В начале XXI в. в мире в той или иной мере владеют русским языком свыше 250 млн. человек. Основная масса говорящих на русском языке проживает в России.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА ГРУППЫ СП2П БОНДАРЕНКО В.В. ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПРОВЕРИЛА: БОНДАРЕНКО О.В. Ортология.
Advertisements

ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Что такое лингвистика? Лингвистика Происхождение языков Функционирование языков Сходство и различие языков Процессы говорения и понимания во времени.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Тема урока: Синтаксис словосочетания и простого предложения Цель урока: повторить, что входит в понятия «Синтаксис и пунктуация», «пунтограммы», «словосочетание»,
Язык и речь «Язык и речь». Язык - орудие, средство общения Речь - функционирование языка и сам процесс общения.
Автор: Сафаров Б.Н Группа: 202 Б ТС. Система знаковДеятельность по использованию этих знаков Слово многозначноСлово однозначно, оно привязано к контексту.
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Урок русского языка в 5 классе Комплексный анализ текста.
Русский язык и культура речи к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Принципы русской пунктуации. Что такое пунктуация? Обратимся к словарю.
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Транксрипт:

В начале XXI в. в мире в той или иной мере владеют русским языком свыше 250 млн. человек. Основная масса говорящих на русском языке проживает в России (143,7 млн. по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.) и в других государствах (88,8 млн.), входивших в состав СССР.

Русский язык по абсолютному числу владеющих им занимает пятое место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков).

Язык и речьУстная и письменная речьКоммуникативные качества речиЛитературный язык

Система знаковДеятельность по использованию этих знаков Слово многозначноСлово однозначно, оно привязано к контексту предложения, ситуации в которой употребляется Язык социален, он принадлежит определенному народу Является продуктом говорения индивидуума. Коллективная речь невозможна. Язык – это то, что человек знаетРечь – это то, что человек умеет

Формы речи Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. Письменная речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.

Состоит из звуковСостоит из графических знаков Обращена к собеседникуСобеседник необязателен ИнтерактивнаНе влияет реакция тех, кто ее читает Говорящий творит речь сразу. Для получения совершенного устного текста необходимо совершенствовать не сам текст, а умение его воспроизводить. Письменную речь можно совершенствовать Устная речь произносится спонтанною Мы не следуем нормам синтаксиса. Используем невербальные факторы. Письменная речь не подкреплена невербальной поддержкой. Письменная речь должна строго следовать правилам синтаксиса, пунктуации, орфографии.

Основные качества речи В современной лингвистике нет единой классификационной системы коммуникативных качеств речи, хотя учение о качествах речи является обязательной составной частью культуры речи. Самыми распространенными являются классификации Б. Н. Головина, Л. А. Введенской, А. Н. Васильевой, Б. С. Мучника и др. Мы составили комплексную классификацию, изучив труды названных ученых

Содержательность речи Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над текстом, осмыслить: -какие положения будут развиты; -что нового вносится в решение вопроса; - что остается спорным и требует дальнейших размышлений; - насколько высказываемые мысли аргументированы; - какова авторская позиция

Точность речи Точность речи определяется: - знанием предмета, - логикой мышления, - умением выбирать нужные слова Нарушение логической последовательности, отсутствие логики в изложении приводит к неточности речи

Рассмотрим, в каких случаях нарушается точность речи в результате недостаточного знания особенностей языка. Наиболее типичны из них: - употребление слов в несвойственном им значении; - не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; - смешение паронимов, омонимов и так далее

Приведем несколько примеров: смешение паронимов : Книга дает гормональное воспитание человеку. Она всегда была человеком замкнутым, скрытым. Кристаллическая честность. Он не хотел лечиться от алкоголя. К книге нужно относиться очень бережливо, она этого заслуживает. Автор злостно обличает равнодушных людей употребление фразеологизмов в несвойственных значениях : Эти примеры обличают поэта как романтика. Славка выступает в этом тексте в роли патриота-трудоголика. Лень – это монстр современной молодежи

употребление плеоназмов (лишних слов) : Немецкая Германия. Рабочий пролетариат. В сельской деревне. Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую книгу. Но эти герои только пустословят и болтают. Здесь раскрыта и затронута интересная проблема. Мать стояла тихо и молча. Эти модницы интересуются только платьями и нарядами. Лестные комплименты. Денежный штраф. Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функцию, т. е. называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать. Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики, а иногда даже к ссоре употребление слов в несвойственном значении: Сегодняшняя молодежь мало читает, не повышает свой кругозор. Его речь насыщена обилием книжных слов. Нервы и волнения переполнили автора. У нас сегодня опасное и невоспитанное подростковое поколение. Мать стояла с жалкой внешностью, оборванная, в обнищавшей одежде. Сын бессовестно обращается с матерью. Ветеран лишь хотел большего количества понимания. Каждое слово имеет свою непревзойденную историю

Понятность речи Среди требований, предъявляемых к языку говорящего или пишущего, выделяется требование понятности. М. М. Сперанский ( ) в «Правилах высокого красноречия» подчеркивал, что говорить так, чтобы нас не понимали, «есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей». Соблюдение данного требования важно потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова. По мнению исследователей, общепонятность языка определяется прежде всего отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничить использование слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости.

Чистота речи Чистота речи отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов- паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и др. Безусловно, практически каждый из нас в своей речи имеет такие словечки, иногда они строго индивидуальны, часто мы их просто не замечаем, тем не менее, необходимо стремиться избавляться от этих слов-паразитов. Это производит очень неприятное впечатление. Слова-сорняки, слова- паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении.

Выразительность речи Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной. Типология выразительности пока, к сожалению, отсутствует. Пока можно высказать лишь некоторые соображения, достаточно осторожные, о ее основаниях

Богатство и разнообразие речи Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство. Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 году, содержит около 115 тыс. слов. В. И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тыс. слов, Д. Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» - около 90 тыс. слов.

Правильность Признаки литературного языка Устойчивость Обязательность для всех носителей языка Наличие устной и письменной формы Обработанность Наличие функциональных стилей Нормированность

Понятие языковой нормы Русский язык это национальный язык великого русского народа. Каждый культурный человек должен уметь правильно произносить и писать слова, расставлять знаки препинания, не делать ошибок при образовании форм слова, построении словосочетаний и предложений. С понятием правильности речи тесно связано понятие языковой нормы. Языковая норма – это общепринятое употребление языковых средств: звуков, ударения, интонации, слов, синтаксических конструкций.

Основные признаки языковой нормы: объективность – норма не придумывается учеными, не предписывается ими; обязательность для всех носителей языка; устойчивость – если бы нормы не были устойчивыми, легко подвергались различным воздействиям, связь между поколениями была бы нарушена; устойчивость норм обеспечивает преемственность культурных традиций народа, развитие национальной литературы; историческая изменчивость – поскольку язык развивается, постепенно изменяются и языковые нормы под влиянием разговорной речи, различных социальных и профессиональных групп населения, заимствований и др.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную. Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Нормированность речи - это ее соответствие литературно-языковому идеалу.

Причины изменения норм Языковые нормы – явление историческое. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. Изменяются не только лексические, орфографические, акцентологические, но и морфологические нормы. Источники изменения литературных норм различны: живая, разговорная речь; местные говоры; просторечие; профессиональные жаргоны; другие языки. Изменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально существуют в языке на определенном этапе его развития, активно используются его носителями. Варианты норм отражаются в словарях современного литературного языка.

Речевые ошибки Следует помнить, что наряду с вариантами, допускаемыми диапозитивными нормами литературного языка, существует и множество отклонений от норм, т.е. речевых ошибок. Такие отступления от языковых норм могут объясняться несколькими причинами: плохим знанием самих норм; непоследовательностями и противоречиями во внутренней системе языка; воздействием внешних факторов территориальных или социальных диалектов, иной языковой системы в условиях билингвизма.

Вариантность как языковое явление демонстрирует языковую избыточность, которая вместе с тем необходима языку. Будучи следствием языковой эволюции, вариантность становится почвой для дальнейшего развития языка. Избыточность формы - естественное состояние языка, показатель его жизнеспособности и динамичности. Более того, не всякая вариантность средств языкового выражения «избыточна». Она становится «избыточной» только тогда, когда варианты не имеют никакой особой нагрузки.

Виды языковых норм Важнейшее качество хорошей речи – правильность – опирается на соблюдение различных языковых норм. Виды языковых норм отражают иерархическую структуру языка – каждый языковой уровень имеет свой набор языковых норм.

Орфоэпические нормы Орфоэпические нормы – это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение. Орфоэпия в собственном смысле слова указывает, как должны произноситься те или иные звуки в определенных фонетических положениях, в определенных сочетаниях с другими звуками, а также в определенных грамматических формах и группах слов или даже отдельных словах, если эти формы и слова имеют свои произносительные особенности.

Лексические нормы Лексические нормы – это правила употребления слов в соответствии с их значениями и возможностями сочетаемости. Можно ли назвать выставку вернисажем? Чайка на занавесе – это талисман Художественного театра или его эмблема? Одинаково ли употребление слов благодаря – из-за, стать – встать, поместить – разместить? Можно ли употреблять выражения кавалькада автобусов, мемориальный памятник, прогноз на будущее?

Морфологические нормы Морфологические нормы – это правила образования слов и форм слова. Морфологические нормы многочисленны и касаются употребления форм разных частей речи. Эти нормы отражены в грамматиках и справочниках.

Синтаксические нормы Синтаксические нормы – это правила построения словосочетаний и предложений. Например, выбор правильной формы управления едва ли не самое трудное в современной устной и письменной речи. Как следует сказать: отзыв о диссертации или на диссертацию, контроль над производством или за производством, способен на жертвы или к жертвам, памятник Пушкину или Пушкина, вершить судьбами или судьбы?

Стилистические нормы Стилистические нормы – этот правила выбора языковых средств в соответствии с ситуацией общения. Многие слова русского языка имеют определенную стилистическую окраску – книжную, разговорную, просторечную, что определяет особенности их использования в речи. Например, слово обитать имеет книжный характер, поэтому его не следует употреблять в сочетании со словами стилистически сниженными, вызывающими представления сниженного характера. Неправильно поэтому: Подошел к сараю, где обитали свиньи…

Разумеется, не следует забывать и о нормах правописания, которым больше всего внимания уделяется в школьном курсе русского языка. К ним относятся орфографические нормы – правила написания слов и пунктуационные нормы – правила постановки знаков препинания.

Определите, какое коммуникативное качество нарушено или демонстрируется в ситуации: Студент, сдавая экзамен, оправдывается: «Я это знаю, только вот сказать не могу». Народный артист Аркадий Райкин создал на сцене пародийный образ Феди-пропагандиста: «Новому начальнику двадцать четыре года, он сорок второго года рождения, старому тоже двадцать четыре, но он тридцать шестого года рождения... В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие плоды: грузили навоз. Один инженер постригся в монахи и ходит в таком виде на работу... Людей нужно водить в музей и на примере первобытного человека показывать, как мы далеко оторвались... Перехожу к спорту».

Разговор подруг: Займи мне двести рублей. Я не знаю, у кого. Тебя прошу мне занять! Я так и поняла, что ты меня просишь. Но скажи, у кого?

Отрывок из произведения П. И. Мельникова-Печерского.:...Прибежит в лавку, ровно с цепи сорвавшись, какой-нибудь паренек и, ни с кем не здороваясь, никому не поклонясь, крикнет хозяину: Хлябышь и дудоргу хандырит, пельмиги шишлять!.. И хозяин вдруг встревожится, бросится в палатку и почнет там наскоро подальше прибирать, что не всякому можно показывать. Кто понял речи прибежавшего паренька, тот, ни слова не молвив, сейчас же из лавки вон... Сколько бы кто ни учился, сколько бы ни знал языков, ежели он не офеня и не раскольник, ни за что не поймет, чем паренек так напугал хозяина. А это он ему по-офень- ски вскричал: «Начальство в лавку идет бумагу читать».

В одной из своих работ академик Л. В. Щерба писал: «Возьмем, например, цикл слова знаменитый (в применении к человеку), с которым конкурируют известный, выдающийся, замечательный и большой. Все эти слова обозначают, конечно, одно и то же, но каждое подходит к одному и тому же понятию с несколько особой точки зрения: большой ученый является как бы объективной характеристикой; выдающийся ученый подчеркивает, может быть, то же, но в аспекте несколько более сравнительном; замечательный ученый говорит об основном интересе, который он возбуждает; известный ученый отмечает его популярность; то же делает и знаменитый ученый, но отличается от известный ученый превосходной степенью качества». В лекции о новейших достижениях науки и техники было сказано: «Ученые, инженеры, рационализаторы, изобретатели призваны двигать вперед научно-технический прогресс».

Оригинально, например, показал роль фактов в науке И. П. Павлов, обращаясь к молодым ученым: «Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накапливайте факты. Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее в высь, не опираясь на воздух. Факты это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши «теории» пустые потуги. Но изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не остаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов. Попытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие». Мой знакомый электрик, человек с юмором, пришел однажды с лекции. Ну, как, спросил я, понравилась? Он молча положил передо мной листок бумаги, весь испещренный крестиками и кружочками. Что это? Крестик это «значит», а кружочек «так сказать». Сто восемнадцать крестиков и сто восемьдесят четыре кружочка за два академических часа... Сами понимаете, о содержании лекции говорить как-то не хотелось.

Напутственное слово первокурсникам выдающегося физиолога академика А. А. Ухтомского: «Ежегодно все новые волны молодежи приходят с разных концов в университет на смену предшественникам. Какой мощный ветер гонит сюда эти волны, мы начинаем понимать, вспоминая о горестях и лишениях, которые приходилось испытывать, пробивая преграды к этим заветным стенам. С силою инстинкта устремляется молодежь сюда. Инстинкт этот стремление знать, знать все больше и глубже. Диалог в автобусе: Вы на следующей остановке сходите? Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Вы на следующей остановке слезаете? Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?» Это замуж выходят. В автобусе же говорят: «Вы встаете?» Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы? Тогда и оставайтесь в автобусе, если русского языка не знаете.

Отрывок из публицистической статьи: «Аварийный выход» советы владельцам компаний, которым грозят поглощения, слияние и прочие пищеварительные функции конкурентной борьбы. Правда, аварийный выход не гарантирует от исчезновения в стихии конкуренции. Ты берешь себя в руки, а тебя берут за горло. Дыхание прекращается, руки опускаются.

Самостоятельная работа Какое коммуникативное качество речи нарушено или демонстрируется в следующих примерах? На заседании специализированного совета по русскому языку один из его членов, выступая в качестве официального оппонента, заявил: «Ученые нашего университета прочно вошли в число если не ведущих, то по крайней мере лидирующих специалистов по этой проблеме». Реклама: «Я работаю косметологом уже 15 лет, и мне достаточно одного взгляда на вашу кожу, чтобы определить, каким мылом вы должны пользоваться. Я считаю, что для любой кожи идеально подходит мыло «N.». Оно мягкое, нежное. Поэтому я рекомендую своим пациентам мыло «N.».

Пусть все на елке веселятся! Пусть за здоровье не боятся! Пусть жизнь светлеет с каждым днем, Пусть все вокруг горит огнем! Отчего же? – удивился Алехин – Бдительность, она, конечно… Но мы офицеры комендатуры, и нам, значит, положено… А кроме нас, тут, понимаете, никого нет… А у вас, эта… какие еще документы есть? А мы с вами, как говорится, эта… земляки…(В. Богомолов).

Девушка тяжело переживала потерю отца. До психического расстройства может довести и свекровь, и сослуживец. Вообще любая мелочь. Отрывок из лекции А. Е. Ферсмана «Камень в культуре будущего». Неоднократно повторяя вопросительную частицу разве, ученый усиливает интонационный колорит речи, создает особый эмоциональный настрой: И когда мы попытаемся так охарактеризовать грядущее техники, то невольно угадываешь ту роль, которую сыграет в нем наш драгоценный камень. Разве он не отвечает больше, чем что-либо другое, именно указанным качествам? Разве сами драгоценные камни не являются эмблемою твердости, постоянства и вечности? Разве есть что-либо тверже алмаза, что может сравниться с прочностью и нерушимостью этой формы углерода? …

Поэт В. Брюсов пишет: Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами. Возьмем четыре глагола одного корня: стать, ставить, стоять, становиться. От них при помощи приставок пред-, при-, за-, от- и др., окончания «возвратности» и суффиксов «многократности» можно образовать около 300 глаголов, которые будут, по грамматике, разными «видами» одного и того же глагола. Ни на один современный язык нельзя перевести всех оттенков значения, какие получаются таким образом... Как, например, передать по-французски разницу между: «я переставляю стулья», «я перестановляю их», «я перестанавливаю их», «переставил», «перестановил»? Или удается ли найти в другом языке слова одного корня, чтобы передать фразу: «Когда настойка настоялась, я настоял, что настало время наставить рабочих, как должно наставлять воронку на бутылку?»

Давным-давно люди мечтали научиться летать. Они думали о том, как этому можно научиться, смотрели на птиц, парящих высоко в небе, и им казалось, что они тоже смогут сделать это, но они не знали, как именно. Прошло много лет, и в течение этого долгого времени люди совершали попытки полета: они создавали крылья и придумывали аппараты, которые должны были поднять их в воздух. Но ничего не получалось: все попытки не имели успеха, крылья и хитроумные аппараты поднимали в воздух лишь на несколько мгновений. И все же люди надеялись, что когда- нибудь смогут научиться летать легко и быстро как птицы. И вы можете удивиться - чудо произошло. В начале двадцатого века были сделаны изобретения, которые помогли людям научиться летать. Сейчас никто не удивляется тому, что самолеты, созданные людьми, переносят их в любую точку земного шара легко и быстро. Но еще в середине нашего века многие не верили в возможность полетов в безвоздушном пространстве. И прошло еще некоторое время, и первые люди совершили полет на Луну. Так раздвигались границы возможностей человека, и мы еще не знаем, какие наши мечты могут осуществиться и как это произойдет.

Тестирование

К книжной лексике относится слово… грохнуть низложить затеять прихвастнуть Современный русский литературный язык понимается как язык «от _______ до наших дней». Гоголя Белинского Пушкина Ломоносова

Ошибка в произношении звуков – это нарушение _______ нормы орфоэпической пунктуационной орфографической морфологической Лексическими особенностями научного стиля являются… однозначность слов использование литературных цитат частая повторяемость слов эмоциональность

Абонент вправе во внесудебном порядке расторгнуть договор в любое время при условии окончания всех расчётов по своим обязательствам, письменно уведомив об этом оператора не менее чем за десять дней. Если абонент в течение более 180 (ста восьмидесяти) дней не осуществляет пользование услугами сотовой связи, то указанное обстоятельство будет означать односторонний отказ абонента от исполнения договора. Стиль данного текста – … разговорный научный официально-деловой публицистический

Прошло более восьмидесяти лет с того момента, как в морозную ночь с 14 на 15 апреля 1912 года южнее острова Ньюфаундленд затонул, столкнувшись с дрейфующим айсбергом, гигантский «Титаник», самое большое и самое роскошное судно начала века. Погибли 1500 пассажиров и членов экипажа. И хотя XX столетие ознаменовалось несколькими страшными трагедиями, интерес к судьбе этого судна не ослабевает и в наши дни. Особенно возрос он в 1985 году, когда американо-французской экспедиции удалось обнаружить на глубине 4000 метров его корпус. Стилевой чертой данного текста является… обилие терминов неподготовленность стандартность изложения сочетание экспрессивности и информационной насыщенности

Гипербола использована в предложениях... Я до смерти обрадовался нашей встрече. Над ледяной равниной клубился лёгкий туман. Издали услышал Владимир необыкновенный шум и говор. В сто сорок солнц закат пылал…

Значение чувство неприязни, нерасположение к кому-либо или чему-либо имеет слово... антипатия скептицизм апатия Пессимизм Фразеологизмом называется… слово, заимствованное из другого языка устойчивое сочетание слов слово или выражение, свойственное речи той или иной профессиональной группы слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие в науке, технике, искусстве

Тавтология допущена в предложениях… Мысль эта оказалась крайне неудачливой. В наше время образование играет большое значение. В результате этого тренинга выясняется самооценка качеств у самого себя. Эта книга о тяжёлой судьбе деревенской женщины, в образе которой автор изобразил образ всех русских женщин того времени.

Происхождение слова разъясняется в _______ словаре. этимологическом толковом орфоэпическом фразеологическом Букв больше, чем звуков, в слове… старьёвщик Разъяриться вьюжный свадебный

Буквенное сочетание ЧН произносится в соответствии с написанием в словах… нарочно вечный скучно млечный Правильно выделена буква, обозначающая ударный звук, в слове… танцовщИк килОметр шОфер оптОвый

Аллитерация используется в предложении… Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона… (С.А. Есенин). Но только не стой угрюмо, Главу опустив на грудь (М.И. Цветаева). Не жди: наутро не проглянет на небе солнце (И.А. Бунин). Я жду... Соловьиное эхо Несётся с блестящей реки (А.А. Фет).

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука… после Ъ и Ь после согласных перед гласными в начале слова Прописная буква пишется в словах… (Р,р)аспоряжение премьер-министра (Р,р)оссийская академия наук (В,в)торая мировая война (Г,г)енеральный директор

Буква И пишется в слове… ц..стерна ц..пленок две спиц.. сестриц..н В родительном, дательном и предложном падеже единственного числа пишется на конце ИИ в существительном… батарея аллея территория песня

НЕ пишется раздельно со словами… здание ещё (не)достроено идти вперёд, (не)смотря на усталость (не)всерьёз (не)глубокая, но быстрая речка 1. нагнуться 2. подрыв 3. засекретить Назовите способ образования слов. приставочно-суффиксальный Суффиксальный бессуффиксный сложение основ приставочный

Слитно пишется слово… (в)продолжение нескольких дней (в)следствие дождя всматриваться (в)след зверя (в)течении Гольфстрима НН пишется в слове… журавли..ый клин песча..ая отмель кожа..ое пальто бесчисле..ое множество

На дворе стояли влажные(1) сумерки, подсвеченные(2) зарёй, которая(3) в эту пору лета не гаснет до утра (Ю.Н. Куранов). Назовите части речи. прилагательное местоимение наречие причастие Глагол Правильно образована форма множественного числа существительных… кремы диспетчеры слесаря докторы

Форма творительного падежа числительного 76 употреблена правильно в сочетании… семьюдесятью шестью тетрадями семидесятью шестью тетрадями семидесяти шести тетрадями семьюдесятью шести тетрадями Правильно образована выделенная форма глагола… брезговать – брезговает беречь – бережёшь бриться – броешься стеречь – стерегёшь

Простую форму сравнительной степени можно образовать от прилагательных… красивый голый Сильный гнедой Правильно употреблены личные местоимения 3-го лица в сочетаниях… старше его после её спросить у его насчёт их

Причастие является главным словом в словосочетании… появившийся внезапно громко смеясь бледный от испуга восходящая звезда Состоит из двух односоставных сложное предложение… Чуть брезжилось, когда нас разбудили. Приятно видеть, как тает последний снег. Ещё держатся по ночам морозы, а в воздухе уже веет весной. Преодолели ещё один перевал, и нашему взору открылся прекрасный вид.

Ошибка в управлении допущена в предложениях… Каждому из нас известно, что такое милосердие. Рассказ призывает людей к милосердию. Всеобщая мобилизация коснулась и наш город. Отец удивился поступком своей дочери. Море крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков. Предложение осложнено обособленным… обстоятельством Определением приложением дополнением

Запятая перед союзом И ставится в предложениях… Самолюбие в нём было огромное ( ) и характер он имел железный (И.С. Тургенев). Поравнявшись со мной, она остановилась ( ) и пристально посмотрела мне в глаза (М.Ю. Лермонтов). Под берегами в воде зеленел камыш ( ) и среди густой листвы белели большие головки кувшинок (А.И. Куприн). Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати вёрст ( ) и важная должна быть причина, его к тому побудившая (М.Ю. Лермонтов). Ошибка в употреблении деепричастного оборота допущена в предложениях… Прочитав текст Ф. Искандера, меня поразила глубина его мысли. Став центром парусного судостроения, город начал быстро расти. Говоря об эпохе Бориса Ельцина, приходит в голову определённый образ. Мутные потоки, извиваясь и бурля, неслись по улицам.

А. Не желая менять верное малое на неверное большое, говорят: «Не сули журавля в небе, дай синицу в руки». Б. Нет другой такой птицы, которая так часто упоминалась бы в пословицах, народных приметах. В. Выражение это, кстати, показывает высоту журавлиного полёта. Г. Журавль – самая известная у нас перелетная птица. Текст должен начинаться с предложения… Г Б А В

В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино, с каменной церковью во имя преподобных Козьмы и Дамиана. Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окружённые разными постройками (И.С. Тургенев). Тип речи данного текста – … повествование рассуждение описание повествование с элементами описания Тезисами называется(-ются)… кратко сформулированные основные положения текста озаглавливание смысловых частей текста сжатый, но связный и последовательный вариант текста изложение основного содержания текста

(1)Утро было прекрасное. (2)Знакомое читателю озеро в селе Грачах чуть-чуть рябило от лёгкой зыби. (3)Глаза невольно зажимались от ослепительного блеска солнечных лучей, сверкающих то алмазными, то изумрудными искрами в воде. (4)Плакучие берёзы купали в озере свои ветви, и кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие жёлтые цветы, покоившиеся на широких плавучих листьях (И.А. Гончаров). Укажите верные характеристики, относящиеся к тексту. средство связи 1-го и 2-го предложений – лексический повтор тип речи – описание выделенное слово употреблено в переносном значении стиль – художественный

Домашнее задание Подготовить анализ высказывания железнодорожника с опорой на коммуникативные качества речи