МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРАКАЗАХСКОГО НАРОДА(ЖАНРЫ,ИНСТРУМЕНТЫ) Автор Байкунов В.Ш. учитель Алтынсаринской основной школы Костанайского района.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История домбрового кюя Выполнила: Султанова Н. Проверила: Рахымжан А.
Advertisements

Исследовательская работа Авторы: Мишина Полина 6 класс «А» Попов Алексей 6 класс «А» Руководитель: учитель музыки первой категории Смирнов Василий Борисович.
Музыкальное искусство казахского народа У музыкальных инструментов есть такие возможности для выражения внутреннего мира человека, для тончайших движений.
Тема урока: «Музыкальное искусство казахского народа »
Лекция 5. Тема. ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. Методика преподавания музыкального воспитания с основами теории музыки.
Тема : введение в образовательную программу «Академический хоровой коллектив юношей » Автор:Ибрагимова Н.Т. педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД.
Наименование учреждения ГУ «Средняя общеобразовательная школа 6» ФИО Дюсембаева Сандугаш Ораловна Должность учитель музыки Стаж работы 11 лет Категория.
Выполнила ученица 8 Ф класса МАОУ « Лицей 4» г. Чебоксары Салмина Мария Музыка первой половины XIX века.
- НАУКА О НАРОДАХ, ИЗУЧАЮЩАЯ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАССЕЛЕНИЕ, БЫТ И КУЛЬТУРУ. Греческое слово («этнос» - народ, «графо» - пишу) – народоописание.
Народная музыка
Музыкальный руководитель Павлова М.Б Сергей Васильевич Рахманинов - крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий.
Оркестровые произведения композиторов Казахстана У музыкальных инструментов есть такие возможности для выражения внутреннего мира человека, для тончайших.
Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
Я, Адылгиреева Аделина, дочь Адылгиреева Имангали, рода Едельбаев. Родилась в месяц Саратана (июня), покоса травы, 18 числа 1996 года, обучающаяся 9 класса.
Народная музыка Учащиеся 6 класса. Зарождение Свойства: 1. Музыкальные образы связаны с жизнью людей 2. Многовековая шлифовка временем.
Фольклор в Древней Руси Выполнила: Востренкова Лиза, 10 А класс.
Тема: «Школьные годы с Д.Б. Кабалевским» Посвящается 105-летию со дня рождения Правительство Москвы Департамент образования Москвы Восточное окружное управление.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Березниковское музыкальное училище»
Музыкальная культура Чувашской Республики. Ива́н Я́ковлевич Я́ковлев - просветитель чувашского народа, писатель, создатель чувашского алфавита, автор.
Роль искусства в сближении народов в сближении народов Автор: Алтынник Антонина Николаевна учитель изобразительного искусства МОУ «Вейделевская средняя.
Транксрипт:

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРАКАЗАХСКОГО НАРОДА(ЖАНРЫ,ИНСТРУМЕНТЫ) Автор Байкунов В.Ш. учитель Алтынсаринской основной школы Костанайского района

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъстественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и способностями. А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Каждый половозрастной клан имел в казахском традиционном обществе соответствующий набор музыкальных инструментов и жанров, репертуар и исполнительские формы. Дети развлекались игрой на глиняных духовых инструментах - саз сырнаe, тастауке, ускирике, которые «под рукой» мастера или самого ребенка приобретали причудливые формы животных, птиц, рыб, многоголовых коней, ярко разрисованных и покрытых сверкающей глазурью.

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Дальнейшая самостоятельная жизнь давала новые художественные знания и опыт через участие в молодежных играх и развлечениях с обязательным участием музыки - кайым-айтысах, тартысах, диалогическом пении бытовых песен кара олен. Репертуар «молодых лет» обогащался любовной лирикой и разнообразными песнями и ритуалами многокрасочной казахской свадьбы со скорбными прощальными плачами невест и бодрыми молодежными жар-жарами, сигнальным боем ударных - дабыла, дауылпаза, или шындауыла на охоте на зверя или во время воинского похода.

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА «...Двери в мир открыла песня для тебя. Песня провожает в землю прах, скорбя. Песня - вечный спутник радостей земли, Так внимай ей чутко и цени, любя!» АБАЙ

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Все духовное достояние нации развивалось вплоть до начала ХХ столетия в бесписьменной форме и передавалось «из уст в уста» от отца к сыну, от учителя - к ученику, из прошлого - в будущее. Кочевой и полукочевой тип хозяйствования предопределил своеобразие народного инструментария и музыкальных традиций, их «встроенность» в жизнь и быт казахского общества и неотделимость от иных форм художественного творчества - словесных и поэтических.

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Будучи одним из самых любимых жанров народного творчества, героические и лирико- бытовые эпические сказания «Кобланды», «Алпамыс», «Ер Таргын», «Камбар», «Кыз Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Енлик и Кебек» и многие-многие другие донесли до потомков в легендарной, мифологизированной формереальные исторические события доказахской и собственно казахской истории.

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В глубь веков уходит и история развития домбровой и сыбызговой инструментальных традиций. Свидетельством древнего происхождения домбровой музыки стали археологические открытия: при раскопках древнего города Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых двухструнках. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее двух тысяч лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА К наиболее архаичным образцам домбровой и сыбызговой музыки относятся кюи-легенды с названиями птиц и животных - «Акку»(«Лебедь»), «Каз»(Гусь»), «Нар»(«Верблюд»), кюи о хромоногих существах и несчастной охоте - «Аксак кыз»(«Хромая девушка»), «Аксак кулан»(«Хромой кулан»), кюи-плачи об утонувших детях и детенышах зверей - «Жорга аю»(«Медведь-иноходец»), «Зарлау»(«Плач»), «Жетым кыз»(«Девочка-сирота») и др. Все они сохранили отголоски древних форм религии, культов и тотемных представлений народа и до сих пор несут в себе живую историю безмолвно ушедших тысячелетий.

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Только к 19 веку казахская музыка освобождается от сковывающих цепей религии и обряда и начинает развиваться как самоценное художественное творчество. Этот период стал поистине духовным ренессансом нации, давшим расцвет основных музыкальных традиций народа - инструментальной, песенной, акынской. На обширной территории Казахстана формируются различные локальные профессиональные композиторские и исполнительские школы, при этом каждый регион предлагает своего рода «специализацию» в развитии конкретных традиций.

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Так, территория Западного Казахстана стала центральной зоной в развитии домбрового кюя токпе, а ареал Сары арки (Центральный Казахстан) - эпицентром профессиональной песни, юго- западный регион (Кармакчинский район) сохранил и развил богатейшие традиции эпического сказительства, а Жетысу - традиции айтыса - состязательного искусства акынов-импровизаторов. Имена Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Казангапа, Дины, Биржана, Ахана, Жаяу Мусы, Естая, Ибрая, Нартая, Мади, Мухита, Абая, Кенена Азербаева вошли в историю не только казахской, но и мировой музыкальной культуры.

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В 20 веке казахская музыкальная культура обогащается новыми формами музицирования и жанрами. За небольшой в масштабах истории отрезок времени республика освоила многоголосие и весь жанровый арсенал классической европейской музыки - оперу, симфонию, балет, инструментальный концерт, кантату, ораторию, ансамблевые, оркестровые и хоровые исполнительские формы, создала новую профессиональную композиторскую школу, базирующуюся на письменном типе творчества. На основе органичного синтеза национального содержания и европейских форм в е годы 20 столетия были созданы классические произведения казахского оперного искусства - «Кыз Жибек» Е. Брусиловского, «Абай» А. Жубанова, Л. Хамиди, «Биржан и Сара» М. Тулебаева.

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В х гг. в республике достигает расцвета один из самых сложных жанров европейской инструментальной музыки - симфонический, в рамках которого создаются как композиции, близкие по форме к лассическим, - симфонии Г.Жубановой, К. Кужамьярова, так и возник ает новый жанровый синтез - симфонический кюй. Большую любовь у национальной аудитории получили оркестровые и хоровые интерпретации казахской монодической музыки.

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА На современном этапе развития в Казахстане сформировалась разветвленная структура музыкальной культуры. Здесь каждый может найти то, что ему по душе. Наряду с исполнительским и композиторским творчеством в европейских жанрах в республике продолжают развиваться традиционные формы музицирования, функционирует мировая массовая музыка рок, эстрада, джаз) и религиозная музыка мировых концессий, фольклор и устные профессиональные традиции народов, населяющих Казахстан - уйгуров, корейцев, немцев, дунган, русских, татар.

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В республике работают исполнительские коллективы различного художественного профиля - Государственный симфонический оркестр, оркестр казахских народных инструментов им. Курмангазы, хоровая капелла, ансамбль народного танца, Государственный квартет, эстрадные ансамбли, духовой и джазовый оркестры. Казахстан - родина многих выдающихся исполнителей классической музыки мирового масштаба - Е. Серкебаева, Б. Тулегеновой, Г. Есимова, А. Днишева, Г. Кадырбековой, А. Мусаходжаевой, Ж. Аубакировой и колыбель звезд казахской музыкальной диаспоры за рубежом - М. Бисенгалиева, Э. Курмангалиева, сестер Накипбековых.

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Изо дня в день, из года в год, как и прежде, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее.

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Виды казахских домбр: - кос iшектi (двухструнная); - yш iшектi (трехструнная); - кен шанакты (ширококорпусная); - аша, екi жакты (двухсторонняя); - iшi iшектi (подгрифная); - кyыс мойын (с полым грифом); - шiнлкiлдек;

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА(КОБЫЗЫ)

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА(САЗГЕН)

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА(ДАБЫЛ)

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА(МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ) домбра, кобыз и их разновидности, сыбызгы, уульдек, сазген, желбуаз, желкабыз, дангра, дабыл, дауылпаз, шындауыл, керней, дудыга, дунгиршек, токылдак, асатаяк, адырна, шыртылдауык, сакпан, сырнай, кепшик, жетыген, бугышак, шын, шанкобыз, ауыз сырнай

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА На сегодняшний день в республике активно функционируют специализированные детские музыкальные школы им. К. Байсеитовой и А. Жубанова, Алматинская Государственная консерватория им. Курмангазы, Национальная Академия музыки в Астане, Государственный театр оперы и балета им. Абая, Казахская Государственная филармония им. Джамбула, Казахконцерт, Институт литературы и искусства им. М. Ауэзова и другие музыкально-образовательные, научные и культурные учреждения. Ежегодно наша суверенная республика собирает творчески одаренную молодежь на фестивалях «Дни новой музыки», «Жигер», «Алтын алма», Международном конкурсе «Азия дауысы», а народных музыкантов - на Международном фестивале традиционной музыки.