЕЕ ОСВОЕНИЮ ) Проблема первая

Ч ИТАЕМ КЛАССИКУ В ШКОЛЕ, НО … КАК ? «Классика это те книги, о которых обычно говорят я перечитываю..., а не я читаю...… Вашей классикой станет книга, к которой вы не сможете остаться равнодушным, и которая потребует от вас определить свое отношение к ней, даже если это отношение поставит вас в оппозицию к общепринятым взглядам» И.Кальвино Зачем читать классику – Что в нашем отношении к XIX веку вас особенно тревожит? В чем, на ваш взгляд, главная проблема? – В том, что его проходят в школе. Это самая надежная гарантия получить к нему отвращение на всю жизнь. Из интервью М.Л. Гаспарова журналу «Театральная жизнь»

«…В АМ ПРИХОДИЛОСЬ ГДЕ - НИБУДЬ ВИДЕТЬ ПОДОБНЫХ ДЕТЕЙ »? «…у нас совершенно заброшена тема о литературных вкусах школьника в этой нашей детской психологии мы еще не написали главы о литературных интересах и вкусах школьника, не наметили разделов научной проблематики данного вопроса» М.А.Рыбникова Предметом изучения в рамках целостного курса…должна быть национальная словесность в ее историческом В основе курса – последовательное освоение главных этапов исторического становления русской словесности: устного народного творчества, древнерусской литературы, классической русской литературы ХVIIIХХ веков ( Из Пояснительной записки к современной программе литературного образования, грифованной под новый ФГОС )

Н АД ЧЕМ ПРОСИМ ПОДУМАТЬ УЧЕНИКОВ ПРИ ЧТЕНИИ ЛИРИКИ ? «Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она себе не ставила, мы ищем в ней ответа на свои вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами свои стороны, новые смысловые глубины» (М.Бахтин) «Согласны ли вы с тем, что стихотворение является гимном родной природе, солнечному зимнему дню и радостному настроению поэта?» (А.Пушкин Зимнее утро) «1.В чем состоит особенность этого стихотворения? 2.Чему учит поэта встреча с природой? 3.Выпишите в тетрадь слова студеный, чело. Какие синонимы этих слов мы обычно употребляем в своей речи? Почему М.Ю. Лермонтов их не использовал, а заменил реже употребляемым словами?» (М.Ю.Лермонтов Когда волнуется желтеющая нива )

… ЗАБЫВАЕМ ПРО СОВРЕМЕННУЮ ДЕТСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ … ПОЧЕМУ ? Профессиональное сообщество ее не знает ее или слабо информировано о ней Практически не освещается в научно- методических изданиях, потому что она «малопривлекательна» в качестве объекта филологического исследования и не входит в круг профессионального чтения учителей «- А чем вы по жизни занимаетесь? И моя мама с вызовом ответила: Детской литературой. Моя мама пишет для детей и знает, что другие считают это ерундовым занятием. И из детских писателей знают в лучшем случае Драгунского» Н.Евдокимова «Лето пахнет солью»

В РЕЗУЛЬТАТЕ НАРУШАЕМ СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ … нормативной системой ценностных ориентаций (В.Собкин), которые транслируются через школьную программу ситуативной системой ценностных ориентаций (В.Собкин), которые формируются в свободном чтении

А ЕСЛИ К КЛАССИКЕ ПРИОБЩАТЬ, ЧИТАЯ … «М АТИЛЬДУ » Р ОАЛЬДА Д АЛЯ ? Матильда - маленькая и очень умненькая девочка. Очень-очень умненькая. Она сама научилась читать в три года и больше всего на свете любит книги. «…, Матильда прочитала такие книги: Николас Никлби Чарльза Диккенса, Оливер Твист Чарльза Диккенса, Джейн Эйр Шарлотты Бронте, Гордость и предубеждение Джейн Остин Ким Редьярда Киплинги Тесс из рода дЭрбервиллей Томаса Харди Человек-Невидимка Герберта Уэллса Старик и море Эрнеста Хэмингуэя Шум и ярость Уильями Фолкнера Гроздья гнева Джона Стейнбека Добрые товарищи Джона Пристли Брайтон рок Грэма Грина Скотный двор Джорджа Оруэлла»

«- Мистер Хэмингуэй говорит про разные вещи, я их не понимаю, - призналась ей Матильда. – Про мужчин и женщин особенно. Но мне все равно нравится. Нравится, как он пишет. Вот прямо, кажется, я там сама стою, и все-все вижу, что происходит. - Хороший писатель всегда заставляет нас чувствовать, сказала миссис Фелпс, – и ты не волнуйся насчет того, что не поняла. Сиди себе, и пусть слова плещутся вокруг, как музыка»

«Д ОМА НОВЫ, НО ПРЕДРАССУДКИ СТАРЫ » Раньше мы обучали предмету, а теперь обучаем учеников? Насколько примерна и в какой степени выполнима Примерная программа? Так ли новы школьные учебники литературы? Насколько они соответствуют идеологии новых ФГОСов?

В тупике «предметных результатов»: кого учим читателя или филолога? «Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка, понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений» «Наш метод не является методом филологичес- ким» М.А.Рыбникова «Наш метод не является методом филологичес- ким» М.А.Рыбникова «Владение навыками… комплексного филологического анализа художественного текста; осознание художественной картины жизни в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания»

«З АЧЕМ ЖЕ ТОГДА УЧИТЬСЯ ?» З АЧЕМ ЧИТАТЬ ? «К сожалению, это необходимо. Ты ешь, чтобы существовать. Яблоки, мясо, картошку…Все это превращается в тебя, в твои мышцы, кости, мозг…Также и знания. Ты узнаешь всякую всячину – а она превращается в тебя, в твой характер, в твои мысли, в твои размышления обо всем…Короче говоря, надо учиться у других, чтобы стать самим собой!» А.Крестинский «Туся» (Серия «Родная речь», ИД «Самокат»)

Э ТО ВЫХОД …? Надо полностью изъять из употребления требование «проанализировать» какое- либо классическое произведение. Это дело только и исключительно будущих филологов. Остальные должны уметь понять роман или рассказ и прочувствовать стихотворение. М.Чудакова

В МЕСТО ИТОГА … « Просто читать» – совсем не просто… Когда школьник спрашивает: А почему я должен интересоваться Пушкиным?– то ответить ему очень трудно. Когда человек не понимает, что и почему ему интересно, то ему трудно искать новые книги, которые могли бы оказаться ему тоже интересны, и он начинает читать только привычное или вовсе перестает читать М.Гаспаров Филология как нравственность «Мастер и Маргарита»…еще и книга, которую читать интересно…которую интересно рассказывать, в которой интересно все – и сам сюжет, фантастический и веселый, запутанный, развивающийся, и таинственные и сложные связи между тем, что происходит в Москве 20-ых годов, и тем, что происходило в древнем Иерусалиме, в самом начале нашего летоисчисления Б.Чичибабин Уроки чтения. Из писем поэта

«П РОСТО ЧИТАТЬ » – СОВСЕМ НЕ ПРОСТО Проблема вторая

« БЕЗ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ НЕТ И НАСТОЯЩЕГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ » (В.П.О СТРОГОРСКИЙ ) «Укажите детям, господа взрослые на существование возможно большего числа хороших книг, а воспользоваться вашими указаниями по своему хотению и выбрать из них по своему разумению наиболее для них интересное – это сумеет и сам юный читатель. Такая постановка дела и есть не что иное как организация свободного и самостоятельного чтения, а это и есть идеал всякого чтения» Н.А.Рубакин ГОТОВО ЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО К ТАКОЙ ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА?

КАКУЮ ЗАДАЧУ РЕШАЕМ МЫ? КАКУЮ - НУЖНО? Типы информационно- коммуникативных ситуаций: Передать информацию, подлежащую адекватному усвоению. Выработать совместными усилиями общения новую информацию. Соединить обе задачи, выдвигая на передний план то одно, то другое.

Р ЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ? Настаивать на необходимости в целях повышения мотивации к чтению и уровня читательской культуры школьников введения обязательных уроков внеклассного чтения в 5–10 классах в объеме не менее одного часа в неделю за счет введения дополнительных часов на преподавание литературы Из резолюции Всероссийского съезда учителей русского языка и литературы, Москва 5–7 июля 2012 г. - С чего, как правило, начинается подготовка к урокам внеклассного чтения? - С определения списка книг

СПИСКИ СОСТАВИЛИ, А ДАЛЬШЕ ? Мы знаем, что читают школьники, но не всегда знаем, что они хотели бы читать. Мы составляем списки, но не продумываем, как «заразить» чтением. Мы составляем списки, но не «отслеживаем» их эффективность.

В МЕСТО ИТОГА … «Рекомендательные списки» скорее говорят об эволюции педагогической мысли, чем отражают реальные запросы юных читателей. «Детская литература выполняет как эстетическую, так и педагогическую функцию» (О.Мяотс) Какой из них отдано предпочтение при составлении рекомендательных списков современной детской/подростко- вой литературы?

А ЕСЛИ СДЕЛАТЬ ПО - ДРУГОМУ ? И ОБРАТИТЬСЯ К УЧЕНИКАМ ? Критерии выбора книга должна быть интересна однокласснику; книга должна быть «правдива» (не путать правдивость и правдоподобие! ) в изображении явлений современной жизни; книга должна ставить проблемы, но не предлагать их однозначное решение; язык книги должен быть ясным, простым, образным и выразительным; оформление книги (обложка, иллюстрации) должно быть привлекательным и современным. Источники выбора собственный читательский опыт; рекомендации, полученные от сверстников, в том числе и в социальных сетях; рецензии на новые книги с сайтов книжных издательств: «Самокат» ( «КомпасГид» ( «Розовый жираф» ( и других, сайт РГДБ «Библиогид» ( сайт «Папмабук» (

М Ы ВЫБИРАЕМ, ОНИ ВЫБИРАЮТ … КАК ЭТО ЧАСТО НЕ СОВПАДАЕТ … Проблема третья

ИЩУТ В КНИГАХ ИДЕАЛ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ? ДА, НО… ИЩУТ В КНИГАХ ИДЕАЛ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ? ДА, НО… 97,3% мальчиков 5–9-х классов называют в качестве «идеального» героя персонажа мужского пола. Среди девочек персонажей женского пола в образцы для подражания выбирает лишь 38,5%: мужские персонажи становятся «идеальными» и для читательниц (пик этого интереса приходится на 7-й класс). Как по-разному воспринимают понятие «идеала», «образца» мальчики и девочки! Одни ищут «я-идеальное», другие – «идеальный для меня образец противоположного пола». (по исследованиям В.Собкина)

«Д РУГОЕ » ДЕТСТВО … Из всех социальных групп прошлого и настоящего дети наиболее бессловесны, они почти не оставляют документальных свидетельств и не имеют собственных «элит», артикулирующих их потребности и интересы. Эту роль выполняют детские книги для детей и о детях

Ю НЫЕ ЧИТАТЕЛИ О ХОРОШЕЙ КНИГЕ В книге должен быть смысл Она должна захватывать дух Чтобы над ней хотелось задуматься Чтобы тронуло, пробрало И чтобы можно было самому решать и делать выводы. Спорить с автором бывает очень интересно. А самое главное пожелание…не надо нас слишком уж беречь. Мы сможем выдержать правду жизни…

К ТО ВИНОВАТ ? Современная детская/подростковая литература – это уже не только освоение ребенком мира взрослых. Она предлагает ребенку и взрослому общее переживание и общий язык для его обсуждения Взрослые не готовы: к «трудным темам» в современной литературе к освоению языка современной детской литературы к проблематизации вместо дидактики к диалогу с юными, а не собственному монологу

Ч ТО ДЕЛАТЬ ? Н АЧАТЬ С СЕБЯ … Осваивать круг актуального чтения школьников (темы, герои, язык) Сделать современные «детские» тексты предметом не только педагогического, но и филологического изучения Включать «взрослые» книги о детстве в круг своего профессионального и свободного чтения «Взрослые» книги о детстве: Э.Кестнер Когда я был маленьким Л.Улицкая Детство 45-53: а завтра будет счастье Русские дети. 48 рассказов о детях …..

Е СТЬ КНИГИ, КОТОРЫЕ НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ ВОВРЕМЯ Читательский выбор современного школьника VS педагогические рекомендации? Читательский выбор современного школьника и педагогические рекомендации: поиски взаимного соответствия

Б ЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ ! И ПОНИМАНИЕ ! Вопросы? Эл.почта: