1 Нарты, герои древних эпических сказаний многих кавказских народов - осетин, абхазов, абазин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила Перепелятникова Татьяна. Эпос кавказских народов : кабардинцев, черкесов, адыгейцев, осетин. Известен также абхазам, балкарцам, карачаевцам,
Advertisements

Нартский эпос эпос кавказских народов: кабардинцев, черкесов, адыгейцев, осетин. Известен также абхазам, балкарцам, карачаевцам, ингушам, чеченцам. Отзвуки.
Газовые законы (изопроцессы в газах) Подготовила: учитель физики ГОУСОШ8 г.Беслана РСО – Алания Ногаева Земфира Руслановна.
Работу подготовила команда «Дружба»11 а класса Под руководством кл.рук. Бондарь Л.М.
Осетинское прикладное искусство Орнамент Женское художественное шитьё Плетение ТКО 8 класс.
Музыкальные инструменты Осетии. Бибо Дзугутов родился в Горном Даргавсе. Еще в раннем детстве, заболев корью, мальчик ослеп, и уже в таком состоянии научился.
Мой край родной Башкортостан.
Созвездие стрелец. История Зодиакальное созвездие Стрельца - одно из самых древних. Считается, что его название предложено древнегреческим астрономом.
Творчество Презентация на тему: Выполнил: ………………….
Тема урока: «Религия древних греков» На небе боги есть…Так говорят. Нет! Нет! Их нет! И у кого крупица Хотя бы есть ума, не станет верить. Еврипид.
«Яблоки Гесперид». Цели: - выявление значения образа Геракла для мировой художественной культуры, осмысление значений имён героев, упомянутых в мифе;
Легенды народа мари «Юмын yдыр – Небесная пастушка».
За семью печатями Легенды и мифы древней Греции. 1 печать печать Как древние греки называли свою страну и самих себя? Эллада, эллины.
Внеклассное мероприятие-презентация Князьковой Н.П. МОУ «Зубово-Полянская СОШ 1»
Чем похожи былинные герои? Занимались исследованием воспитатели Кузнецова Е. В., Рубцова Е. В. и дети группы «Сибирячок»
ИРОН МИФОЛОГИЙЫ БАРДУÆГТ Æ. Осетинская мифология с древнейших времен повествует о невидимых покровителях осетин, которые сопровождают их всю жизнь от.
Древние корни народного искусства Древние образы в народом искусстве.
Николай Николаевич Ковалев Виртуальная выставка «Графика и живопись»
О памятках и братских могилах Великой Отечественной Войны на территории Республики Северная Осетия Алания Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная.
Алтайские героические сказания. Кайчи От поколения к поколению, из века в век, из уст в уста передавались алтайские легенды и сказания. И передавали их.
Транксрипт:

1

Нарты, герои древних эпических сказаний многих кавказских народов - осетин, абхазов, абазин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей. В национальных эпосах Нарты - могучие воины - богатыри, носители позитивного начала. Они занимаются и мирным трудом, земледелием. начала

Народный художник Осетии, заслуженный деятель искусств ГССР, основатель и первый директор Цхинвальского художественного училища, автор многочисленных картин на исторические темы, портретист, иллюстратор героического осетинского нартского эпоса, книжный график, публицист, собиратель осетинского фольклора.

Осетинский художник Азанбек Джанаев ( ) обращался к нартиаде несколько раз : в 1948 году, дипломная работа в Ленинградской академии художеств на графическом факультете, работы выполнены в стиле литографии, и в е, материалы - гуашь и картон.

ПЛАЧ ДЗЕРАССЫ НАД ТЕЛАМИ АХСАРА И АХСАРТАГА (1948) АХСАР И АХСАРТАГ (1977)

Образ Сатаны ( у адыгов Сатаней ) зародился в период матриархата, она выполняет роль мудрой советчицы нартов, наделенной волшебными чарами, однако не руководит ими прямо. В ингушском эпосе Сатане соответствует Села Сата, дочь бога грома и молнии Селы, рождённая смертной женщиной при тех же обстоятельствах. Села Сата вышла замуж за бога неба Хало : там, где она пронесла солому для брачной постели, образовался Млечный путь, там, где она пекла треугольный хлеб, образовался летне - осенний треугольник

Сырдон – сын водного божества Гатага и Дзерассы, хитрый пройдоха, который делал козни нартам. Когда обиженный Хамыцом Сырдон украл у него корову, Хамыц отыскал его тайный дом, убил всех сыновей и положил их в котёл вместо коровы. Поражённый горем Сырдон на кисть старшего сына натянул 12 жил других сыновей и изготовил фандыр ( арфу ), подарил его нартам и был принят в их общество.

Нарты пошли в поход и увидели жилище великанов уаигов. Великаны заманили их на скамейку, которая была покрыта волшебным клеем, что нарты не смогли встать, и готовились их съесть. Лишь последний вошедший нарт Сырдон смог всех спасти, натравив глупых уаигов друг на друга. Но взаимные козни нартов и Сырдона на этом не прекратились.

СослаСослан ( Сосруко у адыгов, Сеска Солса у вайнахов ) – центральный герой эпоса и один из самых любимых. Появившийся из камня, оплодотворенного пастухом при виде обнаженной Сатаны, закаленный в волчьем молоке ( кроме коленей, которые не влезли в ладью из - за хитреца Сырдона ), стал почти неуязвимым героем - богатырем.

Тотрадз сын кровного врага Сослана, последний мужчина в истребляемом им роде. В юном возрасте поднял Сослана на копье, но согласившись того не позорить, отсрочил поединок. В следующий раз Сослан справился с ним по совету Сатаны : надел на своего коня шубу из волчьих шкур и 100 звенящих колокольчиков, тем самым испугал коня Тотрадза, Тотрадз развернулся и Сослан коварно убив его ударом в спину.

Сослан в стране мертвых (1948) Решил Сослан взять в жены дочь Солнца Ацырухс, но оберегавшие ее уаиги потребовали трудного выкупа, листья с целебного дерева, растущего в Стране мертвых. C илой Сослан открыл ворота в нее и тут же был окружен мертвецами, которые были им убиты при жизни. Но пока Сослан живой, враги ничего не могли с ним сделать. Сослан добыл листья, вернулся, и сыграл свадьбу.

Саууай - зять Урызмага и Сатаны. Но с рождения они были врагами. Как - то Саууай пошел в поход вместе Урызмагом, Хамыцом, Сосланом и задумали они, чтобы стальнокопытый конь Сослана погубил Саууая, ускакал ночью за край земли, побывал в подземном мире и на небесах, а охранявший лагерь Саууай не смог его найти и навлек на себя позор у нартов. Но Саууай не только его нашел, но и привел Урызмагу огромный табун коней с дальней страны, чем заслужил к себе доверие и уважение.

Батрадз - сын Хамыца, закаленный небесным кузнецом как сталь, своим телом сокрушал врагов и любые твердыни. Его было нельзя умертвить никаким оружием, он погиб лишь в борьбе с небожителями от насланной нестерпимой жары.

Свадьба Ацамаза и Агунды (1976) Ацамаз – музыкант, под звуки свирели которого таяли ледники, рассыпались горы, из укрытий выходили животные и расцветали цветы. Услышав игру Ацамаза, его полюбила красавица Агунда, но своей просьбой подарить свирель обидела Ацамаза, и тот ее разбил. Об этом узнали небожители и выступили в роли сватов, на свадьбе Агунда возвратила Ацамазу его свирель, склеенную из подобранных обломков.

Айсана - c ын Урызмага и Сатаны, освободил землю нартов от завоевателей агуров.

ТРИ НАРТА (1948) СИМД (1948) Симд - старинный осетинский танец, массовый, двухярусный ( на плечах партнеров ), этим же словом называется исполнение танца.

Нарты, победив всех врагов, решили помериться силой с богами. По одной из версий, предоставленные перед выбором нарты отказались от вечной жизни во имя вечной славы

Родился в 1960 г. в Республике Северная Осетия - Алания. В 1983 году окончил Северо - осетинское художественное училище ( г. Владикавказ ), в 1990 Московский государственный художественный институт имени. Сурикова. Член Союза художников Москвы ( МСХ ) с 1998 г. Живу и работаю в Москве.

УАСТЫРДЖИ УАЦИЛЛА

ФАЛВАРА ТУТЫР

САФА АФСАТИ

ДОНБЕТТЫР КУРДАЛАГОН

ГАЛАГОН ГАТАГ

БАЛСАГ БАРАСТЫР

Всё это не оставляет сомнения, что материальным ядром эпоса послужил древний аланский цикл, восходящий некоторыми элементами ещё к скифской эпохе и непрерывно обогащавшийся за счёт контактов с другими народами, в том числе народами Кавказа. В. И. Абаев