2008 г. Система формирования кредитных историй: возможности и эффективность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кредитные истории. Состояние рынка услуг бюро кредитных историй.
Advertisements

Кредитные истории : федеральный закон – открываемые возможности 2008 г.
Кредитные истории: новая услуга, новые возможности.
Федеральный закон «О кредитных историях» новые возможности для кредитора Воронин Б.Б. Руководитель Центрального каталога кредитных историй т.
Работа коллекторского агентства с бюро кредитных историй и ЦККИ (материал для обсуждения)
Идеология закона Кредитная история Кредитным организациям необходимо дать возможность адекватно оценить заёмщика (физическое лицо) Кредитным организациям.
Современный уровень развития бюро кредитных историй в России. Петербургский ипотечный форум 22Мая2008.
4-й ежегодный НБКИ-Форум 31 октября 2013, гостиница «Украина» Оценка рынка кредитования на основе данных Центрального каталога кредитных историй 2013.
Влияние Федерального закона О кредитных историях на кредитную работу Банка. СКОРИНГ.РУ Бюро кредитных историй.
Принципы построения Федерального закона «О кредитных историях» Теория и накопленная практика применения.
Equifax Confidential and Proprietary Снижение кредитных рисков с помощью Бюро кредитных историй IX Национальная конференция по микрофинансированию 19 ноября.
ЦЕНТР МИКРОФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Тел.: 8(800) Эл. почта: Web:
Оценка эффективности Бюро кредитных историй.. 2 История БКИ Скоринг.ру Зарегистрировано 17 марта 2004г. Получена лицензия Государственной технической.
Организация работы бюро кредитных историй на примере ООО «УБКИ» Докладчик: Советник Председателя Правления ПриватБанка Лисицкий Виктор Иванович.
Заседание Международного Банковского Совета. Круглый стол «Опыт работы кредитных бюро в странах Центральной и Восточной Европы» Опыт работы Объединенного.
Торможение розничного кредитования Москва, 24 марта 2014 года Алексей Волков, директор по маркетингу НБКИ.
КРЕДИТНЫЙ РЕГИСТР: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Управление Кредитный регистр Апрель/2013.
Конференция «Финансовые услуги малому и среднему бизнесу» БЮРО КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЙ – НОВОЕ ЗВЕНО В ИНФРАСТРУКТУРЕ КРЕДИТОВАНИЯ МСБ БЮРО КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЙ.
1 Опыт построения скоринговых моделей, основанных на использовании информации о социальных сетях. Руководитель департамента розничного кредитования Раев.
Проблематика специализированных бизнес-процессов электронного документооборота в зависимости от задач организации Игорь Городничев Директор направления.
Транксрипт:

2008 г. Система формирования кредитных историй: возможности и эффективность

более 35 млн. титульных частей уникальных по БКИ (в ноябре 2006 г. – 10 млн.) 99,6% физические лица, 0,4% юридические лица на 5-ть крупнейших БКИ приходится более 94% титульных частей ежемесячно растет количество запросов в БКИ (оценочно более 1 млн. в месяц) «Хит-рейт» ЦККИ: 25% для ЮЛ (около 1% запросов) и 45% для ФЛ. Характеристики развития системы

Распределение субъектов кредитной истории по возрастам (по данным ЦККИ) в возрасте более ,2%; в возрасте менее 18 лет - 0,2 %; в возрасте лет - 15,5%; в возрасте лет - 44,7%; в возрасте лет - 37,4%. Кредит доступен людям трудоспособного возраста

-г. Москва и Московская область, -Республика Башкортостан, -Свердловская область, -Краснодарский край, -Челябинская область, -Республика Татарстан, -Ростовская область, -г. Санкт-Петербург, -Самарская область -Нижегородская область. На 10-ть приходится 35%, а на 20- ть – 60% субъектов кредитной истории: информация распределена достаточно выровнено Выводы: Если есть банки и заемщики то по такому региону есть и кредитные отчеты Десять регионов-лидеров по информации о физических лицам – заемщиках (по данным ЦККИ)

Кредитная история это информация о том, как исполнялись (исполняются в настоящее время) и каковы текущие обязательства по кредиту (займу) гражданином или компанией. Кредитная история

Сверхзадолженность населения «есть шансы избежать проблем» При отсутствии текущей задолженности в бюро кредитных историй: -«развитая страна»: проблема требующая вмешательства государства: Франция 700 тыс. семей в состоянии сверхзадолженности (при населении 61 млн. чел.); - «развивающаяся страна»: кризис потребительского кредитования: Южная Корея, Чешская республика.

Существо кредитной истории - Поток фактов об обслуживании кредита. - Не досье о гражданине; - Не содержит суждений; - Не содержит понятия «плохая» или «хорошая» кредитная история. Значит выводы банку надо делать самостоятельно Пример 1: у заемщика отличные платежные привычки по всем 7-ми кредитным картам лимит по которым выбран. Пример 2: Ваш заемщик обслуживает автокредит, но перестал платить по потребительскому кредиту другой кредитной организации

Платежные привычки + Обслуживаемая задолженность = Кредитная история Отсев плохих заемщиков + Определение хороших заемщиков = Использование Кредитной истории Внешние источники + Внутренние источники = Адекватная оценка заемщика Советская власть плюс электрификация всей страны есть социализм

Новые возможности которые открывает кредитная история Можно разделить заёмщиков на «надёжных» и «плохих» (на любое количество категорий-подвидов) и предложить каждой категории специфические условия услуги. «Надёжный» потенциальный клиент получит привлекательные условия, не переплачивая за того - «плохого» парня. Да, банк знает сколько должен ему клиент и как аккуратно он оплачивает обязательства. Но может ли быть выдан новый кредит если не учтена информация из других банков? Данные БКИ (внешние данные: кредитная история) дополняют данные кредитной организации (внутренние данные: информация по счетам) и в целом формируют единый профиль клиента.

Оценка платёжных привычек Скоринг (балльная оценка) - прогноз «платёжных привычек» потенциального заёмщика, основанная на массиве статистических данных накопленных кредитных историй множества заёмщиков. Информация должна быть достоверной и статистически значимой, распределённой пространственно и во времени (по разным стадиям экономического цикла). Клиент описывается рядом переменных. Например: возраст, род деятельности, место жительства, семейное положение, образование, наличие собственности и пр. (до 40 показателей на этапе разработки модели и менее по мере накопления данных) Оценка поведения: длительность просрочки (от 0 дней). Можно оценивать на «своих» данных, но прогноз хуже, чем мог бы быть при использовании данных БКИ. Скоринг традиционно используется при потребительском кредитовании и при кредитах малому бизнесу (80% МБ может быть оценена основываясь на скоринговой оценке. Требует: постоянного уточнения дополнения и проверки (мониторинга).

Жулики Объявление из метро Банк дает деньги. Деньги мошенники делят 50 на 50 (если у «заемщика» московская прописка)

Услуги бюро кредитных историй -предоставление кредитных отчетов; -статистика по заемщикам банка, отслеживание состояния кредитной истории заемщиков банка; -предоставление информации о запросах (не все); -скоринговая оценка и средства оценки возможного мошенничества; -проверка данных паспорта (и иные базы легальные базы например по юридическим лицам); -поиск данных в БД Центрального каталога кредитных историй.

Результаты Управление риском – возможность определения уровня приемлемого риска и соответствующую этому долю рынка. Становится возможным сегментировать рынок и обращаться к определённым группам клиентов с определённой услугой и её ценой. Увеличивается скорость предоставления услуг, что определяет появление новых продуктов. Следствием вышеперечисленного становится: - увеличение кредитования; - справедливая цена услуги для клиента, увеличивается лояльность «надёжных» клиентов; -упрощение контроля и автоматизация с повышением эффективности (но требует начальных затрат средств и времени). -возможность передачи на аутсорсинг (полностью или частично) Накопление кредитных историй оказывает так же дисциплинирующее влияние на клиентов.

Бюро кредитных историй и источник информации Источник информации на основании договора присоединения заключаемого с бюро и разрешения субъекта кредитной истории передаёт информацию о ходе исполнения договора кредита (займа) Возможна передачи информации в несколько бюро. Информация должна передаваться: - в полном объёме, без искажений; - в срок до 10 дней; - в электронном виде В случае поступления заявления от субъекта кредитной истории бюро может перепроверить накопленную информацию у источника информации

Отношения кредитор - заемщик Кредитор - КОЗаемщикПередача в БКИ не согласенсогласенпроисходит согласен происходит не согласен не происходит согласенне согласенне происходит, но будет ли выдан кредит? Предварительная фильтрация заемщиков банком, желающим получить кредитный отчет и дисциплинировать заемщика.

Что мешает? (мнение НБКИ) - недоработанную технологию получения кредитных отчетов в самих банках (58 % банков); - отсутствие в банках внутренних регламентов и процедур по использованию кредитных отчетов (25 %); - отсутствие у сотрудников банков необходимых навыков использования кредитных отчетов (16.5 %).

Защита прав субъекта кредитной истории Клиент Титульная часть Основная часть Доп. часть Бюро кредитных историй Суд Уполномоченный госорган Жалоба Обжалование любой части кредитной истории Проверка Предписание Требование об исключении из реестра в случае не выполнения предписаний Обжалование через суд Не проведение (несвоевременное проведение) проверки – штраф тыс. руб. Не обоснованный отказ в исправлении – штраф тыс. руб.

Ответственность за разглашение кредитной истории Разрешение даётся заёмщиком не на разглашение, а на передачу и накопление информации (кредитором в адрес бюро) и получение кредитного отчёта (кредитором от бюро) определённым лицом. Предусмотрена ответственность за незаконное получение и распространение информации составляющей кредитную историю (или кредитного отчёта) вне зависимости от источника «утечки» и если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния то: - для граждан административный штраф 1-2,5 тыс. руб.; - для должностных лиц административный штраф 2,5-5 тыс. руб. или диcквалификация на срок до 3-х лет; - для юридических лиц административный штраф тыс. руб.

Что делать? - - заключить договора с БКИ (одним или несколькими); -определить процедуры получения согласий заемщика и получение информации из БКИ при наличии согласия; -создать комплекс организационно-технических мероприятий связанных с передачей в БКИ информации и её полнота; -формировать код субъекта кредитной истории; -создать комплекс организационно-технических мероприятий связанных с взаимодействием с ЦККИ субъектов и пользователей кредитных историй; -не терять информацию в случае переключения кредитной организации с одного БКИ на другое БКИ - передавать информацию в бюро при наличии согласия

Центральный каталог кредитных историй ч.I Создан Банком России в целях сбора, хранения и предоставления потенциальным пользователям кредитных историй информации о бюро кредитных историй, в котором сформирована кредитная история конкретного субъекта кредитной истории, обеспечения информационного взаимодействия между бюро кредитных историй и осуществления временного хранения баз данных ликвидированных (реорганизованных, исключенных из государственного реестра бюро кредитных историй) бюро кредитных историй. Хранит титульные части всех кредитных историй, которые ведут бюро кредитных историй на территории страны. Вправе устанавливать формы представления информации из бюро кредитных историй. Представляет информацию субъектам кредитных историй и пользователям кредитных историй на безвозмездной основе на основании их запросов, содержащих информацию о субъекте запрашиваемой кредитной истории из титульной части кредитной истории.

Центральный каталог кредитных историй ч.II Взаимодействует с кредитными организациями, бюро кредитных историй, субъектами и пользователями кредитной истории по электронной почте. Информация поступает в зашифрованном виде от бюро и по отдельным каналам связи от кредитных организаций. Ответ на запрос поступает немедленно после его обработки сервером. Работа с Центральным каталогом кредитных историй может быть встроена в IT-систему управления кредитной организацией (или иной компании) Кредитная организация пересылает запросы и получает ответы через каналы связи Банка России

«Пример из жизни». Заемщик заполняя кредитную заявку (анкету) сознательно не стал указывать в ней уже имеющиеся кредитные обязательства другим банкам. Кредитная организация получив согласие заемщика на получение отчета о нём получает справку из ЦККИ, в которой указано, что кредитная история формируется в таких-то БКИ. Становится очевидно что информация в заявлении (анкете) неверна. В 30-50% запросов субъект находится в базе ЦККИ Более подробная информация может быть получена только из БКИ с которыми у кредитной организации заключены договора. ЦККИ не конкурент БКИ, а инфраструктура рынка услуг формирования кредитных историй. ЦККИ это также сервис для самих заёмщиков что бы заемщик мог найти, получить и проверить свой кредитный отчет Проверка анкеты потенциального заемщика в ЦККИ

ООО «Глобал Пейментс Кредит Сервисиз»; ОАО «Национальное бюро кредитных историй»; ЗАО «Бюро кредитных историй «Инфокредит»; ООО «Кредитное бюро Русский Стандарт»; ЗАО «Бюро кредитных историй Экспириан-Интерфакс». Крупнейшие бюро кредитных историй по данным ЦККИ Рынок услуг БКИ высоко консолидирован –94% на 4-х 35 млн. уникальных титульных частей во всех БКИ.

«Примеры из жизни». Получение согласия от заемщика на накопление кредитной истории дисциплинирует заемщика – снижение числа и длительности просрочек. Около 8% кредитных историй содержат информацию о просрочках более 90 дней или отсутствию платежей* – все эти заемщики успешно прошли оценку кредитоспособности и проверку СБ в других банках. Более 18% заемщиков уже обслуживают 2 и более кредита* - смогут ли они обслуживать Ваш 3-й кредит? Можно уже учиться на чужих ошибках (получать кредитные отчёты из бюро) * по данным НБКИ и ГПКС Эффект от работы с бюро кредитных историй

Например: неприемлемый заёмщик - который: - допускает просрочки более 90 дней; - не производит даже первого платежа по кредиту (мошенничество); - имеет чрезмерную задолженность (например 3-и и более кредита). Предположим (с учётом статистики НБКИ и ГПКС), что доля таких субъектов в базе бюро кредитных историй может быть около 12%. Во всех БКИ накоплено около 35 млн. кредитных историй, что составляет около 50% о всего трудоспособного населения страны (70% или от числа потенциальных заемщиков). Эффективность бюро кредитных историй по определению неприемлемых заемщиков (вводные данные)

Значит при 35 млн. субъектов информация может быть найдена для каждого второго заемщика. Из них каждый восьмой – неприемлемый. При стоимости отчета 20 руб., стоимость процедуры определения такого «неприемлемого» заемщика (а он как показывает сам факт нахождения его в базе БКИ не определяется традиционными методами) можно оценить в 160 руб. (оплачивается 8-мь не пустых отчетов) С учётом вероятности нахождения потенциального заёмщика появляется возможность снизить невозврат почти на 50% Один «повторный» дефолт (по статистике НБКИ) в среднем имеет величину руб. >> 160 руб. Увеличение информационных баз БКИ ведет росту случаев обмена «160» на «91000», стоимость отчета в примере скорее завышена – в БКИ скидки на количество. В примере не учитывается эффект от получения «положительных» отчетов. Эффективность бюро кредитных историй по определению неприемлемых заемщиков (оценка)

Контакты Воронин Борис Борисович Телефоны: Мобильный: Вопросы по Федеральному закону – письменно в Банк России (или через ТУ) по адресу Москва, Житная ул. д. 12