Подготовка кадров и учебно-методическое обеспечение Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программно-методическое обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания школьников Преподаватель: Берсенева Тамара Александровна, моб
Advertisements

Комплексный учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики »
Воспитание духовно-нравственной культуры учащихся через введение инновационного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Крушина М.Ю., заместитель.
Воспитание духовно-нравственной культуры учащихся через введение инновационного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Крушина М.Ю., заместитель.
Комплексный учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс.
Использование историко - культурного потенциала Санкт - Петербурга при формировании духовно - нравственных ценностей подрастающего поколения Егорова Ирина.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Основы религиозных культур и светской этики (орксэ)
… В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными ценностями и общественными духовно- нравственными и социокультурными ценностями.
Культура - образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс ОРКСЭ (Основы духовно- нравственной культуры народов России) Инициатива президента Д.А. Медведева.
Распоряжение Правительства РФ от «Об утверждении плана мероприятий по введению ОРКСЭ во всех субъектах РФ»; - Приказ Минобрнауки РФ от
УЧЕБНЫЙ КУРС « ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ » Материал подготовила : Громова Ирина Ивановна учитель начальных классов высшей квалификационной.
ОРКСЭ \\ ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) Федеральный государственный образовательный.
Курс « Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации Министерство образования Московской области.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Введении учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики»
Транксрипт:

Подготовка кадров и учебно-методическое обеспечение Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА И РЕЛИГИИ МИРА Программа профессиональной переподготовки ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА И РЕЛИГИИ МИРА реализуется в системе постдипломного педагогического образования. прошла государственную аттестацию в 1999 и 2003 гг.. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ содержания подготовки по специальности культурология (образовательная область образование) по направлению теология (образовательная область наука) по специальности религиоведение (образовательная область наука) Цель - подготовка педагогов к освоению начал православной культуры, к профессиональной деятельности в сфере преподавания религиозно- философских и религиозно-познавательных дисциплин и предметных модулей, к работе с ценностно-смысловым и мировоззренческим содержанием в воспитательной деятельности. Предназначена для всех категорий педагогов - педагоги ОУ, ДОУ, педагоги дополнительного образования, руководители детских организаций. Срок обучения: Для слушателей с базовым педагогическим образованием – 640 час. (с подготовкой дипломного проекта час.), 68 недель, два года. Режим занятий - один (два) раза в неделю, 8 (4 ) час. в день

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА И РЕЛИГИИ МИРА Программа реализуется Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования (СПбАППО), ведущая кафедра истории педагогики, в рамках договора о сотрудничестве с Санкт-Петербургской Духовной Академией и Семинарией и Отделом религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (январь 1997 года). Определяя направление сотрудничества, стороны опираются на Конституцию РФ, Национальную доктрину образования, Концепцию образовательной деятельности Русской Православной Церкви, Социальную Концепцию Русской Православной Церкви. Основная образовательная задача программы - восполнить серьезные пробелы образования, полученного в рамках ныне действующих образовательных стандартов, в соответствии с которыми педагог в период учебы в школе и вузе не имел доступа к знаниям о православной культуре. Но именно эти области знания имеют решающее значение в становлении личности и развитии способностей пользоваться культурными богатствами своего народа и народов мира. Программа помогает педагогам открыть для себя богатый мир Православия и найти пути приобщения к этому миру в своей профессиональной деятельности. Задача подготовки к преподаванию вероучительных предметов ставится только по отношению к тем слушателям, которые имеют опыт церковной жизни и элементарные богословские познания в объеме епархиальных богословских курсов.

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА И РЕЛИГИИ МИРА Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; формирование культуры мира и межличностных отношений; Из Национальной доктрины образования (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751) «Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре – должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний. Церковь призвана и стремится содействовать школе в ее воспитательной миссии, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего людского рода». Из Социальной Концепции РПЦ (принята в 2000 году на юбилейном Архиерейском соборе)

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА И РЕЛИГИИ МИРА Цель программы - освоение педагогами начал православной культуры и реализация их в профессиональной деятельности. Содержание учебных курсов Блоки дисциплин: культурологические, философские и религиоведческие, исторические, филологические богословские педагогические инновационные педагогические методы и информационные технологии Кадры преподаватели высшей школы, имеющие ученые степени в различных областях науки богословы и священнослужители Русской Православной Церкви педагоги и методисты Формы работы теоретические– лекции, чтение и реферирование литературы практическая – мастерские, тренинги, проекты паломнические поездки Знаменские образовательные Чтения Результаты: индивидуальные: формирование индивидуальных программ профессиональной деятельности и самообразования. системные: формирование элемента системы непрерывного образования по освоению образовательной области православной культуры.

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА И РЕЛИГИИ МИРА Диалектика целей образования в современной историко- культурной реальности: Становление Культурной идентичности Развитие способности к Межкультурном диалогу Культурная идентичность и межкультурный диалог – не две самостоятельные, исключающие одна другую воспитательные задачи, но две стороны единого диалектически организованного процесса образования современного человека. Межкультурный диалог возможен там, где вступающие в диалог стороны осознают свою принадлежность к определенной культуре и способны понимать иные, нежели свои собственные, взгляды, системы ценностей и жизненные перспективы Становление культурной идентичности в ситуации поликультурной среды возрастания осуществляется не в замкнутой монокультурной среде, а в среде межкультурного взаимодействия.

ФОРМЫ РАБОТЫ ЛЕКЦИИ ЛЕКЦИИ ПРАКТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ МАСТЕРСКИЕ МАСТЕРСКИЕ ВНЕАУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ ВНЕАУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ ЗНАМЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ ЗНАМЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

МАСТЕРСКИЕ Организация мастерских помогает взглянуть на, казалось бы, хорошо известные методики проведения занятий в совершенно ином ракурсе. Организация мастерских помогает взглянуть на, казалось бы, хорошо известные методики проведения занятий в совершенно ином ракурсе.

ВНЕАУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ Особенность (ценность)? внеаудиторных занятий…изучения предмета в непосредственной близости….

ЛЕКЦИИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ ЛЕКЦИИ ПРАКТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ МАСТЕРСКИЕ ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ ЗНАМЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ Большое значение в процессе обучения имеют паломнические поездки по святым местам.

Через прямое соприкосновение со святынями происходит укрепление в вере у тех, кто уже стал на путь православия и смягчаются сердца у тех, чей путь к вере еще не открылся. Через прямое соприкосновение со святынями происходит укрепление в вере у тех, кто уже стал на путь православия и смягчаются сердца у тех, чей путь к вере еще не открылся. ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ

ЗНАМЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ Межрегиональные образовательные Знаменские Чтения проводятся в дни празднования Знаменской иконы Божией Матери - 10 декабря. Образ Знамения издревле освящал дела мира и благоволения на Северо-Западе Руси. Икона Знамения зримо присутствовала в жизни Царскосельского лицея и, по словам Пушкина, "над школою надзор хранила строго". Эта чудотворная икона ныне находится в храме Иоанна Богослова в СбДА. Межрегиональные образовательные Знаменские Чтения проводятся в дни празднования Знаменской иконы Божией Матери - 10 декабря. Образ Знамения издревле освящал дела мира и благоволения на Северо-Западе Руси. Икона Знамения зримо присутствовала в жизни Царскосельского лицея и, по словам Пушкина, "над школою надзор хранила строго". Эта чудотворная икона ныне находится в храме Иоанна Богослова в СбДА. В оргкомитете Чтений: Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Отдел по религиозному образованию и духовному просвещению Санкт-Петербургской епархии, Санкт-Петербургская Духовная Академия, Царскосельское благочиние Санкт-Петербургской епархии В оргкомитете Чтений: Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Отдел по религиозному образованию и духовному просвещению Санкт-Петербургской епархии, Санкт-Петербургская Духовная Академия, Царскосельское благочиние Санкт-Петербургской епархии Чтения - пространство встреч священнослужителей Русской православной Церкви, православных и светских педагогов, которые работают на ниве духовного просвещения подрастающих поколений, всех заинтересованных в воссоздании нравственного уклада отечественной культуры. Знаменские Чтения собирают широкий круг участников из многих городов России Чтения - пространство встреч священнослужителей Русской православной Церкви, православных и светских педагогов, которые работают на ниве духовного просвещения подрастающих поколений, всех заинтересованных в воссоздании нравственного уклада отечественной культуры. Знаменские Чтения собирают широкий круг участников из многих городов России

ЗНАМЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ Органической частью в Чтения входят богослужения на празднование иконы Божией Матери «Знамение – вечерняя служба в Знаменской церкви Царского Села 9 декабря и божественная литургия в храме св. апостола Иоанна Богослова в СПб Духовной академии 10 декабря. Органической частью в Чтения входят богослужения на празднование иконы Божией Матери «Знамение – вечерняя служба в Знаменской церкви Царского Села 9 декабря и божественная литургия в храме св. апостола Иоанна Богослова в СПб Духовной академии 10 декабря. Чтения завершаются литургией в домовой церкви во имя св. апостолов Петра и Павла в СПбАППО и паломнической программой Санкт-Петербург - Царское Село – Вырица. Чтения завершаются литургией в домовой церкви во имя св. апостолов Петра и Павла в СПбАППО и паломнической программой Санкт-Петербург - Царское Село – Вырица. Организационные вопросы Знаменских Чтений решает кафедра истории педагогики СПбАППО:(812) , Организационные вопросы Знаменских Чтений решает кафедра истории педагогики СПбАППО:(812) , Адрес: , СПб, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования:Ул. Ломоносова 11-13, ауд Ст.метро «Достоевская», «Владимирская» Адрес: , СПб, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования:Ул. Ломоносова 11-13, ауд Ст.метро «Достоевская», «Владимирская»

ЦАРСКОЕ СЕЛО Царское Село - традиционная площадка проведения Знаменских Чтений. Высокий профессиональный уровень Чтений и гостеприимство благочинного прот. Геннадия Зверева делает незабываемыми дни, проведенные участниками Чтений в Царском Селе. Царское Село - традиционная площадка проведения Знаменских Чтений. Высокий профессиональный уровень Чтений и гостеприимство благочинного прот. Геннадия Зверева делает незабываемыми дни, проведенные участниками Чтений в Царском Селе. Занятия по программе ведутся на базе СПбАППО по адресу Санкт-Петербург, ул. Ломоносова дом 11, а также выездные на двух площадках – в городе Выборге, на базе школы 1 и собора во имя Рождества Богородицы (благочинный прот Лев Церпицкий) и в Царском Селе, в воскресной школе Софийского Вознесенского собора (благочинный прот. Геннадий Зверев). Занятия по программе ведутся на базе СПбАППО по адресу Санкт-Петербург, ул. Ломоносова дом 11, а также выездные на двух площадках – в городе Выборге, на базе школы 1 и собора во имя Рождества Богородицы (благочинный прот Лев Церпицкий) и в Царском Селе, в воскресной школе Софийского Вознесенского собора (благочинный прот. Геннадий Зверев).

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ Возможности профессиональной деятельности по направлению переподготовки: Возможности профессиональной деятельности по направлению переподготовки: Преподавание предмета Православная культура - факультативного или в составе школьного компонента Преподавание предмета Православная культура - факультативного или в составе школьного компонента элективные курсы в составе предпрофильной и профильной подготовки элективные курсы в составе предпрофильной и профильной подготовки новые дидактические элементы в базовых областях, несущие содержание православной культуры новые дидактические элементы в базовых областях, несущие содержание православной культуры новые формы воспитательной работы (праздники, традиционного календаря, паломничества, летние лагеря, благотворительные программы) новые формы воспитательной работы (праздники, традиционного календаря, паломничества, летние лагеря, благотворительные программы) экспериментальная работа в школах по формированию ценностного отношения к родной культуре, традиции, семье образованию. экспериментальная работа в школах по формированию ценностного отношения к родной культуре, традиции, семье образованию. экспертно-консультативная работа по вопросам освещения вопросов религиозно- познавательного характера в содержании образования, по использованию дополнительной учебной информации религиоведческого и богословского характера, по вопросам взаимодействия с религиозными организациями. экспертно-консультативная работа по вопросам освещения вопросов религиозно- познавательного характера в содержании образования, по использованию дополнительной учебной информации религиоведческого и богословского характера, по вопросам взаимодействия с религиозными организациями. Форма итоговой аттестации: государственный экзамен или дипломный проект (по выбору слушателя). В дипломных проектах получают реализацию все возможности профессиональной деятельности по направлению переподготовки. Форма итоговой аттестации: государственный экзамен или дипломный проект (по выбору слушателя). В дипломных проектах получают реализацию все возможности профессиональной деятельности по направлению переподготовки. Среди дипломных проектов выпускников – мультимедийные и видео- продукты, программы летних православных лагерей - детских и семейных, сценарии циклов праздников традиционного календаря, методическая поддержка паломнических программ, программы факультативных курсов и методическое обеспечение к ним, тематическое планирование по предмету базового учебного плана. Среди дипломных проектов выпускников – мультимедийные и видео- продукты, программы летних православных лагерей - детских и семейных, сценарии циклов праздников традиционного календаря, методическая поддержка паломнических программ, программы факультативных курсов и методическое обеспечение к ним, тематическое планирование по предмету базового учебного плана.

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ Дипломная работа Л. Голубковой Л. Голубковой Учебный фильм «Дом Божий» Задача этого фильма - рассказать о главном в устроении православного храма, о том, что есть в каждом Доме Божием – о величественном и скромном. Задача этого фильма - рассказать о главном в устроении православного храма, о том, что есть в каждом Доме Божием – о величественном и скромном.

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ Дипломная работа О. Осадчей Программа Программа «Православная культура» для начальной школы Задачи этой программы: формирование представления о Православной культуре и нравственное становление личности. Задачи этой программы: формирование представления о Православной культуре и нравственное становление личности.

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ 1.Обзорные сайты, универсальные библиотеки 2.Литургика 3.Святоотеческое наследие 4.Религиозно-философская литература 5.Жития святых 6.Иконопись 7.Культура 8.Воспитание, педагогика, образовательные программы 9.Молодежные издания, организации, борьба с сектами и наркоманией 10.Личные странички 11.Издательства, книга-почтой В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: "мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?". Но Иисус сказал ему в ответ: "оставь теперь", то есть не удерживай меня теперь, "потому что так нужно нам исполнить всякую правду" - исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Круг светлых дней Элективный курс для 9 класса Православные праздники: Пасха Господня. Рождество Христово. Господни праздники. Праздники Пресвятой Богородицы. Праздник Церкви. Воздвижение Креста Господня. Автор-составитель: Захарченко Марина Владимировна, доктор философских наук, профессор кафедры истории педагогики Объем курса: 16 часов

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Радостный мир семьи Элективный курс для 9 класса Влюбленность и любовь. Как найти «свою половинку»? Обретение целостности в семейной жизни. Брак гражданский и брак церковный. Таинство венчания. О верности. Отношения в семье. О мужественности. О женственности. Идеал – семья многодетная. Понятие о репродуктивном здоровье. Автор-составитель: Берсенева Тамара Александровна, кандидат педагогических наук Объем курса: 16 часов

ВИДЕО ЛЕКЦИИ

Учебно-методическое обеспечение комплексного включения православной культуры в содержание образования Научное обеспечение образовательной области Школа и религиозные организации. Основы взаимоотношений. Основы взаимоотношений. Информационный сборник. Информационный сборник. М.В. Захарченко. – СПб.: СПбГУПМ, Христианство: Духовная традиция в истории и культуре. Монография. М.В. Захарченко. – СПб.: СПбГУПМ, Традиции в истории: Традиции в истории: опыт типологической интерпретации. опыт типологической интерпретации.Монография. М.В. Захарченко. – СПб.: СПбГУПМ, Интеграция научного и религиозного знания в концепцию целостного человека. в концепцию целостного человека. Шеховцова Л.Ф. - СПб.: СПбГУПМ, Духовно-нравственные ценности и ориентации Шеховцова Л.Ф. - СПб.: СПбГУПМ, Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении старшеклассников и учителей. Монография. Т.А. Берсенева. – СПб.: СПбАППО, 2004.

Учебно-методическое обеспечение комплексного включения православной культуры в содержание образования Классным руководителям Жизнь по совести. Ответы на вопросы современных школьников. Ответы на вопросы современных школьников. Священник Тимофей, Т.А. Берсенева. – М.: Паломник, Для внеклассного чтения В помощь семье Действительно ли мы этого хотим? Размышления о половом воспитании. Т.А. Берсенева. – СПб., Воспитание здорового ребенка. Хрестоматия в двух частях. В.В. Ильющенков, Т.А. Берсенева. – М.: Паломник, И было чудо на земле… Рождественская христоматия по литературе для учащихся 5-11 классов. Корхова В.О., Безбородкина Е.С. - М.: Паломник, 2005.

Учебно-методическое обеспечение комплексного включения православной культуры в содержание образования Курсы по православной культуре для начальной и средней школы Уроки о здоровье и добродетели. Православный учебник для детей 3-5 кл. Священник Тимофей, Т.А. Берсенева. – М.: Паломник, Уроки добротолюбия. Учебное пособие для среднего школьного возраста. Священник Тимофей, Т.А. Берсенева. – СПб.: Сатисъ, Буковица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты. Н.П. Саблина.- СПб., Дидактические элементы православной культуры в образовательных областях базового учебного плана Хрестоматия по литературе для 8 класса. М.Г. Белова. – СПб.: ДЕАН, Русская литература. Учебно-методический комплект для учащихся 5-6 кл. М.Г. Белова, М.Б. Багге, Н.В. Белова, Ю.Н. Митрофанова, Учебно-методический комплект для учащихся 5-6 кл. М.Г. Белова, М.Б. Багге, Н.В. Белова, Ю.Н. Митрофанова, Н.В. Подгайная, Л.И. Резникова. Н.В. Подгайная, Л.И. Резникова. – М.: Дрофа, 2004.– (Гимназия на дому). – М.: Дрофа, 2004.– (Гимназия на дому). Литература

Учебно-методическое обеспечение комплексного включения православной культуры в содержание образования История Богохранимая страна наша Российская. Государство и общество в России на рубеже XIX-XX веков. Ю.А. Рябов История России. 6-8 кл:с древних времен до XIX в. Методические рекомендации. Методические рекомендации. А.Н. Майков. – М.: Русское слово, Вопросы репродуктивного здоровья в школьном курсе «ОБЖ» (психолого-педагогический аспект) Учебно-методическое пособие для учителей. Т.А. Берсенева, Т.В. Мельников. – СПб.: СПбАППО, Духовно-психическая безопасность личности. Учебно-методическое пособие. Т.А. Берсенева, В.А. Рычкова. – СПб.: СПбАППО, Духовно-нравственное освещение вопроса пола вшкольном курсе биологии. Учебно-методическое пособие для учителей. Т.А. Берсенева, С.В. Горленкова. – СПб.: СПбАППО, Христианский взгляд на воспитание полов и современность. Хрестоматия. Хрестоматия. Т.А. Берсенева. – СПб.: СПбГУПМ, БиологияОБЖ

Учебно-методическое обеспечение комплексного включения православной культуры в содержание образования Ресурсы