Развитие фонематических процессов через систему педагогических игр и игровых упражнений у младших школьников с речевыми нарушениями МБОУ « Томаровская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
Advertisements

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 города Вятские Поляны Кировской области.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Мобильное, многофункциональное, дидактическое пособие Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории Соколова Наталья Викторовна.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПЕРВЫЕ ШАГИ К ГРАМОТЕ (формирование фонематического восприятия) Автор: учитель-логопед Арсентьева Наталия Викентьевна.
И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШОКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза МКДОУ «Детский сад 11 комбинированного вида» г.Далматово Подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н
ЗВУКИ, Я ВАС СЛЫШУ! РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила учитель- логопед Власова Е.В. Ярославль, 2016 г.
Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи Учитель-логопед МАОУ Прогимназия 81 «Здравствуй!» Мамонтова Людмила Николаевна.
«Наглядный материал для дифференциации звуков «Л-В» Мариупольская городская ПМПК Учитель-логопед Хаевская А.Н.
I этап Развитие фонематического слуха: - узнавание и различение неречевых звуков - узнавание и различение речевых звуков.
Добукварный период Задачи добукварного периода: 1. первичное изучение детей; 2. развитие интереса к обучению; 3. воспитание навыков речевого общения;
Практические приемы и методы формирования базовых понятий при обучении грамоте Кистенева Римма Александровна, Специальная (коррекционная) школа VIII вида.
Логопедическая работа по развитию звукового анализа и синтеза.
МБУ Городской Методический центр г. Югорск 2010 г. Автор: Терентьева О.Ф. Тьютор: Горячева О. А. Автор: Терентьева О.Ф. Тьютор: Горячева О. А.
Использование метода наглядного моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР дошкольного возраста. Спасенникова.
Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Наглядно-игровое средство коррекции речевых нарушений.
Кружок «Занимательная азбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 45 «Флажок» Воробьева.
Транксрипт:

Развитие фонематических процессов через систему педагогических игр и игровых упражнений у младших школьников с речевыми нарушениями МБОУ « Томаровская средняя общеобразовательная школа 2 Яковлевского района Белгородской области » имени Героя Советского Союза Швеца В. В. Автор опыта: Благина Ольга Николаевна учитель - логопед

Условия возникновения опыта Широкая распространённость и стойкость фонематического недоразвития речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия.

Актуальность опыта потребности общества в грамотной личности недостаточно разработанная методика развития фонематических процессов у младших школьников требования учебной программы трудности ее усвоения учащимися, имеющими нарушения речи возрастающие потребности в общении со сверстниками и взрослыми, потребности в самовыражении неуверенность в себе вследствие речевой патологии

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ Создание системы работы по формированию фонематических процессов у младших школьников, имеющих нарушения речи, через педагогические игры и игровые упражнения, которые позволят повысить эффективность коррекционно - логопедической работы.

ДИАПАЗОН ОПЫТА ДИАПАЗОН ОПЫТА Дидактическая система работы учителя – логопеда по коррекции фонематического недоразвития на логопедических занятиях через педагогические игры и игровые упражнения

Теоретическая база опыта Л. С. Выготский « Всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т. е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи ». « Прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа » Д. Б. Эльконин Л. С. Волкова « Фонематический слух » - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова » Л. С. Цветкова « Недоразвитие фонематического анализа и синтеза приводит к глубокому изменению семантической структуры языка, и, прежде всего к нарушению значения и предметной отнесённости слова »

Новизна опыта состоит в создании системы методов и приемов, нацеленных на развитие фонематических процессов у младших школьников через игры и игровые упражнения

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА создание условий для развития фонематических процессов у младших школьников через систему педагогических игр и игровых упражнений

Организация коррекционно - воспитательного процесса ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ I.Подготовительный этап Цель : развитие предпосылок фонематических процессов Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Задача: обучение различению неречевых звуков, запоминанию вербальной информации на слух

II. Основной этап Цель: проведение мероприятий обеспечивающих, преодоление нарушений фонематических процессов Обучение простым и сложным формам фонематического анализа Задачи: обучение выделению звука на фоне слова, выделению первого и последнего звука, определению места, последовательности и количества звуков в слове Формирование навыка синтеза звуков Задачи: обучение синтезу звуков в звукосочетания, в слоги, в слова Формирование фонематических представлений Задачи: обучение называнию звука в слове при наличии наглядной опоры и по представлению

Последовательность работы над каждым звуком и буквой: 1. знакомство со звуком выделение его на слух; 2. уточнение артикуляции звука; 3. определение характеристик звука (гласный согласный, глухой звонкий, твердый - мягкий); 4. выделение на слуховом уровне звука из ряда других звуков, слогов, слов; 5. определение места звука в слове (с опорой на картинки и без); 6. составление слогов, слов из заданных звуков; 7. подбор слов с определенным звуком. 8. знакомство с буквой: рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности (на что похожа?), выделение ее элементов, прослушивание стихотворения о букве; конструирование. 9. чтение слогов и слов с изучаемой буквой. 10. письмо слогов, слов с данной буквой.

Структура занятий по дифференциации звуков 1 организационный момент; 2.уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий; 3. дифференциация звуков: - на слуховом уровне выделение из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий), - определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки и без; 4. работа в тетрадях: - запись слогов, слов на изучаемые звуки, - составление звуковых схем слогов, слов; 5. составление слогов, слов из заданных звуков и букв; 6.работа по коррекции лексико-грамматического строя на базе речевого материала занятия; 7. подведение итогов занятия.

Система педагогических игр Цель игрыВиды игр Используемые игры Действия детей в соответствии с содержанием игры Подготовительный этап Выделение звуков и их узнавание, воспитание чувства ритма, развитие слухового внимания. Словесные дидактические, с предметами. «Тишина», «В мире звуков», «Угадай, что звучит», «Тихо – громко», «Имена и ритм», «Где звук», «Нарисуй звук», «Ритмические узоры» Различают неречевые звуки, сравнивают их по высоте, силе, протяженности. Развитие речевого слуха, слуховой памяти, слухового внимания Словесные дидактические « Запомни и скажи», «Запомни и покажи», «Повтори скороговорки», «Жмурки с голосом», «Найди небылицы». «Эхо», «Доскажи словечко», «Испорченный телефон, «Хлопки», «Веселое название», «Четвертый лишний», «День – ночь» Различают голоса, определяют длинные и короткие слова, запоминают и повторяют услышанные звуки и слова, соотносят слуховые и зрительные образы.

Основной этап Дифференциация звуков, подготовка к звуковому анализу слов Словесные дидактические, настольно- печатные, подвижные с мячом сюжетно- ролевые. «Какой звук чаще встречается», «Поймай звук», «Магазин», «Живая азбука», «Отгадай, кто я», «Мяч в кругу», «Найди себе пару», «Собери цветок», «Найди по звуку слово», «Я знаю пять слов», «Красное – синее», «Глухой – звонкий», «Тим и Том», «Кто брат?» Различают гласные и согласные звуки, твердые – мягкие, звонкие – глухие; подбирают слова к картинкам; соотносят звуки с буквами; соотносят звуки с их символами (кружки и квадраты синего, красного и зеленого цвета) Определение места звука в слове Настольно- печатные, словесные, подвижные с мячом, дидактические « Рыбалка». «Города», «Мяч в воздухе», «Цепочка слов», «Звуковая цепочка», «Живая стрелка», «Аквариум», «Где спрятался звук?», «Баскетбол» «Светофор», «Лото», «Я вас различаю» Выделяют первый, последний звук в словах, названиях картинок,: определяют место заданного звука (начало. середина, конец): работают со схемами и фишками.

Определение последовательност и и количества звуков в слове, развитие фонематического синтеза Словесные, дидактические, предметные, сюжетно- ролевые, подвижные с мячом. «Мяч лови, и мяч бросай, сколько звуков называй», «Рыбалка», «Телевизор», «Заколдованное слово», «Зашифруй слово», «Найди слово в слове», «Игра в кубик», «Подбери картинку», «Поезд», «Заполни клетки», «Живые буквы»,, «Наборщики», «Больница для слов», Составляют звуковые схемы слов, подбирают картинки к схемам, отгадывают слова по заданным символам, находят пропущенную или лишнюю букву в слове, придумывают слова с определенным количеством звуков Слоговой анализ и синтез слов Подвижные, с мячом, настольно- печатные, словесные дидактические, «Телеграф», «Молчанка», «Слог- шаг», «Собери слова», «Найди ошибку», «Один, два, три»,», «Пол слова за вами», «Найди свой круг», «Слоговая цепочка», «Делим слова на слоги», «Слоги, слова, фигуры» Составляют слоговые схемы, подбирают слова к схемам, устанавливают правильную последовательность слогов в слове, придумывают слова с заданным количеством слогов, делят слова на слоги.

Анализ предложения Словесные дидактические, подвижные «Кто первый», «Придумай предложение», «Наведи порядок», «Стань ведущим», «какое слово потерялось», «Дружные слова», «закончи предложение» Составляют схемы предложений, выделяют порядок слов в предложении, называют последовательность, ищут недостающие слова, составляют предложения по опорным словам. Развитие фонематических представлений Словесные, с мячом, дидактические «Придумай слово», «Подбери картинку к схеме», «Подбери слово к схеме», «Строители», «Молчанка», «Зоркий глаз», «Сто вопросов – сто ответов с буквы А (О, И..) и только с этой», «Звуковая цепочка» Придумывают слова, находят картинки с заданным количеством звуков, подбирают картинку к звуковой схеме, соотносят цифры с количеством звуков в словах, названиях картинок, придумывают слова на заданный звук

Для реализации поставленных задач используются следующие методы: ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЕ : дыхательные, голосовые, артикуляторные, конструктивные, речевые МОДЕЛИРОВАНИЕ ( графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова) ИГРОВОЙ МЕТОД: словесные, подвижные, сюжетно- ролевые, настольные, дидактические игры

НАГЛЯДНЫЕ НАБЛЮДЕНИЕ, РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНОК, ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ПОКАЗ ОБРАЗЦА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ СЛОВЕСНЫЕ РАССКАЗ, БЕСЕДА, ЧТЕНИЕ, ПОЯСНЕНИЕ, ОБЪЯСНЕНИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Результативность за уч.год Фонематического восприятия Артикуляционная моторика Звукопроизношение Слоговая структура Навыки я з ыкового анализа

Результативность за уч.год Фонематическое восприятие Артикуляционная моторика Звукопроизношение Слоговая структура Навыки я з ыкового анализа

Результативность за уч.год Фонематическое восприятие Артикуляционная моторика Звукопроизношение Слоговая структура Навыки я з ыкового анализа

Динамика средних показателей диагностируемых критериев за 3 года

Вывод Таким образом, применение системы педагогических игр и упражнений по развитию фонематических процессов у младших школьников с речевыми нарушениями дает положительные результаты и способствует повышению уровня успешности в обучении чтению и русскому языку.