Потоковые структуры современных мегаполисов Дмитрий Иванов профессор факультета социологии СПбГУ dvi1967@gmail.com.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сверхновая экономика Дмитрий Иванов профессор факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета
Advertisements

ГЛЭМ-КАПИТАЛИЗМ спецкурс ГЛЭМ-КАПИТАЛИЗМ Иванов Дмитрий Владиславович Автор: Иванов Дмитрий Владиславович доктор социологических наук профессор кафедры.
ГЛЭМ-КАПИТАЛИЗМ спецкурс ГЛЭМ-КАПИТАЛИЗМ Иванов Дмитрий Владиславович Автор: Иванов Дмитрий Владиславович доктор социологических наук профессор кафедры.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
ТЕМА 2 РЫНОК КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.
Стратегический план города Княгинин В. Н. научный руководитель ЦСР «Северо-Запад» Конференция «Березники: стратегический план развития города» 7 апреля.
«Практический маркетинг на предприятии» Презентация программы (502 акад.ч.)
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
Насчитывается пять информационных революций: Первая из них связана с появлением устной речи (40-10 тыс. лет назад). Вторая с изобретением письменности.
Кластерные организационные технологии, как инструмент повышения конкурентоспособности территорий Докладчик: Киселев Артем Николаевич Президент НП «Национальное.
Конкурентное преимущество это система, обладающая какой - либо эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в экономической, технической.
«…В отличие от любой иной революции, ядро трансформации, которую мы переживаем теперь, связано с технологиями обработки информации и коммуникацией». Мануэль.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Презентация к уроку по МХК (9 класс) по теме: Дар созидания 9 класс
Ольга Ускова, Президент НАИРИТ «Интеграция элементов инновационной инфраструктуры как необходимое условие повышения эффективности инновационной экономики»
Москва, 2009 г.Рожков Григорий Васильевич1 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ РОСТА ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Специальность: «Экономика и управление народным хозяйством»
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Аспирант Финансового университета при Правительстве РФ Тамара Самсонова «Если компания может обойтись без маркетинга, то рынок может обойтись без компании»
Название презентации и автор Название номинанта Компания Февраль 2012 Москва.
Доклад Н.Н. Думной Интернет как электронная среда бизнеса.
Транксрипт:

Потоковые структуры современных мегаполисов Дмитрий Иванов профессор факультета социологии СПбГУ

Социология города: базовая исследовательская программа Город – тип поселения (место жительства) VS Город – пространство социальных структур

Социальное пространство Социальное пространство – конфигурация полей взаимодействий (П. Бурдье) Физическое выражение: пространство мест – локализованных и разграниченных зон Новая концепция социального пространства: не пространство мест, но пространство потоков (М.Кастельс, А. Аппадураи, Дж. Урри)

Современный мегаполис: «информациональный» город Мануэль Кастельс (1989) «командный пункт» новой экономики глобальная включенность и локальная исключенность глобальность элиты и локальность бедноты космополитизм и идентичность два типа «присвоения» городского пространства: проживать, но не принадлежать городу выживать и зависеть от города «информациональный» город – утопия / антиутопия: сетевые структуры на базе цифровых технологий не ликвидировали пространство, а интенсивность перемещений даже возросла

Современный мегаполис: «глобальный» город Саския Сассен (1991) «узел сети» (локализация глобальности) штаб-квартиры, специализированные сервисы, центры потребления потоки денег, людей, товаров, информации интегрированы в сеть, не интегрированы с региональным окружением арена конфликтов и борьбы за «присвоение» территории (новая политическая повестка – урбанистика) «глобальный» город – реалистичная модель, но не все мегаполисы глобальны, хотя все - постиндустриальны

Современный мегаполис: «креативный» город Ричард Флорида (2005) «точка притяжения» для потоков креативных людей и инвестиций в высокие технологии и перепланировку городского пространства креативный класс создает атмосферу творчества и толерантности, а город становится динамичным, открытым, артистичным, «личностным» сверхновые средние слои (не традиционные элиты и не «пролетарские» массы) формируют городское пространство и городскую повестку «креативный» город – позитивный и «глянцевый» образ, но мегаполисы не только «креативны», они еще и «агрессивны»

Современный мегаполис Рассмотренные теории верно схватывают главный структурный сдвиг: от институтов и интеракций – к сетям и потокам Современный мегаполис – сетевой и потоковый город главная черта современного мегаполиса – интенсивность движений Людские и транспортные потоки – признак существования особых потоковых структур Люди устремляются туда, где актуальные вещи, события, точки доступа к актуальной информации и т.п. Характер городского пространства определяют не «жилые машины» (Ле Корбюзье) и не «рабочие машины», а «потоковые машины» (вокзалы, терминалы, дороги, парковки, парки, торгово-развлекательные комплексы, «креативные пространства» и т.д.)

Потоковые структуры потоки с характерными для них направленностью, плотностью, интенсивностью служат хорошей концептуальной основой для исследования целого ряда явлений, «социальность» которых не вписывается в рамки ритуальной социологии потоковые структуры замещают неактуальные конфигурации агентностей и структур в теории потому, что в интенсивном настоящем устремленность и темпоральность повсюду вытесняют фиксированность положения и установленность пределов вместо ценностных ориентаций и идентичностей жизнь людей структурируют проекты вместо действий – коммуникации вместо институтов – тренды вместо групп – ивенты вместо классов и собственности – время доступа вместо неравенства с разделением на имущих и неимущих – неодинаковая динамика с разделением на сейчас-имущих и потом-имущих

Структуры сегодня ОСНОВА КООРДИНАЦИИ ГАРАНТИИ КООРДИНАЦИИ ИНТЕГРАЦИЯСЕЛЕКЦИЯ КРЕАТИВНОСТЬ ИНТЕРАКЦИЯПОТОК НОРМАТИВНОСТЬ ИНСТИТУТСЕТЬ на фоне абсолютной социальности институтов, частной и ситуативной социальности интеракций, относительной социальности сетей, потоки предстают как феномены анти-социальные или альтер-социальные

Потоковые структуры глэм-капитализма в мегаполисах развивается сверхновая версия капитализма – глэм-капитализм характерные структуры: глэм-индустрии гламурно-промышленные комплексы бимодальная стратификация и темпоральность неравенства альтер-социальные движения

Логика гламура к концу 1990-х годов рынки оказались перенасыщены брендами и имиджами (overbranding) стратегия виртуализации утратила эффективность и произошел сдвиг конкурентных преимуществ к гламуру с 1930-х годов гламур был специфическим стилем жизни и эстетикой, но сейчас гламур стал логикой сверхновой экономики глэм-капитализм возникает, когда производители на сверхконкурентном рынке должны очаровывать (по-английски - to glamour) потребителей и когда товары и услуги должны быть агрессивно красивыми, чтобы интенсивно привлекать целевые аудитории процесс создания стоимости теперь больше связан с трендами, чем с брендами, не только в индустрии моды и шоу-бизнесе, но и высокотехнологичных отраслях и финансовом секторе

Общая теория гламура когда виртуализация становится рутинной практикой и рынки перенасыщены брендами, успех начинает приносить гламур с характерными для него яркостью и незамысловатостью гламур – не глупость «блондинок» из анекдотов гламур – рациональность сегодняшнего капитализма в одежде, стиле жизни, бизнес-проекте, политической кампании, или научной теории гламур обнаруживается по трем признакам: 1)яркая легкость – максимально броская упаковка при максимально простом содержании 2)бескомпромиссный оптимизм – радикальная позитивность 3)утонченная стервозность – эстетически мотивированная антисоциальность гламур проникает повсюду и принимает разные формы, но общая теория гламура проста и сводится к формуле: гламур = «большая пятерка» + «горячая десятка»

«Большая пятерка» гламура роскошь: эксклюзивное потребление, выходящее за пределы функциональности экзотика: быт за пределами обыденности эротика: нагнетание «нечеловеческой» сексуальности розовое: радикальное визуальное решение проблем блондинистое: управляемая внешность, управляющая сознанием

«Горячая десятка» «горячая десятка» – это не число, а организующий принцип топ-листы, номинации, рейтинги, хит-парады и т.п. придают всему включенному в них существенность и значимость гламур образуется выстраиванием мирового порядка из: 100 самых дорогих брендов 50 самых красивых людей 500 самых успешных компаний 10 самых влиятельных политиков 7 самых опасных животных … мир гламура создается интенсивными коммуникациями, которые превращают «горячие десятки» из субъективных представлений в медийную реальность

Глэм-индустрии гламуроемкие (glamour-intensive) продукты создаются на основе элементов «большой пятерки» и обеспечивают их производителям темпы роста выше средних по экономике индустрия роскоши, индустрия секса, индустрия гостеприимства, индустрия моды, индустрия красоты… … это пять отдельных примеров «имплантации» элементов гламура в товар и развития гламуроемких производств это транс-индустрии, каждая из которых объединяет предприятия очень разные по продукту и технологии, но одинаковые по методам создания стоимости

high-tech и гламуроемкость Формула гламуроемкости: GI = g×(R+A) g – коэффициент с диапазоном значений от 0 до 1 R – показатель расходов на исследования и разработки A – показатель расходов на рекламу

Гламурно-промышленный комплекс в сверхновой экономике происходит сдвиг капитализации от брендов к трендам в стремлении создавать тренды и сделаться трендом компании образуют структуры гламурно-промышленного комплекса, соединяющие производителей, работающих в индустрии моды дизайнеров, потребителей–трендоидов ГПК «размывает» привычные границы между брендами и создает транс- брендовые продукты ГПК «размывает» границу между фирмой и ее рынком и эксплуатирует не работников, а креативных потребителей главный организационный принцип ГПК – «горячая десятка»: принесение бренда в жертву во имя тренда

Метаморфозы стратификации: от «лимона» к «груше» уровень дохода Доля в населении, % сверхновый средний слой «размывание» среднего слоя сверхновые бедные к 2010 году США: домохозяйства с $ тыс. в год РФ: домохозяйства с тыс. руб. в месяц

Бимодальная стратификация Россия (2011) Москва (2011) среднедушевые доходы > 35 тыс.14,542, тыс.12,114, тыс.24,820, тыс.41,321,1 < 5 тыс.7,32,1

Глэм-демократия с превращением имиджмейкинга и (ре)брендинга в стандартные политтехнологии виртуализация институтов демократии переходит в режим гламура для легитимации структур власти и управления не нужны больше традиционные структуры гражданского общества в погоне за яркостью и притягательностью образа политики и политтехнологи все меньше ориентируются на ценности и стиль жизни традиционного среднего слоя и все больше используют «большую пятерку» и «горячую десятку» в политике закрепились те черты, которые характерны для гламура: глянцевый формат сверхновых политтехнологий эффектно представляемые публике «суперпроекты» мобилизацию электората отличают незамысловатость «контента» и мобильность коммуникаций (Web 2.0)

Альтер-социальные движения сверхновый капитализм провоцирует сверхновые формы протеста: рядом с глэмом всегда возникает трэш хакеры и «пираты», нарушая право «интеллектуальной» собственности, подрывают режим глэм-капитализма покупая контрафакт и обмениваясь файлами, потребители участвуют в движениях, которые создают альтернативу и антисоциальному гламуру и традиционной социальности общая теория трэша: бунт аутентичности против виртуальности и гламура возвращает функциональность и конкуренцию туда, где господствуют имиджи и монополизм бунт аутентичности – движущая сила множества альтер- социальных движений не только в экономике, но и в политике, и в культуре

Альтер-капитализм на рост альтер-социальных движений глэм-капитализм сначала реагирует полицейскими мерами, а затем переходит к поглощению и использованию креативности этих движений поглощение альтер-социальных движений можно видеть в использовании стратегии open source (IBM и Sun Microsystems); в предоставлении возможностей скачивать контент (Apple и Sony); в коммерциализации торрентовых сетей; в «растягивании» люксовых брендов; в «партизанском» маркетинге (guerrilla marketing)… создатели трендов, соединяющие модели глэм-капитализма и альтер- социальных движений, формируют другой способ создания стоимости: на основе потоковой аутентичности глэм-капитализм – это мир копий без оригинала (симулякры Бодрийяра) альтер-капитализм – это мир потоковой аутентичности, где оригиналы – потоки, опережающие любое копирование

Социальные структуры в пространстве мегаполиса В «концентрическом» городе индустриального типа были физические потоки из одной институциональной зоны в другую и попутные интеракции Сети – способ избежать институциональности и интеракций, их замещение коммуникациями со «своими» Потоковые структуры – «прорыв» креативностью и мобильностью границ институтов, сетей, порядков интеракций Центр (административно- культурный) Промышленный пояс Спальные районы

Как исследовать потоковые структуры в пространстве города в условиях глэм-капитализма актуальны методы создания потоковых структур в уже имеющихся массивах информации, создаваемых непреднамеренными информантами в сетях публичности исследователю остается только подключиться к этим креативным коммуникациям, наладить селекцию и задать направленность, плотность и интенсивность движения нужных данных стратегия перехода к потоковым решениям в методике исследований требует инверсии традиционных методов: вместо (в)опросов нужно использовать ответы в виде номинаций и рейтингов, привлекающих и провоцирующих целевые аудитории вместо наблюдения нужно применять экспозицию – размещение и демонстрацию, вызывающую ответные потоки вместо анализа документов нужно практиковать их создание – организацию мультимедийных коллекций, открытых для пополнения контентом