Введение I Вступление 1 Что такое культура речи? II Основы культуры речи 1 Речевой этикет 2 Орфоэпия 3 Грамматические и речевые ошибки в школьной практике.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
7 Кодифицированная норма – это регламентированная законодательно словарями и справочниками норма языка, которая на определенном этапе развития языка является.
Advertisements

Урок 6. Слог как единица фонетики. Особенность и роль русского ударения. Цель урока: 1) формировать представление о слоге как единице фонетики; 2) дать.
Орфоэпические нормы - это произносительные правила устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия (от греч. orthos – «правильный» и.
Орфоэпические нормы - это произносительные правила устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия (от греч. orthos – «правильный» и.
Орфоэпия Орфоэпия (греч. –правильная речь) Раздел науки, освещающий вопросы нормативного произношения.
Оcобенности русского ударения Жилина И.В. Виды ударения Ударения бывают: неподвижные свободные.
Проект « Культура речи » Подготовили учащиеся 10 Б класса Что такое культура речи ?
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Урок 7. Орфоэпия как раздел лингвистики. Гласные звуки. Цель урока: 1) формировать представление об орфоэпии как разделе лингвистики; 2) познакомить с.
Урок 8. Орфоэпический разбор. Основные правила произношения согласных звуков Цель урока: 1) познакомить с планом орфоэпического разбора и формировать навык.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы: Клеменчук С.В. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
Презентация (логопедия) по теме: Презентация "Культура речи и средства эффективного общения"
Духовно – нравственное воспитание в рамках новых стандартов образования. Культура речи и профессионализм.
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
ВЫПОЛНИЛ: УЧЕНИК 5 КЛАССА ЕВСЕЕВ АНТОН УЧИТЕЛЬ: ПРОСКУРЯКОВА Е.Д. ВЫПОЛНИЛ: УЧЕНИК 5 КЛАССА ЕВСЕЕВ АНТОН УЧИТЕЛЬ: ПРОСКУРЯКОВА Е.Д. Исследовательский проект.
Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Т ЕМА ПРОЕКТА : «К УЛЬТУРА РЕЧИ И СРЕДСТВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ » Ряскова Екатерина 9 класс.
Программа « Планета знаний» ( Стандарт 2006 г.). Цели обучения развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Сравнительный анализ программ по русскому языку 4-5 классов. Учитель начальных классов ДМФМШ 17 Билан З.М.
Транксрипт:

Введение I Вступление 1 Что такое культура речи? II Основы культуры речи 1 Речевой этикет 2 Орфоэпия 3 Грамматические и речевые ошибки в школьной практике Заключение

повышение речевой культуры; воспитание истинного языкового вкуса; осмысление объективных закономерностей литературного языка.

«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности». К. Г. Паустовский

Выполнили: ученики 10 «Б» класса средней школы с. Сторожевка Матвеева Н.,Мкртчьян Н. Что такое культура речи ?

Тема нашего проекта – « Культура речи». Мы задумались над тем, что такое культура речи? Вот как мы понимаем это выражение: «Культура речи – это умение правильно и точно писать и говорить. Для того чтобы правильно и точно говорить, нужно иметь большой словарный запас. Но главное -уметь использовать слова в правильной ситуации, то есть самые подходящие для того или иного случая».

А знаете ли вы…? Учение о речевой культуре зародилось в древней Греции. В ХХ в. в России учёные- филологи и их последователи постепенно стали осмысливать совокупность явлений, обозначаемых термином «культура речи».Что же такое культура речи? Мы нашли следующие определения:

1) Культура речи – это раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей. 2) Культура речи – это нормативность речи, ее соответствование требованиям, предъявляемым языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период. Нормативность речи включает в себя такие качества речи, как точность, ясность, чистота. Культура речи – это соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формо- образования, построения словосочетаний и предложений.

В настоящее время в русскоязычной литературе словосочетание «культура речи» применяется в трех значениях: 1. Культура речи – это прежде всего какие – то признаки и свойства речи, совокупность и система которых говорят о ее (речи) коммуникативном совершенстве. 2. Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное применение языка для общения. 3. Культура речи – это область лингвистических знаний о культуре речи как о совокупности и системе коммуникативных качеств речи.

Речевой этикет-понятие, являющееся неотъемлемой частью культуры речи. Речевой этикет- культура поведения, этические формы общения. Задумываемся ли мы над тем, как общаемся друг с другом, как обращаемся к собеседнику ?

1- По имени и фамилии.2- С помощью признака. 3- Сокракщенным именем.. 4-Полным именем. 5- Грубоватым именем. 6- Просто на ты.7- Ласкательным именем. Невыбранные обращения: по фамилии, по имени и отчеству, по имени и фамилии, обобщенно, просто на вы. 1- Сокращенным именем. 2- Ласкательным именем. 3- Грубоватым именем. 4- По фамилии. 5- По имени и фамилии. 6-По имени, отчеству и фамилии. 7- Обобщенно. 8-С помощью признака. 9- Просто на ты. 10-Просто на вы. Невыбранные обращения: Полным именем, по имени и отчеству.

Обращения - совершенно необходимый элемент любой устной речи. Отсутствие обращения – знак неуважения к собеседнику. Говорят, что для любого человека нет звуков более приятных, чем произнесение его собственного имени. На речь и поведение говорящего влияет возраст, пол, служебное положение, симпатия или антипатия, родство.

Чтобы выразить расположение к адресату, прежде всего следует избегать неприятных для него обращений ( и в разумной мере сообщать приятное).

Выполнили:Гаджиева О., Фролова Т.

Что ещё входит в понятие «Культура речи?» Культура речи предполагает знание основных орфоэпических норм, закономерностей функционирования средств языка, владение приёмами уместного их использования.

Раздел науки, освещающий вопросы нормативного произношения

Легко ли овладеть всеми возможностями языка? Однозначно нельзя ответить на этот вопрос, так как в процессе длительного развития языка возникают варианты языковой нормы.

Трудности при постановке ударения. Ударение – это выделение одного из слогов в слове усилением голоса.

Ударение в русском языке разноместное, т.е не закреплено за определенным слогом СрЕдства ДосУг КаталОг АсимметрИя Разноместность делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова! Е У О И

Дело в том, что в некоторых языках ударение фиксированное: в финском и эстонском в польскомво французском - на первом слоге - на предпоследнем слоге - на последнем слоге

Более того! Ударение в русском языке подвижное, т.е. может перемещаться в пределах словоформы гОспиталь в госпиталЯх гЕрб о гербЕ зАнят занятА нАчал началА

Ударение в русском языке играет смыслоразличительную роль ОтзывотзЫв брОнябронЯ бронИроватьбронировАть вЕдениеведЕние языкОвыйязыковОй

Слова могут иметь основное и побочное ударение вЕроисповЕдание пОстскрИптум ОстросюжЕтный гОсслУжба сУпероблОжка в сложных и сложносокращенных словах в словах с иноязычными приставками прОамерикАнский В словах с побочным ударением редукции гласных не происходит

В области русского ударения нет никаких правил – есть только тенденции Иностранные слова произносятся так, как в языке - источнике мАркетинг (англ.) факсИмиле (англ.) жалюзИ (фр.) фетИш (фр.) Рассмотрим некоторые из них

Ударение в кратких прилагательных Он прав – она правА – они прАвы Он весел – она веселА – они вЕселы Он глуп – она глупА – они глУпы Он глух – она глухА – они глУхи Он горд – она гордА – они гОрды Он груб – она грубА – они грУбы Он жив – она живА – они жИва Он крепок – она крепкА – они крЕпки Он занят – она занятА – они зАняты

Глаголы с ударением на основе во всех формах, кроме формы женского рода Он брал – она бралА – они брАли Он взял – она взялА – они взЯли Он гнал – она гналА – они гнАли Он жил – она жилА – они жИли Он звал – она звалА – они звАли Он снял – она снялА – они снЯли Он спал – она спалА – они спАли

Глаголы с ударением на приставке, кроме формы женского рода Он зАмер – она замерлА – они зАмерли Он нАчал – она началА – они нАчали Он Отбыл – она отбылА – они Отбыли Он пОнял – она понялА – они пОняли Он прИнял – она принялА – они прИняли Он зАнял – она занялА – они зАняли Он нАнял – она нанялА – они нАняли

Две группы глаголов на -ировать баллотИровать блокИровать гарантИровать дисквалифицИровать дискутИровать инсценИровать копИровать бомбардировАть гравировАть группировАть лакировАть пломбировАть премировАть формировАть блокИрованныйпремирОванный То же самое в причастиях И И И И И И И И А А А А А А А О

Глаголы с ударением на окончании включИть – ты включИшь – он включИт – они включАт заключ И ть – ты заключ И шь – он заключ И т – они заключ А т звон И ть – ты звон И шь – он звон И т – они звон Я т облегч И ть – ты облегч И шь – он облегч И т – они облегч А т повтор И ть – ты повтор И шь – они повтор Я т приободр И ть – ты приободр И шь – они приободр Я т Усугуб И ть – ты усугуб И шь – они усугуб Я т

Трудные случаи произношения гласных и согласных звуков.

Твердый или мягкий согласный перед буквой Е ? бассейн Мягкий согласныйТвердый согласный слова- « иностранцы » термин музей патент шинель юриспруденция бутерброд бизнес декан диспансер неоглобализм девальвация дезинформация

Е или Ё ? афера Е Ё бытие оседлая-оседлость опека берёста жёлчь-жёлчный заём манёвр- манёвренный свёкла разведённый отключённый включённый проведённый

Не вставляйте лишние буквы в следующие слова компроме н тировать конкурент н оспособный конста н тировать интриган т юрис т консульт преце н дент пер е спектива ч е резвычайный по д скользнуться по д черк

Уважайте «остатки» старомосковского произношения чн [шн] конечно скучно скворечник прачечная яичница девичник горчичник двоечник

Где можно опираться на аналогию? монолог-диалог-каталог-некролог филантроп-филантропия кулинар-кулинария ветеринар-ветеринария рефлекс-рефлексия сосредоточить-сосредоточение обеспечить-обеспечение обрушить-обрушение обнаружить-обнаружение кухня-кухонный ген-генезис Украина-украинский красивый-красивее сведения-осведомиться

- научиться внимательно и критично слушать свою речь и речь окружающих; -постоянно сверяться с орфоэпическими словарями; -перестать болезненно воспринимать замечания в этой области; - различать два стиля произношения – строгий и разговорный.

Культура речи и языковая критика. Насколько страшны речевые ошибки?

Речевая ошибка, представляет собой неотъемлемый элемент речевой деятельности по целому ряду причин. Устойчивость и регулярность проявления речевых ошибок обусловлена, с одной стороны, самой языковой системой, прежде всего такой её особенностью, как наличие вариантов, а с другой- особенностями индивидуального освоения языка каждым его носителем и условиями речепроизводства, его живым характером, который неизбежно влечёт несовершенство, шероховатости, приводящие к возникновению ошибок.

Если ошибки – неизбежный элемент речевой деятельности, то нужно ли с ними бороться? Ответ носит положительный характер: снижая количество ошибок в речи, мы делаем её более простой, ясной, а потому более понятной и доступной; обучаясь говорить правильно, мы тем самым формируем один из ключевых элементов общей культуры. Представление о хорошей речи формируется при чтении и анализе образцовых текстов, а также на основе отрицательного речевого материала.

Художник показал, какая красивая зима в лучах заката. В тени он сине- зелёный, белый он на крышах домов, а на среднем плане он голубой с золотым оттенком. Изжелта- зелёное небо зависает над землёй, и на нём белеют клоками белые, редкие и прозрачные облака. Люди идут и любуются всей этой красотой и слышно только хруст свежего снега и поскрипывания полозьев саней, которые нагружены с горой сеном. Как они блестят на солнце и привлекает тебя этим чудом, и радует твой глаз!

Художник показал, как красива зима в лучах заката. ( грамматическая; ошибка в форме имени прилагательного, неумелый выбор союзного слова) В тени он сине- зелёный, белый на крышах домов, а на среднем плане он голубой с золотым оттенком. ( лексический повтор; недочёт в построении текста, неудачное использование местоимений как средства связи предложений в тексте) Изжелта- зелёное небо нависает над землей, и на нем белеют клоками редкие и прозрачные облака. (речевая; семантическая ошибка, тавтология) Люди идут и любуются всей этой красотой, и слышен только хруст свежего снега и поскрипывание полозьев саней, которые нагружены сеном с горой (грамматическая; синтаксическая : в связях согласования и управления). Как они блестят на солнце и привлекают тебя этим чудом, и радуют твой глаз! (грамматическая; синтаксическая, в употреблении однородных членов).

Преодоление ошибок можно представить в виде следующего алгоритма действий: нахождение «сбоя» в употреблении, определение характера сбоя, установление механизма ошибки, определение программы работы над ошибкой.

Прежде всего необходимо научить человека наблюдать за своей речью и речью окружающих с точки зрения её правильности; научить соотносить усваиваемые из учебников, справочников, словарей нормы с реальной речевой практикой, анализировать речевой поток.

Необходимо стремиться к выразительности, наибольшей эффективности высказывания; соблюдать языковые нормы ( нормы произношения, ударения, словоупотребле- ния и т. д.); сохранять ценности, которые основываются на языковой традиции.

Список используемых источников 1) Горбачевич К.С.Нормы современного русского литературного языка. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, )Громова В.И. Создай свой имидж // Элективные курсы « Русский язык, литература ».- С. : Научная книга, ) Интернет: vSchool.ru страница 12. 4SNUDENTS.RU страница 4) Милославский И.Г. Как выразить свое отношение к адресату речи // РЯШ в школе, с ) Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 47-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, ) Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. – М. : Астрель, ) Русецкий В.Ф. Речевые ошибки как языковое явление // РЯШ в школе, с , ) Сотова И.А.Речевые ошибки // РЯШ в школе, с. 3-10