ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЫ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ Порецкова Галина Юрьевна ассистент кафедры детских болезней.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровье дошкольников и пути его улучшения 4 мая 2011 года Юго-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области.
Advertisements

Сроки реализации: годы.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 83 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Мониторинг.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Урок с позиции технологии здоровьесбережения. Выполнила: Л.И. Семенова, учитель начальных классов МОУ СОШ 4 г.Полярные.
Педагогический совет 28 марта 2011 год «Оптимизация здоровьесберегающей образовательной среды школы как условие формирования ценностных отношений образовательного.
Организация здоровьесберегающей деятельности в школе.
Повестка 1. Итоги 1 четверти( Рожкова Т. П) 2. Реализация здоровьесберегающего подхода в организации учебного процесса в школе.( Рожкова Т. П) ( Тараскина.
Воспитательная программа «Будь здоров!» для учащихся 1-4 классов. Критинина Е.А. -классный руководитель1в класса. Муниципальное общеобразовательное учреждение.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад 4 «Журавлик» Проект: Расти быстрей.
Программа Образование и здоровье М.А. Павлова. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ «Здоровье это – состояние полного физического, умственного и социального.
1 Общешкольное родительское собрание «Формирование здорового образа жизни» МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов.
Сохранение и укрепление здоровья школьников. Проблема сохранения здоровья формирование основ здорового образа, совершенствование физического воспитания.
Проблемы ОУ, связанные с заботой о здоровье детей 1. Учебные нагрузки учащихся 2. «Школьные стрессы» 3. Распространение среди учащихся вредных привычек.
Рациональное питание школьника. Питание - один из факторов среды обитания, оказывающий непосредственное влияние на формирование здоровья детей и подростков,
Руководитель проекта Желнина С.Р. Зам.директора по УВР.
Обеспечение качества здоровья и здорового образа жизни ГБОУ СОШ 985.
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
Использование саногенетического мониторинга в создании здоровьесберегающей среды в ГОУ ЦО Педагог-организатор ЭД Медведева Е.Г. Государственное образовательное.
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 3 г. Бикина Здоровьесбережение – важное направление в работе школы.
Системный подход к организации оздоровительной работы Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной.
Транксрипт:

ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЫ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ Порецкова Галина Юрьевна ассистент кафедры детских болезней СамГМУ, кандидат медицинских наук

АКТУАЛЬНОСТЬ Снижение доли здоровых детей до 33,9% В Приволжском Федеральном Округе заболеваемость подростков выше на 13,3% средне-российского показателя Время обучения в школе совпадает с периодом интенсивного роста ребёнка В период школьного обучения происходит снижение числа здоровых детей в 2 раза и увеличение числа больных

ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ По данным коллегии Минздравсоцразвития и Минобразования Самарской области, октябрь 2008

ПРОБЛЕМЫ Исходно низкий уровень здоровья детей Низкая заинтересованность школьных медработников и невозможность проведение хорошей профилактической работы «Разрыв» между участковой службой и школьно-дошкольной медицинской службой Нередко, отсутствие условий для работы мед. персонала в школе Невысокий статус школьного врача

Результаты опроса школьных врачей о проблемах медицинского обеспечения образовательного процесса Участие поликлиники ограничивается медицинскими осмотрами учащихся (декретированных возрастов) и проведением плановой и экстренной вакцинопрофилактики При медицинских осмотрах выявляется большое количество заболеваний, но оздоровительные мероприятия не проводятся или проводятся в неполном объёме Оценка функционального состояния затруднена, вследствие трудоёмкости выполнения тестов Динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся не оценивается Затруднен анализ причин заболеваемости из-за недостаточной координацией между поликлиникой, педагогами и психологами

ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА (Коробейников А.А., 2009) Раннее, преждевременное начало школьного обучения Неадекватность школьных требований и несоответствие методик обучения возможностям учащегося Нерациональная организация учебного процесса Стрессовая тактика педагогических воздействий Недостаточная грамотность учителей и родителей в вопросах охраны здоровья детей

ПРОБЛЕМЫ Недостаточная подготовленность педагогов в вопросах сохранения здоровья Несогласованность профилактической работы мед. работников и педагогов Недостаточное внимание родителей к сохранению здоровья детей

Изучение готовности педагогов к взаимодействию с врачом для профилактики и раннего выявления отклонений в развитии и состоянии здоровья детей 80% учащихся часто жалуются им на головные и абдоминальные боли, утомляемость, слабость, нарушение зрения ½ учителей считали, что эти проблемы реально влияют на способность к обучению, 10% указывали на частые пропуски занятий, как фактор влияющий на успеваемость

36% педагогов не смогли назвать признаки школьной дезадаптации (ШД) 22% считают необходимым активно выявлять скрытые признаки ШД (но заниматься этим должны психологи и врачи) 41,5% педагогов считают необходимым использовать индивидуальный подход к обучению для смягчения школьной адаптации 28% опрошенных не сформировали своего мнения по медицинскому обеспечению образовательного процесса

САМООЦЕНКА УРОВНЯ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ ПЕДАГОГОВ Хорошие знания -1 педагог Удовлетворительные знания – 12 педагогов Недостаточные знания – 20 педагогов Отсутствие знаний – 3 80,5% -педагогов получили медицинские знания в ВУЗЕ 19,5% - повысили объём знаний о здоровье, проблемах детского и подросткового возраста на курсах по повышению квалификации по педагогике

ПРОБЛЕМА Отсутствие обоснованной системы профилактической работы в школе, где определена роль мед.работника и педагога

АДАПТАЦИЯ Школьные факторы Социальные факторы Биологические факторы Здоровый ребёнок

НАПРЯЖЕНИЕ АДАПТАЦИИ Школьные факторы Социальные факторы Биологические факторы Предболезнь

ДИЗАДАПТАЦИЯ Школьные факторы Социальные факторы Биологические факторы Больной ребёнок

РИСК ДИЗАДАПТАЦИИ СУЩЕСТВУЕТ ВСЕГДА поэтому профилактика и контроль состояния здоровья должны проводиться постоянно

Школьный врач Организатор здравоохранения в школе Разработка профилактических мероприятий, координация, совместная работа с администрацией и педагогами (мониторинг состояния здоровья и анализ влияющих причин ) Методическое оснащение педагогов (методики) Консультирование детей и родителей Тесное сотрудничество с участковой службой поликлиники (лекции и беседы) Эффективные медицинские осмотры (скрининговый отбор), вакцинация

Педагог и классный руководитель Изменение подхода к роли педагога Повышение заинтересованности педагога в здоровом ученике Получение максимальных сведений о ребёнке и его социальном окружении Наблюдение за поведением ребёнка в процессе обучения Тесное сотрудничество с родителями Получение нужных сведений в области охраны здоровья Изменение отношения к собственному здоровью и здоровому образу жизни

Социальный портрет семей полная семья с одним ребенком проживающая в изолированной квартире спокойные взаимоотношения в семье воспитание строится на убеждении и собственном примере СОЦИЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ (30%) неполные семьи неуравновешенные или авторитарные взаимоотношения неблагоприятные жилищные условия незанятость родителей отсутствие четких представлений о здоровом образе жизни (психологическая и педагогическая работа с семьями, группа наблюдения )

Добавочные факторы риска и их ранговые значения ( расчитанные по методике Флетчера, 2007) Биологические и медицинские факторы Социальные факторы Малоподвижный образ жизни0,2Авторитарные отношения0,52 Избирательное отношение к продуктам 0,22Проживание в общежитии или коммунальной квартире 0,31 Хроническая ЛОР- патология0,21Эмоциональные отношения в семье0,25 Нарушение зрения0,2Наличие телевизора в комнате ребёнка 0,23 Вегетативные нарушения (боли различной локализации, снижение сна и аппетита) 0,24Неполная семья0,22 Нарушение речи0,14Наличие компьютера в комнате ребёнка 0,05 Вираж или тубинфицирование0,14Не посещали ДШО0,04 Среднее образование матери0,02

Психологическое состояние, готовность к школьному обучению полученные результаты: около 15% прошедших психологическое тестирование имели низкую психологическую готовность к процессу обучения (основная группа, нуждающихся в индивидуальной психологической коррекции и наблюдении в динамике)

Определения особенностей психологического состояния учащихся в процессе обучения(скрининг-диагностика (Носачёв Г.Н. и соавт., 2004) ) Наиболее частой формой НТ у детей первого класса являлась астения (9,1%) и нарушения сна (6,1%) самой распространённой формой психического напряжения были проявления фобий (17%) и патологической тревожности (15%) Депрессивное состояние увеличивает возможность реализации напряжения адаптации в 1,2 раза Признаки фобий повышается риск нарушения течения адаптации в 1,6 раза

Медицинские тесты для выявления ШД Определение ЧСС и артериального давления (САД и ДАД) Оценка физического развития (определение массы тела и роста) Учёт возраста ребёнка Итого – адаптационный потенциал (АП) = 0,011хЧСС+ 0,014хСАД+ 0,008хДАД + 0,014хВ + 0,009хМТ- 0,009хДТ- 0,27 (N менее 2,11) (Баевский Р.М, 1988) возможно оценить адаптацию организма в целом

Динамика адаптационного потенциала в процессе наблюдения за детьми 1 класса

Администрация школы Повышение статуса врача, как организатора здравоохранения в школе Организация рабочего места врача с учётом современных требований Инициатор просветительских и оздоровительных мероприятий для учеников и родителей Стимулирование активных педагогов по результатам профилактической работы

Реализация программы здоровьесбережения в МОУ СОШ г.- анализ состояния здоровья учащихся 1-9 классов; выявление функциональных особенностей учащихся 1-3 классов. Лекции для родителей учащихся различных классов по проблемам сохранения здоровья. Обучение педагогов навыкам проведения физкультминуток и динамических пауз. Внедрение мероприятий по профилактики нарушений зрения, осанки, простудных заболеваний г.- влияние психологических особенностей школьников на мотивацию к курению; влияние психологических и социальных факторов на формирование патологии ЖКТ; изучение распространённости Н.pilori среди учащихся начальных классов; разработка способа выявления школьной дизадаптации. Введены обучающие лекции для педагогов по проблемам профилактики (1 раз в четверть). Разработаны памятки для родителей об особенностях каждого возрастного периода. Внедрен мониторинг состояния здоровья школьников и образовательной среды.

Реализация программы здоровьесбережения в МОУ СОШ г.- изучение особенностей адаптации школьников в начальном периоде обучения; разработка способа прогнозирования школьной дизадаптации; анализ режима питания учащихся 5-9 классов. Формирование здорового образа жизни педагоги осуществляют через преподавание предмета. Введены регулярные тематические классные часы, беседы с демонстрацией учебных фильмов. Разработано учебно-методического пособие «Проблемы адаптации детей к дошкольному учреждению и школе». По методике выявления школьной дизадаптации получен патент на изобретение.

Участие администрации МОУ СОШ 131 в реализации программы здоровьесбережения Обустройство кабинетов врача, отвечающего современным требованиям Обязательное участие медработников в работе педсоветов, отражение результатов реализации программы здоровьесбережения Организация обучающих занятий для педагогов по вопросам профилактики Проведение конференций и семинаров с опубликованием результатов работы Участие в разработке учебно-методического пособия Участие в разработке патентов на изобретения Регулярное проведение «Дней здоровья» и выезд учащихся и педагогов в оздоровительные лагеря Поощрение активных педагогов по результатам профилактической работы

Медицинский кабинет

Патенты на изобретения

Дни здоровья

В школьной столовой

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ