Логоритмика. Логоритмика- это Своеобразная форма активной терапии Своеобразная форма активной терапии Средство коррекционного воздействия Средство коррекционного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА – одно из звеньев педагогики, которое связывает воедино слово (звук), музыку и движение.
Advertisements

ДОКЛАД. Музыкальное воспитание, как средство раскрытия творческого потенциала детей с ограниченными возможностями. Вихрова О.А.
Тема: Логоритмика на музыкальных занятиях ЦЕЛЬ: Способствовать развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 11»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми.
Сообщение на РМО муз. руководителей Подготовила - Евсович И.У.
Музыкальные игры в ДОУ. Игра - оптимальное психолого-педагогическое средств, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Цели : 1.Удовольствие.
Логоритмика как средство коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в условиях речевой группы Шумахер О.В. учитель-логопед.
Подготовила: КочетковаЕ.Р. музыкальный руководитель МБДОУ 54.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
Учитель – логопед: Метельская Елена Михайловна МБДОУ 41 «Рябинушка»
о бразовательные : - формировать рече- двигательные умения и навыки средствами синтеза слова, музыки и движения; воспитательные: - воспитывать и развивать.
Программа дополнительного образования Логоритмика Составили: Шелкова С.В., Линник В.И музыкальные руководители Шульга О.В. учитель-логопед Детский сад.
ПОДГОТОВИЛА: ВАСИЛЬЕВА ЭЛЬВИРА ГЕННАДЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Подготовила учитель-логопед : МАДОУ «Детский.
Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда МБДОУ «Детский сад 36» г. Краснокамск Учитель – логопед: Коломиец Н.А.
«Структура логоритмических занятий при разных речевых нарушениях» Подготовила учитель-логопед ГБДОУ црр д/с 23 Иванова Марина Николаевна.
Содержание: Содержание 1.Характеристика ритмики, как вида исполнительской музыкальной деятельности 2.Значение музыкально ритмического воспитания для формирования.
Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда ГБОУ «Ялгинский детский дом-школа» Учитель – логопед: Колотухина М. А.
Логопедическая ритмика СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, СРЕДСТВА ЛОГОРИТМИКИ.
Транксрипт:

Логоритмика

Логоритмика- это Своеобразная форма активной терапии Своеобразная форма активной терапии Средство коррекционного воздействия Средство коррекционного воздействия

Цель логоритмики- Преодоление речевого нарушения с целью успешной социальной адаптации

Цели занятий логоритмики: Оздоровительные Коррекционные Воспитательные

Общедидактические принципы Систематичности Сознательности и активности Наглядности Доступности и индивидуализации Постепенного повышения требований

Специфические принципы Развития Развития Всестороннего воздействия Всестороннего воздействия Этиопатогенетический Этиопатогенетический Учета симптоматики Учета симптоматики Комплексности Комплексности

Особенности логоритмики Благоприятные условия для установления равновесия ЦНС Музыкотерапевтическое воздействия на психику Выявление индивидуального ритма человека Упорядочение и совершенствование двигательных, ритмических процессов Учет возрастных особенностей, структуры речевого дефекта

Звенья логоритмики 1- развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов 1- развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов 2- развитие речи и коррекция речевого недоразвития или нарушения 2- развитие речи и коррекция речевого недоразвития или нарушения

1 звено Развитие восприятия, слухового внимания и памяти звуковысотного слуха звуковысотного слуха Эмоциональной отзывчивости на музыку Эмоциональной отзывчивости на музыку ритмического слуха ритмического слуха целостного восприятия музыки целостного восприятия музыки Творческого воображения Творческого воображения Оптико-пространственных представлений Оптико-пространственных представлений Координации движений Координации движений

Чувства ритма в движении Темп Темп Метр (размер) Метр (размер) Ритмический рисунок Ритмический рисунок

При отсутствии творческих способностей Со стеснительными, заторможенными детьми – наибольшее число элементов творчества Не критиковать неудачные композиции Вводить после овладения элементарными творческими умениями Диапазон творческих тем сообщается всем детям

2 звено Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания Развитие орального праксиса Развитие просодики Развитие фонематического восприятия Воспитание темпа и ритма речи Коррекция звукопроизношения

Связь слова, движения и музыки Движения речь 2 СС Движения речь 2 СС

Уровневая организация движений А-уровень палеокинетических регуляций = рубро-спинальный уровень ЦНС А-уровень палеокинетических регуляций = рубро-спинальный уровень ЦНС В- уровень синергий=таламо- паллидарный В- уровень синергий=таламо- паллидарный С-уровень пространственного поля=пирамидно-стриадный С-уровень пространственного поля=пирамидно-стриадный

С 1 - стриарный С 1 - стриарный С 2 -пирамидный С 2 -пирамидный D- уровень действий D- уровень действий Е – высший кортикальный уровень Е – высший кортикальный уровень

Формулы движений Энграммы экфория

Порядок экфорирования энграмм Цепочка Цепочка Гребенка Гребенка

Нарушения движения Дизметрия Атаксия Др.

2 ступени освобождения Снятие фиксации Снятие фиксации Максимальное использование реактивных явлений Максимальное использование реактивных явлений

Логоритмика при заикании Невротическое неврозоподобное

Дифференцировка при проведении занятий При невротическом заикании: -воспитывать точность, четкость движений, быстроту двигательной реакции, умение переключать активное внимание на качество выполнения действий -упражнения на нормализацию мышечного тонуса -формировать чувство коллективных действий -занятия в образной форме

При неврозоподобном заикании: -увеличивать сроки подачи материала -детально расчленять материал -работа над координацией и переключаемостью движений -чередовать статические и динамические упражнения -работа над общим развитием речи, а также слуховым вниманием и восприятием

Построение занятий Ритмическая разминка Ритмическая разминка Музыкально-ритмические упражнения Музыкально-ритмические упражнения Слушание музыки (1 произведение) Слушание музыки (1 произведение) Пение (2-3 произведения) Пение (2-3 произведения) Упр. для развития мелкой моторики Упр. для развития мелкой моторики Упр. для развития речевых и мимических движений Упр. для развития речевых и мимических движений Игра Игра Заключительная ходьба Заключительная ходьба

Ритмическая разминка Цель- ориентация на дисциплину и организованность Вводная ходьба Вводная ходьба Шаги на носках и на пятках Шаги на носках и на пятках Несложные перестроения Несложные перестроения Легкий бег Легкий бег Чередование ходьбы и бега Чередование ходьбы и бега

Развитие внимания Смена движений Наблюдение за движением взрослого, куклы, артиста и др. Воспроизведение движений Одновременное выполнение нескольких действий Специальные игры

Упражнения, регулирующие мышечный тонус Цель-устранение напряженности, скованности, воспитание свободы движений Отдельные задания на расслабление или напряжение мышц

Развитие темпа и ритма Развитие чувства темпа и ритма Движение под музыку Движение под музыку Построения Построения Упражнения с предметами Упражнения с предметами Пляски Пляски Отхлопывание, отстукивание ритма Отхлопывание, отстукивание ритма Пропевание слов на заданные ритмы Пропевание слов на заданные ритмы Поющие дорожки или лабиринты Поющие дорожки или лабиринты Синкопированные дорожки Синкопированные дорожки

Координация движений Сочетание разнородных движений в направлении, скорости, напряженности Упражнения пляски импровизации с предметом

Слушание музыки Разнообразные музыкальные произведения: При невротическом - создание нужного фона настроения При невротическом - создание нужного фона настроения При неврозоподобном – контрастные музыкальные произведения При неврозоподобном – контрастные музыкальные произведения

Пение Нормализация дыхания Коррекция темпа речи

Развитие речевых и мимических движений Точность Точность Переключаемость Переключаемость Увеличение объема Увеличение объема

Развитие мелкой моторики Ловкость, точность, переключаемость – невротическое Ловкость, точность, переключаемость – невротическое Формирование координации, силы тонких движений, навык работы с мелкими предметами - неврозоподобное Формирование координации, силы тонких движений, навык работы с мелкими предметами - неврозоподобное

Игра Речевые Подвижные Музыкальные Интегрированные

Заключительная ходьба под марш спокойного характера или

Устная речь Путем вербализации игровых ситуаций Путем вербализации игровых ситуаций В ходе разучивания песен В ходе разучивания песен Усложнение ее форм Усложнение ее форм

Счетные упражнения Целесообразно вводить в начале занятия

Упражнения с предметами Координация движений Регуляция мышечного тонуса Работа над чувством темпа и ритма

Групповые упражнения с элементами танцев Развитие общей моторики Координации движений Чувства темпа и ритма Двигательная разрядка

Распевки и песни Сначала медленный темп Затем быстрый с диапазоном 5-10 тонов

Речевые упражнения Стихотворные мелодекламации Прозаические мелодекламации

Логоритмика в работе с детьми с алалией Материал заданий доступен, не требует непосильного напряженияМатериал заданий доступен, не требует непосильного напряжения Способ подачи близок к игровой форме упражненийСпособ подачи близок к игровой форме упражнений Восприятие облегчается систематичностью и плановостью подачи материалаВосприятие облегчается систематичностью и плановостью подачи материала

Требования к занятиям Количество детей – не более 12 человек Количество детей – не более 12 человек В утреннее время В утреннее время Специальная одежда и обувь Специальная одежда и обувь Максимальное время занятия -45 минут Максимальное время занятия -45 минут

Разделы занятия Пение Вводные упражнения Речевое упражнение без музыкального сопровождения Упражнения, активизирующие внимание, память, восприятие Упражнения, воспитывающие чувства темпа, ритма, метра Игра Заключительное упражнение

Пение Содержание Текст Темп Диапазон Длительность фраз

Вводные упражнения Маршировка в различных направлениях Разнообразный темп движения

Речевые упражнения без музыкального сопровождения Без движений С движениями

Упражнения, активизирующие внимание, память, восприятие Легкость Легкость Доступность Доступность Тщательная подготовка Тщательная подготовка

Упражнения, воспитывающие чувство метра, ритма, темпа Эмоциональное содержание музыки Эмоциональное содержание музыки Фигурные построения Фигурные построения Пляски Пляски Упражнения с мячом Упражнения с мячом

Игры С музыкой С музыкой Без музыки Без музыки С речевым материалом С речевым материалом Без речевого материала Без речевого материала

Заключительные упражнения Маршировка Слушание музыки сидя Танцевальные движения под спокойную музыку

Логоритмика при дизартрии Задачи: Подавить патологические двигательные реакции Улучшить координацию движений Улучшить общую двигательную активность Содействовать развитию психологической базы речи Содействовать нормализации речевой функции

Развитие внимания Специальная стимуляция Специальная стимуляция Быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители Быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители Укрепление зрительной, слуховой и моторной памяти Укрепление зрительной, слуховой и моторной памяти Развитие волевой сферы через способность к сосредоточению Развитие волевой сферы через способность к сосредоточению

Развитие общей моторики ТанцыХороводы Подвижные игры Координация речи с движением

Просодика Пение Специальные упражнения Инсценировки со сменой силы, высоты, тембра голоса Артикуляторные дыхательные упражнения

Артикуляционный аппарат Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика Речевые игры со звукоподражанием Речевые игры со звукоподражанием Безречевые игры Безречевые игры

Фонематический слух Связь звуков с музыкальными образами Связь звуков с музыкальными образами С движениями (фонетическая ритмика) С движениями (фонетическая ритмика) игры игры

Развитие мелкой моторики Игры на музыкальных инструментах Пальчиковые игры (Е.Железнова «Веселые мышки») Театр Би-ба-бо Пальчиковый театр Др.

Сочетание музыки, речи и движения И.М.Догель, И.М.Сеченов И.Р.Тарханов В.М.Бехтерев Н.Я.Баясов

Влияние музыки На сердечно-сосудистую систему На сердечно-сосудистую систему Дыхательную Дыхательную Двигательную Двигательную нервную нервную

Положительные эмоции от музыки Оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы Снимают психоэмоциональное напряжение Мобилизуют резервные силы Стимулируют творчество

Музыка - звучащее мироощущение Расширяет эмоциональный спектр личности Позволяет сочетать познавательные и эмоциональные моменты Обеспечивает художественное развитие детей

Коррекционное воздействие логоритмики (направления): Коррекция психосоматических нарушений Коррекция психосоматических нарушений Коррекция отклонений в психоэмоциональной сфере Коррекция отклонений в психоэмоциональной сфере Коррекция социально-адаптационных проявлений Коррекция социально-адаптационных проявлений Активизация творческих способностей Активизация творческих способностей

Применение логоритмики определяется: Вариантом имеющегося у ребенка нарушения Музыкально-коррекционными задачами Возможностями самого ребенка

Восприятие музыки у детей с ТНР Главный показатель определения эффективности применения музыки – умение эмоционально откликаться на музыку различного характера Главный показатель определения эффективности применения музыки – умение эмоционально откликаться на музыку различного характера По способу воздействия музыкотерапия подразделяется на По способу воздействия музыкотерапия подразделяется на*рецептивную*активнуюинтегративную

Рецептивная музыкотерапия Направлена на регуляцию вегетативных процессов, формирование положительного психоэмоционального состояния, релаксацию * «Музыкальные картинки»

Активная музыкотерапия Пение Пение Игра на музыкальном инструменте Игра на музыкальном инструменте

Танцетерапия Представление образа Представление образа Передают собственное отношение к персонажам Передают собственное отношение к персонажам

Результаты логоритмического воздействия Повышение самооценки личности Повышение эффективности коррекционной работы Возможность творческого самовыражения и объединение индивидуальностей в общество

Диагностический срез по музыкально-ритмическому развитию детей по 6 балльной системе 1, 2 б. – низкий уровень музыкального развития 3, 4 б. – средний 5, 6 б. - высокий

1 балл – выполняет 1 задание с ПВ из балла - 2 задания -»»- 3 балла – 3 задания –»»- 4 балла - 4 задания с небольшой ПВ из баллов – 5 заданий с незначительной ПВ 6 баллов – самостоятельно выполняет все задания

Задачи (доп.) Воспитывать уверенность в своих силах, создавать положительный настрой Развивать музыкальные способности, тембровый, ладовысотный, динамический, ритмический слух Формировать художественную культуру личности, активизировать речь Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание и зрительную память, координацию речи с движением, развивать общую двигательную аактивность

Принципы Социально значимой направленности обучения Социально значимой направленности обучения Практической направленности обучения Практической направленности обучения Коррекционно-развивающего обучения Коррекционно-развивающего обучения Комплексного обучения Комплексного обучения Индивидуального обучения Индивидуального обучения

Отличие от музыкальных занятий Формирование коммуникативного опыта ребенка Коррекция дефектов речевого развития

Этапы логоритмических занятий Налаживание психологического контакта Диагностический коррекционный

Для восприятия музыки необходимо Ладовое чувство Ладовое чувство Способность к слуховому представлению Способность к слуховому представлению Музыкально-ритмическое чувство Музыкально-ритмическое чувство

Логоритмика с детьми с ДЦП 1 этап работы – «Музыка – язык чувств» 1 этап работы – «Музыка – язык чувств» 2 – «О чем рассказывает музыка» 2 – «О чем рассказывает музыка» 3- «Как рассказывает музыка» 3- «Как рассказывает музыка»

Обучение певческим навыкам Создавать положительный настрой Создавать положительный настрой Развивать арт. аппарат Развивать арт. аппарат Различать правильное и неправильное пение Различать правильное и неправильное пение Помогать проявлению творческих способностей Помогать проявлению творческих способностей Регулировать проявления нервных процессов Регулировать проявления нервных процессов

Приемы вокалотерапии Эмоциональное выразительное исполнение песни Игровой прием Обучающий Поочередное исполнение музыкальных фраз или звуков Образные творческие задания

Игра на музыкальных инструментах Для детей со спастической диплегией – спокойный, медленный темп игры Для детей с атонически-астатической формой – пьесы, где предусмотрена точность, быстрота и соразмерность движений

Оркестр Учет индивидуальных навыков Создание обстановки, активизирующей неуверенных детей Поочередные задания каждому ребенку Индивидуальная работа

Танец Народная пляска Народная пляска Импровизация Импровизация Хороводы Хороводы Образные танцы Образные танцы Танцы с сюжетным построением Танцы с сюжетным построением Классические танцы Классические танцы Др. Др.