Проф. Океанский Вячеслав Петрович БУДУЩЕЕ РОССИИ СКВОЗЬ КРИЗИСЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Культурология в России От идеалогии западно- ервопейского Просвещения до дискуссии «Западная Европа – Россия»
Advertisements

Иванов А.Н., учитель истории и обществознания МОУ «Межборская СОШ» Притобольного района Основные идеи русских религиозных философов.
Экспертное обсуждение - дискуссия «Кто мы? Кем мы хотим быть?» обсуждаем выступление Президента России В.В.Путина на заседании Валдайского дискуссионного.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Основной вопрос о самобытности российской цивилизации.
«Серебряный век» русской культуры Мы подарили Западу начало нашего века... Д. Лихачев.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
«Серебряный век» русской литературы. Поэзия.. Философские основы культуры рубежа веков. Вопрос о Человеке и Боге являлся главным. Без веры в Бога человек.
Николай Бердяев «Письмо тринадцатое о культуре». Значение культуры (К.) В жизни общественной духовный примат принадлежит К. Не в политике в экономике,
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Символизм литературно – художественное направление конца XIX - начала XX века. Первое и самое значительное из модернистских течений в России.
Повторение домашнего задания Философия Нового времени; Ответы к тесту на с
Понятие и круг проблем философии истории Урок 20.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории Урок обществознания, 11 класс Учитель истории и обществознания МОУ « Ленская средняя общеобразовательная.
Лекция 1. Основные понятия культурологии 1.Становление культурологии как науки. 2.Становление понятия культура. 3.Основные понятия культурологии: цивилизация,
Транксрипт:

Проф. Океанский Вячеслав Петрович БУДУЩЕЕ РОССИИ СКВОЗЬ КРИЗИСЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

«Мне не интересно будущее, в котором нет России…» Влад. Юр. Сурков

КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЕ СМЫСЛЫ И ОСНОВАНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Александр Гельевич Дугин

пристальное всматривание современного человека в будущее продолжающийся поиск оснований и смысловых опор в традиционном опыте и архаике

Преодоление плоского профанического футуризма Наследие отечественной интеллектуальной культуры последних двух столетий

«…имею твердое намерение с вами долго и долго вести дружеские споры, которые нисколько не мешают ещё более дружескому согласию» (из письма Хомякова – к Чаадаеву, 1846 г.) Алексей Степанович Хомяков (1804 – 1860) Пётр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856)

Идея грядущего культурно-цивилизационного возвращения к религиозным традициям и к сакральному миропониманию древности Незаменимая роль России в этом макроисторическом процессе

Говоря о будущем, мы можем подниматься к Вечности или – проваливаться в Ничто Первое предполагает метафизическую опору – второе её утрату

«Когда долго всматриваешься в Бездну – Бездна начинает всматриваться в тебя…» Фридрих Вильгельм Ницше (1844 – 1900)

Гаврила Романович Державин (1743 – 1816)

Ужасающий образ оказывается заразительным неогностическим гештальтом, объявленным последним и окончательным открытием в области миропонимания Тотальная элегизация существования

Велимир Хлебников, «председатель Земного Шара»

Все драмы отыграны – мир объявляется падением, кладбищем, преддверием беспробудного сна… «…мы прочь ушли от светлых рек» (К. Д. Бальмонт)

Деформация Целого: его натурализация, десимволизация, уплощение и семантическое обнуление

Культурно-цивилизационная история человечества имеет символическую структуру Бытие имеет Высший Смысл

Приближение «Нового Средневековья» как особой «идеациональной» эпохи предвосхищено лучшими умами представителей отечественной религиозной философии и социокультурной мысли: Николаем Александровичем Бердяевым (1874 – 1948) отцами Павлом Флоренским (1882 – 1937) и Сергием Булгаковым (1873 – 1944), Питиримом Александровичем Сорокиным (1889 – 1968)

«Крушение цивилизаций – это колёса, на которых Религия поднимается на небеса…» Ар. Дж. Тойнби (1889 – 1975)

Освальд Шпенглер (1880 – 1936)

Под маской Фауста (средневекового мага) вечное магическое ядро человечества продолжало жить внутри Новой Европы

Мона Лиза (Джоконда) Леонардо да Винчи, 1503 г.

Неомагическое возрождение: смещение центров из атлантического, средиземноморского и евразийского регионов – в пацифический акваториальный бассейн

Девятый вал, 1850 г. Иван Константинович Айвазовский, арм. Ованнес Айвазян ( )

Трансформации общей «картины мира» по мере продвижения к осуществлению грядущей неомагической метакультуры: - Изменение восприятия верховности космоса, который будет восприниматься как то, что расположено внизу, в глуби и зыби – в циклической энергетике хаоса - Возрождение вкуса к метафизическому опыту и соответствующему вершинному (ангелическому) плану реальности

Классические представления о разумности мироустройства будут возрождены посредством перемещения космизированного безумия в смысловой низ Произойдёт мифологическая реконструкция «мирового древа» и соответствующая всеобщая метафизическая вертикализация культуры

Сегодня мы медлительно изживаем либерал-коммунистический гибрид, ставший для нас последним продуктом заката западноевропейского мира

Таблица 1. Соотношение кризисов цивилизаций и русских реакций вызовответ Византийский закатКиевская, Владимиро-Суздальская и Новгородская Русь Монгольский закатМосковская Русь, освоение Сибири и Приморья дорогами Чингисхана и его потомков Западный закатПетровская и Советская империи, современная Российская Федерация

Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885), книга « Россия и Европа » (1869 г.): западноевропейский мир уступает культурно-историческое место российско-православному… Фёдор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) говорит о Европе как о « бесконечно дорогом кладбище »…

Не шпенглеровская «бесконечная равнина», а гоголевская «лестница» неотвратимо становится творческой сверхзадачей российского бытия… На месте горизонтального символизма – воцарится метафизическая вертикаль!

Проименованный мир (или – ословесненный космос), вырастающий из музыкально-ритмических и смысловых энергий русской словесности, поэзии и философии, из славянофильских чаяний о мудром социальном устроении, обогащённых, однако, сакрализированным неоэтатизмом… Символическое обещание будущего…

отношение к ортодоксии культурно-морфологический тип монументальная хронологическая соотнесённость Древле- православие, традиционализм «Арабо-византийское» («магическое») христианство Великих Вселенских Соборов и умного делания, «Добротолюбие» Св. Горы Афон Первое тысячелетие от Рождества Христова и трансгрессия его следов в последующей истории Анти- православие, модернизм Западноевропейское («фаустовское») христианство латинства и протестантства – вплоть до экзистенциалистской концептуализации «падения» как неогностической секуляризации «первородного греха» Второе тысячелетие от Рождества Христова Нео- православие, глубокий модерн «Русско-сибирское» (будущее) христианство, пророками которого выступают преп. Серафим Саровский, Хомяков, Гоголь, Достоевский, русские религиозные философы, поэты и богословы на путях к неопатристическому синтезу Предвосхищение третьего тысячелетия от Рождества Христова Таблица 2. Соотношение христианской истории и культуры

Глубокий модерн как позитивное явление в корне отличается от дугинского «археомодерна», трактуемого в качестве «парадигмального заболевания» и «внесубъектного» пережитка недоразвитых культур – глубокий модерн укоренён в креативных основах самого традиционализма как вечный синтез старого и нового, восходящего и Непреходящего

Другая возможность – полная деградация христианства…

Первое тысячелетие христианской эры было эоном складывания церковного богочеловеческого единства Единство – непререкаемая пока ценность

Второе тысячелетие начинается с глобального раскола между католиками и православными Начало тотальному дроблению церковного мира, конца Священной Истории Возникает ощущение полной богооставленности

Если для первого тысячелетия Антихрист выступал как внешняя по отношению к Церкви сила, для второго – как сила, вторгающаяся в Церковь, то для третьего он выступит как сила, созидающая Анти-Церковь, анти-церковное гипертоталитарное псевдоединство… Метафизический концлагерь может стать гигантской пародией на истинную Церковь

Колоссальная опасность тотальной модернизации: неизбежное возвращение к реконструкции социального неравенства, рабовладения и других существенных элементов миропонимания дохристианских эпох человеческой истории

Предвосхищение неомагической культуры не должно восприниматься ни оптимистически, ни однозначно – апокалиптологическое напряжение смыслов, возникающее в процессе усиления магизма, открывается как катализация Исхода

Устойчивость магического ядра культуры Радикальная зависимость от конечного и преходящего Проблема исходной структурной асимметрии Сакрального и Трансцендентного

Церковь Христова изначально поднимается над обречёнными бастионами секулярного и магического Непрерывность «во времени» церковной истории – мистический и литургический акт, а не эмпирический и юридический факт

Проживаемые кризисы цивилизаций выталкивают Россию в будущее, не давая пока ей в полной мере осуществиться в настоящем Будут вёсны без нас…

Кризисы цивилизаций с их особой финалистической метафизикой представляют собою не только накатывающие волны чужих миров, но, несомненно, и отдалённое будущее самой России – в фазисе её цивилизационной «старости»…

Упование на Господа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф., 6 : 34) – обращено за пределы повседневности – к апостольскому профетизму дня после-завтрашнего: «Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками…» (1 Кор., 14 : 5)

Святой апостол Павел

Зыбкость самого существования обращает благородную мысль страждущего человечества к религиозно-философскому движению в надмирное лоно Не-зыблемого и Не-преходящего, лежащих уже за пределами всего посю-стороннего …

Карл Брюллов, 1833 г. «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!» (Е. А. Баратынский)

Бальмонт К. Д. Проклятие человекам // Бальмонт К. Д. Стозвучные песни. Ярославль, Бибихин В. В. Узнай себя. СПб., с. Державин Г. Р. Река времён // Державин Г. Р. Полное собрание стихотворений. Л., Дугин А. Г. В поисках тёмного Логоса (философско-богословские очерки). М.: «Академический Проект», с. Зиновьев А. А. Несостоявшийся проект: Распутье. Русская трагедия: Сб. М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, с. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник. М.: «Айрис-пресс», с. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник. М.: «Рольф», с. Флоровский, протоиерей Георгий. Пути русского богословия. Вильнюс, с. Флоровский Г. В. Этос Православной Церкви // Флоровский Г. В. Избранные богословские статьи. М.: «Пробел», с. Хомяков А. С. О Церкви. С примечаниями, предисловием и под редакцией Л. П. Карсавина. Берлин: Евразийское книгоиздательство, с. Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. Т. 1: Гештальт и действительность. М., с. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 2: Всемирно-исторические перспективы. М.: «Мысль», с. Шпенглер О. Прусская идея и социализм // Шпенглер О. Пессимизм? М.: «Крафт+», с.