Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Преемственность в работе школьного и дошкольного звена по предупреждению и устранению дисграфии и дислексии.
Advertisements

Рожнева Л. А Влияние устной речи на усвоение письма и чтения.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
«Наглядный материал для дифференциации звуков «Л-В» Мариупольская городская ПМПК Учитель-логопед Хаевская А.Н.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Своевременное устранение речевых недостатков имеет крайне важное значение для общего развития ребёнка, т.к. речевой дефект, каким бы он ни был по степени.
МОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ На развитие ребёнка влияет окружающая его обстановка, особенно, если малыш ещё только начинает познавать мир. А детям с речевыми.
о бразовательные : - формировать рече- двигательные умения и навыки средствами синтеза слова, музыки и движения; воспитательные: - воспитывать и развивать.
Преемственность дошкольного и школьного обучения. Обучение в первом классе предполагает, что ребёнок в подготовительной группе познакомился с такими учебными.
МБДОУ – детский сад «Алые Паруса» Подготовила: учитель-логопед Зеленина Е.К.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
Материалы для родителей. 1. Ребёнок правильно произносит все звуки. 1. Ребёнок правильно произносит все звуки. 3. Умеет выделять слова из предложения,
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ учитель-логопед МОУ СОШ 19 г. Белгорода Нестеренко Анна Юрьевна.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Занятия с логопедом. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Непременным условием нормального развития речи является своевременное.
Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики.
Транксрипт:

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников 1

Нарушения письменной речи Для обозначения недостатков письменной речи употребляют термины «дисграфия» (от лат. «графо» - пишу) и «дислексия» (от лат. «лексо» - читаю). Частица «дис» указывает на качественное нарушение процесса. Их основными симптомами являются наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. 2

Специфические ошибки на письме Это ошибки, не связанные с применением орфографических правил, которые носят стойкий характер. Группы ошибок: 1.Ошибки на уровне буквы и слога. (пропуски, замены) «снки-санки», «кичат-кричат» 2.Ошибки на уровне слова. (раздельное, слитное написание частей) «и дут», «по дкроватью», «светитлуна» 3.Ошибки на уровне предложения или словосочетания. (отсутствие обозначения границ, ошибки в согласовании, управлении) «гуси вышли изадвора пощли на прут» 3

Устная речь выделила человека из животного мира, а письменную речь надо считать величайшим изобретением, давшим человеку способность к абстрактному мышлению. 4

Возраст, в котором появляются звуки, год Звуки 1-2 А, О, Э, П, Б, М 2-3 И, Ы, У Ф, В, Т, Д, Н 3-5 С, З, Ц Ш, Ж, Ч, Щ 5-6Л, Р появление разных групп звуков в ходе нормального становления звукопроизношения. 5

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ С 1 ГОДА ДО 3-Х ЛЕТ 1 год – малыш владеет 2-4 лепетными словами, понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами. 1,5 года – его словарный запас расширяется до лепетных слов. Пользуется однословным предложением. 1год 8 мес- в словаре 87 слов, появляются двухсловные предложения. 2 года – может строить простые фразы из 3-4 слов, появляются словоизменения. 2 года 3 месяца- появляются бессоюзные сложносочиненные предложения. 3 года – вполне сносно изъясняется, строя сложноподчиненные и сложносочиненные предложения уже из 5-8 слов, словарный запас от 250 до 700 слов, речь не всегда внятная и понятная. 6

4 года – овладевает произношением шипящих звуков и ц, словарный запас расширяется до 1500 слов, в речи встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. 5 лет – внятно говорит, не пропуская буквы, не переставляя слоги местами, его речь связная и достаточно грамотная, словарный запас – 2500 слов. 6 лет – правильно произносит все звуки, не ошибается в построении предложений, правильно используя падежи, словарный запас – 3000 слов. 7 лет – активно использует образные выражения и устойчивые словосочетания, пытается выяснить значения слов, а словарный запас минимум 3500 слов лет-запас слов доходит до (Анфура)[15] НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ С 4-Х ДО 7 ЛЕТ 7

К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения. 8

I Развитие моторики, графомоторных навыков. Развитие крупной моторики- физические упражнения. Кинестетическое и кинетическое развитие (формирование ощущений от различных поз тела в статическом и динамическом состоянии, вербализация собственных ощущений). 9

Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика Работа с трафаретами Штриховка 10

II Развитие зрительного восприятия. Развитие и тренировка зрительной памяти («Дорисуй картинку»). Совершенствование зрительно – двигательной координации («Найди слова»). Профилактика нарушений зрения. Гимнастика для глаз («Развиваем глазомер»). 11

III Развитие осязания, обоняния и вкусовых ощущений. Формировать умения осязать и словесно обозначить различные свойства предметов. Контрастные температурные ощущения (холодный горячий). Развитие обоняния, и обозначение словом ощущений. Запах приятный и неприятный. Формировать умения дифференцировать вкусовые ощущения и словесно обозначать. (кислый, сладкий, горький, соленый) Определение различных свойств предметов (гладкий – шероховатый) Развитие восприятия чувства тяжести от разных предметов и словесное обозначение барических ощущений. (тяжелый легкий). 12

IV Развитие слухового восприятия. Совершенствование умения различения речевых, музыкальных звуков и звуков окружающей среды. Развитие умения дифференцировать звуков по громкости и длительности, мелодий по характеру. Развитие умения воспроизводить звуковые имитации. Развитие чувства ритма. Развитие умения определять направление звука в пространстве. звук дождя звук будильника речевые звуки звук музыкального инструмента 13

Дифференциация -изолированных звуков: С-Ш -слогов: СА - ША, СО - ШО, ШУ - СУ; -слов: САНКИ - ШАПКА, ШУБА - СУМКА; - предложений: В холодную погоду необходимо надевать шубу и шапку. В сумке у неё лежала шапка. Ваня скатился с горы на санках. 14

V Развитие восприятия пространства и времени. Совершенствование ориентировки в собственном теле. Совершенствование ориентировки в пространстве, в помещении. Совершенствование ориентировки в линейном ряду, на листе бумаги. Формирование умения ориентироваться в последовательности событий. 15

VI Развитие речевого дыхания. Нормализация или четкое осознание правильного речевого дыхания. Использование речевых зарядок на уроках: кра-кро-кру-кры дра-дро-дру-дры Использование скороговорок для развития дыхательной системы. Всякой вещи свое место. У страха глаза велики. Использование пособий на развитие направления и силы выдоха: надуть шарик сдуть звездочку, снежинку Использование дыхательных упражнений при релаксации: «раздувание углей в костре» дуть на горячий чай, молоко 16

VII Развитие артикуляционной моторики. Развитие и укрепление артикуляционного аппарата. 17

VIII Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Развитие звукового анализа и синтеза. Обогащение и развитие словарного запаса. Развитие грамматического строя речи. 18

Ребенок должен владеть развитой системой родного языка, а именно: иметь сформированную фонетико- фонематическую систему, достаточно богатый словарный запас и владеть основными грамматическими формами, тогда он будет успешен по всем направлениям школьной программы. 19